"Дикция и артикуляция в вокале"
методическая разработка по музыке (5 класс)

Джамирзе Азида Гиссовна

В наше время музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при работе мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям. Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы преподавателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktsiya_i_artikulyatsiya_v_vokale.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Значение хорошей дикции и артикуляции в работе с детьми»

        Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности

ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь, особенно в хоре.

        Детский хор - особый исполнительский инструмент, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкального воспитания и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

        В наше время музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при работе мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям. Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы преподавателя.                 Неумение петь может быть вызвано разными причинами:

первая – неумение ясно и точно представить мелодию,

вторая - неумение ее воспроизвести голосом,

третья - неумение оценить свое пение,

четвертая - перенос манеры «разговорного голоса» в пение.

        Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра - си первой октавы – ми второй. Преподаватель, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям (надо спеть высоко, как птичка, комарик и т. д.). Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных занятий прекрасных результатов. Для преподавателя очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

        При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех. Процесс работы с детьми младшего возраста над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, дыхания, звукообразования, дикция и артикуляция. Прежде чем преступить к основной работе над дикцией и артикуляцией с детьми младшего возраста на занятии хора, необходимо освоить положения речевой дикции, являющийся основой вокально-хоровой дикции. Для того чтобы речь стала понятной для слушателей нужно изучить орфоэпию и логику, которые являются компонентами вокально-хоровой

дикции. Дикция является основным средством донесения слов поэтического текста хорового произведения до слушателей. Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь и певческое. Бытовую речь мы применяем в разговоре с собеседником. Сценическая речь схожа с певческой, но несколько отличается. Певческую речь принято использовать в вокальных и хоровых произведениях. Исполнителям необходимо одновременно петь и произносить слова. Основой хорошей дикции является спланированная работа над произношением гласных и согласных. Однако сама дикция не может сделать речь понятной для слушателей. Чтобы добиться хорошего исполнения в хоре, важна большая музыкальная педагогическая работа с певцами, необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Ведь дети в таком возрасте очень хорошо впитывают информацию.

                                      Дикция и артикуляция

        Работая над дикцией, преподаватель обычно старается научить, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому, что именно ясность согласных помогает, понять текст песни. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

        К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука. Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на занятиях театральной студии и уроках музыки. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная манера произношения звуков, активизированная с расчётом "на последний ряд зрительного зала". Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества.                                                                                                         Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего. Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность

интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. В этом кроется один из секретов кантилены. Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук, поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса. Не случайно занятия театральной студии и вокально-хоровые части уроков музыки начинаются с артикуляционной разминки.

        Преподавателю нужно помнить:

        - в работе с артикуляционным аппаратом важна тренировка, сознательный контроль, внимание;

        - очень важна работа с зеркалом;

        - в работе над "активной свободой" надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа "кривого рта", "бровей домиком" или "вытаращенные глаза".

        - при тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости мышц, но надо избегать новых зажатий.

        - очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.                                 Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певческое, красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные. Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М.Гарсиа.

        Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Воздействуя в нужном направлении на подчинённые нашему сознанию артикуляционные органы, мы можем существенно влиять на весь голосовой аппарат.

        Упражнения на развитие артикуляции у детей младшего возраста

        Четкая артикуляция звуков речи зависит от степени тренированности активных речевых органов — губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки — артикуляционной гимнастики. Для того чтобы дети не потеряли интерес на упражнениях необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия языка. Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками , с небом. В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.

        Артикуляционная гимнастика помогает:

        - устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

        - разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечить им наибольшую подвижность;

        - развить мимику, артикуляционную моторику;

        - развить выразительную дикцию.

Артикуляционная гимнастика народного целителя И.А.Васильевой

        Упражнение 1. «Лошадка».

        Поцокайте языком громко и быстро. Не менее 10-30 секунд.

        Упражнение 2. «Ворона».

        Произносите «Ка-аа-аа-аар». Посмотрите при этом, в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите не менее 6 раз. Попробуйте делать это беззвучно с закрытым ртом.

        Упражнение 3. «Колечко».

        Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом. Повторите несколько раз.

        Упражнение 4. «Лев».

        Дотянитесь языком до подбородка. Повторить 6 раз.

        Упражнение 5. «Зевота».

        Зевоту очень легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевните несколько раз с закрытым ртом (как бы скрывая зевоту от окружающих).

        Упражнение 6. «Трубочка».

        Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем — до подбородка. Повторите все это 6 раз.

        Упражнение 7. «Смех».

        Нажмите на кончик носа и произносите «хохательные звуки» - «ха-ха»,

«хи-хи», «гы-гы» .

        Упражнения на развитие дикции

        Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки.

        Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа.

Маленькие коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Было бы ошибочно думать, что при произнесении скороговорок нужно непременно добиваться очень быстрого темпа. Гораздо важнее предельная четкость дикции. Именно на это рассчитаны скороговорки. Как и во всей работе над дикцией, к работе над скороговорками нужно подходить индивидуально. При работе над скороговоркой нужно, прежде всего, разобраться в ее содержании, точно знать, что я хочу сказать этим текстом. Самые трудные слова нужно произносят по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и осмысленно. Произносить скороговорки надо в двух или трех темпах.

        В работе над дикцией всегда используют игровой метод.

        Игровой метод должен координировать и направлять игру, превращая её в

искусство, развивать творческую природу ребенка, его воображения, фантазию и веру. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу ребенка, вызывают положительные эмоции, которые, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса. Например, проговорить скогороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом хлопать и говорить сначала медленно, затем быстрее и быстрее. Предложить проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться. Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец. Например:

У бабы-бобы, у деда –дубы.

У деда дубы, у бабы бобы

Скороговорки, оформленные музыкальной мелодией, запоминаются

и произносятся детьми лучше. (Приложение 1)

        Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки

({Б},{П},{Г},},{К},},{Т},},{Д},},{В},},{Ф} и др.)

Бык, бычок, тупогубенький бычок.

        Дом у дуба, дуб у дома.

Дима дарит Дине дыни,

Дыни Дима дарит Дине.

        У Бобы винт, у Вити бинт.

Фаня в гостях у Вани (У Вани в гостях Фаня).

        От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик,

Кипу пик купи,

Пик кипу купи.

        Тут и там топает гиппопотам

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам

Топает гиппопотам тут и там.

        Ткет ткач ткани на платки Тане.

                        Скороговорки, содержащие звуки {С},{СЬ}

Зайка косой сидит босой,

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.

У маленького Сани сани едут сами.

        Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

        Скороговорки, содержащие звуки {З},{ЗЬ}

Увидел волк козу, забыл и про грозу.

У зайки Бубы заболели зубы.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

        Скороговорки, содержащие одновременно звуки {С}и{З};{ЗЬ}и {СЬ}

У Зины болит зуб,

Она не может есть суп.

Повтори без запинки:

На осинке росинки

Засверкали утром

Перламутром.

Карась в лаз не лазь

Застрял в лазе карась.

В грязи у Сани увязли сани.

        Скороговорки, содержащие звук {Ц} и звуки {Ц}и {С}

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Цыпленок и курица бегают на улице.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Стоит воз овса, возле воза овца.

        Скороговорки, содержащие звук {Ш}

Маша шила для мартышки

Шубу, шапку и штанишки.

Тимошка Прошке

Крошит в окрошку крошки.

Кукушка купила ушат,

Решила купать ушат.

        Скороговорки, содержащие звук {Ж}

Жужжит жужелица жужжит, да не кружится.

На крыше у Шуры жил Журавль Жура.

У ежа –ежата, у ужа- ужата,

Ужата- у ужа, ежата – у ежа.

        Скороговорки, содержащие звуки {С}и{Ш};{З}и {Ж}

Саша шапкой шишки сшиб

Получил на лбу ушиб.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшонКак в капюшоне он смешон.

Шёл Стас по шоссе к Саше в шашки играть.

Змея шипит, жук жужжит.

Три избушки у речушки,

Над избушками – пичужки.

        Скороговорки, содержащие звук {Л}

Маланья –болтунья молоко болтала,

Болтала да не выболтала.

        Скороговорки, содержащие звук {ЛЬ}

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Жили были линь да язьЖиле в иле, не ленясь.

На мели мы лениво налима ловили,

И меняли налима вы мне на линя.

        Скороговорки, содержащие звук {Р}

Трое трубачей трубят в трубы.

Идут бобры в сыры боры.

Бобры добры, добры бобры.

Не вместит дров двор

Выходи, дроворуб Дрон,

Надо дрова выдворить,

Нв дворянский двор выставить.

        Скороговорки, содержащие звуки {Р} и {РЬ}

Гроздья рябины на солнце горят

Рябит от рябины в глазах у ребят.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Дает Катеринке картинки Каринка.

Картинки в корзинку кладет Катеринка.

        Скороговорки, содержащие звуки {ЛЬ}и {РЬ}

Ел Валерик вареник, а Валюшка Ватрушку.

Звала по малину Марина Галину,

Галина Марину звала по калину.

Валерий кавалерию раскрасил акварелью.

Карьером кавалерия скачет у Валерия.

        Упражнения для нижней челюсти

        Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата

относятся к наиболее характерным недостаткам начинающих певцов,

поэтому приемы, связанные с освобождением этого зажатия, следует

всячески рекомендовать. Как временная мера могут быть полезны и широко

открытый рот, и работа с зеркалом, и другие приемы, заставляющие ученика

проверять, свободна ли у него челюсть или скована. Движения челюсти

книзу сами по себе не обеспечивают открытия зева, но активная и свободная

нижняя челюсть является обязательным, предопределяющим условием

создания ротоглоточного рупора и «полузевка» в пении.

        Упражнение 1

Движения нижней челюсти вперед, вправо, влево, вниз и круговые обеспечивают умение хорошо открывать рот, а также облегчают и развивают подвижность нижней челюсти. Движения выполняются медленно, мягко, округло, порознь. Только после успешного освоения каждого движения в отдельности можно переходить к их комплексному выполнению.

        Упражнение 2

Проделайте жевательные движения 1–2 секунды, широко открывая рот,

а затем с закрытым ртом.

        Упражнение 3

        Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не

будет промежуток в два пальца. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки (Ааааа), (Оооо), (Яяяя),(Ииии),(Ееее) беззвучно. Затем произнесите эти гласные звуки с голосом. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

        Аааааэээээ, Аааааеееее, Аааааиииии

        Иииииааааа, Ооооояяяяя

        Аааааииииииооооо, Иииииээээээаааааа

        Аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

        Упражнение 4

        Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены

гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:

Мал, да удал.

Два сапога – пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

        Упражнение 5

Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж на дворе … (А. Пушкин)

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

        Важно помнить, что:

        1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении

вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков, за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

        2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

        3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

                                         Заключение        

        Дикция и артикуляция является важной частью вокально-исполнительской работы и требует постоянного самосовершенствования. В младшем школьном возрасте еще преобладает непроизвольное внимание, поэтому детей можно заинтересовать и увлечь данной темой, если преподнести все ярко и красочно. Используя данный методический материал, можно добиться хороших результатов.

Характер певческой дикции зависит от характера музыкального произведения. В спокойных произведениях важно мягко пропевать текст, в произведениях маршевого характера - произносить нарочито четко. В быстрых произведениях слова произносятся легко, активно и близко, в торжественных произведениях слова должны быть подчеркнуто весомыми. По окончании изучения данного материала дети смогут самостоятельно работать со словом, иметь правильную вокальную артикуляцию, дикцию в соответствии с характером произведений.

                                        Литература:

1. О.В.Кацер « Игровая методика обучение детей пению» учебно-методическое пособие «Музыкальная палитра» Санкт – Петербург 2005г.

2. Косинова Е.М. К 71 Уроки логопеда: игры для развития речи/Елена

Косинова.-М.: Эксмо: ОЛИСС,2011.-192с.:ил.

3. Аникеева 3. П., Аникеев Ф. М. Как развить певческий голос.Отв. ред. д-р

мед. наук, проф. Д. И. Тарасов. Кишинев,«Штиинца», 1981, 124 с. с ил.

Аннот. на англ. яз. с. 120. (МЗО МССР, Кишиневский гос. мед. ин-т).

4. Билль А.М. Чистый голос нотное приложе-ние/Электронный ресурс.

Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/361770/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "Вокал": "Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях"

Основная цель открытого урока:       Постановка и развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова в пении в музыкально-тренирово...

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...

Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"

В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...

Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"

Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....

Дикция, четкость, артикуляция.

Статья содержит информацию о важности владения речевым аппаратом,артикуляции и качественной дикцией,также приведены необходимые артикуляционные упражнения,которые способствуют устранеию речевых дефект...

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...