рабочая программа по обществознанию для 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Обществознание", составлена в соответствии по требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Апастовского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании проф.сообщества учителей истории и обществознания Протокол № 1 от 31 августа 2016 г. ___________________ Рук. Р.Ф. Гумеров | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _____________ Р. Р. Валеева
| «Утверждаю» Директор школы _________________ Г.С.Зиятдинова Приказ № 181 от 1 сентября 2016 г. |
Рабочая программа
Обществознание
5 класс
Составитель: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Фахрутдинова Гульнара Шайхулловна
2016/2017 учебный год
Апастово – 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями на 8 апреля 2015 года);
- Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения)
- Основной образовательной программы МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2014 – 2019 годы.
- Учебного плана МБОУ – «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 1 сентября 2016 года).
Цели и задачи курса
- Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- Развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее культуры;
- Формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- Формирование у учащихся целостной картины общества;
- Освоение учащимися знаний о сферах общества, социальных институтах, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;
- Овладение учащимися умениями получать из разных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать и анализировать полученные данные;
- Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.
Основные задачи обучения:
- Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- Обеспечение преемственности образования;
- Обеспечение доступности получения качественного образования;
- Достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе детьми с ограниченными возможностями;
- Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося;
- Организация внеурочной работы, интеллектуальных и творческих мероприятий;
- Профессиональная ориентация;
- Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Задачи курса:
- Приобретение основ обществоведческих знаний и умений
- Содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
- Помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах
- Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности
- Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической)
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- Формирование социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разных технологий образования, определяющих пути и способы достижения результата (уровня) личностного и познавательного развития обучающихся.
- Развитие на основе УУД познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УУД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, искать их самостоятельно.
- Составлять план решения проблемы
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Проводить наблюдение под руководством учителя.
- Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
- В дискуссии выдвигать свои аргументы и контраргументы.
- Учиться критично относить к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- Понимать позицию другого, различать в его речи мнения (точку зрения), доказательство (аргументы) факты.
- Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договорить с людьми, придерживающимися иных позиций.
- Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
- Определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей.
- Знание ряда ключевых понятий философии, социологии, экономики, юриспруденции, психологии и культурологи
Выпускник 5-го класса должен:
Знать и понимать:
- Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений
- Значение семьи, семейных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Различные подходы к исследованию человека и общества
- Основные социальные институты и процессы
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития
Уметь:
- Характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
- Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневности для:
- Совершенствования собственной познавательной деятельности
- Эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами
- Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей
- Нравственной оценки социального поведения людей
- Предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- Осуществления взаимодействия с людьми разных убеждений, с разными культурными ценностями и разным социальным положением
В области ценностно-мотивационной:
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в структуре личности.
- Знание основных правовых и этических норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.
- Приверженность к гуманистическим идеалам.
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.
- Понимание значения коммуникации в общении
- Знакомство с техниками и приемами преодоления конфликта.
Личностные результаты:
- Мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность в личном успехе и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
- Наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Родине, на отношении к человека, его правам и свободам как высшей ценности, на признании равноправия народов, на убежденности в важности для общества и семьи семейных традиций, на осознание необходимости поддержания своей ответственности за судьбу страны.
Общая характеристика курса
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе предполагает начало первого этапа курса (5-7 классы), обращенного к младшему подростковому возрасту, посвящена актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, социальном окружении, Родине. Эти вопросы раскрываются на противопоставлении добра и зла, справедливости и несправедливости. Основной содержания являются моральные и правовые нормы. Преподавание обществознания в 5 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается темой «Человек в обществе», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Вторая тема «Ближайшее окружение подростка» постеппно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов – семья, государство.
Место курса в учебном плане
На изучение истории обществознания в 5 классе предусмотрено 35 часа, 1 час в неделю.
Освоение образовательной программы по обществознанию завершается промежуточной аттестацией проводимой в форме годовой оценки.
Программа ориентирована на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Боголюбова Л.Н. Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год и рекомендован МО РФ.
Используемый УМК:
- Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществознание. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение» 2013.
- Боголюбов Л.Н. и др. «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова Л.Н.. 5-9 класса: пособие для учителей общеобразовательных организаций», Москва «Просвещение», 2014
Содержание курса.
Человек. Деятельность человека
Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Особенности подросткового возраста. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Семья
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Россия – многонациональное государство.
Школа
Самообразование. Образование в жизни человека Самообразование Одноклассники, сверстники, друзья.
Труд
Труд – основа жизни. Как оценивается труд Труд и творчество. Творчество в искусстве
Родина
Наше государство – Российская Федерация. Государственные символы России. Наша государство –Российская Федерация Что значит быть патриотом Государственные символы России.
Основы российского законодательства
Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата проведения фактически | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Введение. Что изучает предмет «Обществознание»? | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками | Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание; характеризовать некоторые общественные процессы | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | 01.09.2016 | |||
Человек. Деятельность человека | ||||||||||
Черты сходства и различий человека и животного. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Научатся определять, что такое биологические, социальные черты. Получат возможность научиться Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. | Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам | Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд. Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. | 08.09 | |||
Индивид, индивидуальность, личность | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ Работа с терминами. | Научатся: понимать, что каждый человек индивидуален. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | 15.09 | |||
Особенности подросткового возраста. Основные возрастные периоды жизни человека. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | Оценка своих учебных достижений, поведения, черт | Должны осмыслить понятия «Отрочество- пора мечтаний.» и «Самостоятельность- показатель взрослости» | 22.09 | |||
Отношения между поколениями | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Характеризовать черты разных возрастов; уметь объяснить как нужно общаться с людьми разного возраста | Оценка своих отношений, собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; | Понимать, что хорошее общение нужно не только для достижения личного успеха, но и для всех окружающих. Научиться оценивать свои отношения со взрослыми и маленькими, способности и поступки, понимать его важность. | 29.09 | |||
Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | 06.10 | |||
Человек в малой группе. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ | Научатся: анализировать действия человека в малой группе в конкретных ситуациях; Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | 13.10 | |||
Межличностные отношения. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | 20.10 | |||
Обобщение «Деятельность человека» | 1 | Урок практикум | Работа в группах, в парах. | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия, уважения к своему и чужому труду, уметь общаться. | 27.10 | |||
Семья | ||||||||||
Семья и семейные отношения. Функции семьи. | 1 | Комбинированный | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать понятие «семья». Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. | Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению, семье. | 10.11 | |||
Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. | 1 | Комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности». Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских; | Приводить примеры семейных обычаев и традиций, в том числе в вашей семье. | Уважение к семейным традициям. Гордость за свою семью. | 17.11 | |||
Досуг семьи. | 1 | Комбинированный | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды». | Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. | Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам. | Воспитание умение правильно использовать свободное время. | 24.11 | |||
Практикум «Учимся помогать вести семейное хозяйство» | 1 | Практикум | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач. | Характеризовать основные положения темы; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Учимся быть трудолюбивым, уважительным к своему и чужому труду | 01.12 | |||
ПОУ по теме «Семья», (обобщение и систематизация знаний | 1 | Повторение и обобщение | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Составлять рассказы: -учимся быть рачительными хозяевами; -учимся помогать семье; -мы - семья, а это значит... | Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи | 08.12 | |||
Школа | ||||||||||
Образование в жизни человека | 1 | Урок изучения нового материала | Моделирование ситуаций и их анализ. | Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование | Приводить примеры из жизни, литературы и кинофильмов о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к своей учебе, умение учиться, возможности своего развития. Рассказывать о своей школе, как вы относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации, когда проявляется ценность и важность образования человека при приеме на работу, повышении в должности. Использовать элементы причинно следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме | Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться | ||||
Самообразование | 1 | Комбинированный | Работа в группах, в парах, работа с текстом и обсуждение | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика | Воспитание ответственности, умение учиться | ||||
Одноклассники, сверстники, друзья. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, индивидуальные письменные задания | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы | Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | ||||
Практикум (Учимся жить дружно) | 1 | Урок-практикум | Ролевые ситуации, решение проблемных задач | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Контроль и оценка деятельности | Воспитание ответственности, умение учиться | ||||
ПОУ по теме «Школа» (обобщение и систематизация знаний) | 1 | Обобщение Контрольное тестирование, решение познавательных задач | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | |||||
Труд | ||||||||||
Труд – основа жизни | 1 | Урок изучение нового материала | Работа в группах , в парах, индивидуальные письменные задания | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человек | Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. | Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | ||||
Как оценивается труд | 1 | Урок - практикум | ||||||||
Практикум (Учимся трудимся и уважать труд) | 1 | Урок - практикум | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проб-лемных заданий с использованием учеб. литературы | Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки | ||||
Труд и творчество. | 1 | Урок изучение нового материала | Устный опрос, индивидуальные письменные задания | Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определить различие труда мастера Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. | Творческий труд. Творчество в искусстве | ||||
Творчество в искусстве | 1 | Урок изучение нового материала | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение, тестирование решение познавательных задач | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности | ||||||
Практикум (Учимся творчеству) | 1 | Урок-практикум | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проб-лемных заданий с использованием учеб. литературы | Проявлять социальную ответственность за свои мысли и поступки | ||||
Родина | ||||||||||
Наша государство –Российская Федерация | 1 | Урок изучения нового материала | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека, почему люди любят свою Отчизну. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. | Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи | Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. | ||||
Что значит быть патриотом | 1 | Комбинированный | Устный опрос, смысловое чтение, формирующее оценивание | Характеризовать понятие «патриот». Объяснить, что значить быть патриотом. | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом; работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | |||||
Государственные символы России. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, смысловое чтение, формирующее оценивание. | Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага. Описывать Государственный герб РФ. Описывать Государственный флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны. Использовать дополнительную литературу и Интернет для подготовки сообщения на уроке о государственных символах зарубежных стран. Подготовить проект или презентацию об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст (Н. А. Соболев «О национальном флаге России») и написать эссе об истории русского флага. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного гимна России. Описать свои чувства, когда в конце спортивных соревнований исполняется российский гимн и поднимается флаг нашей страны | Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | ||||
Гражданин России | 1 | Комбинированный | Здоровьесбережения, ИКТ, смысловое чтение. | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей. Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. | 20.04 | |||
Россия –многонациональное государство. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в группах, с источниками | Характеризовать понятия «нация», «национальность»; многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе. | Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. | Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.. | ||||
Семья под защитой государства. | 1 | Комбинированный | Устный опрос, смысловое чтение, формирующее оценивание. | Знать, какие законы регулируют семейные отношения. В каких случаях семья и члены семьи нуждаются в государственной поддержке. | Рассказывать о собственных обязанностях в своей семье. | Воспитывать ценностное отношение к семейным ценностям, традициям; уважительное отношение к родителям, старшему поколению. | ||||
Права и обязанности детей и родителей | 1 | Комбинированный | Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. | Знать о правах и обязанностях несовершеннолетних. Иметь представление об административной ответственности детей и родителей. | Показывать на конкретных примерах взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и помощь в семье. | Воспитывать правомерное поведение, уважение к самому себе | 04.05 | |||
Практикум (Учимся уважать людей любой национальности) | 1 | Урок -практикум | Педагогика сотрудничества; технология критического мышления; парной и групповой деятельности. | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, | 11.05 | |||
Обобщающее повторение | 1 | Итоговый урок | Работа в группах | Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. | Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения. | 18.05 | |||
Защита проекта | 1 | Урок-практикум | Высказывать собственную точку зрения, умение вести диалог | Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности | Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | 25.05 |
Планируемые результаты изучения обществознания
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, посредством:
1) использования элементов причинно-следственного анализа;
2) исследования несложных реальных связей и зависимостей;
3) определения сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснения изученных положений на конкретных примерах;
7) оценки своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнения в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определения собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирования своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию в познавательной сфере являются:
• относительно целостное представление об обществе, о человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
в ценностно-мотивационной сфере:
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
в эстетической сфере:
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере:
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Человек в социальном измерении.
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение.
Выпускник научится:
• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Общество — большой «дом» человечества.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;
• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живём.
Выпускник научится:
• характеризовать глобальные проблемы современности;
• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе.
Выпускник научится:
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства.
Выпускник научится:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики.
Выпускник научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях.
Выпускник научится:
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений.
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества.
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни.
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе.
Выпускник научится:
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.
Критерии оценки учебной деятельности устного ответа:
- · глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ учащегося оценивается пятью баллами;
- · твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя баллами;
- · неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений – тремя баллами;
- · наличие в ответе учащегося грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, двумя баллами;
- · отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» единицу (используется очень редко).
- Критерии оценки работы на уроке:
- · активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами; · активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – четырьмя баллами;
- · неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- · полное отсутствие активности - отметка «2»;
- Критерии оценки тестового задания:
- · 75-100% - отлично «5»;
- · 60-74% - хорошо «4»;
- · 50-59% - удовлетворительно «3»;
- · менее 50% - неудовлетворительно «2»;
- Критерии оценки сообщения или проекта:
- · глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ учащегося оценивается пятью баллами;
- · привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – четырьмя баллами;
- · работа выполнена в письменном виде, отсутствие ответа, при этом даны ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- · полное отсутствие работы - отметка «2»;
- Критерии четверных и годовых оценок
- Отметка «5» ставится при выполнении следующих требований:
- - активная и правильная работа учащегося на уроке;
- - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов;
- - высокий уровень знания базового материала;
- Отметка «4» ставится при выполнении следующих требований:
- - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- - выполнение дополнительных заданий по желанию;
- - высокий уровень знания базового материала;
- Отметка «3» ставится при выполнении следующих требований:
- - отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- - отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- - низкий уровень знания базового материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338049-1383981826.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-130226-1353174094.jpg)
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-494047-1413461716.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-411318-1507550934.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....