Конспект урока музыки 8 класс "Ярославна" балет
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Конспект урока музыки в среднем звене 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balet.docx21.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 8

Айрих Ксении

Тема урока музыки: «Балет»

Цель: расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет», знакомство с жанром "современный балет" через постановку Б. И. Тищенко "Ярославна"

Задачи:

Образовательная: освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев балета - «Ярославна». Полностью закрепить песни. Д.Б. Кабалевского «Школьные годы», формирование у детей певческих умений и навыков, ввести новый термин балет.

Развивающая: развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять. развитие способностей различать характер арии, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.

Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, формировать интерес к оперному жанру.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), творческое задание, метод художественного контекста

Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.

Музыкальный репертуар: Д.Б. Кабалевский «Школьные годы», «Плачь Ярославны», «Молитва», «Стон русской земли».

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация исполнительской деятельности

3. Организация слушательской деятельности

4. Рефлексия

5. Итог урока

Челябинск, 2024

1.Организационный момент

совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке.

Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев

-Здравствуйте, ребята

Рада видеть вас.

- Здравствуйте, учитель

Мы пришли к вам в класс

-Мы стоим на месте

Нам сказали тихо сесть.

-Здравствуйте

(Музыкальное приветствие)

Поют

1 минуты

2.Организация исполнительской деятельности

развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять,  воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, повторить все куплеты и припев , формирование у детей певческих умений и навыков.

-На прошлом уроке мы разучили с вами песню Кабалевского «Школьные годы». Сегодня мы с вами повторим все куплеты и припевы. Исправим ошибки и разберемся с трудностями еще раз. Важные правила при пении. Голову мы держим ровно, не запрокидываем назад, спинки прямо, опора на двух ногах.

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

-Пение на одной ноте.

-Интонирование мелодии в верхнем регистре;

-Движение по трезвучию вверх и вниз.

-Скачки на сексту вверх

-Собственный показ;

-Работа над песней

-«Эхо»

-Звуковысотный показ

-Гармоническая поддержка

-Дирижерский жест

Ритмические:

-Умеренный темп;

-Паузы;

-Чередование половинок и четвертей.

-Выдержать половинную ноту с точкой

-Прохлопывание ритма.

-Проговаривание слов в ритме и темпе песни.

-Собственный показ

Дикционные:

- Четкое проговаривание согласной на концах слов: «К» и «Р».

-Проговаривание труднопроизносимых мест.

-Собственный показ

-Песня «Школьные годы»

Дети вспоминают первый, второй, третий куплет и припев.

 

Поют все куплеты и припев.

7 минут

3.Ораганизация слушательской деятельности

Освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев балета «Ярославна»

Способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения, формировать интерес к оперному жанру, развитие способностей различать характер произведений, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, ввести новый термин балет.

На прошлом уроке мы с вами продолжили знакомиться с оперой «Князь Игорь». Скажите, кто написал оперу «Князь Игорь»? Что именно мы с вами прослушали? Совершенно, верно!

- Сегодня мы с вами увидим это же литературное произведение, но в другом жанре. Давайте подумаем на сцене музыкального театра, что еще мы можем увидеть и что ставят? Совершенно верно балет. Но в этом жанре мы рассматриваем действие с точки зрения Ярославы.

Подумайте почему его назвали именно так? Как вы думаете какая тема нашего урока и что сегодня нас ждёт?

Балет назван "Ярославна", потому что через всю постановку красной нитью проходит музыкальное олицетворение женщины и отчизны. Тема нашего урока «Балет».

-Кто может дать определение термина «Балет»? Предположение было верным, но давайте запишем в тетраде число, классная работа. И точную формулировку термина «Балет».

-Балет (от италь. слово «Балл» - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

- Пластический язык современного балета более свободный и смелый. Иногда он заимствует хореографические идеи из народных и современных танцев (акробатики, гимнастики и других направлений). С одним из таких современных балетов спектаклем «Ярославна» мы познакомимся подробнее. Современную интерпретацию предложил Борис Иванович Тищенко. Заслуженный деятель искусств, народный артист России. Сочинивший балет «Ярославна». Интерпретация-это художественное истолкование музыкантом-исполнителем музыкального произведения в процессе его исполнения. 

-В каждой постановке на сцене есть свое вступление, в опере присутствует вступление «Солнцу красному слава!». Давайте вспомним как оно звучит.

                  Пролог "Солнцу красному слава!"

В балете есть свое вступлении под названием «Стон Русской земли».

-Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент вступления и сравним с вступлением оперы. Подумайте над вопросами: Какой характер у вступления балеты? Чем оно отличается от вступления оперы «Солнцу красному слава!»

Слушание вступления балета «Ярославна», «Стон Русской земли»

-Какой характер у вступления балеты? Чем оно отличается от вступления оперы «Солнцу красному слава!»

- Фрагмент вступления «Солнцу красному слава!» и правда звучит очень мощно и торжественно, ведь несет исключительно добрый замысел. Что не сказать про вступление балета «Стон Русской земли». Одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна.

«Стон русской земли». Струнные, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько жалуется на ссоры между князьями.

- К сожалению в первой битве с половцами, русские войны погибли. Главная героиня Ярославна очень печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам. Всё это приводит её к горьким переживаниям, которые описаны в балете как «Плач Ярославны».

- Сейчас мы прослушаем фрагмент «Плачь Ярославны». Давайте же вспомним что такое "плач"? Это музыкальная пьеса траурного содержания. Как вы думаете почему в балете Скажите: Какой инструмент, символизирует душевное страдание Ярославны? С чем у вас ассоциируются отрывистые звуки инструментов?

Слушание фрагмента из балета «Плач Ярославны»

 

-  Флейта изображает душевное звучание своими высоким регистром. Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит это эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций, которые ассоциируется плачем.

-Сейчас мы с вами еще раз прослушаем «Плач Ярославны».

Ваша задача будет написать синквейн. Вслушиваясь музыку написать через синквейн, что вы чувствуете. На слайде представлена инструкция из чего должен состоять синквейн. В конце урока все получат оценки за это задание.

Повторное слушание фрагмента из балета «Плач Ярославны»

-Помимо Ярославны печалится и весь город. В конце балета мы слышим очень мрачное фрагмент. Сейчас мы его прослушаем, ваша задача сказать: Какие движение используют танцоры чтобы передать характер музыки? Как бы вы назвали этот фрагмент и почему?

Слушание фрагмента «Молитвы»

-Фрагмент под названием «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения. Молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основное идеи произведения – стремление русского народна к еденению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

-Ваше домашние задание будет: тестом из 5 вопросов. Для закрепления полученных знаний по нашей теме.

- Александр Порфирьевич Бородин,

хор «Плач Ярославны!», «Половецкие пляски»,

мьюзикл,балет.

-мы познакомимся с балетом «Князя Игоря».

-потому что она была верной женой Князя Игоря, балет.

-это музыкально-хореографическая постановка

-напряженный, резкий, повторяющаяся.

- вступление оперы звучит мощно и торжественно- как гимн. Оно является добрым знаком победы.

А вступление балета с первых нот звучит очень взволнованно, тревожно и резко.

-флейта, её тревожным чувством.

- Плач- это печальная песня

-щчень плавные, утонченные, минимальные. «Последний вздох».

22 минут

4.Рефлексия

выявить и осознать основные компоненты деятельности

-Перед вами лежат анкеты, заполните их, подпишите и сдайте на первую парту. Два человека могут высказаться в слух.

1. На уроке я работал пассивно/активно

2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. Материал урока мне был понятен/не понятен, интересен/скучен, полезный/бесполезный

5. Моё настроение стало лучше/хуже

Оценивают свою работу

2 минуты

5.Итог урока

развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу

А теперь давайте подведём итог урока. С какими героями мы познакомились на уроке? Какие произведения мы прослушали? С каким новым термином познакомились?

Спасибо за урок, до свидания!

- Балет «Ярославна», «Молитва», «Плач Ярославны», «Стон русской земли», «Первая битва с половцами».

Термин «Балет».

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.

Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,  Шмагиной Т.С.   Тип урока: урок   применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»

Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...