Рабочая программа "Обществознание 8 класс"
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Андреев Антон Сергеевич

Рабочая программа по курсу Обществознание для 8 класса (к УМК Л. Н. Боголюбова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_8.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_______/___________________/

   Ф.И.О.

Протокол № ___

от «___»______2013 г

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР ГБОУ гимназии №148

   

________/______________________/

Ф.И.О.

«_____»___________2013 г

«Утверждаю»

Руководитель ГБОУ гимназии №148

________/______________________/

Ф.И.О.

Приказ №____

 от «___»_______ 2013 г

Рабочая программа педагога

Андреева Антона Сергеевича

по обществознанию (8 класс)

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая программа по обществознанию для VIII класса создана на основе следующих документов:

  • федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования
  • примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., ориентировано на учебник  Обществознание: учебник  для 8 класса  общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов,  Н.И.Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой— М.: Просвещение, 2011. 
  • Учебного плана ГБОУ гимназии №148 им. Сервантеса на 2013-2014 уч. год

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и примерных программ основного общего образования и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

 «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований. На научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Цели изучения предмета

- создание условий для формирования личности учащегося в период его социализации,

- развитие познавательных интересов учащегося, развитие критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции,

- развитие умения публично представлять свою точку зрения, аргументировать и защищать ее,  

- создание условий для самореализации учащегося, проявления и развития его талантов и способностей,

- воспитание гражданственности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам, демократическим институтам, воспитание толерантности,

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры

- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации,

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической  деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса обществознания в VIII классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся за курс обществознания в 8 классе

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как биосоциального существа; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные и неадаптированные источники); различать в информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.


Учебно-методический комплекс

Для учащихся:

Обществознание. Учебник для 8 класса. / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Просвещение, 2011.

Для учителя:

Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс. / Сост.: А. В. Поздеев. М.: Вако, 2013.

Митькин А. С. Рабочая тетрадь к учебнику Л. Н. Боголюбова «Обществознание. 8 класс». М.: Экзамен, 2013.

Лискова Т. Е. Обществознание. 8 класс. 36 диагностических вариантов. М.: Национальное образование, 2013.

Лискова Т. Е., Котова О. А. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Обществознание. 8-9 класс. М.: Интеллект-центр, 2011.

Чернышева О. А. Обществознание. 8-9 класс. Тематическая тренировочная тетрадь: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Формы контроля (текущего и итогового):

Предлагаются различные формы контроля усвоения знаний учащимися и уровня развития умений, которые должны применяться комплексно:

Тестирование, устный опрос, сообщение по теме, тестирование по теме, составление таблицы (схемы), составление презентации, зачет, рецензирование ответа (сообщения).

Содержание изучаемого курса

(35 часов)

Тема 1. Личность и общество (5 ч)

Личность. Социализация  индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке,

тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.

Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные

ценности и нормы. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть —

внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность

образования. Самообразование.Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (15 ч)

Потребности и ресурсы.  Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы и собственность. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Профсоюз.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный

конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли

подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.

Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

 

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Введение

1

1

Личность и общество

4

2

Духовная сфера жизни общества

9

3

Экономическая сфера жизни общества

13

4

Социальная сфера

8

ИТОГО

35

Календарно-тематическое  планирование.

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Применение

ИКТ и ЭОР

Виды

контроля

Дата проведения

план

факт

1

Курс «Обществознание». Специфика и формы изучения

1

Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей  действительности

Эссе «Что такое быть гуманным?»

Тема 1. Личность и общество– 7 часов

2

Личность. Социализация индивида. Быть личностью.

1

Человек,  личность.

Кто Я? Зачем я живу?  Что останется

после меня?

Знать  основные  положения

урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-  определять  признаки,  характеризующие человека как

индивида и личность

Презентация

http://interneturok.ru/ru/school/

obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/byt-lichnostyu

Составить

таблицу

«Признаки,

характеризующие     человека      как личность»

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы.

1

Природа,    биосфера, ионосфера, общество, моральные нормы. Взаимодействие   человека   с окружающей     природной средой

Знать   основные   положения

урока. Объяснять взаимосвязь

природы и общества, влияние

человека на природу.

Уметь анализировать, делать

выводы, отвечать на вопросы

Презентация

Составить

кластеры

«Природа»,

«Человек»,

«Общество»

4

Развитие общества  

1

Основные закономерности развития общества. Закон неравномерности развития народов и наций. социальный прогресс. реформа и революция.

Объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ примерами.

Уметь определять путь развития общества (реформа или революция). Давать определения понятиям: прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

Презентация

http://interneturok.ru/ru/

school/obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/razvitie-obschestva

Практические задания на определение особенностей общества.

5

Контрольный урок. Личность и общество

1

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач 

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

Тема 2. Сфера духовной культуры

6

Сфера духовной культуры и её особенности.

1

Культура подлинная и мнимая. Культура творчества и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре -необходимое условие человеческого существования

Знать  основные  положения урока.   Характеризовать  духовную жизнь человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Презентация

Составить таблицу  «Виды      культуры», словарик темы

7

Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.

1

Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей

Знать  основные   положения урока:   биосоциальная   сущность   человека,    основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать  собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/moral

Составить таблицу «Этапы        и факторы    социализации личности». Письменные задания

8

Долг и совесть

1

Понятие о культурных нормах, их разновидностях.

Знать, что такое долг и совесть.

Уметь анализировать поступки людей.

Объяснять назначение тех или иных санкций в обществе.

Презентация

Составить словарик темы

9

Моральный выбор — это ответственность

1

Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали

Характеризовать мораль как регулятор деятельности людей.   Объяснять  смысл  основных понятий. Объяснять, как соотносятся друг с другом общественное мнение и личное мнение человека

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/moralnyy-vybor

Выполнение   проблемных заданий. Моделирование ситуаций     и     их анализ

10

Образование

1

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование

Знать основные положения раздела. Различать ступени  образования. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать    собственную точку зрения или обосновывать    известные.    Умение работать с текстом учебника,  выделять главное,  использовать   ранее   изученный материал для решения познавательных задач

Презентация

Работа с документами   (по   предложенным заданиям)

11

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

1

Духовная   и   материальная культура. Наука.     Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества.      

Раскрывать сущность научного познания, определять общее и различное в материальной и духовной культуре. Объяснять основные понятия. Показывать связь искусства с общественной обстановкой

Презентация

Словарь

12

Религия как одна из форм культуры

1

Различные определения религии, её значение и роль в обществе.

Знать:

Что такое религия

Некоторые особенности мировых религий

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/religiya

Составить таблицу «Виды религий»

13

 Сфера духовной культуры

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

14

Сфера духовной культуры

1

Контрольная работа

Тестовые задания в формате ГИА

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества

15

Экономика и ее роль в жизни общества

1

Как рождается экономика.     Экономическая   сфера   общества:  понятие  и основные   элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные        последствия

Знать  основные  положения урока. Понимать, что представляет собой сфера экономики.

Презентация

Составить таблицу «Структура экономической     сферы общества»

16

Главные вопросы экономики

1

Структура экономики. Основные виды ресурсов экономики. Главные вопросы экономики: что производить? Как производить? Для кого производить

Знать  основные  положения урока, различать виды ресурсов.

- Использовать    приобретенные  знания для  решения         практических жизненных         проблем, возникающих     в    социальной деятельности

Презентация

Выполнение тестовых заданий

17

Собственность

1

Собственность. Право собственности

Знать понятия: собственность, право собственности, уметь определять право собственности

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-2/sobstvennost

Решение задач

18

Рыночная экономика

1

Спрос и  предложение. Рыночные     структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное  законодательство

Знать понятия: рынок, конкуренция, монополия.

- Использовать    приобретенные  знания для  решения         практических жизненных         проблем, возникающих     в    социальной деятельности

Презентация

Работа с источниками социальной информации с   использованием современных средств    коммуникации.   Критическое осмысление   полученной информации

19

Производство – основа экономики

1

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль

Знать:

- основные положения темы;

-основные понятия.

Уметь: -решать задачи, рассчитывать издержки, выручку и прибыль

Презентация

Составить словарик темы,         решить задачи на     определение        затрат,  выручки прибыли

20

Предпринимательская деятельность

1

Предпринимательство.   Малое   предпринимательство и фермерское      хозяйство. Основные    организационно-правовые формы  предпринимательства

Знать: основные положения урока; термины: бизнес, предпринимательство,   виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь отличать различные формы предпринимательства

Презентация

Составить словарик темы,    решить задачи       на определение затрат, выручки    прибыли

21

Роль государства в экономике

1

Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета

Знать  основные   положения курса. Уметь: -отличать виды налогов, определять тип бюджета государства

Презентация

Составить схему   «Государственное регулирование  экономики», словарик темы

22

Распределение доходов

1

Виды доходов. Бюджет как финансовый документ. Распределение доходов

Знать: основные положения урока; термины: бизнес, предпринимательство,   виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы:

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-2/raspredelenie-dohodov

Работа с материалами СМИ «Бюджет России»

23

Потребление. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

1

Потребности  и  ресурсы:      проблема выбора.     Факторы производства. Главные     ресурсы экономики.    «Невидимая рука» рынка

Знать  основные   положения урока: - факторы производства; - принципы рынка. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы:

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Презентация

Составить таблицу «Потребности    и ресурсы»

24

Инфляция и семейная экономика

1

Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью

Знать основные положения урока. Уметь объяснять смысл основных понятий.   Планировать  бюджет семьи. Аргументировать свой ответ.

Презентация

Задание по группам: - рассчитать личный бюджет; -   рассчитать   семейный     бюджет (по заданным параметрам)

25

Безработица, ее причины и последствия

1

Рынок труда.  Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды

Знать понятия: безработица, биржа труда

- Оценивать действия субъектов социальной жизни,

 -     формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-2/bezrabotitsa

Беседа,     фронтальный    опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ  таблицы «Рейтинг    популярности     профессий»

26

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и  нетарифные  методы регулирования.       Глобальные экономические системы

Знать понятия: таможенный союз, эмбарго, протекционизм

- Понимать        тенденции

развития     общества     в

целом как сложной динамичной системы

Презентация

Таблица «Проблемы мировой экономики»

27

Экономическая сфера жизни общества

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Решение тестовых заданий в формате ГИА

Тема 4. Социальная сфера жизни общества

28

Социальная структура общества

1

Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный конфликт

Называть основные социальные нормы.

Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы:

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Презентация

Кластеры «Социальный статус»,  «Социальная роль».    

29

Большие и малые социальные группы

1

Презентация

Разработать   памятку    «Пути выхода       из социального конфликта

30

Социальные статусы и роли. Социальная мобильность

1

Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль.

Характеризовать социальные отношения и социальный статус. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе

Презентация

http://interneturok.ru/

ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema/sotsialnye-roli-i-statusy

Эссе «Социальные роли подростка»

31

Нации. Межнациональные и межконфессиональные отношения

1

Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений

Находить в тексте характеристику социальных объектов, уметь приводить примеры. Использовать дополнительные материалы

Презентация

Работа       со СМИ,     поиск информации по           теме «Межнациональные    отношения     на современном этапе»

32

Отклоняющееся поведение

1

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Общественно опасные формы отклоняющегося поведения: алкоголизм, наркомания, преступление

Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения опасности для общества, человека.

Презентация

Схема «Формы отклоняющегося поведения». Анализ материалов СМИ

33

Социальная сфера жизни общества

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать  основные   положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

Тестирование, понятийный   диктант, решение проблемных задач

34

Сферы жизни общества

1

Повторительно-обобщающий урок

Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника,   выделять   главное,   использовать ранее изученный материал для  решения  познавательных задач

35

Сферы жизни общества

1

Контрольная работа


                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                         Приложение

                                         Понятийный аппарат по курсу «Обществознание» (8 класс)

Тема

Понятия

1

Личность и общество

1. Общество

2. Личность

3. Индивид

4. Индивидуальность

5. Революция

6. Эволюция

7. Прогресс

8. Регресс

9. Биосфера

10. Ноосфера

11. Глобализация

12. Социализация

13. Агент социализации

2

Духовная сфера жизни общества

1. Мораль

2. Нравственность

3. Долг

4. Совесть

5. Религия

6. Образование

7. Обучение

8. Культура

9. Наука

10. Истина

11. Познание

3

Экономическая сфера жизни общества

1. Экономическая система

2. Обмен

3. Производство

4. Распределение

5. Материальные блага

6. Рынок

7. Спрос

8. Предложение

9. Цена

10. Инфляция

11. Налог

12. Бюджет

13. Предпринимательство

14. Прожиточный минимум

15. Минимальный размер оплаты труда

16. Безработица

17. Доход

18. Расход

19. Прибыль

20. Ресурсы

21. Собственность

22. Монополия

4

Социальная сфера жизни общества

1. Социальная структура

2. Социальная общность

3. Социальная группа

4. Страта

5. Социальный класс

6. Социальный статус

7. Социальная роль

8. Социальная мобильность

9. Социальный лифт

10. Девиантное поведение

11. Нация

12. Этнос

13. Национальность

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...