Методические разработки
материал по музыке

Потапова Мария Сергеевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Эссе

на тему: «Современный учитель музыки»

                                                              Выполнила студентка 30 группы

                                  Потапова Мария

Челябинск 2023

«Детский врач, перед тем как дотронуться до ребёнка, должен согреть руки, а учитель прежде, чем начать учить детей, должен согреть свою душу»

Первое, что хочется отметить, это серьёзность выбора профессии. Я думаю, что не каждый человек может вести за собой, а это очень важная деталь. Современный учитель должен быть вдохновлённой и вдохновляющей личностью, которая горит своим делом. Обучение — это командная работа. А потому, если учитель безучастен и его цель «отвести часы и укрыться в своём мире», даже самый способный ребёнок навряд ли сможет здорово улучшить свои навыки и способности. Но я уверена, что вслед за талантливым и любящим своё дело педагогом, растают все сердца и окрепнут все умы. Мотивация заразна.  

Также безусловно важно обладать социально-психологическими «soft skills». Такими как: коммуникабельность и эмпатия, критическое мышление, умение работать в команде, умение слушать, умение ставить и достигать поставленных целей, способность решать конфликты, самоорганизация и самодисциплина.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, чтобы быть на одной волне с детьми. Постоянно находиться в развитии, узнавать и внедрять инновационные технологии в процесс обучения. Быть всесторонне развитой личностью, но не распыляться на все возможности, держать концентрацию на более важных областях. Молодой учитель, ещё не обладающий должным опытом, может быть не так уверен в себе, но это дело времени. Важно копить педагогический опыт, знания, методики и технологии и подходить к своему делу ответственно.

Важно обладать терпением, самообладанием и пониманием. Предмет «музыка» не всегда ценен для детей. В профессиональной деятельности нельзя принимать ситуации близко к сердцу, нужно уметь менять ситуацию.

    Ещё один очень важный аспект — это здоровье. Быть физически здоровым и подавать пример детям это ценно, но что ещё важнее, это психоэмоциональное здоровье человека. Люди всегда стремятся ко внешнему и внутреннему балансу, но не всем это удаётся. Современный учитель должен обладать адекватным и объективным мировосприятием. И быть другом детям, а не врагом.

     

   



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Потапова М.С.

      Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательного интереса младших школьников. В работе рассматривается проблема противостояния традиционного и исследовательского обучения, где традиционные методы часто подавляют поисковую активность детей, что приводит к утрате любознательности и способности к саморазвитию. Для решения этой значимой проблемы предлагается использование тематических вокально-хоровых упражнений.

     Ключевые слова: познавательный интерес, младшие школьники, вокально-хоровые упражнения.

      Дети от природы любознательны и именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к познанию. Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного поиска, а на репродуктивной деятельности. Благодаря этому обучению у ребёнка в значительной мере утрачивается поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, делая в итоге практически невозможными процесс саморазвития. Именно поэтому подготовка ребёнка к познавательной деятельности становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

       Изучением сущности познавательного интереса в современной отечественной педагогике занимались В.В. Бондаревский, С.В. Герасимов, Т.И. Шамова. «Движущей силой познавательного интереса является воображение и мышление. Они позволяют понять и предвидеть результат, стимулируют проявление настойчивости и самостоятельности» [3, c.208].

Познавательный интерес — это не просто интерес к какому-либо объекту, это направленность на изучение чего-то неизвестного, таким образом различные тематические вокально-хоровые упражнения могут способствовать «развитию художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности» [1, с. 33].

Так, Эльконин Д.Б. считает, что интерес – это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его неизменного значения и эмоциональной привлекательностью [2, с. 192].

Младшим школьникам новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности. [4, с. 8-9]

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребёнка в школу, возрастной диапазон включает 6-11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка.

Каждая из групп вокально-хоровых упражнений является важной составляющей необходимой комплексной работы по развитию детского голоса. Но могут ли обычные вокально-хоровые упражнения влиять на развитие познавательного интереса у детей? Включая различные знания об окружающем мире, педагог может сделать процесс обучения весьма увлекательным для ребёнка. Важно учесть, что речь идёт не просто о представлении образа. Очень важный момент приходится именно на подачу информации детям, включение знаний. Таким образом вокально-хоровая работа превращается от части в познавательную деятельность. Способную привлечь ребёнка, развивать его интерес и любовь к занятиям музыкой и непосредственно способствующую развитию познавательного интереса.

Проанализировав различные информационные источники, сделан вывод, что различные вокальные упражнения могут влиять на развитие познавательного интереса в полной мере.

Опытный автор А. И. Гуссоева в своей работе подчёркивает - «Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес.» [5, с.208]

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». – Москва: Просвещение, 2022. – 33с. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 13.09.2023).
  2. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. – №1. – С. 8 – 9.
  3. Гуссоева, А.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337
  4. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению школьников / А. К. Маркова. – Москва: Педагогика, 1986. – 192 с.
  5. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1988. – 208 с.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Важное значение в дошкольных учреждениях обращается на построение предметно-игровой среды, так как ведущим видом деятельности ребенка является игра, в этой связи, очевидно, что, ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку подобрать занятие исходя из собственных интересов, почувствовать себя более уверенно, вступать во взаимодействие с окружающими, брать во внимание и оценивать чувства и поступки других, ведь это и является основой развивающего обучения.

Воспитательный потенциал предметно-игрового пространства наилучшим образом раскрывается при грамотном педагогическом руководстве, которое обеспечивает полноценный уровень развития игровой деятельности.

Понятие предметно-развивающей среды в ДОУ:

Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда - предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда - система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Игровое пространство — это не конкретное место, а совокупный образ места, созданного главным образом для игры и взаимодействия воспитанников друг с другом, а также чаще всего связан со словесным обозначением предметов.

Предметно-игровая среда выполняет ряд функций. К ним относят организующую, воспитательную и развивающую функции.

Таким образом, организующая функция предметно-игровой среды выражается в том, что она предоставить дошкольнику возможность найти себе увлекательное занятие без помощи взрослых или в совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Пространственно-игровая среда может выступать источником осуществления интересов и потребностей самого ребенка, а также, стимулировать зарождение новых интересов.

Развивающей функции среды отводится значительное внимание. Развитие, в данном случае, рассматривается как постоянный переход количественных накоплений в качественный процесс постоянного роста и обогащения личности. Двигательное, познавательное, речевое, эстетическое и др. развитие опосредуется той предметно-игровой средой, в которой находится ребенок.

При определении характера предметной среды – окружения, способного затронуть все стороны личности ребёнка дошкольного возраста, важно понимать, что среда должна отвечать главной потребности ребенка, которая заключается в игре, то есть по формам функционирования носить игровой характер. Игра является основным видом деятельности дошкольников, внутри которого наиболее интенсивно проходит личностное и интеллектуальное развитие дошкольника. Именно в игре дети являются субъектами деятельности, её активными творцами, способными воздействовать на окружающий мир.

Описанные особенности игры позволяют считать её одним из факторов, стимулирующим развитие других специфических видов деятельности дошкольника, в частности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Таким образом, наполнение предметно-игровой среды должно носить игровую направленность, то есть быть предметно-игровой, с учетом основного вида деятельности ребенка дошкольного возраста.

Г. Н. Гришковой предметно-игровая среда рассматривается как предметное окружение, включающее ребёнка в игровую деятельность и развивающее его личностный потенциал.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что предметом особого внимания в Дошкольном учреждении должна стать предметно-игровая среда, как фактор обеспечения условий для детской деятельности, а также зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.

Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее содержание, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе, где основное внимание уделяется развитию детей и соответственно тем проектным средствам, которые этому способствуют, то есть средства окружающей детей каждый день, предметно - развивающей среды. Значит, социальное развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение всё: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствию их возрасту детей, индивидуальным психологическим особенностей ребёнка, интересам, желаниям дошкольников, наличие места для самостоятельных игр.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - важный компонент в развитии ребёнка. Основными элементами развивающей среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, со масштабные росту ребёнка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни. Из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития. А так же возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а так же возможности для уединения.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому):

· Дистанции, позиции при взаимодействии;

· Активности, самостоятельности, творчества;

· Комплексирования и гибкого зонирования;

· Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

· Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

· Учёта половых и возрастных различий детей.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

· Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

· В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

· Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно пространственная среда в группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

· Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);

· Двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;

· Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

· Возможность самовыражения детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дети и музыка: слушать или нет?

 Вот в чем загвоздка!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

stock-illustration-13178798-children-music.jpg

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

ъъъ.jpeg

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.



Предварительный просмотр:

Классическая музыка для детей — ваш большой помощник в воспитании ребенка

Музыкальное воспитание ребенка - неотъемлемая часть процесса воспитания в общем. Речь идет не только о развитии музыкального слуха. Музыка влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, помогает привить ему хороший вкус и чувство прекрасного. Особая роль в музыкальном воспитании ребенка отведена классической музыке. Классические мелодии отличаются гармонией, благородством интонации и богатством оттенков.

Конечно, классическая музыка для детей сложнее, чем современная, ведь четкий ритм и динамику современных мелодий воспринять гораздо легче, чем изысканную сложность классических произведений. Классическую музыку нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.

Дети до трех лет, возможно, еще не умеют четко воспринимать мелодию, но они уже различают разницу в звучании звуков. Поэтому уже в таком возрасте можно давать ребенку слушать мелодичные композиции. Музыку стоит выбирать в зависимости от времени суток. Днем, когда ребенок активен, можно ставить ритмичные композиции Моцарта, «Шутку» Баха. А перед сном — медленные, расслабляющие мелодии: ноктюрны Глинки, «Лунную сонату» Бетховена, отрывки из сюиты «Пер Гюнт» Грига. В этом возрасте ребенку лучше не давать слушать грустные, тревожные минорные мелодии.

В возрасте четырех лет нужно уделять слушанию музыки больше времени. Ребенок уже способен учиться слушать музыку осмысленно, улавливать ритм, темп, выделять в звучании отдельные инструменты. На этом этапе уже можно объяснить ребенку, что такое «мажор» и «минор», и проиллюстрировать примерами. В качестве минорного произведения подойдет, скажем, «Первая утрата» Шумана, а в качестве мажорного — «Итальянская полька» Рахманинова.

В возрасте 5-6 лет можно расширять музыкальный репертуар, предназначенный вашему ребенку для прослушивания. В этом возрасте классическая музыка для детей должна быть разнообразной. Старайтесь выбирать музыку, соответствующую эмоциональному настроению ребенка. В этом возрасте уже можно пробовать начинать музыкотерапию, корректируя при необходимости эмоциональное состояние ребенка при помощи классической музыки. Какие именно композиции стоит давать послушать в конкретных случаях?



Предварительный просмотр:

Анализ методической деятельности образовательного учреждения

  1. Структура управления методической службы.

- Педагогический совет.  Функции: планирование, экспертиза, принятие решений.

-Заместители директора по учебно-воспитательной работе. Функции: планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам.

-Предметные группы. Объединяют педагогов одной образовательной области или нескольких смежных дисциплин. Задачи: изучение нормативной и методической документации, организация повышения квалификации учителей, отбор содержания и составление образовательных программ по предмету и другие.

-Экспериментальные лаборатории. Объединяют педагогов, работающих над одной исследовательской темой. Задачи: проведение педагогических экспериментов, развитие и внедрение инноваций в образовательный процесс, организация исследовательской работы педагогов, утверждение индивидуальных планов, отчёты о самообразовании учителей, оценка эффективности экспериментальной деятельности педагогов.

-Методическое объединение учителей-предметников

  1. Цель, задачи методической деятельности ОУ, основные направления работы.

Цель: методическое объединение учителей - предметников, педагогических работников создается с целью формирования у педагогов потребности профессионального роста как условия достижения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.

Методическое объединение учителей призвано решать следующие задачи:

- совершенствовать методическое и профессиональное мастерство учителей;

- организовывать взаимопомощь для обеспечения соответствия современным требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников;

- разрабатывать современные требования к организации образовательного процесса (к уроку, учебному занятию, классному часу, внеурочному мероприятию);      

Направления: - Информирование педагогических работников о достижениях педагогической и психологической науки и практики, оказание методической помощи в качественном осуществлении образовательной деятельности, в создании учебнометодических материалов; в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференции, совещания, ПС и т.д.

- Изучение и внедрение передового опыта научно-методической, учебно-методической работы, инновационной деятельности преподавателей, методические выставки, презентации.

- Повышение профессиональной квалификации и методического мастерства преподавателей

3. Наличие методического кабинета в ОУ. План работы методического кабинета                                                                          

В школе имеется методический кабинет. Он выполняет роль в организации и поддержке педагогического процесса. В его функционалы входит:  

- Методическая поддержка педагогов

Консультации: Предоставление индивидуальных и групповых консультаций для учителей по вопросам методики преподавания, планирования уроков и оценки учебных достижений.

- Помощь в разработке учебных планов.

- Организация мероприятий. (семинары, мастер – классы, круглые столы)

Так же в кабинете имеется ресурсное обеспечение. В него входит:

Методические материалы: Сбор и хранение методических рекомендаций, учебников, пособий, электронных ресурсов.

  1. Материалы методического кабинета ОУ.

- Нормативно-правовые документы

-  Образовательная программа;

- Коррекционно-образовательные программы

- Справочно-методическая литература;

- Материалы мониторинга;

- Банк данных по педагогическому персоналу;

-Методические материалы (материалы педсоветов, ПМПК, рекомендации, консультации, материалы конкурсов, открытых занятий, мероприятий, семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом и т.д.)

-Аттестационные материалы, материалы повышения квалификации, обобщенный педагогический опыт, программы саморазвития;

-Периодические издания;

-Демонстрационный и раздаточный материал;

-Стенды с информацией, отражающей методическую работу в образовательном учреждении

5. Создание в ОУ условий для обеспечения внедрения педагогических технологий и реализации Программы развития.

Методическое объединение учителей - предметников, педагогических работников создается в Учреждении при наличии более двух учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех учителей, работающих по одному циклу предметов (эстетико – гуманитарный, естественно - математический, гуманитарный и другие).

- Проводит изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости, анализ авторских программ и методик.

- Принимает решение о подготовке методических рекомендаций в помощь учителям;

- Организует разработку методических рекомендаций для учащихся и их родителей (законных представителей) в целях наилучшего усвоения соответствующих предметов и курсов, повышения культуры учебного труда.

- Рекомендует учителям различные формы повышения квалификации.

-Организует работу наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.

-Разрабатывает положения о конкурсах, олимпиадах, предметных неделях (месячниках) и организует их проведение

-Анализирует состояние преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля.  

-Организует проведение открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками

- Организует изучение передового педагогического опыта; экспериментальную работу по предмету;

- обеспечивает условия для успешной апробации новых образовательных программ, педагогических технологий, учебных пособий и др.

- Вырабатывает единые требования к оценке результатов освоения программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

- Проводит отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения квалификации.

- Организует и проводит предметные недели (декады и т.п.), предметные олимпиады, конкурсы, смотры, научные конференции.

- Разрабатывает и организует систему внеклассной работы по предмету.

- Осуществляет формирование инновационного банка данных педагогического коллектива Учреждения.

-Способствует укреплению материальной базы и приведению средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.            -Выделение актуальных проблем и формирование концепции развития. Необходимо мотивировать коллектив на освоение педагогических и управленческих новшеств. 

- Обеспечение качества и рациональности постановки целей развития. Программа развития должна быть разработана с учётом всех необходимых условий. 

-Создание информационно-методического пространства. Оно способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов. 

 - Обновление материально-технической базы. Необходимо обеспечить возможность проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами и рабочими программами. 

- Обеспечение доступности образования. Важно создать условия для успешной социализации детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-мигрантов. 

- Развитие потенциала педагогов. Необходимо развивать педагогов, осваивающих новые образовательные технологии, способных к саморазвитию и самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности. 

- Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования

6. Условия для обобщения передового педагогического опыта учителей.

- Диагностические данные.

-Понимание структуры и процесса обобщения опыта.

- Формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации учебной деятельности.

- Умение и готовность педагога видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы.

- Наличие материалов, отражающих опыт работы: планов, конспектов, дидактических пособий, наблюдений за духовным развитием обучающихся.

7. Выводы и предложения.

Методическая деятельность в образовательном учреждении играет ключевую роль в повышении качества образования и профессионального роста педагогов. Наблюдается недостаток системного подхода к организации методической работы, что приводит к фрагментарности мероприятий и недостаточной вовлеченности педагогов. Существуют пробелы в подготовке учителей к использованию цифровых технологий и инновационных методов обучения.

Предложения: 

1. Эффективность методической работы: Методическая деятельность образовательного учреждения требует анализа для выявления ее сильных и слабых сторон, что позволит оптимизировать учебный процесс.

2. Актуальность ресурсов: Необходимо обновление и адаптация методических материалов к современным требованиям образования, учитывая изменения в образовательных стандартах и технологиях.

3. Сотрудничество: Укрепление взаимодействия между педагогами на уровне учреждения и с внешними организациями способствует обмену опытом и внедрению инновационных методов.

4. Улучшение материально-технической базы: обновить оборудование и программное обеспечение для создания комфортной образовательной среды. Обеспечить доступ к современным цифровым ресурсам и платформам для дистанционного обучения.

5. Внедрение системы оценки эффективности: Разработать четкие критерии и инструменты для оценки эффективности методической деятельности, включая анкетирование педагогов и анализ успеваемости учащихся. Проводить регулярные ревизии и корректировки методической работы на основе полученных данных.

6. Создание банка успешных практик: сформировать ресурсный центр, где будут собраны лучшие практики преподавания, методические разработки и рекомендации по их внедрению. Поощрять педагогов за участие в создании и обновлении этого банка.



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей

  1. Подготовка к заседанию.

Осуществляется сбор информации. В соответствии с годовыми задачами, после совещания руководителей ГПСП заполняются заявки на участие в РМО, желающими либо теми, у кого предстоит аттестация. В соответствии с количеством заявок определяется количество РМО. Определяется и подготавливается пространство для проведения МО.

  1. Целесообразность и актуальность повестки заседания МО.

Годовые задачи определяются на совещании для руководителей ГПСП.

Целесообразность и актуальность повестки заседания МО можно рассмотреть через следующие ключевые аспекты: обмен опытом и практиками, анализ результатов работы, планирование будущих мероприятий, повышение квалификации.

  1. Структура мероприятия.

- Регистрация участников мероприятия;

- Приветствие участников – актуальная информация;

- Обсуждение проблем и задач МО;

- Выступление педагогов;

- Подведение итогов, рефлексия;

4. Действия администратора, руководителя МО, педагогов.

Администратор, руководитель МО: Сбор заявок. Помощь в подготовке к выступлению и сбор материала с МК для работы других педагогов. Регистрация участников.

Педагоги: подача заявки для участия, подготовка материалов для выступления.

5.Соответствует ли содержание заседания МО его целям и достигнутым результатам?

Содержание заседания МО соответствует его целям и достигнутым результатам.

6.Какие моменты заседания МО Вам понравились больше всего? Почему?

Самым ярким моментом для меня стало выступление Денисовой Т. А. по теме «Шумовые музыкальные инструменты своими руками для ритмических игр и упражнений», потому что педагог совместил в своём выступлении методические рекомендации и творческое выражение. Мне удалось подчерпнуть для себя новые способы создания музыкальных инструментов и интересные ритмические упражнения с ними.

7. Выводы.

Методическое объединение — это большая и опытная команда, которая делится педагогическими наработками и опытом. Помогает опытным педагогам делиться знанием и распространять своё имя, а также помогает молодым педагогам включать в свою работу качественные, проверенные опытом методики и материалы.

Протокол заседания методического объединения

от «28» ноября 2023 г.

Тема: мастер-класс районного методического объединения музыкальных руководителей ДОУ Курчатовского района.

Присутствовали: 34 человека.

Повестка заседания МО: на данном заседании методического объединения были рассмотрены следующие темы для обсуждения: «Работа с детьми - мигрантами» (Баркина В. Ю., Езовских Н. В., Губайдуллина А. Т. – музыкальные руководители МАДОУ «ДС №50» г. Челябинска), «Театрализованные игры в детском саду» (Шишкова А. В. – музыкальный руководитель МАДОУ «ДС №45» г. Челябинска), «Использование дыхательной гимнастики в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (Кочергина С. Н. – музыкальный руководитель МАДОУ ДС №470» г. Челябинска), «Шумовые музыкальные инструменты своими руками для ритмических игр и упражнений» (Денисова Т. А. – музыкальный руководитель МАДОУ ДС №47» г. Челябинска).

Слушали: выступления педагогов на вышеперечисленные темы. Каждый педагог представил свои разработки дополняя их интерактивным взаимодействием с залом, яркой презентацией и проводя обсуждение вопросов с коллегами. Все педагоги поделились своим мнением по теме, обменялись опытом и материалами.

Решение: по итогам заседания методического объединения педагоги приняли решение что освещённые темы актуальны и должны быть распространены на большую аудиторию. В конце заседания МО руководитель РМО - Богданова Валерия Юрьевна подвела итоги заседания и поблагодарила коллег за яркие выступление и качественный материал.



Предварительный просмотр:

Алгоритм тезисов к выступлению по итогам обобщения

педагогического опыта образовательного учреждения

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию работу - Методические основы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством вокально-хоровых упражнений на уроках музыки.

 Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого познавательного поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребёнка в значительной мере утрачивается главная черта познавательного поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребёнка к познавательной деятельности, обучение его умениям и навыкам развития познавательного интереса становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

 Цель исследования: изучить теоретические аспекты и методические основы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством вокально-хоровых упражнений на уроках музыки.  Также на слайде представлены объект и предмет исследования.

Перед тем как перейти к сущности проблем формирования познавательного интереса, мы проанализировали само понятие и пришли к выводу, что несмотря на различные формулировки, учёные не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно дополняют его. Соглашаясь с Элькониным, в работе мы воспринимаем познавательный интерес как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его неизменного значения и эмоциональной привлекательностью. Развитие познавательного интереса можно разложить на 4 базовых уровня: любопытство, любознательность, фактически познавательный интерес, творческая заинтересованность. В параграфе 1.1 мы рассмотрели их более детально и выделили основные проблемы формирования познавательного интереса.

Следующим шагом стало рассмотрение возрастных особенностей, так как переход ребёнка из дошкольного звена в младшую школу характеризуется рядом особенностей. На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом, но и в психическом развитии ребёнка. Рассмотрение психофизиологических особенностей младших школьников показало, что первоклассник по уровню своего психического развития остаётся дошкольником.

Также нами была рассмотрена взаимосвязь вокально-хоровых упражнений и развития познавательного интереса. В параграфе 1.3 мы рассмотрели основные аспекты вокально-хоровой работы с младшими школьниками и выделили виды вокально - хоровых упражнений, которые будут влиять на развитие познавательного интереса посредством включения познавательного элемента - какого - либо объёма знаний по выбранной теме.

В параграфе 2.1 мы проанализировали основные подходы к решению проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников. Все методические приёмы имеют свои особенности, что облегчает процесс освоения знаний. В следующем параграфе мы выделили методические основы формирования познавательного интереса. Описали эффективные способы проведения упражнений, те моменты, которые помогут добиться наибольшей результативности на уроке.

 Несмотря на различную природу возникновения и характер познавательного интереса, в работе нам удалось определить основные критерии и показатели сформированности познавательного интереса и прийти к выводу, что в основном выделяют 3 основных уровня сформированности, от низшего к высшему.

В начале исследования мы поставили цель, для достижения цели мы определили задачи, которые в процессе исследования решали и пришли к выводу, что при качественной проработке материла, используя различные приёмы и формы обучения учитель в полной мере может повлиять на развитие познавательного интереса посредством вокально-хоровых упражнений. При активном взаимодействии с классом учитель, показывая собственный пример может всецело привлечь внимание детей и привить им устойчивый интерес к обучению. Изучив литературу, мы выделили методические основы формирования познавательного интереса с помощью вокально-хоровых упражнений у младших школьников, а в будущем мы предполагаем продолжить изучение темы, но расширить рамки нашего исследования и перейти от одних лишь упражнений к вокально-хоровой работе на уроках музыки в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...