Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Щурина Светлана Петровна

Рабочая программа по обществознанию 9 класс без пояснительной записки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 9 «А» класс  34 часа

N п/п

Тема  урока

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Планируемые результаты изучения темы

Дата  проведения

Домашнее задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

по

плану

по факту

Экономика вокруг нас ( 1 час )

1

Введение.

Экономика вокруг нас

Место изучения экономики в обществоведческом курсе. Почему важно изучать экономику. Знакомство с учебником

Выполнять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать собственную учебную деятельность

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, мотивации к обучению и познанию, устойчивых познавательных интересов в области общественных дисциплин, выработка основ предпрофильного самоопределения

Стр.3 -5 – ознакомиться с материалом.

Глава 1. Главные вопросы экономики ( 7 часов )

2

Предмет экономики

Что такое экономика. Экономика как хозяйство. Экономика как наука. Ресурсы и потребности. Рациональное природопользование. Проблема ограниченности ресурсов. Развитие экономических знаний

Устанавливать межпредметные связи с историей, литературой и обществознанием, работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять полученную информацию с личным опытом, раскрывать роль экономики в жизни общества, использовать дополнительные источники информации

Умение находить, получать и обрабатывать информацию из разных источников, умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; знание ключевых понятий экономики: «ресурсы», «природопользование»; знание основ различных экономических теорий; умение аргументировать свою точку зрения; развитие разнообразных мыслительных умений; овладение устной монологической контекстной речью; понимание экономических принципов жизни общества

§ 1–2, выучить определения понятий по теме урока.

3

Блага. Свойства товара или услуги

Блага. Виды благ. Товары и услуги. Потребительная стоимость. Меновая стоимость

Называть и характеризовать основные виды стоимости, устанавливать внутрипредметные связи, соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, оценивать своё поведение с точки зрения потребителя товаров и услуг

Умение реагировать на содержание текста и переводить информацию из одной знаковой системы в другую; умение давать определения понятиям, а также принимать решения, учитывая этические нормы

§ 3, выучить определения понятий по теме урока.

4

Факторы производства

Производство. Организация производства. Производительность труда. Основные факторы производства. Новые факторы производства. Реклама

Устанавливать межпредметные связи с историей, раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества, называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства, объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора, анализировать различные точки зрения

Понимание и правильное использование основных экономических терминов; умение оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; умение осуществлять сравнение и классификацию экономических терминов, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии

§ 4–5, выучить определения понятий по теме урока.

5

Экономическая жизнь общества

Основные вопросы экономики.

Рациональное поведение человека в экономике. Альтернативная стоимость

Устанавливать внутрипредметные связи, определять мотивы собственного рационального поведения, соотносить теоретический материал с собственным жизненным опытом, приводить аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществлять умственные логические операции

Умение использовать различные источники информации для решения познавательных и практических задач; умение решать в рамках изученного материала познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека

§ 6, выучить определения понятий по теме урока.

6

Типы экономических систем

Экономическая система. Основные типы экономических систем. Рыночная экономика. Частная собственность. Централизованная экономика. Смешанная экономика. Развитие мировой экономики. Глобализация. Экономическая система современной России

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем; устанавливать внутри предметные связи; приводить примеры различных видов экономической деятельности, характеризовать рыночные отношения; называть, приводить примеры, сопоставлять различные виды рынков; характеризовать процессы интеграции и глобализации, высказывать суждения и аргументировать свою позицию, собирать и анализировать социальную информацию

Умение распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления; получение информации об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа, умение выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики

§ 7–8 Знать

определения понятий по главе 1.

7

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Главные вопросы экономики»

Подготовка к контрольной работе по теме «Главные вопросы экономики»

Повторить раннее изученный материал.

 8

Контрольная работа  №1 по  теме: «Главные вопросы экономики»

Повторить раннее изученный материал.

Глава 2. Рыночный механизм хозяйствования ( 5  часов )

9

Механизм ценообразования. Законы спроса и предложения

Цена. Законы спроса и предложения. Равновесная цена

Устанавливать межпредметные связи, комментировать схемы, давать определения основным экономическим понятиям, раскрывать на примерах законы спроса и предложения

Знание ключевого понятия экономики: «спрос и предложение»; овладение приёмами работы с социальной информацией, полученной из разных источников; умение самостоятельно находить актуальную социальную информацию по теме и преобразовывать её в соответствии с решаемой задачей

§ 9, выучить определения понятий по теме урока.

10

Конкуренция и её виды

Конкуренция. Виды конкуренции. Монополия. Методы конкуренции

Понимать и объяснять роль конкуренции в условиях рыночной экономики; комментировать схему, систематизировать материал в таблицу; раскрывать смысл понятий «монополистическая конкуренция», «монополия»; находить решение определённых экономических ситуаций

Формулирование своей точки зрения; умение использовать современные возможности коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации, умение решать в рамках изученного материала познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека

§ 10, выучить определения понятий по теме урока.

11

.Рынок труда

Особенности рынка труда. Заработная плата. Виды заработной платы. Безработица. Профсоюзы

Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, различать виды заработной платы, анализировать исторические события в обществоведческих целях, соотносить полученные знания экономического характера со знаниями социальной направленности, находить дополнительную информацию в официальных документах, СМИ, сети Интернет

Наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; умение получать социальную информацию об экономической жизни общества из различных источников информации

§ 11, выучить определения понятий по теме урока.

12

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Рыночный механизм хозяйствования»

Подготовка к контрольной работе по теме  «Рыночный механизм хозяйствования».

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 2 главе.

13

Контрольная работа №2  по теме  «Рыночный механизм хозяйствования».

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 2 главе.

Глава 3. Экономика предприятия. Экономика семьи ( 5 часов )

14

Роль предприятий в экономической жизни

Роль предприятий в экономической жизни. Предприятие как коммерческая организация. Виды предприятий. Издержки, выручка, прибыль предприятия

Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, определять разницу между коммерческой организацией и некоммерческой, раскрывать на примерах экономическую сущность различных предприятий, исследовать несложные практические ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью

Выполнение несложных практических заданий социально-экономического характера; воспитание бережного отношения к окружающей среде

§ 12 выучить определения понятий по теме урока.

15

Организационно-правовые формы предприятий

Индивидуальное предприятие. Формы коллективных предприятий. Кооператив, унитарное предприятие

Устанавливать связи с курсом обществознания, характеризовать основные формы предприятий, проводить сравнительный анализ и выявлять сходные и отличительные черты форм предприятий, использовать дополнительные юридические источники

Умение систематизировать полученные знания; умение находить, извлекать и анализировать социальную информацию в разных источниках в познавательных и практических целях; логическое рассуждение

§ 13 выучить определения понятий по теме урока.

16

Экономика семьи

Домохозяйство.

Виды домохозяйств. Бюджет семьи. Экономические ресурсы семьи. Доходы и расходы семьи. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства

Называть, описывать и иллюстрировать примерами основные типы домохозяйств; называть, описывать и приводить примеры источников и видов доходов семьи; описывать закономерность изменения расходов семьи в зависимости от доходов; анализировать статистические данные и делать выводы; привлекать родителей к обсуждению данной темы

Применение полученных знаний для характеристики экономики семьи; умение планировать собственную деятельность; умение анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения

§ 14 выучить определения понятий по теме урока.

17

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Экономика предприятия. Экономика семьи»

Подготовка к контрольной работе по теме  «Экономика предприятия. Экономика семьи»

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 3 главе.

18

Контрольная работа №3 по теме  «Экономика предприятия. Экономика семьи»

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 3 главе.

Глава 4. Деньги в рыночной экономике ( 6 часов )

19

Деньги: история и современность

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Инфляция

Устанавливать межпредметные связи с историей и филологией, описывать виды денег, раскрывать на примерах функции денег, применять знания о современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную информацию в интернет-источниках и СМИ

Знание ключевых понятий экономики: «деньги», «инфляция»; решение в рамках изученного материала познавательных задач, отражающих типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; аргументация собственной точки зрения; развитие ИКТ-компетенций

§ 15 выучить определения понятий по теме урока.

20

Банки и банковская система

Банк. Функции банка. Депозит. Центральный банк. Коммерческие банки

Устанавливать межпредметные связи с историей и математикой, раскрывать значение понятия «банк», объяснять на конкретных примерах сущность депозитарной и посреднической функций банка, анализировать информацию, выполнять несложные расчёты и делать выводы

Понимание основных принципов организации банковской системы; формирование коммуникативной компетентности в общении со взрослыми в процессе образовательной деятельности

§ 16 выучить определения понятий по теме урока.

21

Кредиты и их роль в современном обществе

Кредиты и их роль в современном обществе. Принципы кредитования. Потребительский кредит. Ипотечный кредит

Устанавливать межпредметные связи с курсом обществознания, сравнивать свой опыт и опыт ближайшего окружения по теме, заполнять схему и таблицу на основе текста, объяснять причины повсеместного распространения кредитования в современном мире, объяснять принципы работы банков и банковского кредитования

Знание ключевых понятий экономики: «банк», «банковская система»; формирование аналитического мышления; формирование учебно-познавательной мотивации; самостоятельное осуществление расширенного поиска информации; умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации

§ 17 выучить определения понятий по теме урока.

22

Роль страхования в экономической жизни

Система страхования. Функции страхования. Механизм страхования. Виды страхования. Страхование как элемент социальной защиты населения

Объяснять необходимость страхования, иллюстрировать функции страхования примерами страховых случаев, систематизировать знания с помощью таблиц, раскрывать на примерах механизм страхования и виды страхования

Умение давать определения понятиям; умение осуществлять поиск дополнительной информации и на её основе делать логические выводы; использование теоретических знаний для решения задач, отражающих типичные жизненные ситуации

§ 18 выучить определения понятий по теме урока.

23

Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Деньги в рыночной экономике»

 Подготовка к контрольной работе по теме  «Деньги в рыночной экономике»

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 4 главе.

24

Контрольная работа №4  по теме  «Деньги в рыночной экономике»

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий по 4 главе.

Глава 5. Роль государства в экономике ( 7 часов )

25

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики. Роль государства в современной рыночной экономике. Методы и формы государственного регулирования

Устанавливать межпредметные связи с историей и внутрипредметные связи с курсом обществознания, осуществлять смысловое чтение текстов, заполнять схему на основе текста параграфа, характеризовать административные методы государственного регулирования экономики, обосновывать свою позицию по актуальным вопросам темы

Умение объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

§ 19 выучить определения понятий по теме урока.

26

Кредитно-денежное и валютное регулирование

Кредитно-денежная политика государства. Мировая валютная система. Валютный курс

Называть и иллюстрировать примерами основные инструменты кредитно-денежной политики государства, решать несложные экономические задачи, осуществлять поиск и обработку информации в сети Интернет

Умение осуществлять расширенный поиск информации; умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации

§ 20 выучить определения понятий по теме урока.

27

Экономический смысл налогообложения

Как появились налоги. Налоговая система. Функции налогов. Налоговая политика государства

Устанавливать связь с историей и обществознанием, объяснять значение налогов в жизни государства и общества, характеризовать и иллюстрировать примерами виды налогов, находить и извлекать социальную информацию о налоговой политике государства из адаптированных источников различного типа, систематизировать знания с помощью табличных форм

Знание ключевого понятия экономики: «налог»; умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; умение находить нужную социальную информацию в СМИ и сети Интернет; анализ и применение социальной информации из различных источников для решения познавательных и практических задач

§ 21 выучить определения понятий по теме урока.

28

Экономический рост. Экономические циклы

Валовой внутренний продукт. Экономический рост. Экономические циклы

Осуществлять смысловое чтение текста, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, анализировать статистические данные, устанавливать связи с историей, давать определение понятиям «экстенсивный путь развития» и «интенсивный путь развития» и иллюстрировать примерами, анализировать информацию и делать выводы, осуществлять поиск информации в сети Интернет

Знание ключевых понятий экономики: ВВП; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; освоение приёмов работы с социально значимой информацией; умение её систематизировать; оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе

§ 22 выучить определения понятий по теме урока.

29

Бюджет - дело государственной важности

Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит бюджета. Сбалансированный бюджет

Устанавливать внутрикурсовые связи, раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет», описывать процедуру разработки и принятия государственного бюджета, раскрывать основные статьи доходов и расходов государственного бюджета, давать характеристику соотношению доходов и расходов, систематизировать знания с помощью внутритекстовых схем и таблиц, расширять полученные знания с помощью регионального аспекта

Знание ключевого понятия экономики: «государственный бюджет»; выполнение несложных практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; умение анализировать с опорой на полученные знания экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников

§ 23 выучить определения понятий по теме урока.

30

Государственная политика занятости

Безработица. Виды и типы безработицы. Государственная политика занятости

Устанавливать внутрикурсовые связи; характеризовать безработицу как состояние рынка труда, называть и описывать причины безработицы, моделировать практические ситуации, связанные с причинами и последствиями безработицы, объяснять роль государства в обеспечении занятости, выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы

Знание ключевого понятия экономики: «безработица»; применение полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений; умение переводить социальную информацию из одной знаковой системы в другую; формирование коммуникативной компетентности; умение анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы

§ 24 выучить определения понятий по теме урока.

31

Социальная политика государства

Направления социальной политики государства. Социальное государство. Социальная защита. Социальное обеспечение

Определять цели социальной политики государства, приводить примеры социальной защиты, давать оценку реализации модели социального государства в современной России, извлекать и анализировать дополнительную информацию, в том числе регионального характера

Применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; работа со социальной информацией из разных источников; формирование коммуникативной компетентности в общении с взрослыми в процессе образовательной деятельности

§ 25 выучить определения понятий по теме урока.

Итоговое повторение курса «Обществознание» 9 класс ( 3 часа )

32

Итоговое повторение, систематизация , обобщение и контроль за курс  «Обществознание» 9 класс

Подготовка к итоговой контрольной работе по обществознанию за курс  «Обществознание» 9 класс

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий за весь курс  обществознания 9 класса.

33

Итоговая контрольная работа  за курс «Обществознание « 9 класс

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий за весь курс  обществознания 9 класса.

34

Итоговый повторительно – обобщающий   урок «Обществознание: экономика вокруг нас» 9 класс

Повторить раннее изученный материал. Знать определения понятий за весь курс  обществознания 9 класса.

Итого: 34 часа

Контрольных работ : 5



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                            «СОГЛАСОВАНО»                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                                                                                        Зам. директора по УР                                                                Директор

учителей гуманитарного

цикла                                                                                                                       ________                                     _________

                                                                                                                                                                                                                      Приказ от 01.09.2018 № __________

Протокол от  27.08.2018 №___                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

 для 9 класса

на 2018-2019 учебный год

Базовый уровень

Составил:

учитель  истории и обществознания

 первой квалификационной категории

Щурина Светлана Петровна

   

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • Фундаментальное ядро образования;
  • Примерная программа основного общего образования по обществознанию;
  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий;
  • Обществознание: программа: 5-9 классы общеобразовательных организаций/( авторы- составители О. Б. Соболева, О. В. Медведева) -М.: Вентана-Граф, 2014

Цели обществоведческого образования в основной школе

   Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

Цели курса призваны реализовать три уровня социального заказа:

  •  на уровне личности - заказ на личную, социальную и профессиональную успешность ученика.
  •  на уровне общества - заказ на сохранение физического и морального здоровья нации, на цивилизованное отношение к проблемам свободы и ответственности, на поддержание социальной справедливости и достойного уровня благосостояния.
  •  на уровне государства - на сохранение единства и безопасности страны, на развитие человеческого капитала и конкурентоспособности в современном мире.

Учебно-методический комплект:

  1. Насонова И.П. Обществознание: 9 класс: Экономика вокруг нас: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ под общей редакцией Г. А. Бордовского.-М.: Вентана-Граф
  2. Журавлева О. Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. Методическое пособие. Электронное учебное издание (CD) Класс: 5-11
  3. Воронцов А.В., Соболева О.Б. Обществознание. 7-11 класс. Сборник олимпиадных заданий. - М.: Вентана – Граф

Данный УМК реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к  деятельностным формам организации учебного процесса.

Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания общественно-научного образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию), метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения.

Подзаголовок курса обществознания 9 класса «Экономика вокруг нас». Во время изучения курса «Обществознание 9 класса», учащийся знакомится с экономическими категориями, понятиями, процессами в ходе практической деятельности, повседневности своего бытия. К 9 классу основной школы эти эмпирические знания уже нуждаются в обобщении, дополнении теорией, овладении конкретными умениями. Некоторые учащиеся к этому возрасту уже имеют опыт работы, что делает изучение экономической проблематики на данном этапе особенно актуальным. Идя от конкретных экономических ситуаций, с которыми сталкивается ученик в своей жизни, осуществляется выход не только на проблемы рационального экономического поведения, но и на этическую сторону разрешения материальных потребностей человека. Задачами курса являются: знакомство учащихся с основными понятиями экономики, развитие умения соотносить их с реальными явлениями экономической жизни подростков и их ближайшего окружения, понимание структуры экономики и сущности основных экономических процессов; осознание первостепенных экономических интересов - как личных, так и общественных, их оценка; применение обоснованного подхода к личным экономическим решениям. Учитывая необходимость подготовки к итоговой аттестации по окончанию обучения в основной школе, в течение обучения обществознанию в 8 и 9 классе предусмотрено текущее и итоговое повторение учебного материала. Текущее повторение построено на основе реализации системы ретроспективных внутрипредметных связей в течение последних двух лет обучения обществознания на ступени основного общего образования. Для итогового повторения отводится специальное резервное время, дается краткое обобщенное изложение пройденного материала.

Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех этапах обучения остается традиционным:

  • Выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала;
  • Характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и правовой.

Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех этапах обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала.

Курс должен пробудить интерес ученика к самому себе, к своему внутреннему миру, что является обязательным условием для самопознания и самосовершенствования. Курс знакомит с различными проявлениями человеческой индивидуальности - характерами, темпераментами, способностями. Это дает возможность не только идентифицировать себя по этим и другим параметрам, но и научиться жить с другими людьми, взаимодействовать с ними.

Рабочая программа ориентирует на раскрытие регуляторов поведения человека, прежде всего на мораль и моральный контроль, на проблемы свободы и ответственности.

Практическое значение курса связано с процессом самопознания, самоидентификации, осознанием жизненных ценностей и усвоением норм межличностных отношений. Курс будет   способствовать эффективности процесса самопознания, актуализации опыта совместной деятельности и лично го опыта взаимодействия с другими людьми.

Формы и методы работы:

  •  обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
  • формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
  • обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
  • исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
  • литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
  • художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
  • публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
  • научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
  • опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

     Результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные.  Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты

  • Воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору  и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора  учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

Предметные результаты

Изучение учебного предмета «Обществознание» должно обеспечить:

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

Предметные результаты учебного предмета «Обществознание» должны отражать:

  • Предметные результаты изучения учебного предмета «Обществознание» должны отражать:
  • Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
  • Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • Освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

  • Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

9 класс Экономика вокруг нас 35 часов

Введение Что такое экономика? 1 час

 Роль экономики в нашей жизни. Экономическое мышление.

Главные вопросы экономики 8 часов

Экономика как хозяйство и наука. Развитие экономических знаний. Экономические знания современного человека Ограниченность ресурсов и безграничность человеческих потребностей. Экономические и неэкономические блага. Товары и услуги. Производство. Факторы производства. Предпринимательство. Современные факторы производства. Основные вопросы экономики. Рациональное поведение человека в экономике. Альтернативная стоимость. Экономическая система. Типы экономических систем. Функции рынка. Экономическая система современной России. Смешанная экономика.

Рыночный механизм хозяйствования  4 часа

Понятие рынка. Рыночные отношения. Спрос, предложение и рыночная цена. Конкуренция - двигатель рыночного механизма. Виды

 конкуренции. Методы конкуренции. Монополизация. Виды монополий. Особенности рынка труда. Заработная плата. Профессиональные союзы.

Экономика предприятия. Экономика семьи 4 часа

Предприятие. Виды предприятий. Издержки, выручка и прибыль. Организационно-правовые формы предприятий. Акционерное общество. Унитарное предприятие. Домашнее хозяйство. Семейный бюджет.

Деньги в рыночной экономике 5 часов

Деньги - сущность, происхождение, виды. Роль денег в рыночной экономике. Банки, их виды и функции. Инфляция. Кредитная система. Кредиты: их виды и функции. Потребительский кредит. Ипотека. Кредитные карты. Сущность страхования. Механизм страхования. Функции страхования. Виды страхования. Страховые расходы.

Роль государства в экономике 8 часов

Подходы к определению роли государства в экономике. Экономическая политика государства. Прямое и косвенное государственное регулирование в условиях рыночной экономики.

Кредитно-денежное регулирование рыночной экономики. Валютные отношения. Налоги. Виды налогов. Налоговая система. Функции налогов. Налоговая политика государства. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Внутренний валовой продукт. Экономический цикл. Бюджет. Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Виды бюджета. Безработица. Виды безработицы. Роль безрабо-тицы в экономике. Государственная политика занятости. Биржа труда. Сущность социальной политики. Направления социальной политики. Социальное государство. Социальная защита. Социальное обеспечение. Мировая экономика. Процесс глобализации, его пути и направления. Лидерство в глобальном мире. Геополитика. Глобализация экономики. Международное разделение труда. Сравнительная экономическая характеристика современных стран. Основные направления международных экономических отношений. Международная торговля. Обменный курс валют и платежный баланс. Международные аспекты экономического роста и стабильности. Международные экономические организации. Россия в современной мировой экономике.

Итоговое тестирование 1 час.

Повторение пройденного курса: «Общественные науки вокруг нас» 1 час

Итоговое повторение обществознания за курс основной школы. 3 часа 

9 класс  

34 часа

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Введение . Что такое экономика?

1 час

Главные вопросы экономики

7 часов

Рыночный механизм хозяйствования  

5 часов

Экономика предприятия. Экономика семьи

5 часов

Деньги в рыночной экономике

6 часов

Роль государства в экономике

7 часов

Итоговое повторение , контроль знаний за курс основной школы.

3 часа

Описание учебно-методического процесса и материально-технического обеспечения образовательного процесса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сечина Т. И., Головцева В. В., Ремчукова М. В. Справочник учителя истории и обществознания. – Волгоград, Учитель, 2013 г.
  2. Кочергина Л. Л. Обществознание. 6-11 классы. Формирование политических и социальных компетенций. - Волгоград, Учитель, 2013 г
  3. Северина Л. А. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся.-Волгоград, Учитель, 2011 г
  4. Сафразьян А. Л. Обществознание в схемах и таблицах.- М.: Проспект,2013
  5. Поздеев В. А. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс.-М.: Вако, 2014
  6. CD-ROM. Комплект электронных учебных материалов для школы по истории, экономике и обществознанию, 2014 г.
  7. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.Обществознание. 5-7 классы. Я - гражданин России. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2009
  8. Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.Обществознание. 5-7 классы. Я - гражданин России. Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 2009
  9. Кон И.С. Открытие себя. - М.: Политиздат, 1984
  10. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1989
  11. Кауфман Б. Вверх по лестнице ведущей вниз - М.: Азбука, 2010
  12. Корчак Я. Как любить ребёнка. М.: У- фактория, 2007
  13. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика  асоциального     поведения. - М.: Просвещение, 2006
  14. Мячина Л. Маленьким детям большие права. – М.: Детство – Пресс, 2007
  15. Тиле А.А. Занимательная юриспруденция. – М.: Галарт, 2005
  16. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. – М.: Аванта, 2001
  17. Энциклопедия для детей. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта, 2005

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Стенды для постоянных и временных композиций
  2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

-аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

-компьютер,

-мультимедиапроектор,

-интерактивная доска,

-коллекция медиаресурсов, в том числе приложения к учебникам, обучающие программы,

-выход в Интернет

  1. Комплекты печатных демонстрационных пособий

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru

Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru

Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru

50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru

Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/

Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru

Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru

Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru

Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru

Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/

Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru

Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/

Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru

Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru

Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/

Права человека в России http://www.hro.org

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru

Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru

Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru

СМИ.ru - средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru

Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/

Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru

Федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

Цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.http://www.school-collection.edu.ru/ 

Сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза  http://antropogenez.ru/ 

Сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.http://www.ereport.ru/ -

Сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.http://expert.ru/ 

На сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.http://www.polit.ru/ -

Сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам http://postnauka.ru/.

Сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.http://www.scepsis.ru/ 

Сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России http://slon.ru/ 

Права и дети в Интернете http://www.school-sector.relarn.ru/prava

Твое право -форум для детей и подростков:  http://www.teenclub.ru/forum/law 

Права человека в России: http://www.hro.org

Президент России -гражданам школьного возраста: http://www.uznay-prezidenta.ru

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России: http://www.ifap.ru

Государственная Дума:  http://www.duma.gov.ru

Председатель Правительства РФ: http://www.premier.gov.ru

Совет Федерации: http://www.council.gov.ru

Конституционный суд Российской Федерации:  http://www.ksrf.ru

Бюджетная система РФ: http://www.budgetrf.ru

Министерство финансов РФ: http://www.minfin.ru 

Федеральная налоговая служба: http://www.nalog.ru 

Министерство экономического развития РФ:  http://www.economy.gov.ru 

Федеральная служба по труду и занятости:  http://www.rostrud.ru 

Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент:  http://www.ecsocman.edu.ru 

Путеводитель по истории  экономической мысли:http://www.basic.economicus.ru/guide/index.php 

Материалы ГИА по обществознанию: http://www.fipi.ru 

Всероссийская олимпиада школьников по экономике:  http://www.old.econ.rosolymp.ru 

Эвристическая дистанционная олимпиада по экономике для детей и  взрослых:  http://eidos.ru/olymp/economy 

Раздел экономики веб-энциклопедии Кирилла и Мефодия:  http://www.mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=93 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание»

9 класс.

Выпускник научится:

  • Добывать и критически оценивать информацию: о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения; о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать); о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • Представлять  информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Определять и объяснять своё отношение к проблемам: к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.); «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;
  • Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.
  • Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные, с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;
  • отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...