Формирование навыка сбора и обработки информации в рамках учебного проекта по обществознанию
методическая разработка по обществознанию на тему

Кондратьева Лариса Николаевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._oprosy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков сбора и обработки информации в рамках учебного проекта по обществознанию»

                                                                                          Л. Н. Кондратьева

                                                                                  учитель истории и обществознания

          Сегодня много говорят о преимуществе деятельностного подхода в обучении. Данные психологов убедительны. От услышанного учащимися  во время урока в памяти остаётся 10 %  содержания, от  воспринятого через  чтение  закрепляется 30 %, а  практические действия  учащихся  с учебным  материалом  оставляют  в их памяти в среднем 90 % воспринятого. Поэтому поиск и разработка форм работы в рамках деятельностного подхода чрезвычайно актуальна. Социологический опрос является одной из таких форм работы учителя обществознания.

            Плюсы данной формы работы несомненны. Во-первых, уже названный высокий уровень закрепления в памяти полученных  знаний. Во-вторых, учащиеся учатся собирать и обрабатывать информацию по проблемам жизни общества, о многих из которых они не знают, не смотря на возможность доступа информации сегодня. И здесь уместно сказать, что сбор и обработка информации в ходе проведения социологического опроса не оставляет в стороне родителей  учащихся, многие из которых, помогая ребёнку, повышают свою познавательную компетентность. В-третьих, проведение  социологического опроса и анализа полученной информации развивают речь наших детей. Так как грамотно сформулированные вопросы и ответы, повторяемые учащимися многократно, становятся образцами речи. Следующим огромным плюсом можно считать привлечение ребенком множества знаний по математике и информатике для обработки полученной информации. Что опять же повышает познавательную компетентность ученика. Кроме того, можно отметить необычность и привлекательность данной формы работы для учащихся, что повышает интерес к предмету обществознанию. А также данная работа способствует развитию коммуникативных навыков ребенка, так как многие дети считают проблемой подойти к малознакомому человеку и задать вопросы.

     Я хочу поделиться опытом проведения с учащимися 9,10 классов нескольких социологических опросов. С учащимися 9 класса мы проводили социологический опрос «Гражданское общество России», разбив все взрослое население на 2 группы молодежь и зрелые люди. Ребята задавали вопросы респондентам о знании понятия «гражданское общество», степени формирования в нашей стране гражданского общества и активности российских граждан, их вовлечении в политическую жизнь. После чего учащимися были составлены диаграммы, которые в дальнейшем мы проанализировали и сформулировали выводы по данной проблеме.

С учащимися 10 класса интересные данные мы получили в ходе проведения социологического опроса «Тенденции современной семьи». Разбив общество на три возрастные группы: молодежь 15-29 лет, зрелые люди 30-45 лет и пожилые люди 50-80 лет учащиеся задали респондентам вопросы о необходимости жить в семье, регистрировать брак законным образом, совместно воспитывать детей. Весь полученный материал также был оформлен в виде диаграмм. На уроке происходит анализ всего получено материала и формулируются выводы по данным проблемам.

В заключении хочется подчеркнуть высокую результативность данных форм работы, которая выражается в заинтересованности учащихся, активизации их мыслительной деятельности и как следствии хорошем понимании учебного предмета обществознания в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анали...

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...

Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR

Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...

Организация сбора и обработки информации для отчета района

Решила поделиться опытом применения Google форм на практике для решения поставленной задачи....

Технологическая карта урока. Тема: Информационные процессы. Сбор и обработка информации

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о процессах сбора и обработки информации, о двух типах обработки....