«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»
материал по музыке

Лариса Павловна Чикурова

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                      «Детский сад № 146»

                                           ДОКЛАД

 

               «ВЛИЯНИЕ  МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»

Музыкальный руководитель: Чикурова Лариса Павловна

                                    2023 год

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока не сформированно. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например,  показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок («Чей домик» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся  в виде подвижных игр. ( « Птички» Е. Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача  - воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение темпа. У детей  формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

  Интеграция образовательных областей (познание, физическая культура, коммуникация, социализация); взаимосвязь применения здоровье сберегающих технологий, коррекционных, ТРИЗ игр и упражнений в музыкальном развитии с помощью музыкально-дидактических игр; активное использование дополнительных инновационных средств художественной выразительности (показ слайдов, использование подлинных и нетрадиционных музыкальных инструментов); системность проводимых музыкально-дидактических игр; мониторинг музыкального развития ребенка и выявление одаренности; привлечение родителей к использованию и изготовлению нестандартного оборудования для музыкально-дидактических игр и повышение педагогической компетенции в области музыкального развития детей; положительные эмоции в воспитании здорового ребёнка.

Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому знакомство с музыкально-дидактическими играми должно происходить в два этапа:

• подготовительный

• основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии.

При проведении музыкально – дидактических игр основной задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в средней группе широко применяются сюжетные («Барабанщики») и несюжетные («игра с флажками, платочками») музыкальные игры. В музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе, отмечая соответственно действиями. («Узнай по голосу»  Е.Тиличеева), «Песенка про игрушку», «Игры с именами», «Долгий – короткий».

 

 

Задачи музыкально - дидактических игр:

- коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие  координации движений и нормализация их темпа и ритма, формирование выразительных средств.

- воспитательные - воспитание общей музыкальной, речевой и двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру, развитие чувств, эмоций.

- образовательные  – обучение речевым, певческим и двигательным навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умственных умений и действий.

- развивающие – развитие познавательной активности,  устойчивого интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.

- оздоровительные – укрепление сердечно - сосудистой и двигательной систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие быстроты двигательной реакции.

Формы проведения музыкально - дидактических игр:

- игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.

- речедвигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и двигательно  – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

- игры – шутки – активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух

- статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают собранность,  помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

-  игры - песни – развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.

- игры - забавы – побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.

- игры - загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

- ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.

- артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ, щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней челюстей.

Классификация музыкально - дидактических игр:

- игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

- игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.

- игры на различение ритма – это игры, обучающие детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений.

- игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей музыкально – звуковые представления и обогащающие их музыкальный опыт.

Дидактические игры на определение высоты звуков.

Ступеньки.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры.  Музыкальный руководитель  исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Дидактические игры на развитие ритмического слуха.

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Дидактическая игра на определение жанра.

Песня, танец, марш.

Цель игры:

1. Дать представления о первичных жанрах музыки

(песня, танец, марш), их характерных особенностях.

2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.

3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Ход игры:

1-вариант.  Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик»,  «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет  произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

 

Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

Слушаем музыку.

Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал:  4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

 

Дидактическая игра на развитие восприятия музыки.

Какая музыка?

Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: диски с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку

 

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку». Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку». Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:

-  слуховое внимание детей стало более организованным;

- улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;

 -  стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

Необходимо развивать творческие способности детей, поощрять творческие находки, стремление к самореализации, давать детям возможность проявлять свои идеи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.docx25.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»

ДОКЛАД

творческая группа «Цветные ладошки»

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»

Музыкальный руководитель: Чикурова Лариса Павловна

2022 год

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока не сформированно. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи - ритм, динамику, темп, высоту.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

В процессе музыкально – дидактических игр происходит работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры имеют определённое содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок («Чей домик» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. ( « Птички» Е. Тиличеева). В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача - воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая танцевальные, образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки, изменять движения в соответствии с изменением музыки, различать силу звучания, изменение темпа. У детей формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Интеграция образовательных областей (познание, физическая культура, коммуникация, социализация); взаимосвязь применения здоровье сберегающих технологий, коррекционных, ТРИЗ игр и упражнений в музыкальном развитии с помощью музыкально-дидактических игр; активное использование дополнительных инновационных средств художественной выразительности (показ слайдов, использование подлинных и нетрадиционных музыкальных инструментов); системность проводимых музыкально-дидактических игр; мониторинг музыкального развития ребенка и выявление одаренности; привлечение родителей к использованию и изготовлению нестандартного оборудования для музыкально-дидактических игр и повышение педагогической компетенции в области музыкального развития детей; положительные эмоции в воспитании здорового ребёнка.

Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.

Поэтому знакомство с музыкально-дидактическими играми должно происходить в два этапа:

• подготовительный

• основной.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

1. Развитие звуковысотного слуха

2. Развитие динамического слуха

3. Формирование тембрового восприятия

4. Совершенствование чувства ритма

Подходящий образ для ведущего данных игр - образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии.

При проведении музыкально – дидактических игр основной задачей является развитие музыкально – сенсорных способностей и на этой основе мелодический слух, чувство ритма, побуждать к творческим действиям в игре, к самостоятельным действиям. На музыкальных занятиях в средней группе широко применяются сюжетные («Барабанщики») и несюжетные («игра с флажками, платочками») музыкальные игры. В музыкально – дидактических играх есть чёткая задача – научить прислушиваться к звукам и различать их по высоте, длительности, тембру, силе, отмечая соответственно действиями. («Узнай по голосу» Е.Тиличеева), «Песенка про игрушку», «Игры с именами», «Долгий – короткий».

Задачи музыкально - дидактических игр:

- коррекционные - развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса. Развитие координации движений и нормализация их темпа и ритма, формирование выразительных средств.

- воспитательные - воспитание общей музыкальной, речевой и двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему миру, развитие чувств, эмоций.

- образовательные – обучение речевым, певческим и двигательным навыкам, развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование умственных умений и действий.

- развивающие – развитие познавательной активности, устойчивого интереса к действию, развитие саморегуляции и самоконтроля, внимания, памяти, мышления, ориентировки в пространстве.

- оздоровительные – укрепление сердечно - сосудистой и двигательной систем, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, развитие быстроты двигательной реакции.

Формы проведения музыкально - дидактических игр:

- игры с движением – это игры с правилами, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель.

- речедвигательные игры - это игры, развивающие вокально - слуховую и двигательно – слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

- игры – шутки – активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух

- статические - это игры, проводимые стоя или сидя. Они развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.

- игры - песни – развивают функции голосообразования, дикции, дыхания.

- игры - забавы – побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируя творческие способности.

- игры - загадки - развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребёнка к осознанным умственным и практическим действиям.

- ритмические игры – игры, направленные на усвоение музыкальной речи, интонационной выразительности звука, слога, фразы.

- артикуляционные игры – игры, укрепляющие мышцы языка, зёва, губ, щёк и голосовых связок. Активизируют подвижность верхней и нижней челюстей.

Классификация музыкально - дидактических игр:

- игры, развивающие тембровый слух – эти игры дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

- игры на различение высоты звука – эти игры формируют и развивают у детей музыкально – слуховые способности, дают комплексное представление о различной высоте музыкальных звуков и их взаимодействии.

- игры на различение ритма – это игры, обучающие детей воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на музыкальных инструментах и с помощью движений.

- игры на различение динамики звука – это игры, расширяющие у детей музыкально – звуковые представления и обогащающие их музыкальный опыт.

Дидактические игры на определение высоты звуков.

Ступеньки.

Цель: развивать звуковысотный слух детей.

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Дидактические игры на развитие ритмического слуха.

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Дидактическая игра на определение жанра.

Песня, танец, марш.

Цель игры:

1. Дать представления о первичных жанрах музыки

(песня, танец, марш), их характерных особенностях.

2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.

#1054;богащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

Ход игры:

1-вариант. Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик», «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

Слушаем музыку.

Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Дидактическая игра на развитие восприятия музыки.

Какая музыка?

Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: диски с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку». Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку». Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:

- слуховое внимание детей стало более организованным;

- улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию;

- стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах.

Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.

Необходимо развивать творческие способности детей, поощрять творческие находки, стремление к самореализации, давать детям возможность проявлять свои идеи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Проектная работа «Технология формирования социально-личностной компетенции обучающихся»

   Основной задачей профессиональных образовательных учреждений  в современных условиях, является развитие личности в процессе подготовки по профессии и  специальности...

Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

Данный материал представляет собой описание системы работы по формированию новых компетенций в условиях новых ФГОС при обучении химии...

Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...

Методическая разработка по старшей школе "Формирование личностных компетенций учащихся на уроках французского языка"

В данной методической разработке дается определение понятия «личностные компетенции», анализ их структуры; представлены формы, средства и методы обучения, элементы педагогических технологий, способств...

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...