Отклоняющееся поведение и его причины.
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Петрова  Елена  Геннадьевна

Материалы  к  уроку  в  технологии  развития  критического  мышления.  Презентация  и  задания  для  групп.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Прочитайте  текст,  проанализируйте  его  методом  INSERT  и  занесите  данные  в  таблицу  в  тетради.

«V» -  знал(а)

«+» - новое  для  меня

«-» - противоречит  тому,  что  знал(а)

«?» - непонятно,  вызывает  вопросы

                ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ  ПОВЕДЕНИЕ  И  ЕГО  ПРИЧИНЫ.

            Далеко  не  всегда  поведение  людей  соответствует  социальным нормам.  Вы,  вероятно,  помните,  что  поведение,  которое  не  согласуется с социальными  нормами,  не  соответствует  тому,  чего  ждёт  от  человека общество,  называют  отклоняющимся  поведением.  Явление отклоняющегося  поведения  изучают  многие  науки:  социология, психология,  культурология,  юриспруденция.  Отклонения  от  норм  могут  носить  разный  характер  и проявляться  по-разному.  Тем  не  менее,  они  имеют  схожие  причины. Однако  исследователи  имеют  различные  точки  зрения  на  причины появления  отклонений.

            В  конце  XIX  века  было  выдвинуто  биологическое  объяснение причин  отклонений:  наличие  у  некоторых  людей  прирождённой предрасположенности  к  нарушениям  социальных  норм,  которая  связана  с физическими  особенностями  индивида,  преступным  темпераментом, «дурной»  наследственностью  и  т.п. Теория  вызывает  сомнения.

           Другие  учёные  искали  психологическое  объяснение  причин отклонений.  Они  пришли  к  выводу,  что  большую  роль  играют ценностно-нормативные  представления  личности:  понимание  окружающего мира, отношение  к  социальным  нормам,  общая  направленность интересов личности.  Исследователи  пришли  к  выводу,  что  в  основе  поведения, нарушающего  установленные  нормы,  лежит  иная  система  ценностей  и правил,  чем  та,  которая  закреплена  в  праве.  Причём  носители  такого поведения  оправдывают  необходимость  и  допустимость  своих  ценностей и норм:  «Всегда  лучше  показать  свою  силу»,  «Бери  от  жизни  всё,  что сможешь»,  « Или  ты  прогнёшь  людей  под  себя,  либо  сам  прогнёшься».

       Учёные  пришли  к  выводу,  что  многие  деформации  личности являются  следствием  её  неправильного  развития.  Например,  жестокость может  быть  следствием  холодного,  безразличного  отношения  к  ребёнку со  стороны  родителей в  процессе  воспитания,  а  нередко  и  жестокости  взрослых.

       Широкое  признание  получило  социологическое  объяснение  причин отклонений  от  социальных  норм.  Известный  социолог Э. Дюркгейм показал  зависимость  отклоняющегося  поведения  от  кризисных  явлений  в общественном  развитии.  Во  время  экономических,  политических  кризисов могут  ломаться  сложившиеся  в  обществе  системы социальных  норм. Люди  теряют  жизненные  ориентиры,  что  способствует  возникновению отклоняющегося  поведения.

    Некоторые  исследователи  связывают  отклоняющееся  поведение  с конфликтом  между  господствующей  в  обществе  культурой и  культурой какой-либо  социальной  группы,  отрицающей  общепринятые  нормы. Это могут  быть  молодёжные  субкультуры (панки,  эмо,  хиппи и т.п.), антисоциальные  группы (бродяги, преступники, алкоголики, наркоманы и т.п.). Такая  группа создаёт  свои нормы и  реализует  их.

         Существуют  и  другие  объяснения  отклоняющегося  поведения.

             



Предварительный просмотр:

                        СИТУАЦИЯ  1:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        В  начале   XX  века  в  Тифлисе  (современный  Тбилиси)  большевик  и  профессиональный  революционер  Камо  Тер-Петросян  организовал  вооружённое  ограбление  почтовой  кареты,  в  которой  перевозилась  крупная  сумма  денег.  Ограбление  оказалось   удачным,  но  было  убито  четверо  охранников,  погибло  и  несколько  участников  ограбления.  Изъятые  деньги  предназначались  для  нужд  большевистской  партии.  При  размене  за  границей  крупной  купюры  из  похищенных  денег  Тер-Петросян  был  арестован.  Но  в  тюрьме  он  прикинулся  психически  больным  человеком  и  избежал  сурового  наказания,  а  впоследствии  бежал  из  тюрьмы.

                                                            _                                                                

                        СИТУАЦИЯ  1:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося  поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        В  начале   XX  века  в  Тифлисе  (современный  Тбилиси)  большевик  и  профессиональный  революционер  Камо  Тер-Петросян  организовал  вооружённое  ограбление  почтовой  кареты,  в  которой  перевозилась  крупная  сумма  денег.  Ограбление  оказалось   удачным,  но  было  убито  четверо  охранников,  погибло  и  несколько  участников  ограбления.  Изъятые  деньги  предназначались  для  нужд  большевистской  партии.  При  размене  за  границей  крупной  купюры  из  похищенных  денег  Тер-Петросян  был  арестован.  Но  в  тюрьме  он  прикинулся  психически  больным  человеком  и  избежал  сурового  наказания,  а  впоследствии  бежал  из  тюрьмы.                                                                                                                                                                                                          



Предварительный просмотр:

                                СИТУАЦИЯ  2:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        Во  время  Великой  Отечественной  войны  подразделение,  в  котором  служил  солдат  Александр  Матросов,  попало  в  засаду  под  деревней  Чернушки  в  Псковской  области.  Наши  солдаты  наткнулись  на  замаскированный  немецкий  дзот,  где  был  установлен  пулемёт.  Наши  солдаты  попали  под  сильный  огонь.  Пулемёт  из  немецкого  дзота  обстреливал  всё  пространство  перед  деревней.  Попытки  нейтрализовать  дзот  встречным  огнём  успехом  не  увенчались.  Тогда  Александр  Матросов  пополз  в  сторону  дзота  и  бросил  туда  две  гранаты.  Немецкий  пулемёт  замолчал.  Но  как  только  наши  солдаты  пошли  в  атаку,  пулемёт  снова  ожил.  Тогда  Матросов  поднялся,  бросился  к  дзоту  и  своим  телом  закрыл  амбразуру  пулемёта.  Подоспевшие  солдаты  разгромили  вражеский  дзот.  Ценой  своей  жизни  Александр  спас  своё  подразделение.

                                                                                                                                         

                                СИТУАЦИЯ  2:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        Во  время  Великой  Отечественной  войны  подразделение,  в  котором  служил  солдат  Александр  Матросов,  попало  в  засаду  под  деревней  Чернушки  в  Псковской  области.  Наши  солдаты  наткнулись  на  замаскированный  немецкий  дзот,  где  был  установлен  пулемёт.  Наши  солдаты  попали  под  сильный  огонь.  Пулемёт  из  немецкого  дзота  обстреливал  всё  пространство  перед  деревней.  Попытки  нейтрализовать  дзот  встречным  огнём  успехом  не  увенчались.  Тогда  Александр  Матросов  пополз  в  сторону  дзота  и  бросил  туда  две  гранаты.  Немецкий  пулемёт  замолчал.  Но  как  только  наши  солдаты  пошли  в  атаку,  пулемёт  снова  ожил.  Тогда  Матросов  поднялся,  просился  к  дзоту  и  своим  телом  закрыл  амбразуру  пулемёта.  Подоспевшие  солдаты  разгромили  вражеский  дзот.  Ценой  своей  жизни  Александр  спас  своё  подразделение.



Предварительный просмотр:

                                СИТУАЦИЯ  3:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        « … Если  я  получаю  двойку  или  тройку,  мама  обзывает  меня  дураком  и  идиотом  и  бьёт.  Если  я  забываю  убрать  в  своей  комнате,  я  неделю  не  хожу  гулять,  мама  говорит,  что  я  свинья.  Если  я  плачу,  она  бьёт  меня  по  лицу  и  говорит,  чтобы  заткнулся.  Мне  нельзя  приводить  домой  друзей,  потому  что  мама  не  любит,  когда  всё  разбрасывают  и  мусорят.  Когда  я  приглашаю  кого-нибудь,  пока  она  на  работе,  а  она  потом  узнаёт,  то  орёт  что  я  такой же  придурок,  как  папа  был  и  бьёт  меня.  Я  хочу  убежать  от  неё,  но  боюсь,  что  если  она  поймает  меня,  то  снова  будет  орать  и  бить.  Бабушка  говорит,  что  ничего  страшного  в  этом  нет.  Она  маму  также  воспитывала  и  ничего.»

        Из  беседы  психолога  с  8-летним Сашей З.  

                                                                                                                                         

                                СИТУАЦИЯ  3:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        « … Если  я  получаю  двойку  или  тройку,  мама  обзывает  меня  дураком  и  идиотом  и  бьёт.  Если  я  забываю  убрать  в  своей  комнате,  я  неделю  не  хожу  гулять,  мама  говорит,  что  я  свинья.  Если  я  плачу,  она  бьёт  меня  по  лицу  и  говорит,  чтобы  заткнулся.  Мне  нельзя  приводить  домой  друзей,  потому  что  мама  не  любит,  когда  всё  разбрасывают  и  мусорят.  Когда  я  приглашаю  кого-нибудь,  пока  она  на  работе,  а  она  потом  узнаёт,  то  орёт  что  я  такой же  придурок,  как  папа  был  и  бьёт  меня.  Я  хочу  убежать  от  неё,  но  боюсь,  что  если  она  поймает  меня,  то  снова  будет  орать  и  бить.  Бабушка  говорит,  что  ничего  страшного  в  этом  нет.  Она  маму  также  воспитывала  и  ничего.»

        Из  беседы  психолога  с  8-летним Сашей З.  



Предварительный просмотр:

                                СИТУАЦИЯ  4:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        Известными  покровителями  культуры  в  кон. XIX - нач.  XX  вв.  были  московские  купцы  Щукины.  Пётр  Иванович  Щукин,  собравший  огромную  коллекцию  памятников  русского  искусства,  выстроил  на  свои  деньги  здание  музея  в  Москве  на  Грузинской  улице,  а  затем  в  1905 г.  подарил  его  Историческому  музею  с  собранием,  насчитывающим  около  24 тысяч  предметов  искусства.  Затем  ежегодно  выделял  денежные  средства  на  содержание  музея  и  поддержание  низких  цен  на  билеты  в  музей.  Его  брат  Сергей  Иванович  Щукин  купил  на  свои  средства  замечательную  коллекцию  современной  западноевропейской  живописи,  ставшую  украшением  Музея  изобразительных  искусств  им.  А.С. Пушкина.

                                                                                                                                         

                                СИТУАЦИЯ  4:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        Известными  покровителями  культуры  в  кон. XIX - нач.  XX  вв.  были  московские  купцы  Щукины.  Пётр  Иванович  Щукин,  собравший  огромную  коллекцию  памятников  русского  искусства,  выстроил  на  свои  деньги  здание  музея  в  Москве  на  Грузинской  улице,  а  затем  в  1905 г.  подарил  его  Историческому  музею  с  собранием,  насчитывающим  около  24 тысяч  предметов  искусства.  Затем  ежегодно  выделял  денежные  средства  на  содержание  музея  и  поддержание  низких  цен  на  билеты  в  музей.  Его  брат  Сергей  Иванович  Щукин  купил  на  свои  средства  замечательную  коллекцию  современной  западноевропейской  живописи,  ставшую  украшением  Музея  изобразительных  искусств  им.  А.С. Пушкина.



Предварительный просмотр:

                                СИТУАЦИЯ  5:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        «...Вчера  у  меня  закончились  деньги,  которые  прислали  родители  неделю  назад.  Следующие  будут только через  три  недели.  Я  не  хочу  есть,  но  уже  сегодня  я  без  дозы.  Уже  чувствую -  ЭТО  накатывает.  Болит  всё,  сводит  мышцы  как  у  паралитика,  вся  потная,  трясусь  и  сердце  стучит  так,  что  ломаются  рёбра...  За  стеной  у  Дейзи  тусовня  идёт  уже  третьи  сутки. Пока  ещё  силы  есть,  пойду  бухну  их  вонючего  пойла — может  полегчает  хоть  немного...   Не  полегчало...  Ну  и  притон  там,    пьяные  спят,  где  пили.  Вонь,  тараканы...  Зачем  мне  жить?  Как  так  жить?  Как  сказать  родителям,  что  деньги  на  колледж  давно  уходят  Джеку,  который  торгует  на  углу...

И  медсестрой я  уже  не  стану...  Дерьмо...  Моя  жизнь - дерьмо...  Может  на  крышу  и  вниз?... Не  знаю,  что  делать...  Где  взять  денег,  где? ... Иначе  сдохну...  И пусть,  пусть...»

        «Есть  ли  свет  в  конце ...?» ,  Дж. Гринберг,  современный  американский  писатель.

                                                                                                                                         

                                

                                        СИТУАЦИЯ  5:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        «...Вчера  у  меня  закончились  деньги,  которые  прислали  родители  неделю  назад.  Следующие  будут только через  три  недели.  Я  не  хочу  есть,  но  уже  сегодня  я  без  дозы.  Уже  чувствую -  ЭТО  накатывает.  Болит  всё,  сводит  мышцы  как  у  паралитика,  вся  потная,  трясусь  и  сердце  стучит  так,  что  ломаются  рёбра...  За  стеной  у  Дейзи  тусовня  идёт  уже  третьи  сутки. Пока  ещё  силы  есть,  пойду  бухну  их  вонючего  пойла — может  полегчает  хоть  немного...   Не  полегчало...  Ну  и  притон  там,    пьяные  спят,  где  пили.  Вонь,  тараканы...  Зачем  мне  жить?  Как  так  жить?  Как  сказать  родителям,  что  деньги  на  колледж  давно  уходят  Джеку,  который  торгует  на  углу...

И  медсестрой я  уже  не  стану...  Дерьмо...  Моя  жизнь - дерьмо...  Может  на  крышу  и  вниз?... Не  знаю,  что  делать...  Где  взять  денег,  где? ... Иначе  сдохну...  И пусть,  пусть...»

        «Есть  ли  свет  в  конце ...?» ,  Дж. Гринберг,  современный  американский  писатель.

                                



Предварительный просмотр:

                                СИТУАЦИЯ  6:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        В  августе  1935 г.  рабочий  Алексей  Стаханов  и  его  бригада  за  одну  смену  (5  часов  45  минут)  добыли  102  тонны  угля   при  норме  7  тонн,  таким  образом  в  14  раз  превысив  установленную  норму.   Стаханов  предложил  кардинально  изменить  систему  организации  труда  в  шахте,  разделив  труд  шахтёра,  работающего  отбойным  молотком,  и  крепёжника,  укрепляющего  свод  шахты.  Так  родилась  новая  технология  труда,  давшая  возможность  максимально  использовать  технику  и  увеличивать  производительность  труда.  Добыча угля  вышла  на  новый  уровень,  объём  добываемого  угля  вырос  в  сотни  раз.  Были  установлены  новые  нормы  добычи  угля.  В  стране  возникло  стахановское  движение  в  поддержку  новой  технологии.  Но  также  была  масса  недовольных  рабочих,  не  обрадованных  увеличением  норм  выработки.

                                                                                                                                         

                                СИТУАЦИЯ  6:

ЗАДАНИЕ: прочитайте  предложенный  материал,  проанализируйте  и  обсудите  его. Ответьте  на  вопрос:  о  каком (каких)  проявлении   (проявлениях) отклоняющегося поведения идёт  речь?  Изобразите  данное  проявление  символически  в  виде  рисунка.

        В  августе  1935 г.  рабочий  Алексей  Стаханов  и  его  бригада  за  одну  смену  (5  часов  45  минут)  добыли  102  тонны  угля   при  норме  7  тонн,  таким  образом  в  14  раз  превысив  установленную  норму.   Стаханов  предложил  кардинально  изменить  систему  организации  труда  в  шахте,  разделив  труд  шахтёра,  работающего  отбойным  молотком,  и  крепёжника,  укрепляющего  свод  шахты.  Так  родилась  новая  технология  труда,  давшая  возможность  максимально  использовать  технику  и  увеличивать  производительность  труда.  Добыча угля  вышла  на  новый  уровень,  объём  добываемого  угля  вырос  в  сотни  раз.  Были  установлены  новые  нормы  добычи  угля.  В  стране  возникло  стахановское  движение  в  поддержку  новой  технологии.  Но  также  была  масса  недовольных  рабочих,  не  обрадованных  увеличением  норм  выработки.