Рабочая программа по обществознанию в 11 классе
рабочая программа (обществознание , 11 класс) по теме
Данная рабочая программа написана для вечерней школы, где курс средней школы изучается 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное общеобразовательное учреждение
Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Директор Г О У Дудинская ВСШ
Протокол № ____ от _____________ _________________ Т.М.Плисова
приказ № ___ «____» ______2010г.
М.П.
Рабочая программа
По обществознанию
11 класс
Базовый уровень
Составила
Семёнова О.В.
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Костюшино
2012 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 36 учебных часов ,из расчета 1 учебный час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание 10 класс» , «Обществознание 11 класс» ,авторы - Л.Н.Боголюбов, Ю.ИАверьянов и др. - М.: Просвещение, 2005.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Содержание программы
11 класс
(1 раз в неделю, всего 36 часов)
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (8 ч)
Тема 1. Политическая сфера (8ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО (7 ч)
Тема 2. Право как особая система норм (7 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА (20 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Резерв времени — 1 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждено аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с разными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 11 классе
Раздел I. Основные сферы общественной жизни(8 часов)
Тема 1. Политическая сфера(8 часов)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения |
1-2 | Политика и власть | 2 | Уроки изучения нового материала | Формы проявления влияния: сила, впасть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь:
анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды» | §20 | |
3-4 | Политическая система | 2 | Уроки изучения нового материала | Структура и функции политической системы. Государство в*политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента | Знать:
какие причины могут лежать в основе зарождения государства. Уметь:
анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Составить схему «Политическая система» и словарик по теме | §21 | |
5 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Урок изучения нового Материала | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства | Знать:
Уметь:
анализировать взаимоотношения государства и общества | Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме | § 22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | |
6 | Демократические выборы и политические партии | 1 | Урок изучения нового материала | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы | Знать:
типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем | Составить таблицу «Политические партии, их программы» | § 23, подобрать материалы из СМИ по теме | |
7-8 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | Знать:
Уметь:
объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения | Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий | § 24, повторить §20-23 |
Раздел III. Право (7 часов)
Глава 7. Право как особая система норм(7 часов)
9-10 | Право в системе социальных норм | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Знать: -чем отличаются подходы к определению права; -роль системы права в регулировании общественных отношений; -общее в морали и праве; -что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь: -объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; -разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах | Составить схему «Структура права», таблицу «Отрасли права» | §25 | |
11 | Источники права | 1 | Комбинированный урок | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. | Уметь: -пояснять систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; -определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | Составить схему «Источники права» | §26 | |
12 | Правоотношения и правонарушения | 1 | Урок изучения нового материала | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | Знать определения основных понятий темы. Уметь: -разъяснять сущность таких понятий, как «Правосознание» и «правовая культура» личности; -раскрывать важнейшие признаки правоотношений; -определять особенности правонарушений; -объяснять различия между проступком и преступлением; -называть главные черты юридической ответственности; -объяснять основные цели деятельности судебной системы | Составить таблицу «Виды юридической ответственности» | 27 | |
13 | Современное российское законодательство | 1 | Урок изучения нового материала | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право | Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Уметь:
определять сходство и отличие проступка от преступления | Составить словарик по теме, проанализировать правовые документы, обсудить в группах вопрос «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества?» | §28 | |
14 | Предпосылки правомерного поведения | 1 | Уроки изучения нового материала | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Знать:
объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры | Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик | § 29, повторить §25-28 | |
15 | Общество в развитии | 1 | Комбинированные уроки | Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса | Знать:
объяснять, что такое процесс глобализации | Выполнение проблемных заданий | §30 |
Раздел IV. Экономика(20 часов)
16-17 | Экономика как наука Экономика как хозяйство | 2 | Уроки изучения нового, материала | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки» | §1. задание 2 с. 16 | |
18-19 | Экономический рост Экономическое развитие | 2 | Комбинированные уроки | Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий | §2, задание 1-4 с. 28-29 | |
20 | Рыночные отношения в экономике Конкуренция и монополия | 1 | Урок повторения и обобщения материала | Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной ' экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство | Использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | §3, задание 1 с.42 | |
21-22 | Фирмы в экономике Факторы производства | 2 | Комбинированные уроки | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки . Основные источники финансирования бизнеса | Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | §4, задание 1 с. 54 | |
23-24 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые основы предпринимательства | 2 | Комбинированные уроки | Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. _ Экономическая политика Российской Федерации. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Составление сравнительной таблицы | §5, Задание 1 с. 66 | |
25 | Слагаемые успеха в бизнесе Основы менеджмента и маркетинга | 1 | Урок повторения и обобщения материала | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит | Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, поручаемой в межличностном общении и массовой коммуникации | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | §6, задание 1-3 с. 77-78 | |
26-27 | Экономика и государство Экономические функции государства | 2 | Уроки изучения нового материала | Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | §7, задание 3 с. 90, подготовка к семинару | |
28-29 | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины, следствия | 2 | Итоговые уроки (семинар) | Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | §8, задание 1-4 с. 102 | |
30-31 | Занятость и безработица Государственная политика в области занятости | 2 | Комбинированные уроки | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды | Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий» | §9, задание 6 с. 115 | |
32-33 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 2 | Уроки изучения нового материала | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | §10, задание 1-3 с. 127 | |
34-35 | Человек в системе экономических отношений Производительность труда | 2 | Уроки повторения и обобщения" материала | Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | §11. Задание 1-4 С. 137 | |
36 | Человек и экономика - урок повторительного обобщения | 1 | Контрольный урок | Рациональное поведение производителя. Рациональное поведение потребителя | Применять социально- экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | § 1-11, задания на с. 138- 139 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....