Рабочая программа 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс)

Еговцева Оксана Евгеньевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_ispralennaya.docx59.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

Российская Федерация

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол №1

от 31.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Т.А. Краснобородкиной_____

31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

О.В. Дубровко_________

Приказ № 409ос

от 31.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Музыка»  

для учащихся 6 класса

                                        пгт.  Новоаганск, 2023

  1. Пояснительная записка

Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.

Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.

Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.

Музыка – временно́е искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие обучающегося, формирование всей системы ценностей.

Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.

Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации;

формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:

- приобщение к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;

- осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;

- формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;

- формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;

- расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре;

- развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

- слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

- исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

- сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

- музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование);

- творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

- исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся, их творческих способностей.

Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального общего образования и непрерывность изучения учебного предмета:

инвариантные модули:

модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

модуль № 3 «Русская классическая музыка»;

модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»

вариативные модули:

модуль № 5 «Музыка народов мира»;

модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;

модуль № 7 «Духовная музыка»;

модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены «вариативно».

Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, –34 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю).

                           2.Планируемые образовательные результаты

Планируемые результаты

В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

  1. патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурномимногоконфессиональном обществе;

- знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;

- проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

- знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

- интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2) гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;

- активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.

3) духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

- готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

- готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4) эстетического воспитания:

- восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

- осознание ценности творчества, таланта;

- осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;

- овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

- овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

- соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

- умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7) трудового воспитания:

- установка на посильное активное участие в практической деятельности;

- трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8) экологического воспитания:

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- нравственно-эстетическое отношение к природе,

- участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

- воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.

Мерапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

- обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

- следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1) невербальная коммуникация:

- воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

- передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

- эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления;

- распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

2) вербальное общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

- выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

- понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

- ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

- планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

- делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;

- использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.

Эмоциональный интеллект:

- чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

- выявлять и анализировать причины эмоций;

- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

- уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

- признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

- принимать себя и других, не осуждая;

- проявлять открытость;

- осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия).

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:

- осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

- воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

- сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

- понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся научится:

- отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

- исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России» обучающийся научится:

- определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

- различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментовк группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

- объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка» обучающийся научится:

- различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

- характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится:

- различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

- рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира» обучающийся научится:

- определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

- различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

- различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученныхкультурно-национальных традиций и жанров).

К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка» обучающийся научится:

- различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

- определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

- исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

- характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

- характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся научится:

- различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

- исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

- приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится:

- определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

- исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

К концу изучения модуля № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» обучающийся научится:

- определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

- различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

- импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия - - произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

- высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

                                            3.Содержание учебного предмета

Инвариантные модули

Модуль № 1 «Музыка моего края»

Фольклор – народное творчество.

Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;

определение на слух:

принадлежности к народной или композиторской музыке;

исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

жанра, основного настроения, характера музыки;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр.

Календарный фольклор.

Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.

Семейный фольклор.

Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;

изучение особенностей их исполнения и звучания;

определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов;

разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя);

вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента; исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».

Наш край сегодня.

Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.

Виды деятельности обучающихся:

разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных композиторов;

знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства;

вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;

исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);

творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края.

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

Россия – наш общий дом.

Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех региональных традиций. Одна из которых – музыка ближайших соседей (например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка Адыгеи). Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная музыка).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких регионов в аудио- и видеозаписи;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России;

определение на слух:

принадлежности к народной или композиторской музыке;

исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

жанра, характера музыки.

Фольклорные жанры.

Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и видеозаписи;

аутентичная манера исполнения;

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов;

выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;

двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.

Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне.

Виды деятельности обучающихся:

сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке;

разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;

знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные мелодии;

наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала;

вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции);

посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвященного данной теме;

обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам просмотра.

На рубежах культур.

Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление причинно-следственных связей такого смешения;

изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора;

вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в фестивале традиционной культуры.

Модуль № 3 «Русская классическая музыка»

(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов, прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов, интонаций).

Образы родной земли.

Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования;

выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного русским композитором-классиком;

музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;

вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов.

Золотой век русской культуры.

Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века;

создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века; реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.

История страны и народа в музыке русских композиторов.

Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов – Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;

исполнение Гимна Российской Федерации;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.

Русский балет.

Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с шедеврами русской балетной музыки;

поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;

посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);

характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;

съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).

Русская исполнительская школа.

Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г. Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.И. Чайковского.

Виды деятельности обучающихся:

слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации;

создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;

дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки.

Русская музыка – взгляд в будущее.

Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке, Э.Н. Артемьева и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства;

слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки;

вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России;

импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов.

Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»

Камерная музыка.

Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная, двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.

Виды деятельности обучающихся:

слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа;

определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной наглядной схемы;

разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров;

вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);

индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;

выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили письменный текст, рисунок, пластический этюд.

Циклические формы и жанры.

Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного художественного замысла цикла;

разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;

знакомство со строением сонатной формы;

определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее составление рецензии на концерт.

Симфоническая музыка.

Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии;

освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;

образно-тематический конспект;

исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;

слушание целиком не менее одного симфонического произведения;

вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;

предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);

последующее составление рецензии на концерт.

Театральные жанры.

Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;

разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы, слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и профессионального исполнений;

музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;

различение, определение на слух:

тембров голосов оперных певцов;

оркестровых групп, тембров инструментов;

типа номера (соло, дуэт, хор);

вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального); предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);

последующее составление рецензии на спектакль.

Вариативные модули

Модуль № 5 «Музыка народов мира»

(изучение тематических блоков данного модуля в календарном планировании целесообразно соотносить с изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество России», устанавливая смысловые арки, сопоставляя и сравнивая музыкальный материал данных разделов программы между собой).

Музыка – древнейший язык человечества.

Содержание: Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии).

Виды деятельности обучающихся:

экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации;

импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному);

озвучивание, театрализация легенды (мифа) о музыке;

вариативно: квесты, викторины, интеллектуальные игры;

исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков».

Музыкальный фольклор народов Европы.

Содержание: Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора (для изучения данной темы рекомендуется выбрать не менее 2–3 национальных культур из следующего списка: английский, австрийский, немецкий, французский, итальянский, испанский, польский, норвежский, венгерский фольклор. Каждая выбранная национальная культура должна быть представлена не менее чем двумя наиболее яркими явлениями. В том числе, но не исключительно – образцами типичных инструментов, жанров, стилевых и культурных особенностей (например, испанский фольклор – кастаньеты, фламенко, болеро; польский фольклор – мазурка, полонез; французский фольклор – рондо, трубадуры; австрийский фольклор – альпийский рог, тирольское пение, лендлер). Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы;

выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо).

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки.

Содержание: Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии (для изучения данного тематического блока рекомендуется выбрать 1–2 национальные традиции из следующего списка стран: Китай, Индия, Япония, Вьетнам, Индонезия, Иран, Турция), уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии;

выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах;

вариативно: исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки».

Народная музыка Американского континента.

Содержание: Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.

Виды деятельности обучающихся:

выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков;

разучивание и исполнение народных песен, танцев;

индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции.

Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»

Национальные истоки классической музыки.

Содержание: Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и других композиторов. Значение и роль композитора классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;

определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ; просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе; посещение концерта классической музыки, балета драматического спектакля.

Музыкант и публика.

Содержание: Кумиры публики (на примере творчества В.А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и других композиторов). Виртуозность, талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами виртуозной музыки;

размышление над фактами биографий великих музыкантов – как любимцев публики, так и непонятых современниками;

определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмоинтонации;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета;

вариативно: работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления, музыкальные произведения); посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе; создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания.

Музыка – зеркало эпохи.

Содержание: Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С. Баха и Л. ван Бетховена.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе);

исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры); просмотр художественных фильмов и телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.

Музыкальный образ.

Содержание: Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и других композиторов). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с произведениями композиторов – венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения;

узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора; составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе).

Музыкальная драматургия.

Содержание: Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения.

Виды деятельности обучающихся:

наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития;

умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развертывании музыкальной драматургии;

узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизмененных в процессе развития;

составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения;

разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочиненного композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно: посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения; создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков.

Музыкальный стиль.

Содержание: Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приемов, музыкального языка. (На примере творчества В.А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шенберга и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи);

исполнение 2–3 вокальных произведений – образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных);

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

определение на слух в звучании незнакомого произведения:

принадлежности к одному из изученных стилей;

исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов);

жанра, круга образов;

способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении);

вариативно: исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века.

Модуль № 7 «Духовная музыка»

Храмовый синтез искусств.

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella или пение в Сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.

Виды деятельности обучающихся:

повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции русского православия, полученных на уроках музыки и основ религиозных культур и светской этики на уровне начального общего образования;

осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства;

исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике;

определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся:

к русской православной традиции;

западноевропейской христианской традиции;

другим конфессиям (по выбору учителя);

вариативно: посещение концерта духовной музыки.

Развитие церковной музыки

Содержание: Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с историей возникновения нотной записи;

сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты);

знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие);

слушание духовной музыки;

определение на слух: состава исполнителей; типа фактуры (хоральный склад, полифония); принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции;

вариативно: работа с интерактивной картой, лентой времени с указанием географических и исторических особенностей распространения различных явлений, стилей, жанров, связанных с развитием религиозной музыки; исследовательские и творческие проекты, посвященные отдельным произведениям духовной музыки.

Музыкальные жанры богослужения.

Содержание: Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном;

вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений;

определение на слух изученных произведений и их авторов, иметь представление об особенностях их построения и образов;

устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции.

Религиозные темы и образы в современной музыке.

Содержание: Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте современной культуры.

Виды деятельности обучающихся:

сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX–XXI веков;

исполнение музыки духовного содержания, сочиненной современными композиторами;

вариативно: исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта духовной музыки.

Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»

Джаз.

Содержание: Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с различными джазовыми музыкальными композициямии направлениями (регтайм, биг бэнд, блюз);

разучивание, исполнение одной из «вечнозеленых» джазовых тем, элементы ритмической и вокальной импровизации на ее основе;

определение на слух: принадлежности к джазовой или классической музыке; исполнительского состава (манера пения, состав инструментов); вариативно: сочинение блюза; посещение концерта джазовой музыки.

Мюзикл.

Содержание: Особенности жанра. Классика жанра – мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э.Л. Уэббера). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями, сочиненными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль);

анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных средствах массовой информации;

просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки;

разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов.

Молодежная музыкальная культура.

Содержание: Направления и стили молодежной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, блюз-рок, панк-рок, хард-рок, рэп, хип-хоп, фанк и другие). Авторская песня (Б.Окуджава, Ю.Визбор, В. Высоцкий и др.).

Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры (потребительские тенденции современной культуры).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодежной культуры (группы «Битлз», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и другие группы и исполнители);

разучивание и исполнение песни, относящейся к одному из молодежных музыкальных течений;

дискуссия на тему «Современная музыка»;

вариативно: презентация альбома своей любимой группы.

Музыка цифрового мира.

Содержание: Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.

Виды деятельности обучающихся:

поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас;

просмотр музыкального клипа популярного исполнителя, анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств;

разучивание и исполнение популярной современной песни;

вариативно: проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека; создание собственного музыкального клипа.

Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»

Музыка и литература.

Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина). Интонации рассказа, повествованияв инструментальной музыке (поэма, баллада). Программная музыка.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки;

импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочиненными композиторами (метод «Сочинение сочиненного»);

сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения;

рисование образов программной музыки;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Музыка и живопись.

Содержание: Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр, светлотность – динамика. Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А.К. Лядова и других композиторов).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;

музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности, сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта;

вариативно: рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера; сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников.

Музыка и театр.

Содержание: Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А.Г. Шнитке, Д.Д. Шостаковича и других композиторов). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра;

разучивание, исполнение песни из театральной постановки, просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня;

музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей;

вариативно: постановка музыкального спектакля; посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле; исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.

Музыка кино и телевидения.

Содержание: Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке и др.).

Виды деятельности обучающихся:

знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов;

просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой; разучивание, исполнение песни из фильма;

вариативно: создание любительского музыкального фильма; переозвучка фрагмента мультфильма; просмотр фильма-оперы или фильма-балета, аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета.

  1. Тематическое планирование с указанием вида контроля

Название разделов и тем программы

Количество часов

ЭОР

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Музыка моего края

2

Библиотека цифрового образовательного контента

2

Народное музыкальное творчество России

3

1

3

Русская классическая музыка

7

4

Жанры музыкального искусства

5

5

Музыка народов мира

5

6

Европейская классическая музыка

4

7

Духовная музыка

2

8

Современная музыка: основные жанры и направления

1

9

Связь музыки с другими видами искусства

5

         1

Общее количество часов

34

2

5.Поурочное планирование 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

план

факт

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Наш край сегодня

 2

4.09

11.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 2. Народное музыкальное творчество России

2.1

Фольклорные жанры

 1

18.09

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

2.2

На рубежах культур

 2

25.09

2.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

Образы родной земли

 2

9.10

16.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.2

Русская исполнительская школа

 1

23.10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.3

Русская музыка – взгляд в будущее

 1

13.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.4

История страны и народа в музыке русских композиторов

 2

20.11

27.11

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.5

Русский балет

 1

4.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Театральные жанры

 1

11.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.2

Камерная музыка

 1

18.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.3

Циклические формы и жанры

 1

25.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.4

Симфоническая музыка

 2

15.01

22.01

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыкальный фольклор народов Европы

 2

29.01

5.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1.2

Народная музыка американского континента

 2

12.02

19.02

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Музыкальный образ

 3

26.02

4.03

11.03

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 3. Духовная музыкаа

3.1

Храмовый синтез искусств

 2

18.03

1.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Молодежная музыкальная культура

 2

08.04

15.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.2

Музыка цифрового мира

 1

22.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.3

Мюзикл

 1

27.04

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и живопись

 2

6.05

13.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

5.2

Музыка кино и телевидения.Итоговый тест.

 2

20.05

25.05

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 34

 0

 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...