Рабочая программа по обществознанию для 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Программа расчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ Лицей г. Истры
О.А. Оличева
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет или внеурочная деятельность ______________________________________________________________________
Учебный год _______________________________________________________________________________
Класс _______________________________________________________________________________
Количество часов в год _______________________________________________________________________________
Количество часов в неделю _______________________________________________________________________________
Учитель ____________________________________
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Обществознанию для средней общеобразовательной школы (10 класс) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Программы по истории для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
- ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
6. Рабочая программа по обществознанию составлена на основе авторской линии учебника «Обществознание , 10 класс». Боголюбов, Аверьянов, Белявский.
Она отражает образовательные и воспитательные задачи школы. Учебный план отводит на изучение Обществознания в 10 классе 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Изучение обществознания в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения , установленными законом ; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по курсу «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Место предмета в учебном плане.
Программа курса «Обществознания» разработана для проведения учебных занятий (уроков, факультативных занятий) для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы – 68 часов (2 часа в неделю).
УУД, которые необходимо сформировать
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- мотивацию учебной деятельности на основе имеющихся знаний;
- умение высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме;
- интерес к чтению, ведению диалога с автором текста;
- стремления выполнять значимую деятельность, быть полезным группе одноклассников;
- ориентацию учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Познавательные: уметь
- осуществлять поиск необходимой информации;
- использовать общие приѐмы решения задач, анализировать информацию;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- следовать правилам и инструкциям при проведении опытов и наблюдений, делать выводы на основе полученных результатов, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме, осуществлять смысловое чтение.
Регулятивные: уметь
- организовывать своѐ рабочее место и работу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;
- сопоставлять свою работу с образцом, оценивать еѐ по критериям, выработанным в классе;
- договариваться, находить общее решение,
- организовывать взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- обосновывать и доказывать своѐ мнение;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Коммуникативные: уметь
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объѐма;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывает собственную позицию;
- строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- обосновывать высказанное суждение;
- осознанно читать вслух;
- работать по предложенному учителем плану;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | Авторская программа Боголюбов Л.Н «Обществознание 10 класс» |
Учебник, учебное пособие** | Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение |
Методическое пособие с поурочными разработками* | Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение |
Список используемой литературы* | Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2015 Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва.2015. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | http://nsportal.ru |
Технические средства обучения | Компьютер, проектор. |
План
психолого-педагогической характеристики класса 10 « »
- Количество обучающихся в классе -
- Общая оценка уровня успеваемости ( ).
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся ( ).
- Уровень сформированности универсальных учебных действий ( ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза ( умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных , презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений ( высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога ;
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | |||
диктантов | тестов | лаборатор. работ | практических | |||
1 | Раздел 1. Общество и человек | 16 | 2 | |||
2 | Раздел 2. Основные сферы общественной жизни. | 38 | 3 | 2 | ||
3 | Раздел 3. Право | 14 | 2 |
Календарно-тематический план
(альбомный формат)
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание** | ||
Дата | |||||
триместр: | |||||
1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей. | Общество, государство, страна. Узкий и широкий смысл понятия «общества» | |||
2 | Общество и природа. Общество и культура. | Экономическая , политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. | |||
3 | Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. | Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. | |||
4 | Общество. (повторительно-обобщающий) | Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | |||
5 | Природа человека | ||||
6 | Науки о человеке. | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. | |||
7 | Человек как духовное существо. | Антропогенные нагрузки. | |||
8 | Мировоззрение и его роль в жизни человека. | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. | |||
9 | Деятельность – способ существования людей. | Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | |||
10 | Многообразие деятельности | Виды деятельности: творческая, трудовая, игра, учебная. Соотношение деятельности и общения. | |||
11 | Познание и знание. | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие путей познания. | |||
12 | Истина и ее критерии. | Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. | |||
13 | Ненаучное познание. Многообразие форм человеческих знаний. | Социальное и гуманитарное знание | |||
14 | Человек в системе социальных связей. | Социальное и гуманитарное знание | |||
15 | Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности | Социальное и гуманитарное знание | |||
16 | Общество и человек. (повторительно | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы, отвечать на вопросы. | |||
17 | Культура и духовная жизнь общества. | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. | |||
18 | Многообразие культур. | Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. | |||
19 | Наука и образование. | Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. | |||
20 | Наука и образование | Правовые основы школьного образования. | |||
21 | Мораль | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. | |||
22 | Религия. | Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. | |||
23 | Искусство и духовная жизнь. | Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. | |||
24 | Духовная культура. (повторительно-обобщающий) | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | |||
25 | Роль экономики в жизни общества | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
26 | Структура экономики. Экономические системы | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
27 | Экономическая культура. | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. | |||
28 | Экономика. (повторительно-обобщающий) | Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. | |||
29 | Социальная структура общества. | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. | |||
30 | Социальная структура общества. | Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов | |||
31 | Социальные отношения и взаимодействия. | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт | |||
32 | Социальные аспекты труда, культура труда | Определение измерение богатства. Источники дохода класса богатых. Средний класс. Социальные аспекты труда. Культура труда. Неравенство, богатство и бедность. | |||
33 | Повторение «Социальные взаимодействия» | Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль. | |||
34 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | Социальные нормы. Социальный контроль и самоконтроль. | |||
35 | Девиантное поведение. | Девиантное поведение. | |||
36 | Можно ли победить преступность? | Отклоняющееся поведение. Преступность. | |||
37 | Нации и межнациональные отношения. | Отношения между национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государствами. | |||
38 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | |||
39 | Межнациональные конфликты и пути их преодоления | Этноцентризм и национальная нетерпимость. | |||
40 | Семья и быт. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. | |||
41 | Семья и быт. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. | |||
42 | Социальное развитие и молодёжь. | Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. | |||
43 | Социальная сфера. | Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура. | |||
44 | Повторительно-обобщающий урок | Анализировать, делать выводы, решение тестов | |||
45 | Политика и власть. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
46 | Политические институты и отношения. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
47 | Государство как политический институт и его функции. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
48 | Политические режимы | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
49 | Правовое государство. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
50 | Гражданское общество. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
51 | Средства массовой коммуникации, их роль в повседневной жизни общества | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
52 | Демократические выборы и политические партии. Партийные системы. | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
53 | Избирательная система. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. | |||
54 | Участие гражданина в политической жизни. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. | |||
55 | Политическая культура, ее типы | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
56 | Политическая сфера. Повторительно-обобщающий урок | Политические режимы. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Структура парламента. | |||
57 | Право в системе социальных норм | Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Социальные нормы. | |||
58 | Система права. Нормы права. | Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Социальные нормы. | |||
59 | Источник права. | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. | |||
60 | Правоотношения и правонарушения. | Что такое правоотношения. | |||
61 | Система судебной защиты РФ. | Что такое правонарушения. Юридическая ответственность. | |||
62 | Современное российское законодательство. Конституционное право | Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. | |||
63 | Основы административного, гражданского права. | Административное право. Гражданское право. | |||
64 | Основы трудового, семейного права. | Трудовое право. Семейное право. | |||
65 | Основы уголовного, экономического права. | Уголовное право. Экологическое право. | |||
66 | Предпосылки правомерного поведения. | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | |||
67 | Правовая культура | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | |||
68 | Человек и общество (итоговый урок). | Уметь анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Зав.каф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....