Обобщение опыта
статья на тему
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Новобалтачево Чекмагушевского района
Шариповой Джамили Турсуновны
Тема: Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы.
Задачи - повысить качество знаний учащихся; развивать успешность учебной деятельности; способствовать формированию личностного смысла ученика; создавать условия для эмоционального благополучия ребенка в классе.
Краткое описание: В основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Целевые показатели:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Особенности содержания и методики.
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
Развитие и становление познавательных сил ребенка.
Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. А для этого необходимо знать основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.
Особенности применения:
В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений, необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.
Чтобы реализовать эти требования , необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность
- думать свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать много, свободно, эмоционально.
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.
Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.
Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с текстом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.
Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.
Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе Т. А. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:
- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.
На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.
В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
С 5 класса я работаю по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской. В учебнике содержится интересный материал на лингвистические темы. Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности каждого. Особую роль здесь играет организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа предваряется различными предтекстовыми заданиями, а именно:
1 группа (сильные учащиеся) – получают карточки с примерами предложений, иллюстрирующими все случаи, например, постановки тире в бессоюзном сложном предложении, предлагаю самостоятельно вывести правило или подобрать собственный иллюстративный материал.
2 группа (учащиеся со средним уровнем знаний) – читают параграф и формируют вопросы к нему и подбирают примеры ко всем пунктам упражнения.
3 группа (наиболее слабые учащиеся) – по плану, записанному на доске, работают над параграфом и готовят устные ответы к каждому пункту плана.
Для закрепления материала я подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую такие способы коллективной работы учащихся:
учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения. Затем учащиеся меняются ролями;
или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся за одной парте, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.
В связи с возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносные. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.
Например, в своей работе использую логические упражнения на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:
Подчеркните многозначные слова. Докажите, что данные слова являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;
Из списка слов выберите слова, с которыми употребляется слово холодный. Запишите словосочетания: человек, песок, путешествие, тон, класс.
Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно это слово?
Докажите, что слово крепкий многозначное. Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.
Также применяю упражнения, связанные с толкованием лексического значения слова.
Объясните значение выделенных слов путем подбора:
а) синонимов - крепкий человек, крепкие нервы, крепко поссорились
б) способом разъясняющего толкования - свежий хлеб, свежее утро, свежая газета
в) по толкованию лексического значения узнать слово:
быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении;
совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо;
г) слово глубокий имеет значение:
1) находящийся на значительной глубине от поверхности
2) очень сильный, достигший значительной степени.
Закончите словарную статью о глаголе жить, составив для примера свои предложения на каждое из значений слова.
Жить: 1) существовать, быть живым; 2) вести тот или иной образ жизни; 3) поддерживать свое существование; 4) проживать где-либо.
В каком из значений употреблено слово жить в следующих предложениях:
1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.
2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.
3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме с белыми колоннами.
Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение слова стоять: стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу; стоит полк в селе.
Итак, личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.
Результаты:
Высокие результаты образовательного процесса подтверждают итоги сдачи экзаменов: По результатам единого государственного экзамена по русскому языку в 2012/2013 учебном году учащиеся 11 класса при успеваемости 100% качество знаний составило 74%, а в 2014/15 учебном году – успеваемость 100%, средний балл ЕГЭ составил 75%; в 9 классе – успеваемость 100%, средняя оценка – 4.
Мои ученики ежегодно являются призерами олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе: 2012 год – муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Гайнуллин И., 11 класс- 2 место, Гайнуллина А., 9 класс- 3 место) , 2013 г.- Всероссийский конкурс сочинений «Где родился, там и пригодился» (Мусин А., 7 класс, 1 место), 2013 – 14 учебный год – Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и творчество» (Исламов Б., 10 класс –Лауреат II степени) , 2013-14 учебный год – Республиканский конкурс «Акмуллинская олимпиада по русскому языку» (Усманова А. , 9 класс – призер ), 2013-14 учебный год – муниципальный этап олимпиады по русскому языку (Усманова А., 9 класс – 1 место), 2013-14 учебный год – Всероссийский открытый заочный конкурс «Интеллект-экспресс» (Мусин А., 7 класс, 3 место), 2013-14 учебный год – Республиканская научно-практическая конференция школьников «Исследование как метод познания…», номинация «Литература» (Мусин А.,7 класс - Диплом 1 степени, победитель), 2013-14 учебный год - Районная научно-практическая конференция школьников «Ломоносовские чтения, 2013» «Лингвистические исследования», номинация «Русский язык» (Исламов Б., 10 класс , Диплом 1 степени, победитель), 2014-15 учебный год - Республиканский конкурс сочинений, посвященный Дню Республики Башкортостан «Пою мою республику» (Ахтямова И., 11 класс - муниципальный этап – 1 место, республиканский – 3 место), 2014-15 учебный год – муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Мусин А., 8 класс – 1 место). Среди выпускников последних пяти лет - 6 серебряных и 2 золотых медалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-286667-1383864763.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...