Конспект
план-конспект урока по музыке

Гусева Мария Сергеевна

Конспект урока "Руслан и Людмила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ruslan_i_lyudmila_shkolaitog.docx26.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 07.02.23 г.         

Учитель музыки: Королева Г.Л.

Школа № 89

Руководитель практики: Шелепова Д.А.

Класс: 2

Преподаватель фортепиано: Арсентьева И.Н.

Студентки 30 группы

Преподаватель вокала: Муталиева Л.С.

Гусевой Марии

Тема урока музыки: «Опера «Руслан и Людмила»»

            Цель: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

            Задачи:

Образовательная: учить овладению навыкам осознанного слушания музыкальных произведений, и дальнейшему их анализу, познакомить детей с терминами: опера, солист, хор, баян, гусли, арфа, увертюра, формировать целостное представление о творчестве М.И. Глинки.

Развивающая: развивать познавательный интерес к урокам музыки, совершенствовать навыки хорового пения, развивать внутренний слух (во время прослушивания песни), развивать интеллект, внимание, память, воображение.

Воспитательная: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру, воспитывать любовь к музыки, коллективизм, аккуратность выполнения заданий, дисциплинировать детей на уроке музыки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный метод, наглядно-слуховой метод, объяснительно-иллюстративный метод, наглядный.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано.

Музыкальный репертуар: Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», песня Баяна, «песенка о солнышке, радуге и радости»-слова Р. Копфа, музыка И. Кадомцева.

Структура урока:  

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Этап

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

4 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте поздороваемся, слова вы можете видеть на экране. Я очень рада видеть всех вас! Сейчас мы с вами повторим песню, которую вы закончили учить на прошлом уроке. Молодцы!

-Здравствуйте!

(поют приветствие).

-повторяют песню «сказка будет впереди»

2.

Организация исполнительской деятельности

18 мин

Посмотрите на экран, что вы видите? Да, ребята. Вы все правильно сказали. Сегодня мы с вами познакомимся и начнем разучивать песню, которая называется «Песенка о солнышке, радуге и радости». Слова к этой песне написал Р. Копф, а музыку И. Кадомцев.

(Слушаем песню).

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре;

- Движение по гамме.

- Собственный показ;

- Работа над песней.

Ритмические:

- Быстрый темп;

-Пунктирный ритм;

-Чередование восьмых и четвертей.

- Прохлопывание ритма.

Дикционные:

-Четкое проговаривание «Р».

- Проговаривание труднопроизносимых мест.

Ребята, давайте прочитаем все вместе первый куплет.

А теперь давайте попробуем спеть под фортепиано, я буду вам помогать. Молодцы. А теперь попробуем под музыку.

Отлично. Прочитаем слова припева. Попробуем спеть под фортепиано. И под музыку вместе с первым куплетом.

Отлично, ребята. Хорошо получилось. Второй куплет, вы разучите на следующем уроке. А вашим домашним заданием будет выучить 1 куплет и припев.

-солнце, радугу, радость

(Прослушивание песни).

-Читают текст

-Пробуют спеть

3.

Организация слушательской деятельности

15 мин

Ребята, послушайте внимательно то, что я вам прочитаю и продолжите.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом…

Кто продолжит стихотворение?

Ребята, какому поэту принадлежат эти строки? Правильно! Когда А.С. Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Это первая законченная поэма А.С. Пушкина, волшебная сказка, написанная под влиянием древнерусских былин. А вашим домашним заданием было познакомиться с этой оперой, расскажите мне, кто узнал для себя что-то интересное? Хорошо, а сегодня мы продолжим знакомиться с этой оперой, посмотрим и послушаем вместе некоторые музыкальные фрагменты из этой оперы. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, и посмотрите на экран, тема урока: опера «Руслан и Людмила», композитор М.И. Глинка.

Ребята, посмотрите на экран, куда мы сегодня с вами пойдем? Да, перед вами лежат билетики, благодаря им мы и попадем с вами туда. А кто-нибудь уже был в театре хоть раз? А что делают в театре? Смотрят спектакли. Но сегодня мы с вами идем не на обычный спектакль, кто-нибудь угадает на какой? Подсказка есть у вас в билетиках.

Это опера. Ребята, а давайте все вместе вспомним, что такое опера. Посмотрите на экран и все вместе прочитаем. Да, ребята, сегодня мы с вами пришли смотреть оперу «Руслан и Людмила», М.И. Глинки. И вот уже звенит звонок, пора слушать музыку! Сейчас мы с вами послушаем Увертюру, а вы подумайте, как звучала музыка, какой у нее характер?

(Слушание Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»).

Ребята, какие эмоции и чувства у вас возникли при прослушивании этого музыкального фрагмента? Как думаете, что хотел показать композитор в этом произведении? А вот музыкальный фрагмент наш называется увертюра, а кто-нибудь мне скажет, что же это такое? Увертюра - это музыкальная оркестровая пьеса, которая является вступлением к опере. А сейчас я вам раздам листочки, и вы изобразите на бумаге то, какие картины вам представились во время слушания музыки, а потом покажем рисунки Галине Леонидовне.

(Выполняют задание, слушают еще раз).

Отлично, молодцы ребята!

Первый раз 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы «Руслан и Людмила». Вы только представьте, как давно это было! Это было 181 год назад. Вы бы сходили на эту премьеру? Хорошо.

А в опере «Руслан и Людмила» есть человек с необычным именем-Боян. И сейчас я вам о нем расскажу. Боян, это древнерусский певец, гусляр. В опере его называют Боян-сказитель. Когда М.И. Глинка писал оперу «Руслан и Людмила», музыка была написана для симфонического оркестра, Боян играл на гуслях, а в симфоническом оркестре нет гуслей, и Глинка заменил гусли на арфу. И сейчас мы с вами послушаем как звучит арфа и гусли. Подумайте и скажите, похожи ли эти два инструмента по звучанию? Да, они похожи, это струнные инструменты и звучание у них похоже. А сейчас я вам покажу, как Боян играл на гуслях. (смотрят видео). Ребята, понравилось вам звучание гуслей? А какие у вас чувства возникли при прослушивании? Хорошо.

И в опере «Руслан и Людмила» есть песня Баяна. Какой характер у это музыки? Ребята, как вы считаете тут поет солист или хор? Хорошо. Ребята, мы уже с вами знаем, что хор-это объединение людей, которые поют все вместе, а тогда когда поет один человек? Это солист. Солист-это человек, который поет один. Правильно! А эта музыка какие чувства у вас вызвала? Чем отличается от увертюры? Молодцы ребята!

-Отвечают.

-А.С. Пушкину.

-Отвечают.

-В театр.

-Ответы детей.

-Читают.

-Ответы детей.

-Выполняют задание.

-Да.

-Ответы детей.

-Ответы детей.

-Ответы детей.

-чувства загадочности, волшебства, мурашки по коже.

-Это солист

4.

Итог урока

3 мин

Ребята, давайте вспомним, куда мы сегодня с вами ходили? А что мы сегодня проходили? Оперу «Руслан и Людмила». Ребята, посмотрите на экран, и оцените пожалуйста то, как вы сегодня поработали на уроке. Покажите мне свою оценку! Спасибо за урок, до свидания!

-Оценивают свою работу на уроке.

-До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...