Адаптация учащихся 5 класса к обучению на второй ступени
презентация к уроку на тему

Буланова Клавдия Федоровна

Описание процесса проведения мониторинга по адаптации учащихся 5 класса к обучению в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptatsiya_5_klassa.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №122 Центрального района Санкт-Петербурга Адаптация учащихся 5 класса к обучению на второй ступени Буланова Клавдия Федоровна педагог-организатор Санкт-Петербург 2013

Слайд 2

Цель мониторинга Выявить некоторые проблемы адаптации учащихся 5 класса при переходе из начальной в основную школу, влияющие на успешное обучение и воспитание; наметить пути на снятие эмоционального напряжения и создание комфортных условий для каждого ребенка.

Слайд 3

Задачи мониторинга анализ динамики успеваемости учащихся при переходе из начальной в основную школу; определение уровня и характера школьной тревожности у учащихся при переходе из начального в среднее звено школы; выяснение отношения ребёнка к процессу учёбы, школьным предметам, посещению школы, различным школьным ситуациям, одноклассникам и учителю. на основе проведённого анализа исследования, разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Слайд 4

Объект и предмет Объект мониторинга – учащиеся 5 класса Предмет мониторинга – процесс адаптации учащихся в основной школе.

Слайд 5

Перечень показателей Динамика успеваемости Отношения к учебным предметам Чувства, испытываемые к школе Общая тревожность Психологическая готовность к обучению в среднем звене

Слайд 6

Инструментарий Наблюдение. Посещение уроков. Анализ успеваемости учащихся 5 класса по основным предметам. Диагностическая работа для 5 класса. Анкетирование и диагностика учащихся: - опросник «Отношение к учебным предметам»; https ://docs.google.com/forms/d/13m1IAF3Ye8tN0xw_UbYW_q-1Eyed-YAPXbMeRmJ4gGw/viewform - опросник «Чувства к школе»; https://docs.google.com/forms/d/1WMG6PnbP4JBjYZPwhN2omy_6hSgL9bDDjQ2BN7DstdM/viewform - опросник «Открытое письмо родителям»; - методика «Определение уровня тревожности».

Слайд 7

Обработка и хранение информации Результаты анкетирования, диагностики учащихся и анализ их успеваемости обрабатываются и хранятся в электронном виде (таблицы и диаграммы) Диагностические работы хранятся в бумажном виде, анализ результатов переводится в таблицы Excel , по ним выстраиваются диаграммы и хранятся в электронном виде. По итогам посещенных уроков готовится аналитическая справка, с которой знакомятся все преподаватели-предметники. Справки хранятся в бумажном и электронном виде

Слайд 8

Организация мониторинга Мониторинг проводится в октябре – ноябре. 1 этап – Изучение состояния учебной и воспитательной работы в классе: организация учебного процесса; работа классного руководителя и учителей-предметников по предотвращению неуспеваемости, повышению качества знаний; уровень ЗУН учащихся; посещение уроков администрацией школы, психологом. уровень сформированности классного коллектива; анализ участия во внеклассной и внешкольной работе; анализ занятости учащихся во внеурочное время .

Слайд 9

Организация мониторинга 2 этап – Проведение мониторинга: характеристика класса; проведение мониторинговой работы по сформированности УУД; результаты обучения в классе за 1 триместр; анализ степени обученности учащихся; психологическая диагностика и анкетирование учащихся. 3 этап – Обработка полученных данных 4 этап – Проведение Педагогического совета

Слайд 10

Представление результатов Представление результатов мониторинга происходит на Педагогическом совете школы. Выступления: Классный руководитель с краткой характеристикой класса. Заместитель директора по УВР с результатами анализа успеваемости и выполнения мониторинговой работы. Психолог с результатами социально-психологических исследований.

Слайд 11

Управленческие решения Зависят от результатов мониторинга: При положительном результате: проведение родительского и классного собраний индивидуальные беседы с родителями уч-ся, не адаптировавшихся к обучению в 5 классе В случае плохого результата : обучающий семинар для учителей-предметников родительское собрание психологические тренинги с классом индивидуальные консультации школьного психолога организация внепланового контроля (ГПД, объем домашних заданий, состояние воспитательной работы в классе)

Слайд 12

Открытое письмо родителям от пятиклассника Дорогие родители! Вот я и учусь в пятом классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я … Если сравнивать с учебой в 4 классе, то сейчас… Иногда я… Самый интересный для меня предмет… А ещё я… Но кроме этого я хочу рассказать… Самым трудным для меня в 5 классе… Больше всего я хочу… А в большинстве случаев настроение у меня… Еще хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе… А наш классный руководитель… Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на… Но вот то, что заинтересовало меня, так это… В 5-м классе меня удивило… Но с гордостью могу сказать, что теперь умею… Крепко целую. Ваш(а) сын/ дочь

Слайд 13

Определение уровня тревожности Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или не верных, хороших или плохих ответов. Над вопросами много не задумываетесь. На листе для ответов вверху запиши своё имя, фамилию и класс. Отвечай на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-» если не согласны». Вопросы . 1. Трудно ли тебе держатся на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, на сколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя? 6. часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в котором делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Слайд 14

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникают ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будет ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? материал, кажется ли тебе, что одноклассники понимают его лучше, чем ты? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что в большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы по меньше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевают? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Слайд 15

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34. Часто ли ты боишься, выглядишь нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама организаций вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда – нибудь думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учится лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке , что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Слайд 16

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения

Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...

Особенности адаптации учащихся к условиям обучения и проживания в новой школе

Целью предлагаемой статьи является исследование особенностей адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения и проживания в ХНГИ им. Н.Ф. Катанова. Для реализации поставленной цели среди учащихся 5 кл...

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников ко второй ступени обучения"...

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается опыт  работы педагога-психолога   с учащимися классов коррекционного обучения  по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...

Справка по итогам ВШК «Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из школы первой ступени на вторую».

Материал будет полезен начинающим завучам при работе с учащимися с ОВЗ....

Психологические особенности адаптации учащихся к условиям обучения в ВУЗе.

При переходе из средней школы в ВУЗ бывший школьник сталкивается с необходимостью приспособиться к совершенно новой социальной обстановке. Этот переход может стать волнующим испытанием, однако далеко ...

Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.

Статья посвящена процессу адаптации учащихся к процессу обучения в средней школе....