Конспекты уроков музыки в среднем звене
план-конспект урока по музыке
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.22 КБ | |
| 24.03 КБ | |
| 30.5 КБ | |
| 33.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 12.11.2024 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Игнатьева Л.Д.
Студентки 40 группы Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Козинцевой Анастасии Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Что за прелесть эти сказки.»
Цель: Постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада».
Задачи:
- Обучающая: формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической сюитой), созданной на основе литературного источника и анализ произведения, способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков.
- Развивающая: развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся. развитие импровизации в доступных для детей формах, создание атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят, развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков.
- Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание грамотного слушателя, обогощение духовной культуры обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (беседа, побуждение к сравнениям), наглядный метод (показ изображений), наглядно-иллюстративный,
Материалы, оборудование: презентация, печатные материалы для рефлексии.
Музыкальный репертуар: Н. А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада», А. Пахмутова «Просьба».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Создание положительного настроя; подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей. Но перед этим давайте поздороваемся. Музыкальное приветствие. | Дети приветствуют учителя | 3 минуты | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков. | -Начнем наше путешествие с мира пения, вы уже познакомились с песней А. Пахмутовой под названием «Просьба» и даже разобрали 1 куплет, сейчас мы с вами его повторим и разучим припев. Повторение 1 куплета Разучивать припев мы будем по следующей схеме: я буду говорить вам фразу, после этого мы повторим фразу все вместе. Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц - не небо! А море без рыб - не море! И земля без зверей - не земля, Не земля, не земля! Теперь мы с вами соединим то, что у нас получилось повторить и выучить вместе. Пение 1 куплета и припева
Приступим к проверке домашнего задания, сдаем листочки мне, на следующий урок я вам сообщу оценки. | 10 минут | |||||||||
Организация слушательской деятельности | Формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической сюитой), созданной на основе литературного источника и анализ произведения, развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся. развитие импровизации в доступных для детей формах, создание атмосферы творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят. | Продолжим наше великое путешествие в музыку и в мир сказочных персонажей. -Ребята, вы любите сказки? А за что вы любите сказки? Перед вами лежат листочки, на которой написана наша тема урока, но буквы перепутались, попробуйте составить из перепутанных букв предложение, скажите, какая тема урока сегодня будет? А что мы должны узнать в этой теме и как это может быть связанно с музыкой? А как называют человека, который сочиняет сказки? -Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том , кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки. Давайте попробуем послушать начало такой музыки и попробуем угадать, что за сказочный персонаж в ней кроется? Звучит вступление и первая часть сюиты «Шехеразада» Н.А.Римского-Корсакова. -Давайте предположим, какой сказочный персонаж может изображаться такой мелодией и мотивами? Да, вы назвали верно- это симфоническая сюита «Шехеразада». Давайте вспомним с вами - в чём особенность жанра сюиты? Чем он отличается от других музыкальных жанров? Теперь попробуем вспомнить, кто автор данной сюиты? Мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор. Давайте с вами посмотрим на ваши распечатки и будем находить ответы на вопросы о композиторе, Римский-Корсаков русский композитор или зарубежный? Николай Андреевич Римский-Корсаков -великий русский композитор, дирижёр, педагог. Его имя носит консерватория в Санкт-Петербурге. Родился будущий композитор в городе Тихвине Новгородской губернии. Мама, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу. А отец Андрей Петрович Римский-Корсаков был вице-губернатором Новгорода. Следующий вопрос, где учился Николай Андреевич? Родители хотели, чтобы их сын стал военным. Поэтому в 12 лет его отдают учиться в Морской корпус. Пройдя курс обучения, гардемарин Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях с помощью музыки. -Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора мы с вами уже знакомы? -А какая же музыка лежит в основе произведения, которое мы слушали в начале урока? Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов? Слушание фрагмента 1 части сюиты -Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни? Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Хоть одну из этих сказок вы точно знаете, например- «Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков дал произведению краткую программу. Программность в музыке — это род инструментальных произведений, имеющих словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание. Сейчас один из класса прочитает нам ее, а все остальные внимательно слушают и следят за текстом, после этого мы ответим на вопрос, какие два образа вы услышите и как их охарактеризуете? «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Какие два образа вы увидели в тексте? В сюите два контрастных образа - султан Шахриар и мудрая Шахерезада. Сейчас мы услышим 2 разные темы, напишите себе в тетрадь, как бы вы охарактеризовали этого персонажа? Первый персонаж будет-султан Шахриар. Слушание темы Шахриара Какие инструменты использовал композитор для характеристики Шахриара? Следующий персонаж-Шехеразада. Какие инструменты использовал композитор для характеристики Шехеразады? Слушание темы Шехеразады. Какие инструменты использовал композитор для характеристики Шехеразады? Сюита состоит из 4-х частей:
Сегодня мы послушаем фрагмент 1 части «Море и корабль Синдбада», но прежде вы должны познакомиться с её кратким содержанием: «Вступление начинается темой Шахрияра - сильного и властного султана, могучего владыки своего государства. За ней следует тема Шехеразады - нежная и томная, исполненная певучей скрипкой с переливами арфы. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы. Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание… Ребята, какой третий персонаж появляется в истории? Все верно. «Далее следует образ волнующегося моря, которая основана на теме Шахрияра, только теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер. Здесь же слышна тема корабля Синдбада. Её музыка удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. К концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласкового умиротворённого моря. Тема Шахрияра светлеет, как будто владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение сказки...» -Я описала вам первую часть сюиты, сейчас мы с вами прослушаем ее от начала до конца, запишите себя вопросы, на которые вы будете отвечать в своей тетради в процессе слушания, а после этого мы озвучим ответы. 1. Как, на ваш взгляд, звучала музыкальная тема Шахрияра, как бы вы его представили? 2. Какой в музыке предстала перед вами Шахерезада, как бы вы ее описали? 3. Каким показался вам музыкальный образ Синдбада? 4. Какой была музыкальная тема Моря? Слушание 1 части сюиты 1. Как, на ваш взгляд, звучала музыкальная тема Шахрияра, как бы вы его представили? 2. Какой в музыке предстала перед вами Шахерезада, как бы вы ее описали? 3. Каким показался вам музыкальный образ Синдбада? 4. Какой была музыкальная тема Моря? -Видите, ребята, какую замечательную сказку мы сегодня с вами услышали. Оказывается, вы не просто ученики, а самые настоящие сказочники. Ребята, сказка намного интереснее, когда вы попробовали ее нарисовать сами, вашим домашним заданием будет нарисовать иллюстрацию к 1 части сюиты, которую мы с вами послушали. | Конечно! За волшебность, интересно читать. Что за прелесть эти сказки Нам нужно будет узнать, как сказки перекликаются с музыкой, познакомиться с произведением на эту тему. Сказочник. Шехеразада. Это произведение, состоящее из контрастных частей или пьес. Римский-Корсаков. Русский. Николай Андреевич учился в Морском корпусе. Опера «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Нет, она напоминает восточную музыку. Злого Шахриара и загадочную, умную Шехеразаду.
Трубы, духовые инструменты. Ее характеризует скрипка. Синдбад, моряк. | 20 минут | ||||||||
Рефлексия | Самоанализ продуктивности детей на уроке, получение обратной связи к деятельности учителя. | Наш урок подходит к концу. Мне бы очень хотелось узнать, как вы оцените свою работу на уроке. Для этого я раздам вам листочки. Если вы считаете, что вы были активны на уроке-нарисуйте солнышко. Если думаете, что вы не были очень активными на уроке, но все поняли, то нарисуйте солнышко, немного закрытое тучей. Если вам было что-то непонятно-нарисуйте просто тучку. На обратной стороне листочка вы можете написать, что вам запомнилось на уроке больше всего? | Класс оценивает свою вовлеченность и работу на уроке. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили. Что вы узнали сегодня нового? С какими понятиями мы познакомились? Проверим ваши знания с помощью маленького кроссворда. Все, кто сегодня были активны на уроке и участвовали в прочтении материала получают пятерки за урок! До свидания! | Дети отвечают на вопросы, решают кроссворд | 9 минут |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 10.12.2024 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Игнатьева Л.Д.
Студентки 40 группы Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Козинцевой Анастасии Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр.»
Цель: Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:
- Обучающая: формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой и анализ произведения, способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков, пониманию художественного образа добра и зла.
- Развивающая: развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся, развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков.
- Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание грамотного слушателя, обогощение духовной культуры обучающихся.
Тип урока: урок общей методологической направленности
Методы и приёмы: словесный метод (беседа, побуждение к сравнениям), наглядный метод (показ изображений), наглядно-иллюстративный, метод пластического интонирования.
Материалы, оборудование: презентация, печатные материалы для рефлексии.
Музыкальный репертуар: М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила», В. Баснер «С чего начинается Родина».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Создание положительного настроя; подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Давайте встанем со своих мест и поздороваемся. Музыкальное приветствие. На прошлом уроке вам задавали домашнее задание, приступим к его проверке | Дети приветствуют учителя | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой «Руслан и Людмила» и анализ произведения, развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся. Самоанализ продуктивности детей на уроке, получение обратной связи к деятельности учителя. | Ребята, сегодня у нас снова урок путешествие. Вы уже догадались куда? Снова представьте, что мы с вами вошли в театр, разделись, купили программу. Напомните мне пожалуйста, как по-другому можно назвать программу? Мы с вами записывали это понятие на прошлом уроке. На вашем столе тоже лежат программки, в ней прописано содержание путешествия, но есть и пропущенные слова. В ходе путешествия мы с вами определим тему урока, запишем новые музыкальные термины, понятия, а в конце путешествия программа поможет нам закрепить новый материал и оценить свою работу. И трижды прозвенел звонок. Это означает, что начинается 1 акт. В зале погас свет. Дирижер занял место у пульта в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. На прошлом уроке было наше первое путешествие в музыкальный театр, так называлась наша тема. Подумайте, как будет называться тема сегодняшнего урока? Правильно, запишите тему урока себе в программу. Послушаем и постараемся узнать о какой сказке – поэме нам расскажет. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом… Кто из вас вспомнил, автора произведения? Верно стихотворение написал А.С. Пушкин и с этих строк начинается сказка-поэма «Руслан и Людмила». Именно, по сюжету поэмы русский композитор М.И. Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Сегодня мы с вами познакомимся с ней, запишите название оперы себе в программу. Ребята, давайте с вами вспомним, а что такое опера? Кроме музыки в разработке оперы принимают участие много специалистов. И особая роль отводится оперным писателям и поэтам. Они пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. Мы слышим первые звуки музыки, когда занавес еще закрыт. Опера начинается с увертюры. Знаете ли вы, что такое увертюра? Отлично, запишите в программу определение увертюра. Сейчас прозвучит отрывок из увертюры к опере «Руслан и Людмила», слушая музыку обратите внимание на ее характер. Какие музыкальные инструменты вы услышите в увертюре? Слушание увертюры Какие музыкальные инструменты вы услышали? Какой был характер у увертюры? Разнообразные чувства и эмоции появились у вас после прослушивания музыкального отрывка. Сейчас мы разберем характер музыки. Для этого возьмите конверт с заданием он у вас на столе. Внимание– задание одно на парту, потому что работать вы будете совместно и решите-какие характеристики точно отражают услышанные звуки. На листочке вокруг слова «увертюра» написаны разные характеристики музыки. Ваша задача провести стрелочки к тем характеристикам, которые на ваш взгляд подходят к увертюре. Будьте осторожны, в карточке есть слова ловушки. Работая в паре, друг другу помогайте, советуйтесь. Мне нужны помощники 2 человека, чтобы выполнить это задание у доски. Вам нужно будет соединить прикрепленные к доске листочки и расположить их под словом «увертюра». Сейчас посмотрим, как справились ребята с заданием у доски. Если они выбрали верную характеристику, поднимите руки вверх, если нет, то не руки остаются лежать на парте. Сверяйте результат на доске со своими карточками. Сюжет оперы начинается со сцены свадебного пира и похищения. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Ребята, что, по-вашему, является важной составляющей в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Правильно, без музыки. Создавая оперу «Руслан и Людмила» М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но для каждого героя языком музыки создал свой портрет, дополнил слова. Музыкальные портреты получились яркими и интересными. Сейчас мы прослушаем Арию Руслана. Внимательно послушайте и скажите, сколько голосов исполняют эту песню? Какой вам представился Руслан в этом произведении? Какой был характер у арии? Слушание арии Скажите, сколько голосов исполняют эту песню? Какой вам представился Руслан в этом произведении? Какой был характер у арии? Ария-это произведение, написанное для одного голоса, сопровождается аккомпанементом. Найдите определение в своей программе и запишите понятие. Следующее произведение, которое мы с вами послушаем будет называться Каватина Людмилы. Каватина- это небольшая лирическая оперная ария, найдите это определение у себя в программе и запишите. После прослушивания ответим на вопросы. Какой был характер у произведения? Какой вы представили себе Людмилу? Слушание Каватины Какой был характер у произведения? Какой вы представили себе Людмилу? Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство. Познакомимся со следующим героем из оперы, для этого отгадаем литературную загадку. Уже колдун под облаками; Hа бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской. Какого колдуна описала нам загадка? Правильно, а кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный герой? В чем его волшебная сила? А что произойдет, если ему отрубить бороду? Да конечно, его волшебная сила исчезнет, и он станет абсолютно безвредным. Сейчас мы прослушаем лишь фрагмент марша, а вашим домашним заданием будет дослушать марш до конца и нарисовать к нему иллюстрацию. Предлагаю встать и на 2 минуты превратиться в дирижеров. Руководителей симфонического и духового оркестров. Когда будет звучать музыка, начинайте дирижировать. Готовы? Начинаем. Спасибо, садитесь. Вы замечательно справились. Но почему ваши жесты были разными? Верно, музыка постоянно меняла характер. Для этого композитор использовал два оркестра духовой и симфонический. Весь марш состоит из 2 частей. - 1 часть делится на 2 фрагмента, Начала слышны резкие окрики грозного владыки. Музыка резкая, отрывистая, тяжёлая, злая. - Далее марш стихает музыка становится тихая, лёгкая, высокие звуки. Черномор уже предстает хилым карликом. - во 2 часть финал Марша, звучит музыка -волшебная, прозрачная, хрустальна, нежная. Герой Руслан отрубает колдуну бороду, в которой и содержалась его могущество. И вместе с заколдованной Людмилой возвращается к её отцу. Фарлаф пытается разбудить княжну, но расколдовать Людмилу получается только у Руслана. Так заканчивается и поэма, и опера «Руслан и Людмила». Ребята, чему же учит нас опера? Да, верно, в опере, как и в поэме, добро обязательно побеждает зло. Опера «Руслан и Людмила» не единственная, написанная М.И. Глинкой. Я вам рекомендую – чаще ходите в театр, и вы увидите прекрасные оперы. | В театр. Либретто. Второе путешествие в музыкальный театр. А.С. Пушкин. Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют. Увертюра-это вступление к опере. Без музыки. Черномор. Злой колдун. Сказочный. Злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде. Волшебная сила исчезнет, он станет безвредным. Музыка была разная по характеру - громкая, грозная, страшная. Добро всегда побеждает зло. | 20 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности |
| Мы продолжаем наше путешествие, но теперь попробуем себя не в роли зрителя, а в роли певца и исполним песню прошлого урока «С чего начинается Родина». Вашим домашним заданием было выучить 1 и 2 куплет, приступим к проверке. Прочитайте 3 куплет, после мы пропоем его и соединим всю песню вместе.
Пение «С чего начинается Родина»
| Русским. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков. | Наше путешествие подходит к концу, но в программе остались незаконченные поля, это анкета самооценивания. Попробуйте оценить свою деятельность на уроке, поставьте галочку если фраза относится к вам и вашей работе на уроке. Проведение рефлексии. Я проанализирую ваши ответы и выставлю вам оценки в зависимости от того, как вы работали на уроке | Класс оценивает свою вовлеченность и работу на уроке. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Урок подходит к концу, ответьте мне пожалуйста на вопросы: Что самое главное необходимо запомнить с урока? С какими новыми терминами мы с вами познакомились? Какие произведения мы сегодня с вами послушали? До свидания! | Дети отвечают на вопросы, проводят самооценивание. | 4 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 03.12.2024 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Игнатьева Л.Д.
Студентки 40 группы Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Козинцевой Анастасии Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр.»
Цель: Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:
- Обучающая: формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой и анализ произведения, способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков, пониманию художественного образа добра и зла.
- Развивающая: развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся, развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков.
- Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание грамотного слушателя, обогощение духовной культуры обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (беседа, побуждение к сравнениям), наглядный метод (показ изображений), наглядно-иллюстративный, метод пластического интонирования.
Материалы, оборудование: презентация, печатные материалы для рефлексии.
Музыкальный репертуар: М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила», В. Баснер «С чего начинается Родина».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Создание положительного настроя; подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Давайте встанем со своих мест и поздороваемся. Музыкальное приветствие. На прошлом уроке вам задавали домашнее задание, приступим к его проверке | Дети приветствуют учителя | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой «Руслан и Людмила» и анализ произведения, развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся. Самоанализ продуктивности детей на уроке, получение обратной связи к деятельности учителя. | Ребята, сегодня у нас урок необычный, мы представим, что находимся в театре. Ребята, кто из вас был в театре? А в музыкальном театре? Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре? Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать? Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет. Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры. Послушайте мою первую литературную загадку. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Кто из вас вспомнил, какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила» Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Обратите внимание в какое место мы отправляемся Что нам сегодня нужно будет узнать? Какая будет цель урока? Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила» Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. А теперь представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку. А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? Итак, мы купили программку и попали прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера. А что же такое увертюра? Да, это вступление к опере. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки. После прослушивания ответьте мне на вопросы. Какой характер у произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»? А кто мне может сказать, что такое опера? Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты. А что делают художники в театре? Оперные артисты? Что делают музыканты в оркестре? А что делают писатели, поэты? А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. В переводе с итальянского либретто - это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Он языком музыки дополнил слова А.С. Пушкина и от этого музыкальные портреты получились очень яркими и интересными. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила», 1 ряд, попробуйте вообразить себя художниками, представить, как бы выглядел Руслан и нарисовать его на листочках. После прослушивания оставшаяся часть класса ответит на вопросы. Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана? Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина. Каватина это - небольшая лирическая ария. Сейчас вы услышите музыкальный фрагмент из оперы, который называется «Каватина Людмилы». После прослушивания ответим на следующие вопросы: Что вы можете сказать об этом персонаже? В каком настроении исполнен этот фрагмент? Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство. А чтобы познакомиться со следующим героем из оперы слушаем следующую литературную загадку: Уже колдун под облаками; Hа бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской; От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой. Какого колдуна описала нам загадка? Правильно, а кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный герой? Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун? В чем его волшебная сила? А что произойдет, если ему отрубить бороду? Но отрубить бороду обычным мечем нельзя. Для этого нужен волшебный меч, раздобыть который может только настоящий богатырь, храбрый и бесстрашный, мудрый и по-настоящему любящий Людмилу. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Во время того, как вы будете представлять себя дирижером подумайте над вопросами, которые мы обсудим после слушания. Какой характер прозвучавшей музыки? Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? Почему ваши жесты были разными? Слушание «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием Какой характер прозвучавшей музыки? Сохраняется ли такой характер музыки до конца произведения? Почему ваши жесты были разными? Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? Оркестр звуками может нарисовать: битву, бурю и многое другое. Он звучит на протяжении всего действия. Ребята, сегодня мы побывали в музыкальном театре, где познакомились со сказочными героями из оперы «Руслан и Людмила». Вашим домашним заданием будет нарисовать любых 2 персонажа из оперы и тест по пройденной теме. | В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль. Сказку Сказочными героями могут быть гномы, феи, волшебники, богатыри и животные. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Путешествие в музыкальный театр. Опера «Руслан и Людмила» Программа - это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Увертюра – это вступление к опере или к балету Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют. Антракт. Декорации, грим, костюмы. Играют и поют. Играют на музыкальных инструментах. Пишут рассказы, сказки, стихи. Без музыки. Черномора. Злодей. Сказочный. Он был коварный, хитрый. Это злобный карлик, сила которого находится в его длинной бороде. Вся его волшебная сила исчезнет и он станет абсолютно безвредным. Музыка громкая, грозная, страшная. Нет. Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно. Симфонический. | 20 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности |
| Вспомните, М.И. Глинка был русским композитором или зарубежным? Все верно, он любил свою родину. Именно о родине мы сегодня с вами споем и вспомним песню «С чего начинается Родина. Прочитайте 1 и 2 куплет, после мы попробуем их пропеть.
Пение «С чего начинается Родина»
| Русским. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков. | Попробуйте оценить свою деятельность на уроке, на листочках перед вами есть вопросы по уроку, поставьте галочку если фраза относится к вам и вашей работе на уроке. Проведение рефлексии. Я проанализирую ваши ответы и выставлю вам оценки в зависимости от того, как вы работали на уроке | Класс оценивает свою вовлеченность и работу на уроке. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Урок подходит к концу, ответьте мне пожалуйста на вопросы: Что самое главное необходимо запомнить с урока? Покажите пальцами, на какую оценку вы оцениваете свои знания? С какими новыми словами мы с вами познакомились? До свидания! | Дети отвечают на вопросы, проводят самооценивание. | 4 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 03.12.2024 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Игнатьева Л.Д.
Студентки 40 группы Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Козинцевой Анастасии Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Первое путешествие в музыкальный театр.»
Цель: Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».
Задачи:
- Обучающая: формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой и анализ произведения, способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых навыков, пониманию художественного образа добра и зла.
- Развивающая: развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся, развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков.
- Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, воспитание грамотного слушателя, обогощение духовной культуры обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (беседа, побуждение к сравнениям), наглядный метод (показ изображений), наглядно-иллюстративный, метод пластического интонирования.
Материалы, оборудование: презентация, печатные материалы для рефлексии.
Музыкальный репертуар: Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко», В. Баснер «С чего начинается Родина».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Создание положительного настроя; подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, ребята. Давайте встанем со своих мест и поздороваемся. Музыкальное приветствие. На прошлом уроке вам задавали домашнее задание, приступим к его проверке | Дети приветствуют учителя | 3 минуты | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Формирование устойчивого интереса к музыке через знакомство с оперой «Садко» и анализ произведения, развитие художественно-образного и ассоциативного мышления обучающихся, развитие внимания обучающихся. Самоанализ продуктивности детей на уроке, получение обратной связи к деятельности учителя. | Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир ярких и разнообразных звуков. Что он нам откроет, я думаю, вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:
Палочка застынет и весь оркестр молчит. Палочка подскажет, кому пора вступать, Палочка укажет, как музыке звучать. Палочка волшебная оркестром управляет, А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?
Вроде бы спектакль идёт, но любой артист - поёт! Вот так чудо - расчудесное, разговаривают... песнями! Такой спектакль, где все поют, в театре...? зовут?
Про злодея - Черномора, про борьбу, добро и ласку... К пульту дирижёр выходит, открывает партитуру. Мы со сцены глаз не сводим, зазвучала…
И город, и деревня, ты угадал, наверно: Чтоб слышались овации Что нужно? - Конечно, это лишь начало. Вам предстоит еще многому научиться. Но чтобы двигаться дальше посмотрим, что вы действительно знаете и умеете. Я думаю, вы догадались, что речь сегодня пойдёт о...театре, а точнее о театре музыкальном и тема нашего урока, как будет звучать? Подумайте, что бы вы хотели взять для себя от урока, какие цели мы поставим перед собой? Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке. Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре? Что такое опера? Что такое балет? Сегодня мы отправимся в оперу. Опера-это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую!» - писал один из критиков. И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), реже хореография. Так какие же виды искусства объединяет опера? Итак, представим что мы в театре. В фойе можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина. Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Садко». Именно с этой оперой мы встретимся сегодня. Кто из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко?» -Вся жизнь композитора - беззаветное служение музыке. Педагог, дирижёр, музыкально-общественный деятель, создатель многочисленных фортепианных произведений, романсов, трёх симфоний и т.д. Любимый жанр - опера. Сюжет оперы «Садко», основан на былине о вдохновенном русском народном певце-гусляре Садко. События разворачиваются следующим образом... (звучит фоном Увертюра оперы) Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника. Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Вдруг по водной глади заскользили три белых лебедя. Добравшись до берега, превратились они в красивых девушек. Это были дочери морского царя. Младшая из сестёр, которую звали Волхова, давно любила Садко за его чудесные песни. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь. Для этого ему необходимо было поймать трёх золотых рыбок. Утром Садко позвал на берег озера самых богатых купцов и заключил с ними пари: если он поймает золотых рыбок - все товары купеческие будут принадлежать ему, проиграет - ответит своей головой. Сумел гусляр вытянуть в неводе не только трёх золотых рыбок, но и множество мелких, которые на берегу превратились в груду золота. Исполнила своё обещание дочь морского царя. На добытое золото гусляр снарядил корабль, собрал команду, закупил лучшие товары. От купеческих лавок Садко отказался. Гостили в то время в Новгороде заморские купцы, которые по просьбе гусляра рассказали ему о своих странах. Позже, простившись с женой Любавой, отправился Садко в путь. Долгих двенадцать лет он путешествовал по морям и океанам и ни разу не заплатил дань морскому царю, за что потребовал царь его самого. Опустился гусляр на морское дно, встретил его царь. Решил морской владыка женить Садко на своей дочери Волхове. Садко на гуслях играл и песни пел. От их веселья разбушевалось море, и начали тонуть корабли. Вдруг появился перед ними старый, но могучий богатырь с огромной палицей. Опустил он морского царя с семьёй на самое глубокое дно океана. Садко он отправил в Новгород, а Волхову превратил в реку, которая впадала в озеро Ильмень. На берег реки сбежались жители Новгорода, там они увидели Садко и причаливающие к берегу корабли. Долго рассказывал гусляр жене и новгородцам о своих путешествиях и прославлял в песнях родной край. Чему учит опера? Сегодня, ребята, мы остановимся на сцене Новгородского торга, когда Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский, индийский и веденецкий, каждый по очереди, поют о своей стране. Первое произведение будет называться «О скалы грозные дробятся с рёвом волны», после прослушивания произведения ответим на вопросы: Какой характер у произведения? Какие средства художественной выразительности музыки раскрывают образ северной страны, Скандинавии? Слушание фрагмента Услышав песню Варяжского гостя, Новгородский люд единой грудью выдохнул испуганное: «Ой!» Как вы думаете, почему? Какой характер у произведения? Какие средства художественной выразительности музыки раскрывают образ северной страны, Скандинавии? Следующее произведение называется «Не счесть алмазов в каменных пещерах», после прослушивания ответим на вопросы: Какой характер музыки? Какие средства художественной выразительности применены в музыке? Слушание фрагмента Стоило смолкнуть Индийскому гостю, как запричитали новгородцы: «Ой, да не езди, гость, на ту сторону, ой, берегися птицы Феникса, ой!» Почему? Какой характер музыки? Какие средства художественной выразительности применены в музыке? Последнее наше произведение которое мы прослушаем называется «Город прекрасный, город счастливый» Гость из Италии успокоил новгородцев. С радостью они призывают Садко «А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми». После прослушивания ответим на вопросы: Почему новгородцы посоветовали Садко держать путь в Италию? Какой характер музыки? Какой образ вы услышали? Слушание фрагмента Почему новгородцы посоветовали Садко держать путь в Италию? Какой характер музыки? Какой образ вы услышали? Музыка воплощает «в яви» мечты Садко побывать в разных странах. В них оживают образы угрюмого варяжского моря, полуденных вод у берегов сказочной Индии, синих вод Адриатики, омывающих Венецию. Садко мечтает побывать в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород. Вашим домашним заданием будет тест, не забудьте подписать на листочках вашу фамилию. | Композитор. Дуэт. Дирижер. Балет. Оперой. Увертюра. Декорации. Путешествие в музыкальный театр. Ответы обучающихся. Ответы обучающихся Опера это музыкальный спектакль, в котором артисты поют, раскрывают содержание с помощью пения. Балет это музыкально-театральный спектакль, в котором чувства и мысли героев, их действия, выражаются в музыке и танце. Театральное, музыка, хореография. Н.А. Римский-Корсаков. Опера учит не завидовать окружающим, быть благодарным за любое доброе дело, любить родину. | 20 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности |
| Вспомните, Н.А. Римский-Корсаков был русским композитором или зарубежным? Все верно, он любил свою родину. Именно о родине мы сегодня с вами споем и вспомним песню «С чего начинается Родина. Прочитайте 1 и 2 куплет, после мы попробуем их пропеть.
Пение «С чего начинается Родина»
| Русским. | 10 минут | ||||||||
Рефлексия | Развитие самостоятельности мышления, эмоционального, осознанного и целостного восприятия музыки, певческих навыков. | Попробуйте оценить свою деятельность на уроке, на листочках перед вами есть вопросы по уроку, поставьте галочку если фраза относится к вам и вашей работе на уроке. Проведение рефлексии. Я проанализирую ваши ответы и выставлю вам оценки в зависимости от того, как вы работали на уроке | Класс оценивает свою вовлеченность и работу на уроке. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Урок подходит к концу, ответьте мне пожалуйста на вопросы: Что самое главное необходимо запомнить с урока? С какими новыми словами мы с вами познакомились и вспомнили? До свидания! | Дети отвечают на вопросы. | 4 минуты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в среднем звене
Здесь вы можете видеть конспекты уроков в среднем звене...






