Обобщение опыта работы
статья по теме

Кезина Елена Витальевна

В данной статье представлено обобщение работы учителя русского языка и литературы Кезиной Е.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. В наше время важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться. Поэтому реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

           Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии  разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы порой имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не всегда получит от нас ясный ответ.

 Такая обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, отдельных научных дисциплин и подготовка специалистов под конкретные области знания. Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день благодаря использованию тех образовательных моделей и тех образовательных программ, которые достались нам от прошлых веков.

           Метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. А вот сейчас снова вспомнили об этом подходе в обучении.

            В основе метапредметного обучения лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

            Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Одним из способов, способствующих наиболее эффективному формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся, является проектная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса. Обучение сегодня должно быть непрерывным. По мере того, как требования к профессиям усложняются и включают в себя более широкий набор навыков высокого уровня, а также по мере того, как социальное взаимодействие становится всё более высокотехнологичным, людям нужно развивать собственные умения, чтобы идти в ногу с окружающим миром. Таким образом, педагог в школе должен не только давать знания детям, но и стать своеобразным «мостиком» между ребёнком и взрослым миром.

В своей учительской практике я часто применяю метод проектов. Ещё как только я пришла молодым учителем в школу, я сразу поняла, что самое важное для ученика не быть успешным в одном предмете и получать хорошие отметки, а быть успешным в жизни и в определённый момент сказать, что жизнь удалась, сложилась. И вот, будучи молодым учителем, я стала использовать метод проектов, хотя тогда такого названия ещё не было. Такие уроки и методы работы называли нестандартными, творческими. С первыми моими учениками я проводила уроки знакомства со сказкой, с русским фольклором, где каждая группа продумывала  своё представление.

Со временем  я обратилась к более сложным формам организации проектной деятельности. Так, например, в 6 классе ученики получают на уроке задание подготовить сборник стихотворений русских поэтов о родной природе и родине. В группах учащиеся определяют, кто какую часть работы будет вести. Отбирают материал, продумывают содержание, оформление и обязательно представление их сборника.

Контрольный урок по теме «Лексика» также проходит с использованием метода проектов. Ученикам предлагается нарисовать схему города «Лексика». Эта схема должна отражать основные понятия по данной теме. В конце урока учащиеся защищают свои проекты, выбирают лучшие.

С каждым годом сложность проектов увеличивается. Так в 9 классе на уроке литературы по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя  «Мёртвые души» группы учеников готовят досье на каждого помещика и знакомят с ним весь класс, а в 10 классе уже могут подготовить самостоятельно материал и продумать его подачу по выбранной теме лирики А.А. Фета или Ф.И. Тютчева.

Самой любимой темой проектов у моих учеников является тема «Портрет поэта». Наиболее интересные работы в этом плане получаются у учеников 11 класса. Эта тема позволяет учащимся лучше всего показать именно то, что им нравится в том или ином поэте. Нередко работа над проектом становится для учеников настоящим открытием, и тогда они с восторгом погружаются в неё. Например, тема «Альбом барышни» (девочки-девятиклассницы должны были составить свой альбом наподобие тех, что вели девушки 19 века) или «Слово о словах» (ученики выбирали одно слово  и готовили о нём исчерпывающую информацию).

Проекты могут выполняться индивидуально  и группой учеников. При выборе темы проекта всегда учитывается желание учащихся. Группы составляются по-разному:  в некоторых случаях они образуются по личному желанию детей, в других - по моему распределению. Способ формирования зависит прежде всего от цели и вида проекта. Безусловно, самые интересные работы получаются, если ребята объединяются по желанию. Но в этом случае могут появиться так называемые отверженные, которые ни в одну из групп не войдут. Поэтому такую возможность я предоставляю нечасто. Помимо всего прочего для меня важно, чтобы ученики учились контактировать между собой, учились искать общий язык и с теми, с кем они мало и вообще не общаются, учились преодолевать себя. Работать с такой группой сложнее, но в конце работы всегда появляется ощущение, что эта работа дала каждому гораздо больше, чем ожидалось.

Конечный продукт проекта бывает разный. Ученики создают сборники стихотворений, статей, презентации, представления, стенгазеты, выступают с докладами на научно-практических конференциях, проводят игры, конкурсы.

Проекты могут отличаться по времени, затраченном на их реализацию. Есть краткосрочные (на них тратится от 2 до 6 часов), среднесрочные (на 12-15 часов), и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки. Исходя из этой классификации, мы можем сделать вывод, что метод проектов даёт гораздо более широкие возможности, нежели просто проведение урока. И мне  как педагогу удалось принять участие в самых разных проектах. Поэтому для себя я разделила проекты на педагогические и ученические (учебные).

В педагогических проектах авторами выступают педагоги, а непосредственными участниками наряду с ними становятся дети. Эти проекты нацелены на достижение воспитательных  целей. Такой проект я разрабатывала и реализовывала вместе с другими педагогами в детском оздоровительном лагере. Проект назывался «Ребячья губерния «Радуга». Он стал неоднократным лауреатом  Российского конкурса вариативных программ в сфере летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. За 10 лет работы этого проекта были проведены 30 смен, каждая со своей тематикой. В то нелёгкое и противоречивое время этот проект позволил организовать работу не только лагеря, но всей воспитательной системы города Заречного Пензенской области.

Цели и задачи учебных проектов:

  • Предоставить возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям;
  • Научить школьника планировать и реализовывать работу в соответствии с его возрастом;
  • Научить школьника самостоятельно заниматься анализом чётко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами;
  • Научить самостоятельно искать способы достижения целей , реализовать их и переносит опыт на другие ситуации;
  • Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы;
  • Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения;
  • Научить собирать нужную информацию, систематизировать её, критически оценивать и использовать;
  • Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования;
  • Научить отдельно и в группе целеустремлённо участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Как видно из этого списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся: умение решать проблемы, умение работать в команде, умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии, умение критически относиться к проблемам, умение работать с информацией, умение ставить цели и определять задачи.

Среди учебных проектов особо хочу отметить образовательный проект «Арго», который реализовывался мною вместе с учениками 6 классов и их родителями, и «Гостиную искусств», над которой я работаю сейчас. Проект «Арго» предполагал изучение культуры Древней Греции, знакомство с мифами и легендами, подготовку исследовательских работ с данной тематикой. Ученики приняли участие в заочной викторине, конкурсе легенд, которые придумали сами, стали участниками интерактивных лекций по древнегреческому искусству, праздника «Золотое руно», где продемонстрировали полученные знания. Были подготовлены 3 работы, с которыми ученики выступили на научно-практических конференциях: «Древнегреческие музы», «Герои древнегреческих мифов на звёздном небе», «Фразеологизмы, пришедшие к нам из Древней Греции». Такой проект по времени занимает не 1 месяц и даже не 1 четверть. Его реализация продолжалась в течение целого учебного года.

«Гостиную искусств » я стала проводить с прошлого года. Сначала вместе с учениками мы назвали наш проект «Литературная гостиная», но буквально сразу из литературной гостиная превратилась в гостиную искусств, потому что мы знакомились не только с литературными произведениями, не только с писателями и поэтами (первая наша встреча была посвящена любимым авторам), но и с музыкальными и кинематографическими шедеврами, с композиторами, актерами и режиссёрами. Так одно из заседаний нашей гостиной было посвящено рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», а другое – культовому фильму «Офицеры». Знакомство с авторами произведений и их творениями проходило в живой непринуждённой обстановке, а результат был выражен и в полученных положительных эмоциях, и в творческих работах, подобно коллажу В. Мануйлович по следам нашего знакомства с «Юноной и Авось». Данный проект стал результатом настоящего сотворчества с учениками, и если в самом начале работы темы наших встреч предлагались мной, то уже в середине учебного года, как из рога изобилия посыпались предложения от самих учеников. В результате, когда мы планировали работу на этот год, пришлось жёстко ограничить перечень желаемых тем. Встречи планируются каждый месяц, и на протяжении всего месяца идёт подготовка к ним.

Подводя итоги, хочу отметить, что проектная деятельность даёт возможность и учителю, и ученикам  реализовать свои способности, но в то же время ненавязчиво и очень продуктивно помогает овладеть значимыми компетенциями. Непременно среди прочих моментов, которым научились в ходе работы над проектом, учащиеся отмечают умение осуществлять поиск информации, работать с различными источниками, умение находить компромисс, отстаивать свою точку зрения и многие другие умения и навыки. Как правило, всегда выполнение такой работы приносит ребятам чувство удовлетворения и повышение самооценки.

Достижения учеников.

Кармелаева Дарья – Диплом 2 степени  на Всероссийском молодежном  конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО - 2011», 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку» для школьников старшего звена, победитель городской олимпиады по литературе, призер городской олимпиада по русскому языку (г. Заречный Пензенской обл.)

Скляр Мария – Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ - 2016», призёр районной олимпиады по литературе

Изумрудова Валерия – победитель олимпиады «Русский язык и его истоки».

Ивлева Полина – 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку» для школьников среднего звена (г. Заречный Пензенской обл.)

Мануйлович Валерия - призёр районной олимпиады по русскому языку, диплом 2 степени на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество»

Сухин Фёдор – победитель городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям», призёр районных конкурсов чтецов.

Семёнова Дарья  - 2 место на районном этапе конкурса чтецов «Дети читают классику детям», диплом 3 степени на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество»

Источники.

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 200.

2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. – Казань, 2004

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 2000.

4. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогически вузов.. – М., 2008.

7. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М., 2011.

8. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М., 2010.

10. Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как способ формирования м етапредметных компетенций.

Слайд 2

Ключевые компетенции: л ичностные; р егулятивные; п ознавательные; к оммуникативные.

Слайд 4

Примерные темы проектов: 5 класс : и нсценировка сказки, придумывание сказки, праздник «Посиделки» 6 класс : с борник стихотворений о родной природе, схема города «Лексика» 7 класс : б иография Ильи Муромца, сказка о Причастии и Деепричастии 8 класс : с борник фольклора моей семьи, слово о словах 9 класс : «Альбом барышни», досье помещиков 10 класс : ф илософская лирика Ф.И.Тютчева , пейзажная лирика А.А.Фета , слово о языке, презентация темы «Лексика» 11 класс : п ортрет поэта, современная поэзия, литература и кинематография.

Слайд 5

Конечный продукт проекта: с борник статей, стихотворений и т.д.; п резентация; п редставление, инсценировка; с тенгазета; и сследовательская работа; в икторина, конкурс; р олевая игра и т.д.

Слайд 6

Проекты: Краткосрочные (от 2 до 6 часов) Среднесрочные (12-15 часов) Д олгосрочные П едагогические Ученические (учебные)

Слайд 7

Педагогический проект: «Ребячья губерния « Р а д у г а » Все жители губернии В орлятском кругу Директор лагеря и руководитель проекта Л.М.Блиничкина

Слайд 8

Цели и задачи учебных проектов : Предоставить возможность свободного выбора тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям; Научить школьника планировать и реализовывать работу в соответствии с его возрастом; Научить школьника самостоятельно заниматься анализом чётко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами; Научить самостоятельно искать способы достижения целей , реализовать их и переносит опыт на другие ситуации; Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы; Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения; Научить собирать нужную информацию, систематизировать её, критически оценивать и использовать; Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования; Научить отдельно и в группе целеустремлённо участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Слайд 9

Образовательный проект «Арго» № Раздел программы Содержание 1. Цитата, лозунг или иная форма представления проекта Все мы родом из Древней Греции. 2. Тип проекта по: А) доминирующему методу Б) характеру контактов В) количеству участников Г) времени проведения А) творческий Б) школьный В) групповой (с индивидуальным выполнением заданий) Г) долгосрочный 3. Цели и задачи проекта Цель – создание условий для развития творческой личности. Задачи: Развитие информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций учащихся; Развитие творческих способностей; Укрепление взаимодействия школы с родительской общественностью; Расширение общего кругозора учащихся за счёт метапредметного характера проекта. 4. Участники проекта Учащиеся и родители 6 «А» класса 5. Сроки реализации проекта Сентябрь – май 6. Особенности проведения проекта. Виды деятельности участников. Формы презентации результатов. Реализация проекта в сотрудничестве с родителями. Викторина (домашняя, очная), сообщения, конкурс творческих работ, инсценировка, презентации. Оформление стенда, портфолио проекта. Праздник «Золотое Руно». Сборник творческих работ. 7. Примечание. Выступление на научно-практической конференции.

Слайд 10

Гостиная искусств

Слайд 11

Коллаж Валерии Мануйлович по мотивам «Юноны и Авось»

Слайд 12

Достижения учеников . Кармелаева Дарья – Диплом 2 степени на Всероссийском молодежном конкурсе по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО - 2011», 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку» для школьников старшего звена, победитель городской олимпиады по литературе, призер городской олимпиада по русскому языку (г. Заречный Пензенской обл.) Скляр Мария – Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ - 2016», призёр районной олимпиады по литературе Изумрудова Валерия – победитель олимпиады «Русский язык и его истоки». Ивлева Полина – 3 место на Городской научно-практической конференции «Шаг в науку» для школьников среднего звена (г. Заречный Пензенской обл.) Мануйлович Валерия - призёр районной олимпиады по русскому языку, диплом 2 степени на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество» Сухин Фёдор – победитель городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям», призёр районных конкурсов чтецов. Семёнова Дарья - 2 место на районном этапе конкурса чтецов «Дети читают классику детям», диплом 3 степени на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество»

Слайд 13

Источники. 1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 200. 2. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем. – Казань, 2004 3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 2000. 4. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А.Сениной . – Ростов н/Д: Легион, 2013. 5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. 6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогически вузов.. – М., 2008. 7. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения. – М., 2011. 8. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005. 9. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М., 2010. 10. Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru

Слайд 14

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...