Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Татьяна Ивановна Янчикова

программа и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губинская средняя общеобразовательная  школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Губинская СОШ»

______________ Аполонова Г.А.

Приказ  от «____» _________ 2015 г. №_______

Рабочая программа по  обществознанию

(включая экономику и право)

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Янчикова Татьяна Ивановна,

учитель истории и обществознания

2015 г.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по обществознанию 8 класс составлена на основе Федерального компонента ГОС 2004 года, образовательной программы и учебного плана МБОУ «Губинская СОШ», авторской программы Л.Н. Боголюбова 6-9 классы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова)

Обществознание: Программы общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.  6-9 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2011г.

        Выбрана программа Боголюбова Л.Н. , т.к. она полностью соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник входит в Федеральный комплект Министерства образования Российской Федерации, рекомендован для обучения в 2015-2016 учебном году (см. перечень рекомендованной и допущенной литературы).

Место предмета в учебном плане

Учебный план школы предусматривает изучение обществознания

 в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю

Учебно-тематический план

№ п\п

Название  раздела

Кол-во часов

1

Вводный урок

1 час

2

Тема 1. Личность и общество

5 часов

3

Тема 2. Сфера духовной культуры

8 часов

4

Тема 3. Экономика

15 часов

5

Тема 4. Социальная сфера

4 часа

Итого

34 часа

Контроль знаний

Тема раздела

Тема контрольного урока

Вид контроля

Входной контроль

Тест

Раздел 1

Тема 1. Личность и общество

Тест

Раздел 2

Тема 2. Сфера духовной культуры

Вопросы

Раздел 3

Тема 3. Экономика

Презентация

Раздел 4

Тема 4. Социальная сфера

Доклады

Итоговое тестирование

Тест

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • Способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «обществознание»[1]  (8 класс)

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводный урок. Человек в обществе

 1

Вводный урок

Урок -рассказ с элементами беседы

Науки,        изучающие общество. Организация работы по курсу.

Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать   учебник,   ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач

ТЕМА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 часов).

2

Личность.

Входной контроль

1

Комбинированный урок

Урок -рассказ с элементами беседы

Личность.  Индивидуальность.     Человек.

Что оказывает влияние на человеческую личность Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Различать понятия:  индивидуальность, индивид,   человек,   социальная   среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

Урок изучения нового материала

Урок -рассказ с элементами беседы

Понятие     общества, его основные признаки. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Мировое сообщество

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять  взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.

4

Развитие общества

1

Комбинированный урок

Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами

Социальные изменения и их формы

Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества.  Объяснять взаимосвязь человека, природы,  общества,  иллюстрировать  конкретными примерами.

5

Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. 

.

1

Причины и опасность международного терроризма. Глобальные проблемы современности

Называть примеры глобальных проблем человечества, негативного и позитивного влияния человечества на природу, называть организации, которые занимаются предотвращением и решением глобальных проблем, приводить примеры взаимодействия мирового сообщества в решении глобальных проблем. Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи

Анализировать    проблемную    ситуацию.

6

Личность и общество

1

Повторительно – обобщающий по теме

практикум

Анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека

ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ( 8  часов)

7

Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы

1

Урок изучения нового материала

Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами

Понятие культуры. Основные компоненты культуры. Виды и функции Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Давать определение понятия: культура.

характеризовать различные виды культур;

называть основные функции культуры;

Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь.

8

Мораль. Патриотизм и гражданственность.

1

Урок изучения нового

материала

Урок -рассказ с элементами беседы

Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло —главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность,  этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность.

Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм.

Объяснять значение моральных норм в жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло».

9

Долг и совесть.

1

Комбинированный урок

Урок - беседа

Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Объяснять значение  долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального.

10

Моральный выбор.

1

Комбинированный урок

Урок - беседа

Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Понятия: долг, ответственность, свобода. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека.

Анализировать собственные поступки с точки зрения морали.

11

Образование  в условиях информационного общества. 

1

Комбинированный урок

Урок - беседа

Значимость образования в условиях информационного общества. 

Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование.

Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития  современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования.

12

Наука, ее значение в жизни современного общества.

1

Урок изучения нового материала

школьная лекция с элементами беседы

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли исследований в современном мире. Искусство.

Объяснять понятия  наука, этика науки.

Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов;

называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека;

Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире.

13

Религия как одна из форм культуры.

1

Комбинированный урок

Урок – практикум (работа с документами, материалами СМИ)

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.

Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.

Называть основные функции религии;

раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения

14

Духовная сфера общества

1

Урок повторения и обобщения

практикум

ТЕМА  III . ЭКОНОМИКА (15 часов)

15-16

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.

2

Урок

изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления

Урок -рассказ с элементами беседы

Что   такое   экономическая наука. Структура  экономики.  Основные  виды  ресурсов   экономики. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).        

Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать   сущность   информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические  отношения,  экономика,  потребности,  ресурсы,  наемный труд,    промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость.

Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни.    

17

Основные вопросы экономики. Экономические системы и собственность.

1

Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами

Производство и его сущность. Функции экономической системы. Модели экономических систем. 

Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система.

Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы

18

Право собственности.

1

Лекция

с  элементами практической

работы

Знать понятия: Имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и  органы власти, которые решают вопросы защиты права собственности.

19

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики.

1

Урок изучения нового материала

Лекция

с  элементами практической

работы

Рынок,     его     виды, эволюция. Основные

функции цены. Рынок,   конкуренция, монополия. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Давать определение  понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.  Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие.  Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть   основные   функции цены. Сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар.

20

Производство. Товары и услуги.

1

Комбинированный урок

Урок -рассказ с элементами беседы

Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества. Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в    экономической    жизни.

21

Предпринимательская деятельность.

1

Комбинированный урок

Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами

Предпринимательство. Предприниматель: экономический   статус, поведение. Функции.         Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Малый бизнес и его роль в экономике

Приводить     примеры     предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей     в    экономической сфере. Давать   определение   понятиям:   прибыль,     предприниматель,     менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов.

22-23

Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами.

2

Комбинированный урок

Лекция

с  элементами практической

работы

Экономические цели и функции государства. Способы воздействия  государства  на экономику. Государственный бюджет. Налоги, их виды, значение

Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг,     прямой   налог,   косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное    и    рыночное    регулирование экономики. Уметь   ориентироваться   в системе   налогообложения,   анализировать  анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами.

24

Распределение и неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

1

Комбинированный урок

Лекция

с  элементами практической

работы

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и  кредит. Дефицит бюджета и социальные программы Перераспределение доходов.

Объяснять   сущность   бюджета.   Уметь составлять личный или семейный бюджет.  Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения.

Давать определение понятий:   бюджет,   стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы

25

Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя.

1

Комбинированный урок

Урок -рассказ с элементами беседы

Потребление,   Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование.  

Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования.

Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов.

Работать с материалами СМИ.

26

Инфляция и семейная экономика.

1

Урок повторения и обобщения

практикум

Реальные и номинальные доходы. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан.

27

Безработица, ее причины и последствия.  

1

Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Профсоюз.

Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения.

Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами

28

Мировое хозяйство и Международная торговля. Внешнеторговая политика.

Обмен. Международная торговля. Обменные курсы валют.

Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм.

Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока.

29

Повторительно-обобщающий урок – практикум.

Знать:

-   основные   теоретические   положения раздела,

-основные понятия.

Уметь составлять и читать таблицы, схемы, графики

ТЕМА IV . СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (4 часа)

30

Социальная структура общества. 

1

Урок изучения нового материала

Урок -рассказ с элементами беседы

Строение общества, Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальная ответственность. 

Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах   социальную   структуру   общества.

Уметь  анализировать  социальный  образ, имидж личности. Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью.

Классифицировать   конфликты.   Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий:  конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы

31

Социальный статус и социальная роль. 

1

Комбинированный урок

Урок –беседа. Самостоятельная работа с документами

Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Характеризовать   социальную   дифференциацию. Характеризовать  социальный  статус и  социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий.

32

Межнациональные и межконфессиональные отношения. 

1

Комбинированный урок

Лекция

с  элементами практической

работы

Этнические группы. Межнациональные отношения и их сущность.     Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в обществе. Этнические конфликты.    

Знать  термины:   нация,   этнос,   племя, народность Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм,   расовая   и   национальная нетерпимость.

 Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины  межнациональных конфликтов. Анализировать     конкретные     межнациональные конфликты.

33

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

Комбинированный урок

Лекция

с  элементами практической

работы

Социальные нормы и  отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Характеризовать социальные нормы  и отклоняющееся поведение. Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека. Характеризовать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности

34

Социальная структура российского общества

1

Итоговый повторительно -обобщающий

урок

Знать: основные  теоретические   положения раздела; основные понятия.
Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их


Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

Обществознание. 8 класс: для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение. 2011г.

Рабочая тетрадь:

Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание» 8 класс. – М.: Просвещение. 2013. – 80 с.

Дополнительная литература:

  1. Методические рекомендации по курсу «Обществознание» 8 класс /Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Обществознание в тестах и заданиях. 8 класс/ Л.Н. Боголюбов и др. – М., 2012.
  3. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2010
  4. Липсиц, И.В. Экономика без тайн. М., 1993.

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

 учителей гуманитарного цикла

«____» __________2015 г.

Руководитель ШМО

_____________ Самедова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________ Шахаева И.Б.

 «____» ________________ 2015 г.


[1] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта. Курсивом и подчеркиванием выделены положения стандарта, которые подлежат обязательному изучению, но не включены в «Требования к уровню подготовки учеников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...