Рабочая программа по обществознанию в 11 классе
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме

Семёнова Ольга Васильевна

Данная рабочая программа написана для вечерней школы, где курс средней школы изучается 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_po_obshchestvu_11_klass.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное общеобразовательное учреждение

Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                       «Утверждаю»

на заседании МО                                                               Директор  Г О У   Дудинская ВСШ  

 Протокол № ____ от _____________                             _________________ Т.М.Плисова

           

                                                                                            приказ № ___ «____» ______2010г.          

                                                                  М.П.

Рабочая программа

По обществознанию

11 класс

Базовый уровень

                          Составила

                                 Семёнова О.В.

                                                                  учитель истории и обществознания

                                                                                                                   I квалификационной категории

Костюшино

2012 год

11 КЛАСС

 Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 36 учебных часов ,из расчета 1 учебный час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 10 класс» , «Обществознание 11 класс» ,авторы - Л.Н.Боголюбов, Ю.ИАверьянов и др. - М.: Просвещение, 2005.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание программы

11 класс

(1 раз в неделю, всего 36 часов)

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (8 ч)

Тема 1. Политическая сфера (8ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (7 ч)

Тема 2. Право как особая система норм (7 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА (20 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Резерв времени — 1 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать / понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждено аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с разными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 11 классе

Раздел I. Основные сферы общественной жизни(8 часов)

Тема 1. Политическая сфера(8 часов)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Виды контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения

1-2

Политика и власть

2

Уроки изучения нового материала

Формы проявления влияния: сила, впасть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь:

  • пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды»

§20

3-4

Политическая система

2

Уроки изучения нового материала

Структура и функции политической системы. Государство в*политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Знать:

  • что такое политическая система общества и какова роль государства в ней;
  • основные' признаки и функции государства, уметь их анализировать;
  • что такое политический режим и какие существуют его типы;

какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь:

  • давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях;
  • анализировать виды монополии государства;

анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

Составить схему «Политическая система» и словарик по теме

§21

5

Гражданское общество и правовое государство

1

Урок изучения нового Материала

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать:

  • основные положения урока;
  • что такое гражданское общество;
  • что представляет собой институт «гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус;
  • что такое правовое государство, каковы его основные признаки1.

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

анализировать взаимоотношения государства и общества

Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме

§ 22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

6

Демократические выборы и политические партии

1

Урок изучения нового материала

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Знать:

  • что представляет собой политическая система;

типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем

Составить таблицу «Политические партии, их программы»

§ 23, подобрать материалы из СМИ по теме

7-8

Участие гражданина в политической жизни

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать:

  • что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;
  • каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

Уметь:

  • объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;
  • анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;

объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения

Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий

§ 24, повторить §20-23

Раздел III. Право (7 часов)

Глава 7. Право как особая система норм(7 часов)

9-10

Право в системе социальных норм

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать:

-чем отличаются подходы к определению права;

-роль системы права в регулировании общественных отношений;

-общее в морали и праве;

-что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь:

-объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

-разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах

Составить схему «Структура права», таблицу «Отрасли права»

§25

11

Источники права

1

Комбинированный урок

Что такое источники права.

Основные источники права.

Виды нормативных актов.

Уметь:

-пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

-определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация                                  и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

Составить схему «Источники права»

§26

12

Правоотношения и правонарушения

1

Урок изучения нового материала

Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение.

Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Знать определения основных понятий темы.

Уметь:

-разъяснять сущность таких понятий, как «Правосознание» и «правовая культура» личности;

-раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

-определять особенности правонарушений;

-объяснять различия между проступком и преступлением;

-называть главные черты юридической ответственности;

-объяснять основные цели деятельности судебной системы

Составить таблицу «Виды юридической ответственности»

27

13

Современное российское законодательство

1

Урок изучения нового материала

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Уметь:

  • объяснять общие черты и специфику отраслей российского права;

определять сходство и отличие проступка от преступления

Составить словарик по теме, проанализировать правовые документы, обсудить в группах вопрос «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества?»

§28

14

Предпосылки правомерного поведения

1

Уроки изучения нового материала

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Знать:

  • что такое правосознание;
  • каким образом взаимодействует право и правосознание;
  • что такое правомерное поведение и его признаки. Уметь:
  • характеризовать основные элементы правосознания;
  • объяснять предпосылки правомерного поведения;

объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик

§ 29, повторить §25-28

15

Общество в развитии

1

Комбинированные уроки

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать:

  • каковы проявления глобализации в экономической сфере;
  • основные глобальные проблемы современности. Уметь:
  • определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития;

объяснять, что такое процесс глобализации

Выполнение проблемных заданий

§30

Раздел IV. Экономика(20 часов)

16-17

Экономика как наука

Экономика как хозяйство

2

Уроки изучения нового, материала

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки»

§1.

задание 2 с. 16

18-19

Экономический рост

Экономическое развитие

2

Комбинированные уроки

Понятие экономического роста.

ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах

Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий

§2,

задание 1-4

с. 28-29

20

Рыночные отношения в экономике

Конкуренция и монополия

1

Урок  повторения и обобщения материала

Спрос и предложение.  Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной ' экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство

Использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§3,

задание 1 с.42

21-22

Фирмы в экономике

Факторы производства

2

Комбинированные уроки

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки . Основные источники финансирования бизнеса

Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий

§4,

задание 1 с. 54

23-24

Правовые основы предпринимательской деятельности

Организационно-правовые основы предпринимательства

2

Комбинированные уроки

Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. _ Экономическая политика Российской Федерации. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Составление сравнительной

таблицы

§5,

Задание 1 с. 66

25

Слагаемые успеха в бизнесе

Основы менеджмента и маркетинга

1

Урок повторения и обобщения материала

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит

Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, поручаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§6,

задание 1-3

с. 77-78

26-27

Экономика и государство

Экономические

функции

государства

2

Уроки изучения нового материала

Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства

Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий

§7,

задание 3 с. 90, подготовка к семинару

28-29

Финансы в экономике

Инфляция: виды, причины, следствия

2

Итоговые

уроки

(семинар)

Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами

Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах

§8,

задание 1-4 с. 102

30-31

Занятость и безработица

Государственная политика в области занятости

2

Комбинированные уроки

Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды

Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий»

§9,

задание 6 с. 115

32-33

Мировая экономика

Глобальные

проблемы

экономики

2

Уроки изучения нового материала

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы

Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы

Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий

§10, задание 1-3

с. 127

34-35

Человек в системе экономических отношений

Производительность труда

2

Уроки повторения и обобщения" материала

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Факторы, определяющие

производительность

 труда

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации

§11.

Задание

1-4

С. 137

36

Человек и экономика - урок повторительного обобщения

1

Контрольный урок

Рациональное поведение производителя. Рациональное поведение потребителя

Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным  социальным проблемам

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации

§ 1-11, задания на с. 138- 139


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....