Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) на тему
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник)
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник Обществознание: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник)
Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Цель и задачи данного курса в 9 классе:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
Лекции практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, лабораторные работы, дискуссии
Формы контроля
Тестирование, задания на выявление жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций
Система оценивания:
Наряду с устным, письменным опросом и тестированием, могут быть использованы методы социологического исследования, анкетирование, самооценка
Предполагаемые результаты
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Основные методические приемы преподавания курса
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Распределение учебного материала в 9 классе
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Политика | 12 |
3 | Право | 20 |
6 | Итоговое обобщение | 1 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование по обществознанию
9 класс
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания образования | Основные понятия | Кол-во часов | Вид контроля, измерители | Материал учебника |
1 | Введение | Изучение нового материала | Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. | Обществознание, человек, общество, государство, политика, право | 1 | беседа | С.4 |
ПОЛИТИКА |
2 | Политика и власть | Комбинированный | Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. | Политика, сфера политики | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §1 |
3 | Власть и СМИ | Комбинированный | Политическая жизнь и СМИ | Сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть» | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §1 СМИ |
4 | Государство | Комбинированный | Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. | Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы. Монархия, республика. Унитарное и федеративное. Гражданство. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §2 СМИ |
5-6 | Политические режимы | Изучение нового материала комбинированный | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. | Тоталитаризм, авторитаризм, демократия | 1 | тест | $3 |
7 | Правовое государство | Комбинированный | Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. | Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §3 |
8 | Принципы правового государства | Комбинированный | Признаки правового государства. | Верховенство права. Незыблемость права. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §4 |
9 | Гражданское общество и государство | Комбинированный | Что такое гражданское общество. | Гражданское общество | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §5 |
10 | Местное самоуправление | Комбинированный | Местное самоуправление. Общественная палата. | Муниципальная собственность. Общественная палата. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §5 |
11 | Участие граждан в политической жизни | Комбинированный | Выборы, референдумы. Право на равный доступ к государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. | Всеобщее избирательное право, тайное голосование. Политический экстремизм. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §6 |
12 | Политические партии и движения | Комбинированный | Общественно-политические движения. Политические партии. | Политика. Оппозиция, многопартийность. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §7 |
13 | Обобщение «Политика» | Повторительно–обобщающий урок | 1 | Выводы к главе | Стр66 |
ПРАВО |
14 | Право, его роль в жизни общества и государства | Изучение нового материала | Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. | Естественное право, нормативные акты, норма права, отрасль права, институты права. | 1 | тест | $8 |
15-16 | Правоотношения и субъекты права | Изучение нового материала Комбинированный | Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. | Правоотношения, правоспособность, дееспособность. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §9 |
17-18 | Правонарушения и юридическая ответственность | Комбинированный | Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. | Противоправность, деяние, причинение вреда, наличие вины, преступление, проступок, презумпция невиновности. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §10 |
19 | Правоохранительные органы | Комбинированный | Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. | Прокуратура, МВД, ФСБ, народные заседатели, суд присяжных, равенство граждан перед законом. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §11 |
20 | Конституция РФ | Комбинированный | Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. | Нравственные ценности, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §12 |
21 | Основы конституционного строя РФ | Комбинированный | Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. | Выборы, референдум, многопартийность, суверенитет, самоопределение. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §13 |
22-23 | Права и свободы человека и гражданина | Комбинированный | Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. | Право на достойное существование, Декларация прав человека и гражданина. Юридические гарантии. Уполномоченный по правам человека. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §14-15 |
24 | Гражданские правоотношения | Комбинированный | Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. | Сделка, договор, частичная дееспособность, недееспособность, потребитель, моральный вред. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §16 |
25 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Комбинированный | Право на труд. Трудовые правоотношения. | Трудовой кодекс, трудовой договор, трудовая книжка, профсоюз, дисциплина труда | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §17 |
26 | Семейные правоотношения | Комбинированный | Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. | Семейный кодекс, брак. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §18 |
27-28 | Административные правоотношения | Изучение нового материала Практическая работа | Административное право. Понятие и черты административного правоотношения. Административное правонарушение. | Антиобщественное и противоправное деяние, административное наказание. | 1 | Вопросы и задания для практикума | $ 19 |
29 | Уголовно-правовые правоотношения | Изучение нового материала | Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. | Уголовный кодекс РФ, общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, необходимая оборона. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §20 |
30 | Социальные права | Комбинированный | Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. | Социальная и трудовая пенсии, пенсионный фонд. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §21 |
31 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Комбинированный | Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. | ООН, Красный крест, военные преступления. | 1 | Рубрика «В классе и дома» | §22 |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Комбинированный | Законодательство в сфере образования. | Закон «Об образовании», ступени образования. | 1 | Рубрика «Проверь себя», словарь. | §23 |
33 | Обобщение «Право» | 1 | Выводы к главе |
34 | Итоговое обобщение | Повторительно–обобщающий урок | 1 | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....