Открытый урок по музыке "Музыкальные жанры"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Цвийович Татьяна

Обобщение знаний по музыкальным жанрам

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №18

Учитель музыки Т.В. Цвийович

Технологическая карта урока

Учебный предмет Музыка

Класс 5

Автор: УМК “МУЗЫКА” Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.П. Шмагина.

Тема урока: Обобщение знаний о музыкальных жанрах.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров инструментальной и вокальной музыки.

Обобщить знания учащихся о музыкальных жанрах.

Задачи:

Обучающие: Закрепить и обобщить знания о музыкальных жанрах.

Развивающие: развитие познавательного интереса к классической музыке, формирование интереса к прослушиванию классической музыки.

Воспитательные: Пробудить интерес к урокам музыки, воспитывать любовь к отечественному культурному наследию, формирование общего культурного уровня.

- личностные:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • умение понять мир через музыкальные формы и образы;
  • привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества уроке;
  • формирование позитивного отношения к классической музыке.
  • развивитие умения на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления детей со зрительными на примере звучащей картины А. Мордвинова «Итальянский пейзаж».

- метапредметные:

  • активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
  • умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
  • формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения, регуляционные, познавательные.

-предметные:

  • обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
  • определить музыкальные особенности жанра баркаролы;
  • развитие навыков музыкального восприятия путём интонационнообразного и сравнительного анализа произведений;
  • показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;
  • раскрывать общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;
  • формирование исполнительских навыков учащихся.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, самостоятельная, групповая.

Оборудование: экран, проектор, синтезатор, колонка, карточки с заданиями.

п\

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД ( с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1.

Организационный момент

Здравствуйте,

ребята, садитесь.

Ребята, поскольку мы на уроке музыки, давайте споём музыкальное приветствие.

Я пою, а вы мне эхом отвечаете.

Приветствуют учителя стоя у своих рабочих мест.

Проверяют готовность рабочих мест.

Поют, отвечая эхом учителю.

Доброжелательное отношение к окружающим.(Л)

Уважение личности и её достоинства.

2.

Этап мотивации к учебной деятельности

Вот мы с вами и подготовились к увлекательному путешествию в страну музыки.

Для этого нам необходимо разделиться на три команды.

У: Мы знаем, что по способу исполнения все музыкальные произведения можно разделить на две большие группы. Какие?

Д: Вокальная музыка и инструментальная музыка.

У: вот и назовём наши команды хористы и оркестранты.

У : Ребята, подскажите пожалуйста, кто руководит хором и оркестром?

Д: И хором и оркестром руководит дирижёр.

У: правильно, значит третья команда это дирижёры.

У:ребята, подскажите чем отличается инструментальная музыка от вокальной?

Д: Инструментальная музыка звучит только в исполнении музыкальных инструментов, а в вокальной, главная роль отдаётся голосу.

У: Назовите мне жанры инструментальной музыки.

Д: Симфония, концерт, пьеса, этюд, соната.

У: А какие вокальные жанры вам известны?

Д: песня, ария, кантата, романс, опера.

У: Что ж, вы вполне эрудированны и, надеюсь, сможете разобраться в одном вопросе? Послушайте одно музыкальное произведение и скажите, к какому направлению можно его отнести: к вокальной или инструментальной музыке.

Д: Прозвучала инструментальная музыка.

У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

Д: Грусть, тоска, меланхолия.

У: Какие музыкальные инструменты прозвучали? Какой инструмент солирует?

Д: фортепиано и скрипка. Скрипка солирует.

У: Почему именно скрипка ведёт солирующую партию?

Д: Её тембр напоминает голос человека.

У: Да, мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. О чем поёт скрипка?

Д: О несбывшейся мечте, о потерянной любви.

Дети в ходе фронтального опроса отвечают на вопросы учите ля.

Слушание

Г.В. Свиридов «Романс»

П. – активизировать мыслительные операции.

П: осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию.

Л.- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения.

К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы.

П: внимательно слушать музыкальный фрагмент и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах, определить его направленность.

3

  1. Этап выявления места и причины затруднения

У: Пожалуй, я могу согласиться с вами, это действительно инструментальное произведение, если бы не одно «но». Посмотрите, как называется это произведение. Что-то здесь не так.

Слайд: Г.В. Свиридов «Романс».

У: Вспомните определения понятия «романс».

Д: Романс – это сольная лирическая песня, в которой раскрываются чувства человека. Романс – это жанр вокальной музыки.

У: Вам не кажется, что стоит разобраться в этой проблеме?

Д: Тема нашего исследования «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?», «Жанры инструментальной и вокальной музыки»

Проблемная ситуация.

Эвристическая беседа.

Дети формулируют проблему, которую необходимо решить на уроке.

К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, делать выводы.

П:

Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете поставленной проблемы, попытка классифицировать.

4

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

У: Можете ли вы сейчас дать ответ на этот вопрос? Давайте вместе наметим план наших дальнейших действий.

Журналисты, искусствоведы и музыканты, для того, чтобы наша передача получилась интересной, я прошу вас выбрать виды работ из предложенных и расположить их в нужной последовательности.

Виды работ для планирования:

- Сравнить характеристики всех услышанных музыкальных отрывков.

- Подготовиться к знакомству с новым музыкальным произведением (узнать имя его автора, историю создания).

- Прослушивание неизвестного произведения.

- Дать характеристику образа в произведении и каким образом музыкальный образ создаётся композитором ( проанализировать элементы музыкальной речи: лад, регистр, темп, тембр, метр, ритм, штрих, динамика)

- Дать определение новому музыкальному понятию – вокальному и инструментальному

Обсуждение по командам плана выхода из затруднения.

К: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества

П: действия постановки и решения проблем

Р: прогнозирование, планирование

5.

#1069;тап построения проекта выхода из затруднения.

У: Смогли бы вы влюбиться в идеал, в девушку или юношу, чей образ написан на холсте знаменитым художником, а потом ждать встречи с ним?

Как мы можем охарактеризовать такого человека?

Д: Романтик, мечтатель, у него возвышенная душа.

У: Все верно, именно таким был немецкий композитор, пианист Феликс Мендельсон. Уже в 17 лет, будучи известным композитором он отправился в путешествие по Италии. В Риме его внимание привлекла картина о покровительнице музыки - «Святая Сесилия». Восхищенный юноша с замиранием сердца смотрел на прекрасную девушку на картине. «Если бы такая Сесилия встретилась на моём жизненном пути, обязательно стала бы моей женой», - проговорил композитор.

Следует заметить, что спустя несколько лет композитор действительно встретит свою любовь на Родине в Германии. Ее будут звать Сессиль. Они будут счастливы вместе, но это произойдет позже, а пока композитор путешествует по Италии.

- Что ещё так потрясло и вдохновило молодого композитора в Италии на творчество, вам расскажет музыка. Ведь

именно Феликс Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Послушайте эту пьесу и ответьте, что изображает ее удивительная мелодия, какими чувствами наполнена музыка?

Д: Чувство любви, нежности, светлой мечты.

У: Опишите характер музыки.

Д: Музыка мягкая, лиричная, напевная, волнообразная.

У: Какие музыкальные инструменты услышали? Какой музыкальный инструмент солирует? (солирует кларнет, аккомпанемент фортепиано).

У: Как вы думаете, почему именно деревянный духовой инструмент с низким и густым тембром звучания исполняет солирующую партию?

Д: Его голос напоминает голос молодого мужчины. Он как будто поет песню.

У: Стало бы это произведение более понятным, если бы в нем присутствовал поэтический текст?

Д: Нет. Мелодия настолько выразительна, что легко заменяет слова.

У: Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками. Какая мысль, история рассказана в этом сочинении.

Д: История любви, красоты природы.

У: Как вы понимаете смысл этого выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?

Д: Музыка способна создавать образы, настроение, которые чувствуешь, когда слушаешь музыку.

У: А теперь давайте проследим за партией фортепиано. Покажите рукой рисунок аккомпанемента.

У: Что напоминают движения руки?

Д: Движения плавные, волнообразные, как будто на воде.

У: Да, коллеги откройте свои информационные сборники и скажите, как называется песня на воде.

Д: Баркарола.

У: Объясните значение слова.

Д: Слово Барка в переводе с итальянского - обозначает лодка.

У: Найдите название этого произведения.

Д: Песня венецианского гондольера.

У: Кого в Венеции называли гондольерами?

Д: Лодочников, гребцов.

У: Почему именно в Венецию привела нас музыка?

Д: Венеция – город на воде. Очень романтичный, старинный и красивый.

В отличии от Мендельсона, который нашёл свою любовь австрийский композитор Франц Шуберт говорил: "Счастлив тот, кто находит истинного друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене». К сожалению, ему не суждено было познать счастье семейной жизни. Его возлюбленную Терезу мама насильно отдала за муж за другого, ведь он был богат в отличии от бедного музыканта Шуберта. Может, если бы она слышала его музыку, и узнала, что композитор сочинил более 600 прекрасных песен, то, возможно, изменила бы о нем своё мнение?

У: Давайте послушаем Баркаролу Франца Шуберта. Найдите общие и отличительные черты в этих произведениях.

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Д: Интонация движения воды, легкость, невесомость звучания.

У: Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

У: Что общего между песнями без слов и баркаролой?

Д: Интонация качающейся лодки.

У: Какие черты вокальной музыки перешли в инструментальную музыку?

Д: Выразительная мелодия, которая раскрывает чувства человека.

У: Что различает эти произведения?

Д: У Мендельсона плавная медленная мелодия, у Шуберта она легкая и игривая.

У: Сравните настроение романсов Мендельсона, Шуберта с настроением картины «Итальянский пейзаж» русского художника Александра Николаевича Мордвинова.

У: Давайте совершим виртуальное путешествие по картине

Физминутка

У: Коллеги, я предлагаю оживить эту музыкальную картину.

Мальчики, возьмите в руки воображаемые весла. Вы будете гондольерами, которые искусно управляют своими лодками. Девочки, вы прекрасные дамы, играете с водой, задумчиво смотрите в даль, наслаждаясь прогулкой. А нескольких ребят я попрошу продекламировать поэтический текст Баркаролы. И не забудьте, что выполняя движения под музыку, вы должны в первую очередь её слышать. Поплыли.

Словно как лебедь по влаге зеркальной,

Тихо качаясь, плывет наш челнок,

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог.

О, как на сердце легко и спокойно,

Нет и следа в нем минувших тревог.

В небе заката лучи догорают,

Розовым блеском осыпан челнок.

Розовым блеском осыпан челнок.

Час незаметно за часом проходит,

Дальше скользим мы по зеркалу вод.

Сердце, как море светло и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот.

Сердце, как море светло и спокойно,

Нет в нем и тени минувших забот.

О, неужели на крыльях туманных

Утро с собой их опять принесёт?

О, неужели опять принесёт?

О, неужели опять принесёт!

У: как вы оцениваете свою игру? Получилось ли нам создать атмосферу романтичной Венеции?

Что необычного вы услышали в этой версии произведения.

Д: Звучал смешанный хор. Они пели вокализ.

У: Так, дорогие мои соавторы программы. На мой взгляд не хватает еще одного сюжета. Мы говорили о жанре Баркаролы, слушая лишь музыку иностранных композиторов. А могли ли русские композиторы написать музыку, наполненную атмосферой сказочной Венеции?

Вы, действительно, правы. Великие русские композиторы Чайковский, Глинка, вдохновлённые красотой солнечной Италии, посвящали ей свои произведения.

У: (показывает табличку) Если бы я был композитором…1832 г. Италия.

Представьте, что вам подарили вот эти стихи поэта Козлова:

Ночь весенняя дышала

Светлоюжною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражён волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зелёных берегов.

У: Какую музыку сочинили бы вы?

В каком бы ладу она звучала, каким был бы ритм, какая бы была мелодия, какие инструменты ее исполняли, в каком темпе? Предлагаю Вам услышать, как с этой задачей справился М.И. Глинка.

У: Опишите это произведение. Какая музыка прозвучала?

Д: Лирическая, нежная, лёгкая, неспешная.

Обсуждение по группам плана выхода из затруднения

Слушание.

Феликс Мендельсон.

Песня Венецианского гондольера.

Учащиеся осуществляют интонационнообразный анализ произведения.

Пластическое интонирование.

Дети работают с текстом учебника, выбирая нужную информацию.

Слушание

Ф. Шуберт.

Баркарола.

Учащиеся осуществляют интонационнообразный анализ произведения.

Учащиеся проводят сравнительный анализ, выделяя общие и отличительные черты.

Учащиеся рассматривают картину «Итальянский пейзаж», находят общие черты музыки и живописи.

Звучит музыка Ф. Шуберта «Баркарола»

(в исполнении Большого детского хора).

Учащиеся участвуют в драматизации произведения.

Слушание и просмотр видеофильма

М.И. Глинка

Венецианская ночь.

К: слушать, анализировать полученную информацию, запоминать;

П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: осуществлять интонационно-образный анализ произведения.

П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять ее характер, образный язык произведения.

П: Участвовать в пластическом интонировании, наблюдая за движением мелодии и аккомпанемента в музыке.

К: отвечать на вопросы учителя, доказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге.

И: уметь находить информацию в учебнике.

П: Слушать музыкальное произведение, проникая в его музыкальную ткань.

П: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке, классифицируют жанры.

К: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и живописи.

П: Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным образом.

П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

П: Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в музыкальноритми-ческом движении, поэтическом слове, драматической деятельности.

Р: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою работу.

К: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

К. - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

П: слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

П: Вслушиваться в интонацию музыки, определять её характер, образный язык произведения, средства музыкальной выразительности.

6

  1. Этап. Осуществление контроля и коррекции.

У: Какими музыкальными средствами (мелодией, ритмом, темпом, ладом, тембром) композитор подчеркнул поэтичность стихотворного образа солнечной Италии?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я прошу Вас заполнить таблицу в ваших рабочих материалах.

А теперь поменяйтесь табличками и вместе проверим наши записи.

Мелодия – плавная,

Ритм – мерный, неторопливый

Темп – умеренный

Лад - мажор

Тембр – фортепиано, баритон.

Учащиеся описывают средства музыкальной

выразительности

Заполняют таблицу.

Учащиеся разучивают и исполняют песню

П: Учащиеся осуществляют взаимопроверку.

Р: учатся оценивать свои знания и знания одноклассников.

7

7. Практическая деятельность. Исполнение песни.

У: Я предлагаю исполнить эту песню М.И. Глинки «Венецианская ночь».

Учащиеся коллективно исполняют песню М,И. Глинки «Венецианская ночь»

П: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

8

8. Рефлексия. Итог урока

-У: наше музыкальное исследование можно заканчивать. Вы узнали достаточно информации для того, что бы воспользоваться ею.

На каждую команду я выдаю по 5 картинок. Разложите их интересующей вас последовательности, и расскажите кратко, какой музыкальный сюжет будете озвучивать от своей команды.

Команда «Оркестранты»

#1055;ортрет В. Мендельсона;

2. Картина «Святая Сесилия»

3. Портрет жены Композитора;

4. Феликс Мендельсон «Песня венецианского гондольера».

5. Гондольер

Команда «Хористы»

1. Портрет Ф. Шуберта;

2. Шуберт с Терезой;

3. Сборник сочинений Шуберта;

4. Франц Шуберт «Баркарола»

5. «барка» – лодка.

Команда «Дирижёры»

1. Портрет М.И.Глинки

2. Глинка Италии

3. Стихи Козлова

4. Глинка «Венецианская ночь»

5. Картина «Итальянский пейзаж»

Дети участвуют в командной, диалоговой, коммуникативной деятельности.

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

П: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

9

У: Спасибо, коллеги - музыканты: хористы, оркестранты и дирижёры вы отлично поработали. Думаю, что у нас может получится замечательная музыкальная конференция, где каждая команда будет защищать свои музыкальные исследования - проекты.

Для того что бы она получилась, вы многое узнали. Расскажите об этом. Что вы узнали, что вам понравилось, или не понравилось. Пригодятся ли эти знания в жизни?

(Ответы детей)

- У вас на столах лежат нотки разных цветов. Если этот урок -игра вам понравился, поднимите красную ноту, если не очень понравился - синюю, а если не понравился совсем - чёрную.

(Обсуждение)

У: Спасибо, однако, вспомните, как мы обозначили тему нашей передачи.

Д: «Почему иногда инструментальную музыку называют вокальной?»

Теперь вы сможете ответить на этот вопрос?

У: Да. В этих произведениях певучая, очень красивая мелодия, напоминающая выразительную речь. Она заменяет стихотворный текст.

Д.З.

Придумайте свою маленькую историю, созвучную одному из полюбившихся произведений и напишите ее в своей тетради.

Р: формировать

открытость учащихся в осмыслении своих действий

Л: формирование самооценки, самоуважения

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 5 классе по разделу «Богатство русского фольклора и виды фольклорных жанров»

Обобщение и систематизация знаний учащихся по вышеуказанному разделуРазвитие навыков монологической речи учащихся, актёрского мастерства, свободного владения теоретическим материаломВоспитать у ...

2011 г. Открытый урок в классе фортепианного ансамбля "Жанры движения в музыке"

Тип урока: Обобщение и закрепление  знаний, умений и навыков. Применение знаний, умений и навыков  на практике.Цель урока: Закрепить представления о жанрах  движения в музыке, танцеваль...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

открытый урок "Жанр героического эпоса"

Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Открытый урок по теме "Эпистолярный жанр - в прошлом?"

     В красную книгу отечественной культуры с полным основанием можно уже записать древнее, благородное, некогда процветавшее в России эпистолярное искусство - умение писать пись...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...