Конспект урока музыки 8 класс "Ярославна" балет
план-конспект урока по музыке (8 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 8 |
Айрих Ксении |
Тема урока музыки: «Балет»
Цель: расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет», знакомство с жанром "современный балет" через постановку Б. И. Тищенко "Ярославна"
Задачи:
Образовательная: освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев балета - «Ярославна». Полностью закрепить песни. Д.Б. Кабалевского «Школьные годы», формирование у детей певческих умений и навыков, ввести новый термин балет.
Развивающая: развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять. развитие способностей различать характер арии, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, формировать интерес к оперному жанру.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), творческое задание, метод художественного контекста
Материалы, оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, аудио - материалы, презентация, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: Д.Б. Кабалевский «Школьные годы», «Плачь Ярославны», «Молитва», «Стон русской земли».
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Организация исполнительской деятельности
3. Организация слушательской деятельности
4. Рефлексия
5. Итог урока
Челябинск, 2024
1.Организационный момент | совершенствовать эмоциональную сферу, воспитывать интерес и любовь к музыке. | Здравствуйте, меня зовут Ксения Денисовна, сегодня я буду работать с вами. Давайте поздороваемся. Встаем со стульев -Здравствуйте, ребята Рада видеть вас. - Здравствуйте, учитель Мы пришли к вам в класс -Мы стоим на месте Нам сказали тихо сесть. | -Здравствуйте (Музыкальное приветствие) Поют | 1 минуты | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | развивать ладовое чувство, внимание способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её и исполнять, воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения, повторить все куплеты и припев , формирование у детей певческих умений и навыков. | -На прошлом уроке мы разучили с вами песню Кабалевского «Школьные годы». Сегодня мы с вами повторим все куплеты и припевы. Исправим ошибки и разберемся с трудностями еще раз. Важные правила при пении. Голову мы держим ровно, не запрокидываем назад, спинки прямо, опора на двух ногах.
| -Песня «Школьные годы» Дети вспоминают первый, второй, третий куплет и припев.
Поют все куплеты и припев. | 7 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | Освоение нового материала и терминов, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, вспомнить пройденные музыкальные термины, усвоить характерные черты героев балета «Ярославна» Способствовать развитию у учащихся эмоционального восприятия, воображения, формировать интерес к оперному жанру, развитие способностей различать характер произведений, средств музыкальной выразительности, содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, ввести новый термин балет. | На прошлом уроке мы с вами продолжили знакомиться с оперой «Князь Игорь». Скажите, кто написал оперу «Князь Игорь»? Что именно мы с вами прослушали? Совершенно, верно! - Сегодня мы с вами увидим это же литературное произведение, но в другом жанре. Давайте подумаем на сцене музыкального театра, что еще мы можем увидеть и что ставят? Совершенно верно балет. Но в этом жанре мы рассматриваем действие с точки зрения Ярославы. Подумайте почему его назвали именно так? Как вы думаете какая тема нашего урока и что сегодня нас ждёт? Балет назван "Ярославна", потому что через всю постановку красной нитью проходит музыкальное олицетворение женщины и отчизны. Тема нашего урока «Балет». -Кто может дать определение термина «Балет»? Предположение было верным, но давайте запишем в тетраде число, классная работа. И точную формулировку термина «Балет». -Балет (от италь. слово «Балл» - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. - Пластический язык современного балета более свободный и смелый. Иногда он заимствует хореографические идеи из народных и современных танцев (акробатики, гимнастики и других направлений). С одним из таких современных балетов спектаклем «Ярославна» мы познакомимся подробнее. Современную интерпретацию предложил Борис Иванович Тищенко. Заслуженный деятель искусств, народный артист России. Сочинивший балет «Ярославна». Интерпретация-это художественное истолкование музыкантом-исполнителем музыкального произведения в процессе его исполнения. -В каждой постановке на сцене есть свое вступление, в опере присутствует вступление «Солнцу красному слава!». Давайте вспомним как оно звучит. Пролог "Солнцу красному слава!" В балете есть свое вступлении под названием «Стон Русской земли». -Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент вступления и сравним с вступлением оперы. Подумайте над вопросами: Какой характер у вступления балеты? Чем оно отличается от вступления оперы «Солнцу красному слава!» Слушание вступления балета «Ярославна», «Стон Русской земли» -Какой характер у вступления балеты? Чем оно отличается от вступления оперы «Солнцу красному слава!» - Фрагмент вступления «Солнцу красному слава!» и правда звучит очень мощно и торжественно, ведь несет исключительно добрый замысел. Что не сказать про вступление балета «Стон Русской земли». Одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна. «Стон русской земли». Струнные, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько жалуется на ссоры между князьями. - К сожалению в первой битве с половцами, русские войны погибли. Главная героиня Ярославна очень печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам. Всё это приводит её к горьким переживаниям, которые описаны в балете как «Плач Ярославны». - Сейчас мы прослушаем фрагмент «Плачь Ярославны». Давайте же вспомним что такое "плач"? Это музыкальная пьеса траурного содержания. Как вы думаете почему в балете Скажите: Какой инструмент, символизирует душевное страдание Ярославны? С чем у вас ассоциируются отрывистые звуки инструментов? Слушание фрагмента из балета «Плач Ярославны»
- Флейта изображает душевное звучание своими высоким регистром. Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит это эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций, которые ассоциируется плачем. -Сейчас мы с вами еще раз прослушаем «Плач Ярославны». Ваша задача будет написать синквейн. Вслушиваясь музыку написать через синквейн, что вы чувствуете. На слайде представлена инструкция из чего должен состоять синквейн. В конце урока все получат оценки за это задание. Повторное слушание фрагмента из балета «Плач Ярославны» -Помимо Ярославны печалится и весь город. В конце балета мы слышим очень мрачное фрагмент. Сейчас мы его прослушаем, ваша задача сказать: Какие движение используют танцоры чтобы передать характер музыки? Как бы вы назвали этот фрагмент и почему? Слушание фрагмента «Молитвы» -Фрагмент под названием «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения. Молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основное идеи произведения – стремление русского народна к еденению, к борьбе за веру, к победе над врагами. -Ваше домашние задание будет: тестом из 5 вопросов. Для закрепления полученных знаний по нашей теме. | - Александр Порфирьевич Бородин, хор «Плач Ярославны!», «Половецкие пляски», мьюзикл,балет. -мы познакомимся с балетом «Князя Игоря». -потому что она была верной женой Князя Игоря, балет. -это музыкально-хореографическая постановка -напряженный, резкий, повторяющаяся. - вступление оперы звучит мощно и торжественно- как гимн. Оно является добрым знаком победы. А вступление балета с первых нот звучит очень взволнованно, тревожно и резко. -флейта, её тревожным чувством. - Плач- это печальная песня -щчень плавные, утонченные, минимальные. «Последний вздох». | 22 минут | ||||||||
4.Рефлексия | выявить и осознать основные компоненты деятельности | -Перед вами лежат анкеты, заполните их, подпишите и сдайте на первую парту. Два человека могут высказаться в слух. 1. На уроке я работал пассивно/активно 2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен 3. Урок для меня показался коротким/длинным 4. Материал урока мне был понятен/не понятен, интересен/скучен, полезный/бесполезный 5. Моё настроение стало лучше/хуже | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | развивать внимание, совершенствовать эмоциональную сферу | А теперь давайте подведём итог урока. С какими героями мы познакомились на уроке? Какие произведения мы прослушали? С каким новым термином познакомились? Спасибо за урок, до свидания! | - Балет «Ярославна», «Молитва», «Плач Ярославны», «Стон русской земли», «Первая битва с половцами». Термин «Балет». | 3 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"
Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....
Конспект урока музыки "Нужна ли музыка в цирке?". 1 класс.
Конспект урока музыки в 1 классе по теме "Нужна ли музыка в цирке?". Программа "Музыка" Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Тип урока: урок применения и с...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...