Проектная деятельность в пришкольном интернате
статья на тему

Пакачакова Татьяна Васильевна

Воспитатели Аскизского лицея-интерната добиваются высоких показателей развития творческих способностей детей посредством приобщения к истокам культуры народов, проживающих в РХ: воспитанники проявляют любовь к своему интернату, школе, району, региону, стране, приобщаются к культуре и традициям хакасского и других народов, эмоционально реагируют на красоту в их жизни. В результате систематической, последовательной воспитательной работы получаются положительные результаты – уровень развития творческих способностей детей посредством приобщения к проектной, исследовательской, театральной деятельности, применения элементов музейной педагогики, значительно возрастает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_prishkolnom_internate.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пакачакова Татьяна Васильевна, старший воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева, село Аскиз Аскизского района Республики Хакасия

Проектная деятельность в пришкольном интернате

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»

Николай Васильевич Гоголь

Одной из разновидностей музеев (от латинского слова museum, что в переводе означает «храм») являются школьные музеи, любой из которых демонстрирует различные экспонаты и ставит перед нами образовательные и учебно-воспитательные цели, то есть можно сказать, что в педагогической деятельности музеи являются эффективным средством воспитания подрастающего поколения.

На базе пришкольного интерната с 2015 года функционирует музей-клуб «Музей искусств», входящий в состав школьного музейного комплекса «Память», созданный по инициативе не только воспитателей интерната и администрации школы, но и самих воспитанников (за долгие годы существования интерната накопилось много интересных предметов, деталей, изделий, в настоящее время ставших настоящими музейными экспонатами).  Многие воспитанники интерната ежегодно привлекаются к процессам поиска, хранения, изучения и систематизации экспонатов. Все собранные коллекции музейного фонда распределены на 4 больших раздела;

- «Музыкальное искусство» (медные и клавишные духовые инструменты, струнные инструменты, а также технические средства воспроизведения музыкальных произведений – проигрыватели, магнитофоны);

- «Художественно-изобразительное искусство» (рисунки воспитанников на разные темы, выставка к 75-летию художника-графика Ричарда Субракова «От точки до вселенной, выставка «К 100-летию революции», фотовыставка «Природа Хакасии»);

- «Декоративно-прикладное искусство» (поделки из соленого теста, вязанные крючком и спицами изделия, изделия, вырезанные из дерева и поделки из подручного или бросового материала);

- «Театральное искусство» (информация о национальных театральных коллективах республики «Читiген», «Сказка», национальный театр имени Топанова и театр драмы имени Лермонтова).

В работе музейной комнаты пришкольного интерната у воспитанников (в интернате проживают обучающиеся 5-11 классов) формируются навыки исследовательской деятельности, появляется уважение к культуре своего народа и мировой культуре, происходит формирование чувства гордости за прошлое своего Отечества, ответственности за сохранение ценностей истории, ощущение сопричастности к истории своего села, района, региона, страны. Исследовательская деятельность обеспечивает взаимосвязь между лицеем, интернатом и различными культурными учреждениями, поддерживает детское творчество.

Педагоги интерната, работающие в «Музее искусств», стремятся привлечь детей в их свободное время к исследовательской работе, изучению собранных коллекций, подготовке и уходу за экспонатами, участию в творческих мероприятиях, что содействует формированию аналитических способностей, расширяет знания детей, полученные из школьных учебников. Работа музея основывается на творческой инициативе детей, связи с общественностью, связи с несколькими муниципальными и государственными музеями.

Школьные музеи многому учат детей – участие в деятельности музея знакомит воспитанников с культурным наследием родного края, формирует навыки самостоятельной жизни, развивает черты исследователя.

С 2013 года, когда был создан «Кружок друзей Бахрушинского музея» (одним из наших партнеров является ГосударственныйЦентральный Театральный музей им.А.А.Бахрушина, г.Москва), дети под руководством воспитателей собираются в музее с периодичностью 1-2 раза в месяц для просмотра спектаклей, фильмов, подготовки к конкурсам и другим мероприятиям.

Театральная направленность – один из примеров комплексной работы в нашем музее. Ребята изучают театральное искусство и культуру села, района, республики и страны в целом (хотя музей не фокусируется только на театральной сфере, есть еще 3 основных раздела). Например, в текущем учебном году каждая классная группа реализует небольшие творческие проекты, связанные с театральным искусством:

5 класс – кукольный театр «Театр «живой руки»;

6 класс – кукольный театр «Золотой ключик»;

7 класс – кукольный театр «Нымах» (репертуар из произведений на хакасском языке);

8 класс – «Театральная Хакасия в лицах» (информация о театральных деятелях РХ);

9 класс – «Мир театра в афишах» (коллекционирование театральных афиш 4-х национальных театральных коллективов Хакасии);

10 класс – «Развитие музейного дела в пришкольном интернате» (общее руководство, инвентаризация, учет экспонатов);

11 класс – «Театр и СМИ» (связь со СМИ, создание видеороликов, выход в интернет);

5-11 классы – «В мире прекрасного» (изготовление сценических костюмов и/или их элементов, деталей);

5-11 классы – «Путешествие по радуге» (изготовление элементов/атрибутов/деталей одежды каждым классом  определенного цвета: в 2018-2019 учебном году – косынки, в 2019-2020 году – пилотки и т.д.).

2 раза в месяц проводится дискотека с игровой программой, перед которой воспитанники демонстрируют промежуточные итоги реализации своих проектов. Так, в 1 четверти текущего учебного года, проекты презентовали 5, 8-11 классы. Дети показали свои артистические, вокальные, хореографические таланты – подготовили сценические постановки (небольшие театрализованные представления), афиши республиканского театра «Сказка», подшитые в форме альбома, папки с информацией об артистах театров РХ, выложили в сеть Интернет свои творческие работы и т.д.

В тесной связи с родителями воспитатели прививают детям художественно-эстетический вкус, знакомят их с театральной и культурной жизнью села и района, активно водят воспитанников на спектакли, концерты в РЦКиД, библиотеки, музеи села, включают их в проектную деятельность. 

Работая по данной теме, воспитатели Аскизского лицея-интерната добиваются высоких показателей развития творческих способностей детей посредством приобщения к истокам культуры народов, проживающих в РХ: воспитанники проявляют любовь к своему интернату, школе, району, региону, стране, приобщаются к культуре и традициям хакасского и других народов, эмоционально реагируют на красоту в их жизни.

Таким образом, в результате систематической, последовательной воспитательной работы получаются положительные результаты – уровень развития творческих способностей детей посредством приобщения к проектной, исследовательской, театральной деятельности, применения элементов музейной педагогики, значительно возрастает.

Литература

  1. Школьный театр: Пьесы. Инсценировки. Режиссура / Н.Опарина. - М.: Народное образование, 2002. - 222, [2]с.
  2. http://serdce.askiz-lyceum.ru/p4aa1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы пришкольного участка через проектную деятельность учащихся"

Внеурочная деятельность обучающихся по предметам химия и биология....

Проектная деятельность как форма работы с воспитанниками пришкольного интерната

В пришкольном интернате воспитанниками создан и в течение учебного года реализовывается социальный проект "Наш двор", целью которого является благоустройство прилегающей к интернату территории. Воспит...

Совместная деятельность как средство развития ребёнка в пришкольном интернате

Краткое описание методов совместной деятельности в работе с детьми-воспитанниками учреждения интернатного типа...

Проектная деятельность по направлению "театральное искусство» с воспитанниками пришкольного интерната

Проект, реализующийся в Аскизском пришкольном интернате, – не совсем обычный, он создан в рамках раздела «Театральное искусство» музейной комнаты «Музей искусств». Проект...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...

Эссе на тему "Коллективная творческая деятельность в группе пришкольного интерната"

Эссе содержит материал о приминении в воспитательной работе группы пришкольного интерната коллективныхтворческих дел, описание функций, выполняющих КДТ, результатов применения....

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА «АСКИЗСКОГО ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА» ИМ. М.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме профессиональной ориентации школьников. В статье рассмотрены сущность понятий «профессиональная деятельность» и «профессиональная ориентация», предста...