Главные вкладки

    рабочая программа по обществознанию в 5 классе
    рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

    Субботина Марина Николаевна

    Данная рабочая программа разработана на основе:

    1.                      Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

    2.                      Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);

    3.                      Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

     

    Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obschestvoznanie_5_klass-2015g.doc288 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Терновская основная общеобразовательная школа

    Рассмотрено:                                                                                                        Утверждаю:

    Руководитель МО                                                                                                Директор школы

    _____Н.В.Афанасова                                                                                                                                                                _______Л.В.Болховитина

    Протокол  №_____      

      «____»_________2015г.                                                                                                                                                                   «____»______2015  г.        

     

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по  ПРЕДМЕТУ

    ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    в  5  КЛАССЕ

    на  2015 – 2016 учебный год

    Составитель:  Субботина Марина Николаевна

                                                           

    с. Терновое

    2015г.

    1. Пояснительная записка

    Данная рабочая программа разработана на основе:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
    2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
    3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

    Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

    Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

    1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

    1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
    2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
    3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
    4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

    Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

    - создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

    - способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

    - помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

    - содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

    - обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

    - предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

    - помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

    - предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

           В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 34ч.

    Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

       Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

    • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебному плану);
    • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
    • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

    Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

    Формы и средства контроля

     Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

    Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

     2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

        Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

      Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

    Критерии оценивания.

    Критерии

    5 (ОТЛ.)

    4 (ХОР.)

    3 (УД.)

    2 (НЕУД.)

    1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

    Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

    Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

    Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

    Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

    2. Умение анализировать и делать выводы

    Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

    Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

    Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

    Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

    3. Иллюстрация своих мыслей

    Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

    Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

    Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

    Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

    4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

    Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

    Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

    Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

    Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

    5. Работа с ключевыми понятиями

    Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

    Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

    Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

    Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

    6. Причинно-следственные связи

    Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

    Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

    Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

    Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

    Критерии оценки устного ответа:

    • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
    • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
    • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
    •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
    • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

    Критерии оценки работы на уроке:

    • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
    • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
    • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
    • полное отсутствие активности - отметка «2»;

    Критерии оценки тестового задания:

    • 75-100% - отлично «5»;
    • 60-74% - хорошо «4»
    • 50-59% - удовлетворительно «3»;

    • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

    Критерии оценки сообщения или проекта:

    • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
    • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
    • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
    • полное отсутствие работы - отметка «2»;

    Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

    Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

    - активная и правильная работа учащегося на уроке;

    - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

    - высокий уровень знания базового материала;

    Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

    - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

    - выполнение дополнительных заданий по желанию;

    - высокий уровень знания базового материала;

    Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

    - отсутствие самостоятельной активности на уроке;

    - отсутствие выполнения дополнительных заданий;

    - низкий уровень знания базового материала;

    1. Общая характеристика курса обществознание

    «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
    «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

    1. Место учебного предмета в учебном плане

    «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

    Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

    1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

    2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

    3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

    Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

    1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

    2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

    3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

    4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

    5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

    - использование элементов причинно – следственного анализа;

    - исследование несложных реальных связей и зависимостей;

    - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

    - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

    - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

    - подкрепление изученных положений конкретными примерами;

    - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

    1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

    2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

    3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

    4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

    5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

    6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

    7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

    8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

    9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

    10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

    11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

    12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

    13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

    14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

    15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

    16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

    Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

    Формулировки личностных результатов

    в ФГОС

    1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

    УУД

    Формулировки метапредметных результатов

    в ФГОС

    РЕГУЛЯТИВНЫЕ

    1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

    6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    КОММУНИКАТИВНЫЕ

    8) смысловое чтение;

    9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

    Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

    1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

    • Добывать и критически оценивать информацию.
    • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.
    • Обобщать.
    • Группировать.
    • Сравнивать факты, явления и понятия.
    • Устанавливать причинно-следственные связи.

    2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

    • Определять и объяснять другим людям своё  отношение к общественным нормам.
    • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за  свои поступки.
    • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

    3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

    • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.

    5.Содержание курса

    5 класс (34 часа)

    Тема 1. «Человек» (6 ч)

    Введение.

    Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

     Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

    Учимся общаться.

    Практикум.

    Тема 2. «Семья» (7ч)

    Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

    Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

    Учимся помогать вести семейное хозяйство.

    Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

    Практикум

    Тема 3. «Школа» (7 ч)

    Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

    Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.

    Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

    Учимся дружить жить в классе.

    Практикум.

    Тема 4. «Труд» (5 ч)

    Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.

    Учимся трудиться и уважать труд.

    Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

    Учимся творчеству.

    Практикум.

    Тема 5. «Родина» (9 ч)

             Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.

    Государственные символы  России. Герб России. Флаг. Гимн.

    Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?

    Учимся быть достойными гражданами.

    Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

    Учимся уважать людей любой национальности.

    Практикум

    Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

    Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

    В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

    В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных

    качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

    В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

    На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

    В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

    В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

    Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной

    из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

    Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследоваений, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

    Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

    Класс

    Кол-во часов по учебному плану

    Уровень изучения

    УМК

    5

    1

    базовый

    Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. «Обществознание» М: Просвещение 2014

    6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    №п/п

    Основное содержание

    Виды деятельности

    Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

    Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения.

    Загадка человека.

    Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

    Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

    Сравнивать свойства человека и животного.

    Отрочество – особая пора жизни.

    Описывать отрочество как особую пору жизни.

    Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

    Учимся общаться.

    Уметь общаться в группе знакомых и знать правила общения с незнакомыми людьми.

    Практикум.

    Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях.

    Семья и семейные отношения.

    Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

    Семейное хозяйство.

    Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

    Учимся помогать вести семейное хозяйство.

    Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства.

    Свободное время.

    Описывать и оценивать собственные  увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

    Учимся распределять своё время.

    Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

    Практикум.

    Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

    Образование в жизни человека.

    Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах. Описывать ступени школьного образования.

    Образование и самообразование.

    Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

    Одноклассники, сверстники, друзья.

    Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.  

    Практикум.

    Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования  в наше время и в прошлом.

    Учимся дружно жить в классе.

    Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.  Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

    Труд – основа жизни.

    Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда.

    Учимся трудиться и уважать труд.

    Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

    Труд и творчество.

    Различать творчество и ремесло.

    Практикум.

    Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

    Учимся творчеству.

    .Оценивать собственное творчество. Уметь презентовать результаты своего труда. Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества.

    Наша Родина Россия.

    Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.

    Государственные символы России.

    Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ.

    Гражданин России.

    Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

    Учимся быть достойными гражданами.

    Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности. Уметь работать со СМИ

    Мы – многонациональный народ.

    Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

    Учимся уважать людей любой национальности.

    Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российског общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

    Практикум.

    Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной тематике. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

    29-31.

    Повторение

    Уметь формировать собственную позицию к проблемам, которые были изучены в курсе.

    32.

    Итоговое повторение.

    Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности.

    33-34.

    Защищаем проект.

    Уметь сознательно организовать проектную деятельность на доступном уровне.

    7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курс обществознания в 5 классе:

    УМК

    1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2014.
    2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно – ориентированные задания. Ростов – на – Дону: Легион, 2011.
    3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс. Экзамен, 2012.
    4. Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.
    5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.

    Дополнительная литература для учащихся:

    1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

    Дополнительная литература для учителя:

    1. Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
    2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.:  Русское слово, 2009.

    Цифровые образовательные ресурсы:

    http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

    http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

    http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

    http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

    http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

    http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

    http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

    http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                     http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.

    http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).    

     http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  

    http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              

    http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.                        

    hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

    http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.                              

    http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                              

    http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                

     http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

     http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                        

    http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.    

    nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                            

    http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».    

    http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                    

    http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.    

    http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    

    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.                                                                                                                       http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                          

    http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                        

     http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                

    http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                        

     http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

            8. Предполагаемые результаты реализации программы

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

    Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

    Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

    1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

    Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

    1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

               Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские           проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.

    9. Календарно-тематическое планирование

    № урока

    Раздел программы (блок) Тема урока

    Дата по плану

    Тип урока

    Предметные

    Метапредмет-ные

    Личностные

    Характерис-тика деятельности учащихся

    Дата по факту

    1

    Вводный урок. Что такое обществознание? Как работать с учебником?

    Урок изучения нового материала

    Знать значение, использование термина «обществознание».

    Иметь представление о связи обществознания с другими науками

    Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы

    Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществозна-ние»

    Работа с текстом учебника

    Глава 1 Человек

    2-3

    Тема I. Загадка человека

    Урок изучения нового материала

    Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

    Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

    Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам

    Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. Научиться уважать людей старшего возраста. Сформировать в себе качества доброго, милосердного, порядочного человека, выполняющего свой долг, верить в людей и помогать им, верить в себя. Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману. Научиться беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек

    Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.

    4-5

    Отрочество - особая пора жизни

    Комбинированный

    Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

    Оценка   своих   учебных   достижений,   поведения,   черт
    своей  личности  с  учётом   мнения  других  людей,   в  том
    числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

    Отрочество- пора мечтаний. Самостоятельность- показатель взрослости.

     Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

    6-7

    Практикум

    Урок практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

    Воспитание трудолюбия

    Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирова-ние ситуаций и их анализ

    8

    Повторение

    Повторе-ние, обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание самостоя-тельности

    Решение тестовых заданий

    Глава 2 Семья

    9

    Семья и семейные отношения

    Комбинированный

    Характеризовать понятие «семья».                Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

    Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье.

    Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

    Воспитывать

    любовь и уважение к старшему поколению, семье.

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    10

    Семейное хозяйство

    Комбинированный

    Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

    Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

    Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.

    Составить семейный бюджет.

    11

    Свободное время

    Комбинированный

    Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения.

    Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

    Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

    Воспитание умение правильно использовать свободное время.

    Составить таблицу «Хобби: причины возникнове-ния, виды».

    12-13

    Практикум

    Повторение и обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

     Составлять рассказы:

    -учимся быть рачительными хозяевами;

    -учимся помогать семье;

    -мы - семья, а это значит...

    Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    14

    Повторение

    Повторение и обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

    Воспитание умение правильно использовать свободное время.

    Составить свой распорядок дня

    Глава 3. Школа.

    15

    Образование в жизни человека

    Урок изучения нового материала

    Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование

    Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме

    Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    16

    Образование и самообразование

    Комбинированный

    Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

    Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

    Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

    Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

    Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика

    Воспитание ответственности, умение учиться

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    17

    Одноклассники, сверстники, друзья.

    Комбинированный

    Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

    Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

    Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

    Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

    Воспитание  дружеских отношений младших  подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

    Моделирова-ние ситуаций и их анализ.

    18

    Практикум.

    Урок-практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание ответственности, умение учиться

    Решение познавательных задач

    19

    Повторение

    Повторе-ние, обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание ответственности, умение учиться

    Решение тестовых заданий

    Глава 4. Труд.

    20

    Труд – основа жизни

    Урок изучение нового материала

    Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

    Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

    Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

    Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    21

    Практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Различать материальную и моральную оценку труда.

    Воспитывать уважение к труду

    Моделирова-ние ситуаций и их анализ.

    22

    Труд и творчество.

    Различать творчество и ремесло.

    Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

    Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера

    Творческий труд. Творчество в искусстве

    Решение познавательных задач, работа с текстом учебника

    23

    Практикум.

    Урок-практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки

    Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

    24

    Повторение

    Повторе-ние, обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание трудолюбия

    Решение тестовых заданий

    Глава 5.Родина

    25

    Наша Родина-Россия.

    Урок изучения нового материала

    Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

    Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

    Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.

    Решение познавательных задач

    26

    Государственные символы России.

    Комбинированный

    Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

    Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

    Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага.

    Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны

    Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    27

    Гражданин России

    Комбинированный

    Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

    Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

    Называть основные обязанности граждан РФ.

    Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

    Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданствен-ности, представленным в СМИ

    Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    28

    Практикум

    Урок-практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание гражданства

    Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

    29

    Мы – многонациональный народ.

    Комбинированный

    Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

    Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.

    Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.

    Моделирование ситуаций и их анализ.

    30

    Практикум

    Урок-практикум

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание толерантности

    Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач

    31

    Повторение

    Повторение, обобщение

    Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

    Воспитание гражданской ответственности;

    дружеских отношений между людьми разных национальностей.

    Решение тестовых заданий

    32

    Итоговое повторение

    Итоговый урок

    Контрольный урок

    Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

     Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

    Воспитание гражданской ответственности;

    дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

    Умение работать с тестовыми заданиями

    33-34

    Защита проекта

    Урок-практикум

    Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог

    Овладение различными видами публичных выступлений
    (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
    нормам и правилам ведения диалога;

    умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
    на уроках и в доступной социальной практике

    Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

    Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности

    ).

    Список  используемой литературы.

    1. Рабочая программа по обществознанию.  Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М., «Просвещение», 2011г.

    2. Рабочая программа по обществознанию, под редакцией Л.Н. Боголюбова – М., «Просвещение», 2010 г.

    3. Учебник «Обществознание» 5 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение», 2014 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

    Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

    Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

    Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

    Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

    Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

    ·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

    Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

         Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

    Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

    Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

    Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....