Семья
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Открытый урок с элементами ГИА 9 класс обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

29. 01.2013 год.

Учитель: Ткачева Е

Класс: 9 «А»

Предмет: обществознание

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме: «Семья и брак» с элементами ГИА

Цель: повторение и закрепление пройденного материала

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока:  закрепление пройденного материала

Проблемный вопрос: Семья – это первичная ячейка общества.

Ход урока

Эпиграф.

Семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

В Семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Любить – это значит смотреть. Не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении
                                             А.де Сент –Экзюпери

Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь

          (народная мудрость)

Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности                                     (Н.Бердяев)

  1. Оргмомент
  2. Закрепление пройденного материала

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

И Ева тихонько ответила “я”,

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

1.Что такое семья?

Ответ:

Семья – это круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими из зарегистрированного брака и родства.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья  -  организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

2.Функции семьи?

Ответ:

Репродуктивная (воспроизводство населения, продолжение рода).

Воспитательная  (первичная социализация) (передача знаний, опыта, норм, ценностей).

Хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и бюджета).

Эмоционально-психологическая (обретение спокойствия и уверенности, чувства безопасности, поддержки).

Досуговая

Задание из ГИА:

Пример

Функция семьи

А) родители с детьми в субботу гуляли в парке, в воскресенье посетили детский спектакль, а в следующие выходные планируют сходить в зоопарк

Б)  семья отправилась в магазин купить необходимые на ближайшую неделю продукты питания

В) родители учат детей правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами

Г) по вечерам, собравшись за чаем, члены семьи рассказывают друг другу о событиях сегодняшнего дня, делятся своими проблемами

Д) семья собралась со своего огорода урожай овощей и занимается их заготовкой на зиму

  1. Хозяйственно-экономическая
  2. Первичная социализация
  3. Эмоционально-психологическая
  4. Досуговая

А -      Б -      В -      Г -     Д -  

3.А какие виды семьи существуют?

Ответ:

1.Современная семья включает обычно супружескую пару (жена и муж) и одного или несколько детей. Такую семью называют нуклеарной (от лат. nucleus – ядро).

2.Семья, включающая 2-3 поколения (кроме мужа, жены и детей + деда, бабушку и т.д.), называется многопоколенной. 

3.Если же с ними живут и непрямые родственники (тети, дяди, племянники и т.д.), то это расширенная семья.

4.Выделяют также семьи полные (двое родителей) 

5.неполные (отсутствует один из родителей или дети живут с бабушками-дедушками).

6.В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало-, многодетные.

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяют:

7.Традиционные, или патриархальные семьи  предполагают главенство мужчины. Женщина экономически зависит от мужа, семейные роли четко регламентированы: муж – добытчик и кормилец, жена  – домохозяйка и воспитатель детей.

8.Матриархальная семья

9.Партнерские  семьи их отличает равенство супругов в правах и обязанностях, в выполнении домашних дел и воспитании детей, в решении основных вопросов жизни семьи.

10.Семьи переходного типа (напр., муж на словах проповедует четкое разделение домашних дел на «мужские» и «женские», но на деле активно помогает жене по хозяйству, или наоборот).

4. А в результате чего возникает семья?

Ответ: брака

Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брак - Добровольный союз мужчины и женщины, цель которого создание семьи

5.Назовите признаки брака?

Ответ:

1.союз мужчины и женщины

2.еднобрачный союз

3.свободный союз

4.равноправный союз

5.союз, зарегистрированный в ЗАГСе

6.Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

6.Назовите условия действительности брака

Ответ:

1.Определенный возраст

2.Дееспобность

3.Добровольное согласие

4.Отсутствие других браков

5.Отсутствие близких родственных связей

6.Не должны быть усыновителями и усыновленными

7.А когда брак считается недействительным?

Ответ:

1.Близкое родство

2.Наличие  уже зарегистрированного брака

3.Брак может быть признан недействительным, если  был факт сокрытия венерического заболевания или СПИДа  

Задание:

1.Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать такой брак недействительным из-за нарушения принципа его добровольности?

Ответ: Нет, т.к в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью

2.Алексей скрыл от  Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет считаться недействительным: первый  или второй? Почему?

Ответ: Второй, т.к нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке

8.В каких случаях происходит прекращение брака

Несмотря на то, что большинство браков заключается по любви, не так  редки случаи развода, распада семьи. И от этого страдают все члены семьи, особенно тяжело приходится детям.

9.Каковы причины развода?

Ответ:

1.отсутствие общих интересов и взглядов

2.несходство характеров

3.любовь к другому человеку

4.супружеская неверность

5.алкоголизм

6.отсутствие жилищных и материальных условий

7.вмешательство родителей в семейные дела супругов

10. Расторжение брака происходит где?

1. в суде

2. загсе

11.Расторжение брака в суде

12.Расторжение брака в ЗАГСе

13. Личная ответственность супругов

1.Имущество, принадлежащее до вступления в брак

2.Имущество, полученное в дар или в порядке наследования

3.Вещи индивидуального пользования

14. Совместная собственность супругов:

1.имущество, нажитое ими во время брака;

2.заработная плата;

3.доходы от предпринимательской деятельности;

4.пенсии, пособия;

5.ценные бумаги и вклады в банках;

6.квартиры, дачи, гаражи, автомобили;

7.земельный участок;

8.предприятия;

9.вещи, полученные в дар обоими супругами.

15.Личные права супругов:

1.при заключении брака новобрачные выбирают фамилию, при расторжении брака имеют право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;

2.выбирают место своего жительства, могут проживать совместно или раздельно, если это для них удобно;

3.свободны в выборе занятий, профессии.

16. Виды брака

1.зарегистрированный

2.церковный

3.гражданский

17.Назовите права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности детей

  1. право жить, воспитываться с родителями и родственниками
  2. право общаться с родителями и родственниками
  3. право на защиту
  4. право выражать свое мнение
  5. право иметь имя, отечество и фамилию
  6. право иметь собственность, получать содержание от родителей

Права и обязанности родителей

  1. обязаны воспитывать детей
  2. обязаны заботится о здоровье, физическом, нравственном, психическом и духовном развитии детей
  3. обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
  4. обязаны содержать своих детей

  1. Рефлексия

1.тест

Семейное право

1. Закончите следующее предложение: «Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является

а) Семейный кодекс Российской Федерации»;

б)  Кодекс о браке и семье Российской Федерации »;

в)  Уложение о семейных отношениях Российской Федерации».

2. К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: «Добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи»?

а) «пакт»;

б)  «комплот (заговор)»;

 в)« брак ».

3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России?                                                      

а) 16 лет;                                    

б)18 лет;

в) 20 лет.

4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак?

а) различие национальностей;

б) одна из сторон уже состоит в браке;

в) отсутствие у жениха счета в банке

5. Закончите следующее предложение: «Нарушением порядка регистрации брака является

а) подача заявлений о вступлении в брак но почте»;

б)  регистрация брака не меньше чем через месяц после подачи заявления»;

в) личное присутствие сторон при заключении брака».

6.  Какое из перечисленных прав является личным правом супругов?

а) право владеть имуществом, приобретенным до брака;

б) право выбора места жительства;

в) право на предметы, полученные в подарок.

7. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака?

а) вещи индивидуального пользования;

б) предметы роскоши;

в)  вещи, подаренные каждому супругу в отдельности.

8.  С помощью какого правового документа супруги могут четко урегулировать свои имущественные взаимоотношения на долгие годы?

а) протокола о намерениях;

б) товарной накладной;

в) брачного договора (контракта).

9.  С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности?

а)  со времени сдачи экзаменов «родительского минимума»;

б) с момента определения ребенка в ясли;

в) с момента рождения ребенка.

10.  Закончите следующее предложение: «В случае если родители уклоняются от воспитания детей, жестоко обращаются с ними, вредно влияют на них своим поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами закон предусматривает

а)  проведение с такими родителями специальных бесед»;

б) лишение    таких    родителей    родительских прав»;

в) лишение таких родителей гражданства»;

г) конфискация имущества таких родителей».

11. Как называется денежное содержание на детей, которое выплачивает оставивший семью родитель?

а) налог;

б) акциз;

в) алименты.

2.работа с тестом

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ

Материальное обеспечение семьи зависит от ее доходов, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личностных интересов.

Экономическая функция — одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время в условиях рыночной экономики произошло экономическое обособление семьи, домашнего хозяйства в экономическую единицу. Она принимает самостоятельные решения, является собственником определенного фактора производства (чаще всего рабочей силы).

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, идеалов общества, с другой, — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как простого потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.

Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр. С одной стороны, семья участвует в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов, а с другой, - это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.

Основным направлением в экономической деятельности сем становится накопление материальных ценностей и передача по наследству, так как только собственность является реальной гарантией социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения — эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

Е. Михалкина

1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

2. Как изменилось понимание экономической функции cемьи в связи с переходом к рыночной экономике?

3.  Какие факторы влияют на осуществление экономической функции семьи? Назовите не менее 4-х факторов.

4. Что означает воспроизводство человека как личности в условиях рыночной экономики?

5. Каким образом семья решает проблемы своего материального благополучия? Приведите по два примера участия своей семьи в общественном производстве и распределении ролей в процессе ведения домашнего хозяйства. Что входит в ваши непосредственные обязанности?

6. Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что экономические отношения в семье являются фундаментом, на основе которого строятся остальные отношения — эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные? Приведите два аргумента своей точки зрения. Уместна ли здесь английская пословица «Мой дом — моя крепость»?

Семья - клеточка общества, его как бы мини-модель. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребенке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми - семья всегда оставалась.

Утописты-революционеры всех времен почему-то мечтали уничтожить семью, брачные отношения, выступали за свободную любовь и за то, чтобы функции семьи передать государству, построив огромные фабрики-кухни, фабрики-прачечные и освободив женщину от домашнего труда.

Семья исторически изменялась. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца, вместо семьи были беспорядочные половые отношения. Затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать дом и хозяйство. Возникла парная семья. Она еще не была скреплена законами, легко распадалась и вновь образовывалась. С появлением государства появились и законы о браке, и постепенно в Европе начала складываться моногамная семья - дин мужчина и одна женщина. Однако в мусульманских странах приняты, особенно в деревнях, полигамные браки. По мусульманским законам, мужчине разрешается иметь до четырех жен. В Непале еще в первой половине нашего века семья строилась по 'противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья.

Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. Семья, живущая в одном доме, - это социальная система.

Еще в начале века типичной для России была большая семья. Все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тети, кузены, кузины и т. д. В настоящее время типична малая семья - родители (отец и мать) и один - два, максимум три ребенка. Дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом и жить самостоятельно. В странах Западной Европы это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зависеть от родителей, и родители не рвутся им помогать, считая, что  те должны сами пробить себе дорогу в жизни.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2.  Какие типы семьи названы в тексте? Кратко объясните сущность каждого типа семьи.

3. Каковы положительные и отрицательные последствия принятого в Западной Европе и США раннего отделения совершеннолетних детей от родителей? Используя содержание текста и личный социальный опыт, укажите два положительных и два отрицательных последствия.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами идею текста: «Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу».

5. Объясните мысль текста: семья - как бы «мини-модель общества». Используя содержание текста и знания курса, дайте три объяснения.

6. Выскажите свое отношение к упомянутым в тексте мечтам социалистов-утопистов. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своего мнения.

3.работа в группах

1 группа

2 группа

3 группа

4. Подведение итогов

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» - так начинается роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

5. Д/З

1. Написать сочинение: «Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс РФ. 2. Написать сочинение по одному из эпиграфов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....