«Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания»
статья

Бодрая Екатерина Анатольевна

Исследовательский метод в обучении нельзя назвать новым педагогическим явлением. Но его актуальность использования в практике учителя истории и обществознания обусловлена рядом обстоятельств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО МУНИЦИПЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания»

Выступила: учитель высшей категории

истории и обществознания

МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

Бодрая Екатерина Анатольевна

п. Рыздвяный, 2024 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….……. с. 3

Исследовательский подход в обучении ………………………………….…с. 3

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания…………………………………………………….……….. с. 5

Этапы исследовательской деятельности……………………………………с. 6

Типичные ошибки учащихся ……………………………………………… с. 11

Заключение…………………………………………………………………...с.12

Список использованной литературы………………………………………..с. 13

Введение

        Исследовательский метод в обучении нельзя назвать новым педагогическим явлением. Но его актуальность использования в практике учителя истории и обществознания обусловлена рядом обстоятельств.

  • Во-первых, потребность детей в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.
  • Во-вторых, общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Это стиль жизни современного человека. Поэтому одной из задач современного образования является необходимость подготовки ребенка к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, формирования социально-активной жизненной позиции.
  • В – третьих, в стандартах второго поколения одной из приоритетных задач ставится формирование исследовательской компетенции школьника.
  • В - четвертых, и использование в работе исследовательского метода позволяет связать изучаемый материал с потребностями, возможностями и интересами учащихся, развивать и поддерживать способных детей, которые имеют повышенный интерес к предмету.

Исследовательский подход в обучении.

Исследовательский подход представляет собой способ знакомства учащихся с методами научного исследования, что содействует формированию у них научного мышления, развитию критического мышления и познавательной самостоятельности. Применение методов научной работы в учебном процессе ставит перед учеником задачу не только усвоения готовых знаний, но и проведения собственных исследований. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

«Исследовательский метод обучения» предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

«Исследовательский метод обучения» имеет ряд преимуществ:

во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. Перед детьми необходимо выдвигать такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

         Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.

         В-четвёртых, метод научно-исследовательской деятельности тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.

Следовательно, перед учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к научно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами.

Важным для будущих исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, выделить в изучаемой информации главное, умение переформулировать мысль.

С учетом возрастных особенностей, обучающихся можно выделить два этапа формирования исследовательских навыков: 5-6 класс и 7-9 класс.

В 5 - 6 классах на уроках истории и обществознания необходима организация работы с различными источниками информации: текст учебника, исторические тексты, карты, графики, таблицы, иллюстрации и учебные картины, аудио и видеоинформация их анализ, характеристика, сопоставление и сравнение.

В 5 классе развитию навыков исследователя, т.е. внимание к деталям, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте или проблемное задание, которое содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.  

В 5-6 классах проекты несложные, не требуют много времени для подготовки. Учащимся можно предложить следующие темы:  

«Великие изобретения Древнего Востока», «Город на семи холмах: загадки археологических раскопок», «Исторические портреты выдающихся исторических личностей Древнего мира (Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский).

В 6-7 классах поддерживается и совершенствуется работа с фрагментами из монографий научно-популярной и художественной литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков, суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим заданиям; от констатации очевидных фактов к выявлению скрытых сведений.

         Так, например, в 6-7 классах это могут быть темы: «Крещение Руси: легенда и факты», «Боевое снаряжение в средневековой Руси X–XVI вв. и особенности его изготовления», «Форма правления при Иване Грозном: абсолютизм или сословно-представительная монархия?».

С каждым годом задания усложняются. Проекты в 10-11 классах требует уже определенных навыков, образного мышления, интереса к изучению истории, нестандартного подхода к решению учебных задач, коммуникативных способностей. При проведении таких уроков можно использовать материал СМИ, Интернет - ресурсы, материал, полученный на уроках литературы, географии, альтернативные источники.

Например, темы в 10-11 классах: «Какое отражение получили события Гражданской войны в искусстве?», «Эффективность международных санкций в достижении внешнеполитических целей», «Влияние искусственного интеллекта на будущее работы и занятость населения» и т.д.

Этапы исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность в образовательном процессе

предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • Выбор темы исследования;
  • Определение объекта и предмета исследования;
  • Определение цели и задач;
  • Разработка гипотезы;
  • Составление плана исследования;
  • Работа с литературой;
  • Выбор методов исследования;
  • Подготовка и проведение исследования;
  • Обработка результатов исследования и формулирование выводов;
  • Оформление работы.

Первый, наиболее трудный и ответственный этап - выбор темы исследования. Принято считать, что правильно выбрать тему работы - это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной. Но прежде необходимо определиться, к какому типу исследования она будет относиться (исследовательская, прикладная (практико-ориентированный), информационная, творческая, социальная, инженерная и т.д).

При формулировке темы исследования в первую очередь следует сформулировать обоснование ее актуальности. Здесь нужно указать, из каких соображений приступают к исследованию данной проблемы, чем обусловлена необходимость исследования - развитием науки, общественными потребностями, или она представляет собой обобщение опыта и т. д. На этой основе формулируется противоречие.

Следующий логический шаг - формулирование проблемы. В научном смысле, проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что раньше не было изучено?  

При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, при этом необходимо иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики.

Тема должна быть:

- выполнима в данных условиях, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования;

- оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, нестандартности взгляда на привычные предметы и явления;

- реализуема в имеющихся условиях, т. с. по данной теме можно найти достаточно источников информации, а также требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента;

- конкретна, чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания, и наоборот, - чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область.

- содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему (в формулировке проблемы требуются слова («какой», «какова», «сколько», «почему» и др.), хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.

Следующий этап -  определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования - это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается? (современные стандарты красоты)

Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? (влияние современных стандартов красоты на самооценку подростков)

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

          Далее определяем цели и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

(изучение влияния современных стандартов красоты на формирование самооценки подростков)

Задача исследования обеспечивает ориентацию на достижение поставленной цели исследования, отражает последовательность: обзор по теме, анализ объекта по предмету исследования, синтез результатов анализа в модель требуемого результата.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

• Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.

• Вторая задача связана с анализом реального состояния предмета исследования.

• Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т.е, выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.

• Четвертая задача связана - с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения:

• Изучить

• Разработать

• Выявить

• Установить

• Обосновать

• Определить

• Проверить

• Доказать и т. п.

Следующий этап - разработка гипотезы.

Гипотеза - предположительное, вероятностное знание, доказанное логически и не подтвержденное опытом, требующее обоснования указывающее на путь исследовательского поиска.

Основные свойства гипотезы:

1. неопределенность истинного значения;

2. направленность на раскрытие данного явления;

3. выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы;

4. возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Требования к гипотезе:

• в гипотезу включают понятия и категории, являющейся неоднозначными;

• она не должна включать слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

• гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений (лучше избегать ценностных суждений);

• правдоподобность, т. е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме;

• гипотеза должна быть проверяема.

Схемы гипотезы

Если ..., то ...

Так как ..., то ...

Можно предположить, что ...

Гипотезу составляют следующие предположения: ...

Следующий этап - выбор методов исследования. Как определить методы исследования?

Метод - это способ достижения цели исследования; путь достижения, познания истины, сущности предметов и явлений.

Теоретические методы характеризуются обобщённостью абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование.

Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания - практика и результаты ее исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов об объекте, их анализе и систематизации.

Общенаучные методы: наблюдение, анализ, индукция, эксперимент, синтез, дедукция, моделирование и др.

         Используются методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Методы должны быть научными, нельзя полагаться только на «здравый смысл». Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Оформление работы. Исследовательская работа должна иметь следующую структуру:

• Титульный лист

• Оглавление

• Введение

• Главы основной части

• Заключение

• Список источников литературы

• Приложения

Но, часто учитель сталкивается с типичными ошибками в работе учащихся, на которые я хотела бы обратить ваше внимание.

1. Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы. Тему обязательно надо максимально конкретизировать. Анализ важен после каждого раздела (блока) работы. Он также помогает провести связь исследования с работами разных ученых и современностью. Работая с литературой, обязательно ссылаться на первоисточники, мнение критиков и биографов, анализ которых проведен в тексте.

2. Цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам. Необходимо конкретизировать цель, а не представлять план действий.

3. Следующая ошибка при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.  

4. Авторы не называют методы исследования или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования.

5. Наиболее распространенная ошибка: отсутствие выводов в заключении, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе. Правило, которое мы используем с учащимися: после написания работы прочитать отдельно сначала введение, затем сразу заключение с выводами, и можно увидеть возможные нестыковки и несоответствия.

Следующим этапом, после написания научно-исследовательской работы, создание мультимедийной презентации, буклета и подготовка к выступлению.

Заключение.

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность исследовательской

деятельности с различных точек зрения, можно сделать вывод о том, что это

необходимое средство формирования у учащихся мышления, познания,

научного мировоззрения, самостоятельности. Исследовательский метод является основополагающим как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Учащиеся нашей школы ежегодно занимаются написанием исследовательских работ, они обучаются способам поиска и сбора информации по различным вопросам, учатся пользоваться архивными материалами, анализировать и систематизировать их, брать интервью, оформлять научно-исследовательские работы, грамотно представлять их.

Исследовательская деятельность помогает обучающимся развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающим миром, уметь ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности, быть успешными в жизни.

Список использованной литературы

1. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская деятельность учащихся:

    методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005.

    – № 6.

2. Борисенко, Н. А. Интегральная, проектная технология: научно-

    исследовательская работа учащихся // Школа. – 2003. –  № 4.

3. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. – М.:    Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 176 с.

4. Калина, Л. Л. Карасева, Т. Б. Организация научно-исследовательской

    деятельности по истории в средней школе / Л. Л. Калина, Т. Б. Карасева. –

    Мозырь, 2008.

5. Леонтович А.В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11классы. Под ред. А.В.Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание).

6. Сергеев, Г. М. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //    

    Исследовательская работа школьников. – 2003. –  № 3.

7. Файн, Т. А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы

    педагогической прессы. – 2003.

8.  Яковенко, И. В. Метод проблемного обучения на уроках истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru. – Дата доступа: 20.01.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

          . Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихс...

исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Выступление на педсовете по вопросу  "Формирование навыков и умений исследовательской деятельности обу­чающихся" с презентационным сопровождением ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

Статья "Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания" Из опыта работы....

Методы исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания в 10-11 классах

Использование методов исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий способствует не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и науч...

Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится...

Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...

«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»

Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...