Открытый урок по музыке "Музыкальные жанры"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Обобщение знаний по музыкальным жанрам
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №18
Учитель музыки Т.В. Цвийович
Технологическая карта урока
Учебный предмет Музыка
Класс 5
Автор: УМК “МУЗЫКА” Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.П. Шмагина.
Тема урока: Обобщение знаний о музыкальных жанрах.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров инструментальной и вокальной музыки.
Обобщить знания учащихся о музыкальных жанрах.
Задачи:
Обучающие: Закрепить и обобщить знания о музыкальных жанрах.
Развивающие: развитие познавательного интереса к классической музыке, формирование интереса к прослушиванию классической музыки.
Воспитательные: Пробудить интерес к урокам музыки, воспитывать любовь к отечественному культурному наследию, формирование общего культурного уровня.
- личностные:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- умение понять мир через музыкальные формы и образы;
- привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества уроке;
- формирование позитивного отношения к классической музыке.
- развивитие умения на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными на примере звучащей картины А. Мордвинова «Итальянский пейзаж».
- метапредметные:
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения, регуляционные, познавательные.
-предметные:
- обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
- определить музыкальные особенности жанра баркаролы;
- развитие навыков музыкального восприятия путём интонационнообразного и сравнительного анализа произведений;
- показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
- раскрывать общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
- формирование исполнительских навыков учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, самостоятельная, групповая.
Оборудование: экран, проектор, синтезатор, колонка, карточки с заданиями.
№ п\ | Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД ( с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1. | Организационный момент | Здравствуйте, ребята, садитесь. Ребята, поскольку мы на уроке музыки, давайте споём музыкальное приветствие. Я пою, а вы мне эхом отвечаете. | Приветствуют учителя стоя у своих рабочих мест. Проверяют готовность рабочих мест. Поют, отвечая эхом учителю. | Доброжелательное отношение к окружающим.(Л) Уважение личности и её достоинства. |
2. | Этап мотивации к учебной деятельности | Вот мы с вами и подготовились к увлекательному путешествию в страну музыки. Для этого нам необходимо разделиться на три команды. У: Мы знаем, что по способу исполнения все музыкальные произведения можно разделить на две большие группы. Какие? Д: Вокальная музыка и инструментальная музыка. У: вот и назовём наши команды хористы и оркестранты. У : Ребята, подскажите пожалуйста, кто руководит хором и оркестром? Д: И хором и оркестром руководит дирижёр. У: правильно, значит третья команда это дирижёры. У:ребята, подскажите чем отличается инструментальная музыка от вокальной? Д: Инструментальная музыка звучит только в исполнении музыкальных инструментов, а в вокальной, главная роль отдаётся голосу. У: Назовите мне жанры инструментальной музыки. Д: Симфония, концерт, пьеса, этюд, соната. У: А какие вокальные жанры вам известны? Д: песня, ария, кантата, романс, опера. У: Что ж, вы вполне эрудированны и, надеюсь, сможете разобраться в одном вопросе? Послушайте одно музыкальное произведение и скажите, к какому направлению можно его отнести: к вокальной или инструментальной музыке. Д: Прозвучала инструментальная музыка. У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения? Д: Грусть, тоска, меланхолия. У: Какие музыкальные инструменты прозвучали? Какой инструмент солирует? Д: фортепиано и скрипка. Скрипка солирует. У: Почему именно скрипка ведёт солирующую партию? Д: Её тембр напоминает голос человека. У: Да, мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. О чем поёт скрипка? Д: О несбывшейся мечте, о потерянной любви. | Дети в ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учите ля. Слушание Г.В. Свиридов «Романс» | П. – активизировать мыслительные операции. П: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию. Л.- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы. П: внимательно слушать музыкальный фрагмент и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах, определить его направленность. |
3 |
| У: Пожалуй, я могу согласиться с вами, это действительно инструментальное произведение, если бы не одно «но». Посмотрите, как называется это произведение. Что-то здесь не так. Слайд: Г.В. Свиридов «Романс». У: Вспомните определения понятия «романс». Д: Романс – это сольная лирическая песня, в которой раскрываются чувства человека. Романс – это жанр вокальной музыки. У: Вам не кажется, что стоит разобраться в этой проблеме? Д: Тема нашего исследования «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?», «Жанры инструментальной и вокальной музыки» | Проблемная ситуация. Эвристическая беседа. Дети формулируют проблему, которую необходимо решить на уроке. | К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы. П: Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете поставленной проблемы, попытка классифицировать. |
4 | 4. Этап построения проекта выхода из затруднения | У: Можете ли вы сейчас дать ответ на этот вопрос? Давайте вместе наметим план наших дальнейших действий. Журналисты, искусствоведы и музыканты, для того, чтобы наша передача получилась интересной, я прошу вас выбрать виды работ из предложенных и расположить их в нужной последовательности. Виды работ для планирования: - Сравнить характеристики всех услышанных музыкальных отрывков. - Подготовиться к знакомству с новым музыкальным произведением (узнать имя его автора, историю создания). - Прослушивание неизвестного произведения. - Дать характеристику образа в произведении и каким образом музыкальный образ создаётся композитором ( проанализировать элементы музыкальной речи: лад, регистр, темп, тембр, метр, ритм, штрих, динамика) - Дать определение новому музыкальному понятию – вокальному и инструментальному | Обсуждение по командам плана выхода из затруднения. | К: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества П: действия постановки и решения проблем Р: прогнозирование, планирование |
5. | #1069;тап построения проекта выхода из затруднения. | У: Смогли бы вы влюбиться в идеал, в девушку или юношу, чей образ написан на холсте знаменитым художником, а потом ждать встречи с ним? Как мы можем охарактеризовать такого человека? Д: Романтик, мечтатель, у него возвышенная душа. У: Все верно, именно таким был немецкий композитор, пианист Феликс Мендельсон. Уже в 17 лет, будучи известным композитором он отправился в путешествие по Италии. В Риме его внимание привлекла картина о покровительнице музыки - «Святая Сесилия». Восхищенный юноша с замиранием сердца смотрел на прекрасную девушку на картине. «Если бы такая Сесилия встретилась на моём жизненном пути, обязательно стала бы моей женой», - проговорил композитор. Следует заметить, что спустя несколько лет композитор действительно встретит свою любовь на Родине в Германии. Ее будут звать Сессиль. Они будут счастливы вместе, но это произойдет позже, а пока композитор путешествует по Италии. - Что ещё так потрясло и вдохновило молодого композитора в Италии на творчество, вам расскажет музыка. Ведь именно Феликс Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Послушайте эту пьесу и ответьте, что изображает ее удивительная мелодия, какими чувствами наполнена музыка? Д: Чувство любви, нежности, светлой мечты. У: Опишите характер музыки. Д: Музыка мягкая, лиричная, напевная, волнообразная. У: Какие музыкальные инструменты услышали? Какой музыкальный инструмент солирует? (солирует кларнет, аккомпанемент фортепиано). У: Как вы думаете, почему именно деревянный духовой инструмент с низким и густым тембром звучания исполняет солирующую партию? Д: Его голос напоминает голос молодого мужчины. Он как будто поет песню. У: Стало бы это произведение более понятным, если бы в нем присутствовал поэтический текст? Д: Нет. Мелодия настолько выразительна, что легко заменяет слова. У: Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. Какая мысль, история рассказана в этом сочинении. Д: История любви, красоты природы. У: Как вы понимаете смысл этого выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? Д: Музыка способна создавать образы, настроение, которые чувствуешь, когда слушаешь музыку. У: А теперь давайте проследим за партией фортепиано. Покажите рукой рисунок аккомпанемента. У: Что напоминают движения руки? Д: Движения плавные, волнообразные, как будто на воде. У: Да, коллеги откройте свои информационные сборники и скажите, как называется песня на воде. Д: Баркарола. У: Объясните значение слова. Д: Слово Барка в переводе с итальянского - обозначает лодка. У: Найдите название этого произведения. Д: Песня венецианского гондольера. У: Кого в Венеции называли гондольерами? Д: Лодочников, гребцов. У: Почему именно в Венецию привела нас музыка? Д: Венеция – город на воде. Очень романтичный, старинный и красивый. В отличии от Мендельсона, который нашёл свою любовь австрийский композитор Франц Шуберт говорил: "Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене». К сожалению, ему не суждено было познать счастье семейной жизни. Его возлюбленную Терезу мама насильно отдала за муж за другого, ведь он был богат в отличии от бедного музыканта Шуберта. Может, если бы она слышала его музыку, и узнала, что композитор сочинил более 600 прекрасных песен, то, возможно, изменила бы о нем своё мнение? У: Давайте послушаем Баркаролу Франца Шуберта. Найдите общие и отличительные черты в этих произведениях. - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке? Д: Интонация движения воды, легкость, невесомость звучания. У: Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию. У: Что общего между песнями без слов и баркаролой? Д: Интонация качающейся лодки. У: Какие черты вокальной музыки перешли в инструментальную музыку? Д: Выразительная мелодия, которая раскрывает чувства человека. У: Что различает эти произведения? Д: У Мендельсона плавная медленная мелодия, у Шуберта она легкая и игривая. У: Сравните настроение романсов Мендельсона, Шуберта с настроением картины «Итальянский пейзаж» русского художника Александра Николаевича Мордвинова. У: Давайте совершим виртуальное путешествие по картине Физминутка У: Коллеги, я предлагаю оживить эту музыкальную картину. Мальчики, возьмите в руки воображаемые весла. Вы будете гондольерами, которые искусно управляют своими лодками. Девочки, вы прекрасные дамы, играете с водой, задумчиво смотрите в даль, наслаждаясь прогулкой. А нескольких ребят я попрошу продекламировать поэтический текст Баркаролы. И не забудьте, что выполняя движения под музыку, вы должны в первую очередь её слышать. Поплыли. Словно как лебедь по влаге зеркальной, Тихо качаясь, плывет наш челнок, О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог. О, как на сердце легко и спокойно, Нет и следа в нем минувших тревог. В небе заката лучи догорают, Розовым блеском осыпан челнок. Розовым блеском осыпан челнок. Час незаметно за часом проходит, Дальше скользим мы по зеркалу вод. Сердце, как море светло и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот. Сердце, как море светло и спокойно, Нет в нем и тени минувших забот. О, неужели на крыльях туманных Утро с собой их опять принесёт? О, неужели опять принесёт? О, неужели опять принесёт! У: как вы оцениваете свою игру? Получилось ли нам создать атмосферу романтичной Венеции? Что необычного вы услышали в этой версии произведения. Д: Звучал смешанный хор. Они пели вокализ. У: Так, дорогие мои соавторы программы. На мой взгляд не хватает еще одного сюжета. Мы говорили о жанре Баркаролы, слушая лишь музыку иностранных композиторов. А могли ли русские композиторы написать музыку, наполненную атмосферой сказочной Венеции? Вы, действительно, правы. Великие русские композиторы Чайковский, Глинка, вдохновлённые красотой солнечной Италии, посвящали ей свои произведения. У: (показывает табличку) Если бы я был композитором…1832 г. Италия. Представьте, что вам подарили вот эти стихи поэта Козлова: Ночь весенняя дышала Светлоюжною красой; Тихо Брента протекала, Серебримая луной; Отражён волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зелёных берегов. У: Какую музыку сочинили бы вы? В каком бы ладу она звучала, каким был бы ритм, какая бы была мелодия, какие инструменты ее исполняли, в каком темпе? Предлагаю Вам услышать, как с этой задачей справился М.И. Глинка. У: Опишите это произведение. Какая музыка прозвучала? Д: Лирическая, нежная, лёгкая, неспешная. | Обсуждение по группам плана выхода из затруднения Слушание. Феликс Мендельсон. Песня Венецианского гондольера. Учащиеся осуществляют интонационнообразный анализ произведения. Пластическое интонирование. Дети работают с текстом учебника, выбирая нужную информацию. Слушание Ф. Шуберт. Баркарола. Учащиеся осуществляют интонационнообразный анализ произведения. Учащиеся проводят сравнительный анализ, выделяя общие и отличительные черты. Учащиеся рассматривают картину «Итальянский пейзаж», находят общие черты музыки и живописи. Звучит музыка Ф. Шуберта «Баркарола» (в исполнении Большого детского хора). Учащиеся участвуют в драматизации произведения. Слушание и просмотр видеофильма М.И. Глинка Венецианская ночь. | К: слушать, анализировать полученную информацию, запоминать; П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять интонационно-образный анализ произведения. П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять ее характер, образный язык произведения. П: Участвовать в пластическом интонировании, наблюдая за движением мелодии и аккомпанемента в музыке. К: отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге. И: уметь находить информацию в учебнике. П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань. П: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке, классифицируют жанры. К: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и живописи. П: Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным образом. П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах). П: Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в музыкальноритми-ческом движении, поэтическом слове, драматической деятельности. Р: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу. К: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. П: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять её характер, образный язык произведения, средства музыкальной выразительности. |
6 |
| У: Какими музыкальными средствами (мелодией, ритмом, темпом, ладом, тембром) композитор подчеркнул поэтичность стихотворного образа солнечной Италии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я прошу Вас заполнить таблицу в ваших рабочих материалах. А теперь поменяйтесь табличками и вместе проверим наши записи. Мелодия – плавная, Ритм – мерный, неторопливый Темп – умеренный Лад - мажор Тембр – фортепиано, баритон. | Учащиеся описывают средства музыкальной выразительности Заполняют таблицу. Учащиеся разучивают и исполняют песню | П: Учащиеся осуществляют взаимопроверку. Р: учатся оценивать свои знания и знания одноклассников. |
7 | 7. Практическая деятельность. Исполнение песни. | У: Я предлагаю исполнить эту песню М.И. Глинки «Венецианская ночь». | Учащиеся коллективно исполняют песню М,И. Глинки «Венецианская ночь» | П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. |
8 | 8. Рефлексия. Итог урока | -У: наше музыкальное исследование можно заканчивать. Вы узнали достаточно информации для того, что бы воспользоваться ею. На каждую команду я выдаю по 5 картинок. Разложите их интересующей вас последовательности, и расскажите кратко, какой музыкальный сюжет будете озвучивать от своей команды. Команда «Оркестранты» #1055;ортрет В. Мендельсона; 2. Картина «Святая Сесилия» 3. Портрет жены Композитора; 4. Феликс Мендельсон «Песня венецианского гондольера». 5. Гондольер Команда «Хористы» 1. Портрет Ф. Шуберта; 2. Шуберт с Терезой; 3. Сборник сочинений Шуберта; 4. Франц Шуберт «Баркарола» 5. «барка» – лодка. Команда «Дирижёры» 1. Портрет М.И.Глинки 2. Глинка Италии 3. Стихи Козлова 4. Глинка «Венецианская ночь» 5. Картина «Итальянский пейзаж» | Дети участвуют в командной, диалоговой, коммуникативной деятельности. | П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. П: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. |
9 | У: Спасибо, коллеги - музыканты: хористы, оркестранты и дирижёры вы отлично поработали. Думаю, что у нас может получится замечательная музыкальная конференция, где каждая команда будет защищать свои музыкальные исследования - проекты. Для того что бы она получилась, вы многое узнали. Расскажите об этом. Что вы узнали, что вам понравилось, или не понравилось. Пригодятся ли эти знания в жизни? (Ответы детей) - У вас на столах лежат нотки разных цветов. Если этот урок -игра вам понравился, поднимите красную ноту, если не очень понравился - синюю, а если не понравился совсем - чёрную. (Обсуждение) У: Спасибо, однако, вспомните, как мы обозначили тему нашей передачи. Д: «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?» Теперь вы сможете ответить на этот вопрос? У: Да. В этих произведениях певучая, очень красивая мелодия, напоминающая выразительную речь. Она заменяет стихотворный текст. Д.З. Придумайте свою маленькую историю, созвучную одному из полюбившихся произведений и напишите ее в своей тетради. | Р: формировать открытость учащихся в осмыслении своих действий Л: формирование самооценки, самоуважения Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»
Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...
2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах движения в музыке, танцеваль...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....
открытый урок "Жанр героического эпоса"
Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна в год юбилея Поб...

Открытый урок по теме "Эпистолярный жанр - в прошлом?"
В красную книгу отечественной культуры с полным основанием можно уже записать древнее, благородное, некогда процветавшее в России эпистолярное искусство - умение писать пись...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""
Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...
