Рабочая программа по обществознанию дя 8 класса к учебнику Кравченко А.И.
рабочая программа (обществознание , 8 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию дя 8 класса к учебнику Кравченко А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8_klass.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №15
Протокол № 1
«___» _______2013г. «___» _________ 2013г. «___» ________ 2013г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 8 класса
Составитель: учитель обществознания
МБОУ СОШ № 15 Никифорова А. С.
2013-2014 уч/год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Обществознание» для 8 класса разработана на основе:
- Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений. Сборник (базовый уровень). М.: Просвещение, 2010 – 57 с., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации;
- Авторской программы Кравченко А.И. Программа курса «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2010 – 64 с., допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Актуальность курса. Курс «Обществознание» в 8 классе вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы. В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определённый воспитательный потенциал курса.
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношении; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско – общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно - бытовых отношениях.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершённую линию для основной школы и включает в себя:
Программа:
- Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2010 г. – 64 с. Допущено Министерством образования РФ.
Учебник:
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. М.: ООО ТИД «Русское слово», 2010 г.- 120 с. Допущено Министерством образования РФ.
Согласно учебно-тематическому плану, рабочая программа по обществознанию для 8 класса рассчитана на 34 учебных часа в год, по 1 часу в неделю. Количество уроков может отличаться в связи с праздничными и выходными днями.
Национально-региональный компонент реализуется в данной рабочей программе в объёме 5 часов, встроенного в базовый курс в темы уроков и предполагает изучение особенностей развития различных сфер общественной жизни в Республике Адыгея с опорой на публикации в средствах массовой информации.
Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 раздела. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. | Раздел 1. Общество и человек. Тема 1. Что такое общество? | 1 | Общество в узком и широком смысле. Разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни. Выделить характерные признаки общества. Представление о мировом сообществе. | Учащиеся должны уметь давать определение понятию общество, различать такие понятия как государство, общество, страна. | Опрос. Работа с текстом параграфа. | ||
2. | Тема 2. Взаимосвязь природы и общества. | 1 | Представление о взаимосвязи человека, общества и природы. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных перегрузок. Экологические программы и защита окружающей среды. | Уметь объяснить взаимосвязь человека, общества и природы, приводя примеры из мировой истории. | Опрос. Подготовка сообщений об экологических проблемах. | ||
3. | Тема 3. Экологическая ситуация в Республике Адыгея (НРК). | 1 | Влияние НТП на природу. Экологические проблемы нашего региона. Экологические программы и защита окружающей среды. | Иметь представление об экологических проблемах нашего региона. | Опрос. | ||
4. | Тема 4. Типология обществ. | 1 | Общество и его типология. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. | Знать типы обществ. | Опрос. | ||
5. | Тема 5. Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Социальный прогресс ускорение истории. Закон неравномерного развития общества. Соотношение прогресса и регресса. Реформы и революция. Классификация реформ и революций. | Учащиеся должны уметь объяснять сущность закона ускорения истории. | Опрос. Работа с текстом параграфа. | ||
6. | Тема 6. Личность и социальная среда. | 1 | Прирождённые и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребёнка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. | Учащиеся должны знать, что понимается под личностью, различать понимание слов человек, индивидуальность и личность. | Опрос, Словарный диктант. | ||
7. | Тема 7. Потребности человека. | 1 | Сущность и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворённые потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре. | Уметь давать определения понятиям потребность человека, иерархия потребностей. | Опрос. Практикум. | ||
8. | Тема 8. Социализация и воспитание. | 1 | Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие личности. Воспитание и социализация, сходства и различия. Элементы воспитания. | Знать и уметь давать определения понятиям: социализация, воспитание. | Опрос. | ||
9. | Тема 9. Общение. | 1 | Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. | Знать определения: общение. | Опрос. | ||
10. | Обобщающий урок по разделу «Общество и человек». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Общество и человек». | Знать ранее изученное по разделу «Общество и человек», знать основные понятия и термины. | Выполнение тематического теста. | ||
11. | Раздел 2. Экономическая сфера. Тема 10. Сущность и структура экономики. | 1 | Понятие «экономика». Влияние экономики на людей. Основные ресурсы экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен. Фирмы и рынок. Отрасль и промышленные предприятия. | Знать термины: экономика, производство, фирма. | Опрос. Работа с текстом учебника. | ||
12. | Тема 11. Товар и деньги. | 1 | Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги и их функции. Свойства денег. Основной закон бизнеса. | Знать термины: товар, деньги. | Опрос. Словарный диктант. | ||
13. | Тема 12. Спрос и предложение. | 1 | Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Плановая и рыночная экономика. | Уметь объяснять закон спроса и предложения. | Опрос. Практикум. | ||
14. | Тема 13. Рынок, цена и конкуренция. | 1 | Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Сущность экономической конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Совершенная конкуренция. | Знать термины: Рынок, конкуренция, монополия, олигополия. | Опрос. | ||
15. | Тема 14. Предпринимательство. | 1 | Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Функции предпринимателя. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. | Уметь давать определения: предприниматель, менеджер, риск. | Опрос. Работа с текстом учебника. | ||
16. | Тема 15. Развитие предпринимательства в Республике Адыгея (НРК). | 1 | Основные тенденции пути развития предпринимательства в нашем регионе. Законодательная основа. Развитие малого и среднего бизнеса. | Знать законодательную основу развития предпринимательства в нашем регионе. | Доклады. | ||
17-18. | Тема 16. Роль государства в экономике. | 2 | Экономическая роль государства. Способы воздействия гос-ва на экономику. Налоги и налогообложение. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог. | Знать термины: налог. Виды налогов. | Опрос. | ||
19. | Тема 17. Бюджет государства и семьи. | 1 | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний госдолг. Проблема дефицита бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. | Знать основные понятия: Бюджет, дефицит бюджета, государственный долг. | Опрос. Словарный диктант. | ||
20. | Тема 18. Труд, занятость, Безработица. | 1 | Сущность и виды труда. Заработная плата и индивидуальный доход. Занятость и безработица. Причины и последствия безработицы. Государственная помощь безработным. | Уметь давать определение безработице. Знать виды и причины безработицы. | Опрос. Словарный диктант. | ||
21. | Тема 19. Занятость и безработица в Республике Адыгея (НРК). | 1 | Состояние рынка труда в РА. Занятость и безработица в РА. Решение проблемы занятости и безработицы в регионе. Снижение уровня безработицы. | Уметь давать оценку занятости и безработице в нашем регионе. | Опрос. | ||
22. | Обобщающий урок по разделу «Экономическая сфера». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Экономическая сфера». | Знать ранее изученное по разделу «Экономическая сфера», знать основные понятия и термины. | Выполнение тематического теста. | ||
23. | Раздел 3. Социальная сфера. Тема 20. Социальная структура. | 1 | Социальная структура как скелет общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы. Статусные символы и знаки отличия. | Знать понятия: Статус, социальная роль. | Опрос. | ||
24. | Тема 21. Социальная стратификация. | 1 | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте. Социальное расслоение и дифференциация. Классы. | Учащиеся должны знать, что такое социальная стратификация. | Опрос. | ||
25. | Тема 22. Богатые и бедные. | 1 | Неравенство, богатство и бедность. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. | Знать термины: прожиточный минимум. | Опрос. Словарный диктант. | ||
26. | Тема 23. Этнос: нации и народности. | 1 | Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан. Племена, народности и нации. Формирование нации и её отличительные черты. | Знать определения: этнос, нация, народность. | Опрос. | ||
27. | Тема 24. Межнациональные отношения. | 1 | Отношения между разными национальностями внутри одного гос-ва. Отношения между национальным большинством и меньшинством. Формы взаимодействия народов. Этноцентризм. Этнические конфликты. | Уметь давать определения терминам: конфликт, этноцентризм. | Опрос. | ||
28-29. | Тема 25. Межнациональные отношения в Республике Адыгея (НРК). | 2 | Отношения между разными национальностями внутри РА. Отношения между национальным большинством и меньшинством. | Иметь представление о межнациональных отношений в нашем регионе. | Опрос. Работа в группе. | ||
30. | Тема 26. Конфликты в обществе. | 1 | Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Особенности семейных конфликтов. Способы решения конфликтов. | Знать классификацию конфликтов. | Опрос. | ||
31. | Тема 27. Семья. | 1 | Семья как институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода. | Знать цикл и формы семьи. | Опрос. | ||
32. | Обобщающий урок по разделу «Социальная сфера». | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по разделу «Социальная сфера». | Знать ранее изученное по разделу «Социальная сфера». | Выполнение тематического теста. | ||
33. | Урок-викторина. | 1 | Закрепление пройденного материала по курсу «Обществознание». | Уметь работать в группе. | Вопрос-ответ. | ||
34. | Итоговое повторение и обобщение знаний по курсу «Обществознание» 8 класс. | 1 | Проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся по курсу «Обществознание» за 8 класс; | Знать и уметь применять на практике знания полученные по курсу «Обществознания» 8 класс. | Выполнение итогового тестирования по курсу «Обществознание» 8 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...
рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И....
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены...
Рабочая программа по обществознанию 7 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа курса «Обществознание» для 7 класса разработана на основе Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2011), доп...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику Кравченко А.И.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой и стандартом основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). За основу рабочей программы взя...
Рабочая программа по обществознанию 9 класс к учебнику Кравченко А.И.
Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 9-х классов рассчитана на детей с разным уровнем усвоения материала. Поэтому, в программу включены разноур...