Семинар «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта»
опыты и эксперименты (9, 10, 11 класс) на тему

Черепанова Ирина Анатольевна

Цель семинара: определить общие подходы к организации и проведению оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта в рамках реализации методической темы муниципального сетевого проекта «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработчики семинара:

Егорова С.М., заместитель директора по УВР,

Черепанова И.А., методист школы.

Семинар

«Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового

индивидуального проекта»

Добрый день, уважаемые коллеги!

В этом учебном году наша школа стала участником муниципального сетевого проекта по теме «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта». Сегодняшний семинар  - это второе событие в рамках освоения методической темы проекта и его реализации.

Цель семинара:

Определить общие подходы к организации и проведению оценки уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта в реализации методической темы сетевого проекта.

На первом этапе нашей встречи, мы предлагаем вам провести самооценку своих знаний по данной теме.

Возьмите в руки Оценочный лист,  заполните верхнюю строку, посмотрите структуру, внимательно прочитайте материал первой колонки и заполните вторую колонку, укажите вашу прогностическую оценку  умений-результатов, которые вы  должны достичь, а  для кого-то, возможно, закрепить в конце семинара.  

Фамилия, имя участника семинара _____________________________________

Оценочный лист

Умения

Прогностическая оценка

на основе дихотомической системы да/нет

Рефлексия результата

1

2

3

1. Я могу объяснить понятия: проект, исследование

оценивание.

2. Я знаю, на формирование и оценивание  каких метапредметных  результатов  у обучающегося направлен  процесс   создания и защиты  итогового  индивидуального проекта

2.Я знаю  о роли и месте индивидуального проекта в образовательном процессе

3.Я могу сравнить и сделать выводы о том, чем проектная деятельность  отличается

от исследовательской

4. Я могу назвать этапы работы обучающегося над индивидуальным проектом

5.Я умею применять в педагогической  практике метод проектной деятельности

6.Я знаю алгоритм деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы, как и сидящие передо мной педагоги должны быть готовы к тому, что ему и нам всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

В связи с этим государство и социум заявляют о необходимости предоставления качественного образования, которое решило бы выше обозначенные проблемы.

Давайте обратимся к главному документу – Федеральному Закону № 273 «Об образовании в РФ». Выдержки из документа лежат у вас на рабочих столах.

Прочитайте выписку из статьи 2, пункт 29. Поработайте с понятием, дайте свое краткое определение понятию «Качество образования»

(работа с источником) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе,

29) Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Ведущий семинара заслушивает ответы, задает уточняющие вопросы.

А сейчас, мы предлагаем вам поработать с текстом ПООП, прочитайте  пункт 1.2. «Планируемые результаты» и ответить вопрос.

  1. Как Вы понимаете, что такое планируемые результаты?

(работа с источником)  ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой….

Ведущий семинара заслушивает ответы, задает уточняющие вопросы.

Уважаемые коллеги, прочитайте пункт 1.2.2. и ответьте на второй вопрос

2)  На какие группы планируемых результатов должен акцентировать свою работу педагог?

1.2.2. Структура планируемых результатов

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы …..Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

         2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,  раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

         3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

  1. Почему педагогу важно знать содержание планируемых результатов?

Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП ООО, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки результатов – с другой

Достижение (качества образования) планируемых результатов выносится на итоговое оценивание, кроме личностных результатов обучающихся.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, отнесенных к блокам «Выпускник научится» и  «Выпускник получит возможность научиться», которые оцениваются в ходе промежуточной аттестации и  в форме государственной итоговой аттестации.  

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность работать с информацией;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального проекта.

Исходя из выше сказанного, сделаем первый вывод:

Федеральный закон № 273 - «Об образовании в Российской Федерации» статьи 10, 11 закрепляют роль в системе образования федеральных государственных образовательных стандартов. На основе стандартов разработаны примерные образовательные программы и основные образовательные программы школы, в которых конкретизированы планируемые результаты и оценка достижения планируемых результатов. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Выполнение индивидуального проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому предмету.

Таким образом, проектная деятельность учащихся законодательно прописана, следовательно, каждый ученик должен быть этому обучен.

Наша школа с 2012 года является региональной пилотной площадкой  по опережающему введению ФГОС основного общего образования, с 2015 года  участником регионального сетевого проекта «Условия достижения и оценки метапредметных результатов».

Эти данные свидетельствую о том, что педагоги нашей школы находятся в поиске наиболее оптимальных и эффективных путей и методов достижения высокого качества образования.  За этот период мы прошли долгий путь проб и ошибок

В 2014 году в школе было разработано  Положение об итоговом индивидуальном проекте, проведено три процедуры оценивания индивидуальных и групповых проектов, апробировались разные формы критериев оценивания проектов. Сегодня педагогический коллектив школы находится на разных уровнях осознания  теоретических и практических вопросов,  связанных с понятием индивидуальный проект. Поэтому очень важно прийти к единому пониманию методической темы.

Сейчас, как никогда, слово «проект» стало модным. Проекты везде: в школах, в институтах, на радио и телевидении и т.п., при этом каждый под проектом понимает что-то свое, существует серьезная терминологическая путаница.

Проект – от латинского «выступающий, брошенный вперед». В словаре иностранных слов 1865 года, определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.

В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Мы с вами вновь обращаемся к ПООП. Прочитайте определение и найдите особенности индивидуального проекта

(работа с источником) «Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)».

Очень часто в практике педагога как синонимы рассматриваются понятия «проектная деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность», их часто путают не только дети, но и учителя,  на самом деле эти понятия имеют как общие, так и специфические черты.

Предлагаем вам поработать в группах и заполнить таблицу «Общие и специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности»

Таблица 1.

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

«Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности»

«Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности»

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности»

*практически значимые цели и задачи деятельности.

*структура деятельности: анализ актуальности; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение необходимых работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом или целями; представление результатов в соответствующем использованию виде.

*компетентность в выбранной сфере, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности»

*направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

*в ходе организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

*реализацию работ предваряет представление о будущем, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

*логика построения деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

*это не творчество в полной мере, это творчество по плану, алгоритму, схеме в определённых контролируемых рамках.

*всегда творчество, следовательно, и путь воспитания истинных творцов.

*заранее запланированный результат

*заранее неизвестный результат

В течение 7-8 минут идет работа в группах, по окончанию заслушиваются ответы, сравниваются с эталоном.

Таким образом, исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирование активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако при проектировании  исследование – это только этап проектной работы

Проект – работа, направленная на разрешение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Для подготовки проекта общеобразовательным учреждением разрабатываются план, программа подготовки и выполнения проекта обучающимися, которые фиксируются в положении об итоговом индивидуальном проекте. Положение включает требования по следующим пунктам:

  1. Организация проектной деятельности в школе;
  2. Содержание и направленность проекта;
  3. Защита проекта;
  4. Критерии оценки проектной деятельности.

Рассмотрим эти требования более подробно

Первый пункт требований

  1. Организация проектной деятельности

Данное требование мы можем рассмотреть в двух плоскостях:

  1. Организация проектной деятельности в ОУ.
  2. Организация проектной деятельности учителя с обучающимся.

ПООП не прописывает жестко регламентированных требований к организации проектной деятельности, это является прерогативой ОУ. Единственно, на чем делается акцент, это о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена.

С 2014 года организация проектной деятельности в нашей школе не раз изменялась, при этом ключевые этапы оставались без изменений.

В начале учебного года, в течение сентября учащиеся выбирают тему проекта и руководителя.

Тема проекта должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Возможна единая мега-тема для индивидуальных проектов, например в 2016-2017 учебном году проекты в нашей школе были посвящены Году Экологии.

Руководителем проекта может быть любой педагогический работник школы: психолог, социальный педагог, библиотекарь, учитель-предметник.

Учитель, работающий по проектному методу, должен быть компетентен не только в предмете, но компетентен в грамотной последовательности выполнения этапов проектирования.

Как показала практика, предметы социального и естественного цикла наиболее востребованы учащимися.

В связи с большой нагрузкой на учителя – руководителя проекта, при условии большого выбора, классным руководителям рекомендуется провести беседы, на которых оговаривается, что учитель-предметник может быть руководителем не более трех проектов. В конце месяца списки подаются заместителю по УВР, проходит процедура утверждения проектов, графика защиты проектов.

В январе, накануне защиты проектов формируются и утверждаются приказом по школе предметные комиссии, а так же формируются группы учащихся, выбравших темы проектов по близким предметным направлениям.

Первый раз защита проектов проходила в марте, практика последних лет, показывает, что защиту проектов лучше планировать на февраль.

Защита проходит при открытых дверях, т.е на ней могут присутствовать не только участники групп, члены комиссии, но и родители, ученики и учителя не участвующие в защите проектов.

Итоги защиты проекта подводятся комиссией в течение 2 –х дней.

По итогам работы комиссии отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном журнале и личном деле.

На классных часах, специально организованном мероприятии учащемуся выдается Свидетельство «О выполнении индивидуального итогового проекта».

Организация проектной деятельности учителя с обучающимся достаточно широко представлена в интернет пространстве, и мы считаем, что каждый учитель-руководитель проекта имеет право выбирать индивидуальный маршрут действия, при условии соблюдения технологии проектной деятельности.

Мы вам предлагаем рассмотреть два варианта работы над проектом

Методиста Челябинского института повышения квалификации Латыпова Ирина Владимировна и учителя физики МБОУ «Гимназия» М.В. Юрина. Приложение 2. 

(работа с источником)  Уважаемые коллеги, мы предлагаем вам изучить эти два варианта и определить, какой из вариантов на ваш взгляд наиболее реалистичен и эффективен?

В течение 8-10 минут идет работа в группах, по окончанию заслушиваются ответы, ведущий задает уточняющие вопросы.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?»

Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Второе требование положения об итоговом индивидуальном проекте

  1. Содержание и направленность проекта

Напомним, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

По завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке предоставляются следующие материалы:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту Приложение 1., объёмом записки не более одной машинописной страницы, с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;  

в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины.

При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

III. Защита проекта

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

  1. Критерии оценки проектной деятельности

Говоря о критериях оценки  индивидуального проекта первые годы ориентиром для нас были материалы ПООП, которая предлагала четыре основных критерия:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Напомним, что Индивидуальный         итоговый проект - это форма оценки метапредметных результатов, которая включает в себя оценку сформированности уровня развития  УУД и  метапредметных понятий. В  основной образовательной программе указанно, что двенадцать метапредметных результатов должны достичь обучающиеся 9 классов, и  их сформированность или не сформированность мы должны проверить и оценить. Т.е. эти четыре  критерия в полной мере не отражают полную картину сформированности метапредметных результатов в конце 9 класса. Поэтому этот этап стал самым сложным при организации проектной деятельности.

В связи с этим в 2016-2017 учебном году  была создана рабочая группа педагогов, которая работала, над изменением радела «Критерии оценивания»

Положения об индивидуальном итоговом проекте.

 Институтом развития образования Иркутской  области были предложены примерные критерии оценивания ИИП, которые было необходимо доработать и   обязательно соотнести с метапедметными результатами. Данные критерии были разработаны и использовались в прошлом учебном году при оценки ИИП девятиклассников. Но, в процессе работы возникли проблемы при оценивании проектов экспертами. А вот почему давайте разберемся?

У вас на столах есть критерии оценивания ИИП, поработайте с ними и выявите проблемные критерии, т.е. те, которые невозможно применить  и оценить проект во время защиты работы. Предложите свои пути решения этой проблемы.

Как выставляется отметка за проект? Итоговая отметка выставляется на  основе уровневого  подхода. Выделялись три уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый, повышенный, высокий (это рекомендации ИРО).  

Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, то есть выявление того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, это и является основной задачей оценочной деятельности.

 Хочется сказать, что выполнение и защита ИИП -  это требование ФГОС ООО. Наша школа являясь пилотной площадкой опережающего введения ФГОС ООО, второй год подряд  проводит защиту индивидуальных итоговых проектов выпускников 9-х классов. Во всех других школах семиклассники учатся по ФГОС ООО, а это значит, что через два года предметные и метапредметные результаты  будут являться предметом оценки итоговой аттестации в 9 классе, т.е экзамен будет скорее всего в другом формате  с учетом всех требований ФГОС ООО.

Итак, уважаемые коллеги, давайте с вами вернемся к оценочным листам, с заполнения которых мы начали семинар. Заполните вторую колонку, ваши умения по теме на данную минуту.

У кого оценки изменились в лучшую сторону, больше прописано оценки «Да»?

У кого остались без изменений?

Спасибо –  вы провели самооценивание  ваших умений, которые кто-то закрепил, а кто-то систематизировал.

 Нам сейчас важна ваша оценка семинара, я прошу вас заполнить оценочную таблицу семинара Приложение 3., опираясь на критерии оценивания.

По окончанию работы, педагогам предлагается высказать свое мнение о целесообразности, эффективности семинара, задать уточняющие вопросы, на которые возможно, не услышали ответа, или которые не были освещены в ходе выступления.

Спасибо, за работу.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

к  индивидуальному итоговому проекту

ФИО учащегося ___________________________________________________

Класс _________________

Руководитель проекта _______________________________________________

Тема проекта ______________________________________________________

Цель и назначение проекта ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход выполнения проекта (кратко) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полученные результаты ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Использованные источники информации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Краткий отзыв руководителя проекта (Инициативность и самостоятельность, ответственность, исполнительская дисциплина; При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации, предварительная оценка проекта:_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Методический навигатор

«Как разработать индивидуальный итоговый проект за курс основной школы» (автор М.В. Юрина, учитель физики МБОУ «Гимназия»)

Работу над проектом с учащимися учителю удобнее организовать пошагово,

с учётом основных принципов проектной деятельности.

Шаг 1. Знакомство учащегося с общими положениями по индивидуальному итоговому проекту за основную школу: целью, задачами, требованиями к подготовке выполнения, содержанию и направленности данного проекта.

Шаг 2. Выявление интересов, планов на будущее в жизни школьника через анкетирование и индивидуальную беседу, с целью его индивидуальной мотивации на проектную деятельность.

Шаг 3. Диагностика начальных умений и знаний учащегося, необходимых для работы над проектом.

Шаг 4. Формулировка проблемы, которую нужно будет решить в ходе работы над проектом.

Шаг 5. Выбор темы

Шаг 6. Формулировка цели

Шаг 7. Разработка технологии выполнения проекта, подбор практических действий, которые будут инструментом для достижения поставленной цели.

Шаг 8. Выбор формы продукта проекта

Шаг 9. Определение  теоретической информации необходимой для создания продукта проекта, где её можно найти и в какой форме сохранить?

Шаг 10. Выработка критериев самооценки проектной деятельности и её продукта.

Шаг 11. Дальше учитель в ходе беседы с учащимся выясняет, по каким

вопросам необходимы консультации автору проекта для его успешной реализации.

Шаг 12.В ходе беседы руководитель и автор, анализируя задачи проекта,

устанавливают, по каким вопросам необходимы консультации, и у кого их можно

получить? (у руководителя проекта; учителей - предметников; внешних

специалистов)

Шаг 13. Учитель совместно с учеником выясняют, какую помощь могут оказать в работе по проекту (поиск необходимой информации; подбор средств для реализации проекта; подготовка составных частей продукта; сборка продукта; проверка действия собранного продукта; подготовка презентации продукта проекта).

Шаг 14.Выбрать методы исследования.

Шаг 15. Определить средства реализации проекта.

Шаг 16. Составляем план по выполнению проекта

Шаг 17. Письменное оформление информационной части.

Шаг 18. Сбор и хранение информации

Шаг 19. Разработке и изготовлению макета продукта проекта:

Шаг 20. Провести самооценку макета продукта проекта

Шаг 21.После выявления недостатков в макете продукта проекта, осуществляем

их коррекцию и изготавливаем сам продукт.

Шаг 22. Описание основной части проекта - описание методов исследования,

ход исследования и его результатов.

Шаг 23. Подготовка к презентации продукта проекта.

Шаг 24. Защита проекта (презентация продукта проекта)

Шаг 25. Рефлексия деятельности

Методист Регионального центра Челябинского института повышения квалификации Латыпова Ирина Владимировна предлагает 4 этапа работы над проектом

  1. этап «Организационный» - этап определения темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.
  2.  этап «Содержание и направленность проекта» - этап анализа имеющейся информации; поиск информационных пробелов; сбор и изучение информации; построение алгоритма деятельности; составление плана реализации проекта.
  3.  этап «Защита проекта»  - подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей применения результатов проекта (выставка, публикация и др.).
  4.  Этап «Критерии оценки проекта» - анализ результатов выполнения проектов; а также оценка качества выполнения проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап – мотивационный

Учитель

Ученики

–заявляет общий замысел,

 –создает положительный мотивационный настрой

–обсуждают задание;

–предлагают собственные идеи;

–создают рабочие группы.

II этап – планирование деятельности по выполнению проекта

–определяются тема и цели проекта;

–формулируются и уточняются задачи;

 –уточняется информация (источники);

 –вырабатывается план действий;

 –определяются средства достижения цели;

–устанавливаются критерии оценки результата и процесса;

 –согласовываются способы совместной деятельности. 

III этап - информационно-операционный (выполнение проекта)

– наблюдает за ходом выполнения проекта;

 – координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта;

 – поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;

 – участвует в заседаниях групп;

 – оказывает содействие процессу творчества учащихся;

 – сам является источником информации. 

– собирают материал;

– разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;

 – проводят исследование;

 – работают с литературой и другими источниками;

– непосредственно выполняют проект;

– оформляют проект;

 – составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.

IV этап - рефлексивно-оценочный

– выступает участником коллективной оценочной деятельности;

 – переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания. 

– представляют проекты на экспертизу;

 – защищают проект;

 – участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;

 – оценивают достижение поставленных целей;

 – осуществляют устную или письменную самооценку;

 – исправляют или дополняют содержание проекта;

 – рефлексируют.



Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Благодарим вас за сотрудничество и просим ответить

 (отметьте вашу оценку) на следующие вопросы

Объект проверки

Вопросы

Ответ "А"

Ответ "В"

Ответ "С"

Информация

Новизна и востребованность информации

1. Мне это нужно? ново? интересно?

Мне это ново, мне это нужно, мне это интересно.

Это мне знакомо

и потому не интересно. Мне нужно не это.

Этот критерий не имеет для меня значения

Легкость усвоения

2. Мне нравится способ изложения?

Мне нравится способ подачи информации, он мне подходит.

Мне не подходит способ подачи информации.

Этот критерий не имеет для меня значения

Инструментальность

3. Это поможет мне в работе?

Я думаю, что смогу воспользоваться этим для решения своих задач.

Сомневаюсь, что это эффективно, я вряд ли смогу этим воспользоваться.

Этот критерий не имеет для меня значения

Тренер - ведущие

Уровень доверия опыту тренер а

4. Я доверяю опыту тренер а?

Опыту тренер а я готов доверять. Он не любитель, и не новичок.

Опыт тренер а не вызывает у меня доверия.

Этот критерий не имеет для меня значения

Уровень доверия к профессионализму тренер а

5. Я считаю тренер а профессионалом?

Я вижу, что тренер - профессионал, работает корректно и грамотно.

Подозреваю здесь плагиат, а я люблю первоисточники.

Этот критерий не имеет для меня значения

Научение

Возможность практического научения

6. Будут ли практические занятия?

Меня устраивает практический уровень семинара

Меня не устраивает практический уровень семинара.

Этот критерий не имеет для меня значения

Вовлеченность

7. Устраивает меня форма участия?

Меня устраивает степень вовлечения участников в ход семинара (какой бы она ни была).

Меня не устраивает форма обратной связи или ее отсутствие

Этот критерий не имеет для меня значения

Семинар

Интеллектуальный комфорт

8. Мне легко работать?

Эти два часа пролетели легко и незаметно. Я готов работать еще.

Все затянуто, монотонно, я устал, а прошло всего 2 часа.

Этот критерий не имеет для меня значения

Психологический комфорт

9. Мне приятно здесь?

Мне нравится атмосфера семинара и отношение к участникам.

Меня не устраивает ни атмосфера семинара, ни отношение к участникам.

Этот критерий не имеет для меня значения

Бытовой комфорт

10. Мне удобно и комфортно?

Меня устраивает организация семинара

Меня не устраивает организация семинара.

Этот критерий не имеет для меня значения

Уважаемые коллеги! Благодарим вас за сотрудничество и просим ответить

 (отметьте вашу оценку) на следующие вопросы

Объект проверки

Вопросы

Ответ "А"

Ответ "В"

Ответ "С"

Информация

Новизна и востребованность информации

1. Мне это нужно? ново? интересно?

Мне это ново, мне это нужно, мне это интересно.

Это мне знакомо

и потому не интересно. Мне нужно не это.

Этот критерий не имеет для меня значения

Легкость усвоения

2. Мне нравится способ изложения?

Мне нравится способ подачи информации, он мне подходит.

Мне не подходит способ подачи информации.

Этот критерий не имеет для меня значения

Инструментальность

3. Это поможет мне в работе?

Я думаю, что смогу воспользоваться этим для решения своих задач.

Сомневаюсь, что это эффективно, я вряд ли смогу этим воспользоваться.

Этот критерий не имеет для меня значения

Тренер - ведущие

Уровень доверия опыту тренер а

4. Я доверяю опыту тренер а?

Опыту тренер а я готов доверять. Он не любитель, и не новичок.

Опыт тренер а не вызывает у меня доверия.

Этот критерий не имеет для меня значения

Уровень доверия к профессионализму тренер а

5. Я считаю тренер а профессионалом?

Я вижу, что тренер - профессионал, работает корректно и грамотно.

Подозреваю здесь плагиат, а я люблю первоисточники.

Этот критерий не имеет для меня значения

Научение

Возможность практического научения

6. Будут ли практические занятия?

Меня устраивает практический уровень семинара

Меня не устраивает практический уровень семинара.

Этот критерий не имеет для меня значения

Вовлеченность

7. Устраивает меня форма участия?

Меня устраивает степень вовлечения участников в ход семинара (какой бы она ни была).

Меня не устраивает форма обратной связи или ее отсутствие

Этот критерий не имеет для меня значения

Семинар

Интеллектуальный комфорт

8. Мне легко работать?

Эти два часа пролетели легко и незаметно. Я готов работать еще.

Все затянуто, монотонно, я устал, а прошло всего 2 часа.

Этот критерий не имеет для меня значения

Психологический комфорт

9. Мне приятно здесь?

Мне нравится атмосфера семинара и отношение к участникам.

Меня не устраивает ни атмосфера семинара, ни отношение к участникам.

Этот критерий не имеет для меня значения

Бытовой комфорт

10. Мне удобно и комфортно?

Меня устраивает организация семинара

Меня не устраивает организация семинара.

Этот критерий не имеет для меня значения



Предварительный просмотр:

Карта оценки проектной работы

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний                                   Балл
  1. Поиск, отбор и использование информации

Работа содержит полную информацию из разных источников

3

Работа содержит достаточный объем информации из однотипных источников

2

Работа содержит незначительный объем информации из ограниченного числа источников

1

  1. Актуальность и значимость темы проекта

Актуальность и значимость темы проекта раскрыты и обоснованы. Работа актуальна не только для ученика, но и для школы, города

3

Актуальность и значимость темы проекта обозначены на уровне утверждений

2

Актуальность и значимость темы проекта обозначены фрагментарно

1

  1. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, сделаны выводы, намечены перспективы работы

3

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей проекта

2

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

  1. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Работа самостоятельная, есть заинтересованность в теме, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не использовал творческий подход

1

  1. Использование понятий, классификаций

В работе даны понятия, классификации. Выбраны критерии и основания для классификации. Установлены причинно-следственные связи

3

В работе даны понятия, классификации. Просматриваются причинно-следственные связи

2

В работе даны понятия. Просматриваются причинно-следственные связи

1

  1. Умение представить информацию в виде знаков и символов

Автор сумел преобразовать информацию в таблицы (или диаграммы, графики), интеллект-карту. Даны пояснения

3

Автор преобразовал информацию в таблицы. Даны пояснения

2

Автор представил информацию в виде несложной схемы

1

  1. Формирование экологического мышления

Работа содержит полную, достоверную информацию об экологической проблеме, основанной на социальной практике

Работа содержит достоверную информацию об экологической проблеме

Работа содержит элементы экологической проблемы

  1. Сформированность предметных знаний и способов действий
  1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Способы работы достаточны, использованы уместно и эффективно

3

Способы работы соответствуют теме проекта

2

Часть используемых способов не соответствует теме проекта

1

  1. Глубина раскрытия темы проекта

Тема раскрыта исчерпывающе, автор показал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Тема раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

  1. Использование средств наглядности, технических средств

Средства наглядности (иллюстрации, фото, схемы, таблицы) используются, выдержаны дизайн презентации. Представлена полная, понятная информация, при этом не перегружена информацией.

3

Средства наглядности (иллюстрации, фото, схемы, таблицы) используются, создан дизайн презентации. Представлена полная, понятная информация.

2

Выбрано и представлено один из видов средств наглядности.

1

  1. Сформированность регулятивных действий
  1. Соответствие требованиям оформления письменной части

Работа оформлена грамотно, в соответствие с правилами: объем, шрифт, содержание (введение, осн.часть, заключение, список исп.ресурсов, приложения).

3

Допущены незначительные ошибки в оформлении

2

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с требованиями

1

  1. Постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель четко сформулирована, дан подробный план достижения, осуществляется последовательный контроль деятельности

3

Цель четко сформулирована, дан подробный план достижения цели

2

Цель четко сформулирована, есть схематичный план достижения

1

  1. Грамотное построение доклада

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, выводы. Намечены перспективы.

3

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен развернутый обзор по достижению целей.

2

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно.

1

  1. Соблюдение регламента защиты и степень воздействия на аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент (5-7м.)

3

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автор не заинтересовал аудиторию, но уложился в регламент

1

  1. Сформированность коммуникативных действий

  1. Культура речи, внешний вид

Присутствует культура речи; устная и невербальная речь (мимика, жесты); немотивированные отступления отсутствуют; внешний вид опрятный, аккуратный

3

Присутствует культура речи; немотивированные отступления отсутствуют; внешний вид опрятный, аккуратный

2

Присутствует культура речи; наблюдаются немотивированные отступления; внешний вид не опрятный

1

  1. Умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения

Автор хорошо владеет материалом, уверенно отвечает на вопросы, обосновывает свою точку зрения

3

Автор отвечает на вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения

2

Автор дает однословные ответы, не может защищать свою точку зрения

1

  1. Умение осуществлять учебное сотрудничество в группе (или с наставником)

Организует выступление со сверстниками (взрослым), умеет договариваться в группе. Может брать инициативу на себя. Учитывает мнение другого

3

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь. Может брать инициативу на себя

2

Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь.

1

ИТОГО:



Предварительный просмотр:

«Общие и специфические черты (различия) проектной

 и учебно-исследовательской деятельности»

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

«Общие черты проектной и учебно-исследовательской деятельности»

«Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности»

*практически значимые цели и задачи деятельности.

*это не творчество в полной мере, это творчество по плану, алгоритму, схеме в определённых контролируемых рамках.

*компетентность в выбранной сфере, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

*заранее запланированный результат.

*направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

*в ходе организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

*направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

*логика построения деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

*реализацию работ предваряет представление о будущем, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

*всегда творчество, следовательно, и путь воспитания истинных творцов.

*заранее неизвестный результат

*структура деятельности: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение необходимых работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом или целями; представление результатов в соответствующем использованию виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Семинар «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций в форме защиты итогового индивидуального проекта»

Данная презентация дает возможность визуально сопроводить теоретические и практические наработки по теме «Оценка уровня достижения метапредметных результатов выпускников общеобразовательных...

Презентация «Защита итогового индивидуального проекта: теория, методика, практика»

ФГОС предполагает обязательное оценивание метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения образовательных программ основного общего образования. Одна из форм оценивания - это защита И...

Информация о проведении защиты итоговых индивидуальных проектов в 9 классе (ИИП)

Внимание выпускников 9 классов ! АдминистрацияИтоги защиты индивидуального ИИП 9-х классов в 2019-2020уч.г.Просьба ознакомиться с информацией о проведении защиты итоговых инди...

Итоговый индивидуальный проект как форма итоговой аттестации достижений

Презентация к выступлению "Итоговый индивидуальный проект как форма итоговой аттестации достижений"...