Рабочая программа по обществознанию в 10 классе
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное общеобразовательное учреждение
Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Директор Г О У Дудинская ВСШ
Протокол № ____ от _____________ _________________ Т.М.Плисова
приказ № ___ «____» ______2010г.
М.П.
Рабочая программа
По обществознанию
10 класс
Базовый уровень
Составила
Семёнова О.В.
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Костюшино
2012 год
10 КЛАСС
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (род редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова). '
Рабочая программа рассчитана на 36 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2005), Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно - нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; , '
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; ' -
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска/анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 10 классе
Базовый уровень
Раздел I. Общество и человек(15 часов)
Глава I. Общество(3 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
1-2 | Что такое общество | 2 | Урок изучения нового материала | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества | Уметь:
-разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. | Устный опрос. Проблемные задания. Составление таблицы «Общественные науки | ||
3 | Общество как сложная динамическая система | 1 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй природа». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры | Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества неконкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы | § 2 учебника | |
Глава II. Человек(10 часов) | ||||||||
5-6 | Природа человека | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. - Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно- технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды | Знать:
Уметь:
объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиту природы (поведение в лесу, на улице) | Практические задания. Составить словарик по теме | 3 учебника, подготовить сообщение по одной из наук, изучающих человека | |
7-8 | Человек как духовное существо | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека | Уметь:
объяснять сущность мировоззрения | Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | ||
9-10 | Деятельность - способ существования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения | Знать:
Уметь:.
определять взаимосвязь деятельности и сознания | Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» | §5 учебника, вопросы после | |
11-12 | Познание и знание | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность | Знать, что представляют собой знание и процесс познания. Уметь:
объяснять * противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и её критерии» | §6 учебника, отдельно 2- 3 учащимся подготовить материал о рациональном и чувственном познании | |
13-14 | Человек в системе социальных связей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка | Знать связь свободы и необходимости. Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;
определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Групповые письменные задания по карточкам Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме | §7 учебника |
Раздел II.Основные сферы общественной жизни(22 часа)
Глава 3. Духовная культура(6 часов)
15-16 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Уроки изучения нового материала | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в со хранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения | Знать:
уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия | Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации | § 8 учебника | |
17-18 | Наука и образование | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок (практическое занятие) | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно- исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий | Знать:
Уметь:
уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме | § 9 учебника, вопросы после §. Работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра» | |
19. | Мораль. Религия | 1 | Урок изучения нового материала | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях | Знать:
Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества | Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме | § 10 учебника, вопросы после | |
20 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства » | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь:
Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | § 11 учебника, вопросы, подготовить сообщение о культурной жизни в современной России |
Глава 4. Экономика(4 часа)
21-22 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров | Знать: -
-что представляет собой производство; -сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства. Уметь:
решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни | Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», «Общественное благосостояние" | 12 учебника, вопросы после | |
23-24 | Экономическая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | Знать основные элементы экономической культуры. - Уметь:
-объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике | Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятки «Этический кодекс предпринимателя» | § 13 учебника, вопросы и задания после § |
Глава 5. Социальная сфера(12 часов)
25-26 | Социальная структура общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс | Знать:
анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Составить схему «Социальная структура общества» и словарик по теме | §14 учебника | |
27-28 | Социальные взаимодействия | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. | Знать:
как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, и какими социальными характеристиками они обладают;
Уметь:
анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности | Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме | §15 учебника | |
29-30 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль | Знать:
Уметь:
- объяснять социальную опасность преступности | Составить таблицу «Виды социальных норм» | § 16 учебника | |
31-32 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления | Знать, что представляют собой межнациональные отношения. Уметь: -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; -Пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; -уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; -уважительно относиться к национальной инакости людей | Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления.» Словарик по теме | § 17 учебника, ответить на вопросы | |
33-34 | Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. | Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: -описывать жизненный цикл семьи; Анализировать причины и мотивы распада семьи; Уметь: -описывать жизненный цикл семьи; -анализировать причины и мотивы распада семьи; Анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций | Составить схему «Функции семьи», словарик по теме | § 18 учебника, ответить на вопросы | |
35 | Социальное развитие и молодежь | 1 | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. | Знать: -актуальные проблемы нашего общества и молодежи; -как изменяются социальные роли человека в молодые годы; -какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Задания группам: Выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения. | § 19 учебника, вопросы к | |
36 | Социальная сфера | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные положения главы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование с несколькими вариантами ответа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....