Рабочая программа 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Татьяна Ивановна Янчикова

программа по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губинская средняя общеобразовательная  школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Губинская СОШ»

______________ Аполонова Г.А.

Приказ  от «____» _________ 2015 г. №_______

Рабочая программа по  обществознанию

(включая экономику и право)

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,

учитель истории и обществознания

2015 г.


                                   

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию 7 класс составлена на основе Федерального компонента ГОС 2004 года, образовательной программы и учебного плана МБОУ «Губинская СОШ», авторской программы Л.Н. Боголюбова 6-9 классы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова),

Выбрана программа Боголюбова Л.Н. , т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2015-2016учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

Место предмета в учебном плане

Учебный план школы предусматривает изучение обществознания

в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю

Учебно-тематический план

№ п\п

Название  раздела

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ I. Человек и другие люди

5 часов

2

РАЗДЕЛ 2. Человек и закон  

12 часов

3

РАЗДЕЛ 3. Человек и экономика  

12 часов

РАЗДЕЛ 4. Человек и природа

5 часов

Итого

34 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • Способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Контроль знаний

Тема раздела

Тема контрольного урока

Вид контроля

Дата

Входной контроль

РАЗДЕЛ I.

Человек и другие люди

Человек среди людей

тестирование

РАЗДЕЛ 2.

Человек и закон  

Я – гражданин

презентация

РАЗДЕЛ 3.

Человек и экономика  

В мире экономических отношений

тестирование

РАЗДЕЛ 4.

Человек и природа

Человек и природа

Презентация

Итоговая контрольная работа

Контрольный урок

Тестирование


Календарно-тематическое планирование  «Обществознание»,  7 класс.

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во уроков

Тип

урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное сопровождение

Сроки

проведения

план

факт

Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)

1.

Урок 1. Вводное занятие. 

Как работать с учебником? Входной контроль

1

Урок изучения нового материала

урок - беседа

тест

Краткая характеристика изучаемого курса.

Структура учебника. Работа с понятиями, документами, справочными материалами

Знать и применять основы работы с текстом, документом.

Организация взаимодействия в группе

2

Человек и его ближайшее окружение Межличностные отношения

1

Урок

изучения нового материала

урок - рассказ с элементами беседы

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей.

Знать:

  • определение понятий: межличностные отношения, взаимодействие.

Уметь:

  • называть виды межличностных отношений;
  • объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств;
  • сравнивать деловые и личные отношения;
  •  характеризовать соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми.

3

Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные.

1

Урок

изучения нового материала

урок - беседа

Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Санкции.

Знать:

  • определение понятий: группа, санкции, неформальная группа.

Уметь:

  • давать характеристику больших и малых социальных групп, называть их типичные отличия;
  • объяснять, какими качествами должен обладать лидер;
  • называть группы, к которым можно себя отнести.

4

Общение — форма отношения человека к окружающему миру

1

Комбинированный урок

Урок –беседа. Работа с материалами СМИ. Элементы игровой деятельности.

Общение. Виды и способы общения. Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим. Роль социальных норм в отношениях.

Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества.

  • Знать определение понятия общение, межличностные отношения, взаимодействие.
  • называть цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; объяснять значение общения в жизни людей; оценивать умение общаться.
  • Уметь объяснять значение межличностных отношений в жизни людей;

5

Межличностные конфликты Конструктивное разрешение конфликта

1

Комбинированный урок

Урок – групповая работа

Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов.  Арбитраж.

Знать:

  • определение понятий: конфликт, виды конфликтов, взаимодействие.

Уметь:

  • называть виды межличностных отношений;
  • объяснять значение конструктивных решений в жизни людей;
  • уметь находить компромисс, отстаивать точку зрения

Тема 2. Человек и закон (11 часов)

6

1) Что значит жить по правилам?

1

Урок изучения нового материала

работа в группах с тестом учебника и текстом документа

Многообразие правил. Социальные нормы. Виды норм. Санкции. Ритуал. Обряд. Церемония. Обычай.

Знать:

определение понятий: социальные нормы, санкция, обычай, правило, закон, этикет, мораль, ритуал.

Уметь:

  • объяснять, какую роль в нашей жизни играют привычки, в чём их значение;
  • характеризовать  основные виды социальных норм, объяснять их значение;
  • разъяснять особенности современного этикета, сравнивать социальные нормы.

7

Правила этикета и хорошие манеры.

1

Урок изучения нового материала

8

1) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

1

Урок изучения нового материала

урок-рассказ с элементами беседы

Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Обязанности.

Знать:

  • определение понятий: права человека; обязанности гражданина, права ребенка.
  • сущность политических, гражданских, экономических, культурных прав.

Уметь:

  • находить сходства и различия между правами и обязанностями человека и гражданина;
  • объяснять, в чём состоит всеобщий, неделимый и неотчуждаемый характер прав человека;
  • разъяснять,  каким образом государство обеспечивает права и свободы человека;
  • объяснять положение «нет прав без обязанностей»

9

Конституционные обязанности гражданина.

1

Урок изучения нового материала

Работа в группах

10

Права ребенка

1

Урок-практикум

Работа с материалам учебника

11

 Почему важно соблюдать законы. 

1

Урок изучения нового материала

работа с докумен

том

 Законы и обычаи. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Система российского законодательства.

Знать:

  • почему для соблюдения порядка и стабильности в обществе важно соблюдать законы.

Уметь:

  • называть последствия несоблюдения законов и порядка;
  • соотносить понятия закон и справедливость.

12

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

.

1

Урок изучения нового материала

Элементы игровой деятельности

13

1)Понятие правоотноше

ний.  Признаки и виды правонаруше

ний

1

Урок изучения нового материала

групповая работа

Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правонарушение. Преступление и проступки.  Виды ответственности

Знать:

  • определение понятий: преступление, проступки, юридическая ответственность.

Уметь:

  • характеризовать законопослушное поведение человека;
  • объяснять,  почему противозаконное поведение запрещено;
  • называть особенности наказания несовершеннолетних правонарушителей;
  • приводить примеры нарушения законности и правопорядка.

14

Понятие и виды юридической ответственности

1

Урок изучения нового материала

работа с текстом учебника

15

1)Правоохранительные органы.

1

Урок изучения нового материала

урок - рассказ

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Криминальная и милиция общественной безопасности.

Знать:

  • какие органы относят к правоохранительным;
  • какие задачи стоят пред сотрудниками правоохранительных органов.

Уметь:

  • называть функции правоохранительных органов;
  • характеризовать основные принципы осуществления правосудия;
  • разрешать конкретные ситуации, используя материалы урока.

16

Судебная система

Урок изучения нового материала

Элементы игровой деятельности

17

Контрольно- обобщающий урок по 1-2 разделу.

1

Контроль

ный урок

работа с текстом учебника

Основное содержание раздела

Знать:

  • определение основных понятий, применение понятий в устной и письменной речи.

Уметь:

  • давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, решение практических познавательных задач

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

18

 Экономика и её роль в жизни общества.

2)

1

Урок изучения нового материала

урок-беседа

Экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль.

Знать:

  • определение понятий: экономика, производитель, потребитель.

Уметь:

  • раскрывать подходы к определению экономики;
  • называть основные функции экономики;
  •  объяснять взаимосвязь основных участников рынка.

19

Основные участники экономики.

1

Комбинированный урок

20.

Заработная плата и стимулирование труда. 

1

Урок изучения нового материала

работа с текстом учебника

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Разделение труда, специализация. Заработная плата и стимулирование труда.

Знать:

  • определение понятий: труд, квалификация, заработная плата.

Уметь:

  • объяснять из каких элементов складывается мастерство работника;
  • раскрывать значение квалификации работника;
  • объяснять, чем определяется размер зарплаты работника;
  • составлять собственное резюме.

21

Производство производитель

ность труда.

1

Урок изучения нового материала

урок – рассказ с элементами беседы

Производство. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Затраты: общие, постоянные и переменные. Выручка. Прибыль. Что и как производить.

Знать:

  • определение понятий: производство, затраты, прибыль.

Уметь:

  • объяснять, какова роль разделения труда в развитии производства;
  • давать характеристику основным видам затрат;
  • решать экономические задачи.

22

Факторы, влияющие на производительность труда.

1

Комбинированный урок

работа с текстом учебника

23

Предпринимательство .Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

1

Урок

изучения нового материала

урок-беседа

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Предпринимательство: виды и формы. Малое предпринимательство. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Знать:

  • определение понятия: бизнес, предпринимательство

Уметь:

  • давать характеристику основным видам бизнеса;
  • называть формы бизнеса.

24

Обмен, торговля.

1

Урок изучения нового материала

урок - беседа

Обмен, торговля: понятие, формы. Рынок. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Знать:

  • определение понятий: обмен, цена, торговля, реклама.

Уметь:

  • объяснять,  каким образом обмен решает задачи экономики;
  • разъяснять сущность стоимости и цены товара;
  • давать характеристику торговле и её основным формам;
  • объяснять функции рекламы в современном мире.

25

Формы торговли и реклама.

1

Комбинированный урок

работа с текстом учебника

26

Деньги. Инфляция.

1

Урок изучения нового материала

урок-рассказ

Бартер. Функции денег. Исторические формы эквивалента стоимости. Современные виды денег. Денежная система.

Знать:

  • определение понятий: бартер, эквивалент, деньги, инфляция

Уметь:

  • называть основные функции денег;
  • объяснять, почему бартер со временем уступил своё место деньгам;
  • объяснять, чем отличаются монеты от банкнот.

27-

Экономика семьи.

1

Урок изучения нового материала

 работа с текстом учебника

Ресурсы семьи: понятие, виды. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Оптимизация домашнего хозяйства. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Урок изучения нового материала

28

Что такое семейный бюджет.

1

Комбинированный урок

работа с текстом учебника

Урок изучения нового материала

29.

Обобщающий урок по теме «Человек и экономика».

1

Урок обобщения

Практикум. Проверочная работа.

Основное содержание раздела

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела, решение практических познавательных задач

Тема 4. Человек и природа (5 ч)

30.

1) Человек  - часть природы.

1

Урок изучения нового материала

работа с тестом учебника

Цели и ценность человеческой жизни. Наследственность. Инстинкты. Отличия человека от животного. Индивидуальность человека.

Знать:

  • определение понятий: инстинкт, наследственность.

Уметь:

  • объяснять, в чём состоит ценность человеческой жизни;
  • какие свойства человека относят к биологическим;
  • называть основные отличия человека от животного.

31.

Взаимодействие общества и природы

1

Урок изучения нового материала

групповая работа

Экология. Взаимодействие человека и природы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Знать:

  • определение понятия: экология.

Уметь:

  • объяснять в чём значение «золотого экологического правила»;
  • называть основные причины загрязнения воды, почвы, атмосферы;
  • приводить примеры нерационального использования природных ресурсов и способы решения экологических проблем.
  • Находить информацию по теме урока в СМИ

32

Итоговая контрольная работа

1

Урок изучения нового материала

работа с текстом учебника

Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Знать:

  • определение понятия: браконьер.

Уметь:

  • объяснять,  почему ответственное отношение к природе называют истинно человеческим; в чём состоит главный смысл экологической морали;
  • называть черты безответственного поведения человека;
  • определять свою позицию отношения к природе.

33-

Закон на страже природы.

1

Урок изучения нового материала

урок-беседа

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.

Знать:

  • определение понятий: заповедник, Красная Книга.

Уметь:

  • объяснять,  почему необходима активная деятельность по охране природы;
  • называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды; виды наказаний, за вред, нанесённый природе.

34

Обобщающий урок по разделу «Человек и природа».

1

Урок обобщения

Контроль знаний

Основное содержание раздела

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.


Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2011.

2. Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику "Обществознание. 7 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М: Просвещение, 2014

      Литература:

  1. Атлас народов России для школьника: для среднего и старшего школьного возраста/ авт. – сост Ботяков О.А. – М: Олма – пресс. – 2000. – 184 с.
  2. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России: научно – популярное издание для детей.  – М: ЗАО «Россмен – ПРЕСС» - 2005. – 48с.
  3. Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся. – М., 2006.
  4. Уваров, А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. Ю. Уваров. – М. : МИРОС, 2001. – 224 с.
  5. Ученические социальные проекты в системе школьного образования [Текст] : метод. рекомендации / авт.–сост. Н. И. Элиасберг. – СПб. : Союз, 2004. – 61 с.
  6. Через образование  - к гражданственности [Текст]: Сборник материалов. – Спб. : Союз, 2005. – 67с.
  7. Фалькович Т.А., Шупина Т.И. По законам добра: изучаем Конституцию Российской Федерации. -  М: ООО «5 за знания», 2006. – 144с.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

 учителей гуманитарного цикла

«____» __________2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ Самедова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________ Шахаева И.Б.

 «____» ________________ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...