конспект по теме: "Индивид"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Лозяная Людмила Владимировна

включает материалы: индивид и личность, виды и формы мышления, мировоззрение человека, внутренний мир, цель и смысл жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_5_individ.docx112.93 КБ

Предварительный просмотр:

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Человеком рождаются, а личностью становятся.

  • Человек –0-9 месяцев
  • Индивид, индивидуальность – 9 месяцев – 2,5 года
  • Первые черты личности – 2,5 – 17,5 лет
  • Формирование личности  - с 17,5 на протяжении всей жизни

Факторы формирования личности

Различают следующие этапы социализации:

  • Начальный этап  — семья, детские дошкольные учреждения;
  • средний  этап — школа;
  • завершающий  этап — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки.

На социализацию оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

  • Первичные - семья, школа, вуз (сфера межличностных отношений)
  • Вторичные  — СМИ, армия, Церковь (сфера социальных отношений)

Агенты и институты социализации:

  • обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
  • осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми,

Элементы социального контроля — это:

  • —        поощрение в форме положительных оценок;
  • —        наказание в форме отрицательных оценок.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов

десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.

Психологические характеристики личности

Карл Юнг – Швейцарский психолог

Холерик – сильный, неуравновешенный, энергичный, напористый

Сангвиник – высокая активность, дисциплинированность, доводит дело до конца

Флегматик – спокойный, ровный в поведении, медлительный

Меланхолик – легко утомляется, к деятельности побуждает похвала, нерешительный

Русский физиолог Павлов И. П.

Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Человек мыслит с помощью головного мозга, а при помощи языка озвучивает свои мысли, что и отличает его от животного.

Различают следующие формы мышления:

  • понятийные и категориальные;
  • ассоциативно-образные;
  • вербальные;
  • деятельностно-орудийные.

Почему человек мыслит:

  • Потребность  (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;
  • Интерес  к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;
  • Умения  отделить новое, необычное от известного;
  • Стремления  узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

Типы мышления

Название

Характеристики

Образное

Задача даётся в конкретной и наглядной форме.

Практическое действие становится способом решения задачи.

Характерно для первобытных людей и людей первых земных цивилизаций.

Теоретическое

Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи. Характерно для современных людей.

Знаковое

Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоззрение людей.

Знание имеет форму языковых знаков.

В науке используется символика для выражения результатов мыслительной деятельности.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Цель и смысл жизни человека

Смысл жизни:

  • Понимание разумности и осознанности жизни,
  • Представление  направленности своего жизненного пути,
  • Сознательное  выстраивание иерархии ценностей,
  • Правильное  определение своих возможностей.

Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях:

  • прошлое (ретроспекция);
  • настоящее (актуализация);
  • будущее (проспекция).

Концепции смысла жизни

Наименование концепции

Ее сущность

Аскетизм

Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

Гедонизм—   наслаждение

Жить — значит наслаждаться

Прагматизм

Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения

Утилитаризм—     польза

Жить — значит из всего извлекать пользу

Эвдемонизм—   блаженство, счастье

Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека

Этика долга

Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Смиренно-стоический

Жизнь -  подчинение необходимости, судьбе

Религиозный

Жизнь - самоотверженное служение Богу.

Категорически-императивный

Жить  в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства»

Действенно-гуманистический

человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Внутренний мир человека.

Структура внутреннего мира человека:

Познание  - Потребность в познании себя, а также в знаниях об окружающем мире.

Эмоции -  Переживания, связанные с жизненными ситуациями и явлениями действительности

Чувства - Более длительные, чем эмоции.

Различают: 

  • нравственные чувства (любовь, дружба, героизм)
  • эстетические чувства (восторг, ненависть)
  • интеллектуальные чувства (любознательность)

Мировоззрение - Система взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности.

К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:

  • духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;
  • знания о природе, обществе, человеке;
  • убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;
  • вера в истинность своих убеждений;
  • способность к различным формам социальной деятельности;
  • чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
  • цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
  • ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Мировоззрение использует определенные методы:

 Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений.

Описание — это фиксация сведений об объекте.

Измерение — это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент — это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Мировоззрение — это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе.

Типы  мировоззрения:

обыденное (житейское) — опирается на личный опыт и
формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

  • религиозное — в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
  • научное — опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
  • гуманистическое — объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

  • Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
  • В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
  • Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Мировоззрение всегда связано с убеждениями.

Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.

Менталитет «образ мыслей» — это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.

Основные разновидности менталитета:

национальный,

конфессиональный,

профессиональный,

возрастной.

Интуиция — это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.

Интуитивную способность человека характеризуют:

  • неожиданность решения поставленной задачи;
  • неосознанность путей и средств её разрешения;
  • непосредственный характер постижения истины. Заблуждение — это содержание знания субъекта, которое не

соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.

Ложь — это сознательное искажение реальности объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

кл.час по теме "Индивид.Индивидуальность.Личность"

Обобщение опыта работы,мастер-класс по теме "Формирование гражданско-демократических ценностей средствами внеурочной деятельности" с использованием активных методов обучения,проектной технологиии,ИКТ....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Основные положения темы: "Индивид. Индивидуальность. Личность" 10 класс. Профильный уровень.

В работе представлен план-конспект данной темы. Выделены основные положения в виде тезисов, схем, таблиц....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...