Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 классов
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Марисолинская СОШ»,  примерной образовательной программы по обществознанию,  авторской программы  по обществознанию для 5-9 классов Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.  5-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.  – М.: Просвещение, 2013 г.). Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует ФГОС основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано», и включена в Федеральный перечень.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Состав УМК для 5 класса:

- Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.

- Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 6 класса:

- Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.

- Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 7класса:

- Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 8 класса:

- Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 9 класса:

- Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов учебного времени, из расчета 1 ч в неделю, а именно:

Классы

Кол-во учебных недель

Кол-во часов в год

5 классы

34

34

6 классы

34

34

7 классы

34

34

8 классы

34

34

9 классы

34

34

Итого:

170

170

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используются следующие формы организации учебного процесса:

- индивидуальная работа;

- индивидуально-групповая работа;

- групповая работа;

- работа в парах;

- нетрадиционные уроки: урок-исследование, урок-практикум, урок-семинар, урок-презентация.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные  работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала. В школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

Последовательность, предложенная в примерной программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем  программы по обществознанию в основной школе  каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные  ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема – «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики. – производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе – создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики – потребителей и производителей. Кроме того программа предлагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часа. Общая недельная нагрузка в каждом учебном году, продолжительностью 34 недели, составляет 1 час.  

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

А так же:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков

Модель мониторинга качества обучения на уроках обществознания.

Вид мониторинга

Периодичность

Цель

1

Стартовая диагностика

Перед каждым разделом программы.

Выяснить уровень предполагаемых знаний полученных вне урока.

2

Закрытое тестирование (с выбором ответа)

1 раз в четверть

Измерить у учащихся уровень овладения знаниями и умениями в результате обучения.

3

Открытое тестирование

1 раз в четверть для учеников с повышенным и высоким уровнем достижений.

Для измерения уровня овладения знаниями.

4

Стандартизированные тесты

1 -2  раза в год

Выявить профильную направленность учащихся.

5

Авторские тесты

По мере необходимости

Выявить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений.

6

Эссе

1 раз в четверть

Рефлексия.

7

Проект или исследовательская работа

1 раз в год, как зачетная работа по итогам года.

Мотивация на организацию самостоятельной  учебной деятельности.

8

Портфолио

По итогам года

Переход к многомерному измерению нескольких образовательных достижений.

Такая модель мониторинга применима для любого класса основной школы, задания и их сложность зависят от возрастных и психологических особенностей обучающихся.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются текущий и промежуточный контроль знаний,  которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания устных ответов учащихся:

Критерии оценивания

5

4

3

2

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

 Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

Технология оценивания учебных успехов.

В ее основе два правила:

1) Оцениваться может все, а отметка ставится только за решение   продуктивной задачи (задания).

2) Учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания: 1. Какое было задание? 2. Удалось получить результат? 3. Верно или с ошибками? 4. Сам или с чьей-то помощью? 5. По каким признакам мы различаем отметки? 6. Какой отметки заслуживает решение этой задачи?

Содержание учебного предмета, курса

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – 34 Ч

1. Человек в социальном измерении

Природа человека. Деятельность и поведение. Отношения в семье и со сверстниками. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.

2. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Ученический коллектив, группа сверстников. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО – 34 Ч

3. Общество – большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы общества. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

4. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Глобальные проблемы современности. Российское общество в начале XXI в. Основы конституционного строя Российской Федерации.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ – 34 Ч

5. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

6. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Семейные правоотношения. Трудовые правоотношения. Административные правоотношения. Преступление и наказание. Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 34 Ч

7. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Типы экономических систем. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Деньги и их функции. Роль государства в рыночной экономике. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в.

8. Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Предприниматель. Экономика семьи. Права потребителя.

9. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Основные социальные группы современного российского общества. Нации и межнациональные отношения.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА – 34 Ч

10. Политическая жизнь общества

Власть. Сущность государства. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Органы власти Российской Федерации. Глобализация и её противоречия.

11. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Культура, её многообразие и формы. Роль религии в культурном развитии. Культура Российской Федерации.

12. Человек в меняющемся обществе

Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье.

Тематическое планирование по обществознанию

5 класс

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться и принимать удачные решения.

2-я линия развития личности.  Занимать свою позицию в обществе, чтобы научиться строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается других взглядов.

3-я линия развития личности. Действовать в рамках закона и нравственных норм.

п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по рабочей

программе

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Человек

5

3.

Глава 2. Семья

7

4.

Глава 3. Школа

7

5.

Глава 4. Труд

4

6.

Глава 5. Родина

8

7.

Подведение итогов, защита проектов

2

Итого:

34 ч

Результаты – требования к уровню подготовки  в конце 5-го класса

Интеллектуально-познавательные действия:

  • Добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.

 

Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

 Нравственно-оценочные, личностные действия:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки  и т.п.).

Межпредметные связи

История, 5-й класс: формирование единой с  историей системы понятий, структуры общественных связей.
Литература, 5-й класс:
 общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
География, 5-й класс:
 закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 5-й класс:
 представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1.  Социальный портрет моего сверстника.

2.  Знай свои права (пособие для подростка).

3.  Защита правопорядка.

4.  Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).

5.  Бизнес (иллюстрированный словарь).

6.  Как работает современный рынок.

7.  Здоровый образ жизни.

8.  Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.

9.  Мой город — город для всех.

10.  Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.

11.  Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).

12.  Человек долга — кто он, каков он?

13.  Свободное время школьника.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 5 КЛАСС

Разделы

Темы уроков

Кол. часов

Срок

Факт

 Введение

Урок 1. Введение в обществознание

1

Раздел I. Человек

Урок 2.Загадки человека

1

Раздел I. Человек

Урок 3. Человек

1

Раздел I. Человек

Урок 4. Отрочество - особая пора

1

Раздел I. Человек

Урок 5. Отрочество - особая пора

1

Раздел I. Человек

Урок 6. Практикум

1

Раздел II. Семья

Урок 7. Семья и семейные отношения

1

Раздел II. Семья

Урок 8. Семья и семейные отношения

1

Раздел II. Семья

Урок 9. Семейное хозяйство

1

Раздел II. Семья

Урок 10. Семейное хозяйство

1

Раздел II. Семья

Урок 11. Свободное время

1

Раздел II. Семья

Урок 12. Свободное время

1

Раздел II. Семья

Урок 13. Практикум

1

Раздел III. Школа

Урок 14. Образование в жизни человека

1

Раздел III. Школа

Урок 15.Образование в жизни человека

1

Раздел III. Школа

Урок 16. Образование и самообразование

1

Раздел III. Школа

Урок 17. Образование и самообразование

1

Раздел III. Школа

Урок 18. Одноклассники, сверстники, друзья

1

Раздел III. Школа

Урок 19. Одноклассники, сверстники, друзья

1

Раздел III. Школа

Урок 20. Практикум

1

Раздел IV. Труд

Урок 21.Труд-основа жизни

1

Раздел IV. Труд

Урок 22. Труд-основа жизни

1

Раздел IV. Труд

Урок 23. Труд и творчество

1

Раздел IV. Труд

Урок 24. Практикум

1

Раздел V. Родина

Урок 25. Наша Родина-Россия

1

Раздел V. Родина

Урок 26. Наша Родина-Россия

1

Раздел V. Родина

Урок 27. Государственные символы России

1

Раздел V. Родина

Урок 28. Государственные символы России

1

Раздел V. Родина

Урок 29. Гражданин России

1

Раздел V. Родина

Урок 30. Гражданин России

1

Раздел V. Родина

Урок 31.Мы-многонациональный народ

1

Раздел V. Родина

Урок 32. Мы-многонациональный народ

1

Раздел VI. Итоговое повторение

Урок 33. Итоговое повторение

1

Раздел VI. Итоговое повторение

Урок 34. Итоговое повторение

1

6 класс

Цели: развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.  Анализировать  простые системы фактов, явлений, понятий. Объяснять разнообразие современного мира с учетом знаний о его устройстве

2-я линия развития личности.  Определять  свою позицию. Уметь  договариваться, оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения. Объяснять отличия своих оценок от других. Учиться делать нравственный выбор с точки зрения знаний об устройстве современного общества.

3-я линия развития личности. Действовать в правовых и нравственных нормах. Приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков. Отмечать значимость своего вклада в правовые способы и средства  защиты правопорядка в обществе.

п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по рабочей

программе

1.

Введение

1

2.

Глава 1. Человек в социальном измерении

12

3.

Глава 2. Человек среди людей

10

4.

Глава 3. Нравственные основы жизни

9

5.

Обобщающий урок по курсу, защита проектов

2

Итого:

34 ч

Результаты – требования к уровню подготовки  в конце 6-го класса

 Интеллектуально-познавательные действия:

  • Добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
  • Систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
  • Понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.  Анализировать  простые системы фактов, явлений, понятий.

Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

  • Определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
  • Делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же  моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

Нравственно-оценочные, личностные действия:

  • Решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.

Межпредметные связи  

История, 6-й класс: формирование единой с обществознанием системы понятий, структуры общественных связей.

Литература, 6-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, в том числе через эпос и фольклор разных народов России и мира, сложившихся преимущественно в Средние века.

География, 6-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 6-й класс: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС

  

Разделы

Темы уроков

Кол. часов

Срок

Факт

 

Урок 1. Введение. Что изучает обществознание

1

 

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 2. Человек. Личность

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 3. Человек. Личность

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 4. Человек познаёт мир

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 5. Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» поколений

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 6. Человек и его деятельность

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 7.Учимся правильно организовывать свою деятельность

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 8. Потребности человека

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 9. Потребности человека

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 10. На пути к жизненному успеху

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 11.На пути к жизненному успеху

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 12. Человек в социальном измерении

1

Раздел I. Человек в социальном измерении

Урок 13. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек в социальном измерении»

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 14. Межличностные отношения

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 15. Межличностные отношения

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 16.Человек в группе

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 17.Человек в группе

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 18. Общение

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 19. Общение

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 20. Конфликты в межличностных отношениях

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 21. Конфликты в межличностных отношениях

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 22. Практикум «Человек среди людей»

1

Раздел II. Человек среди людей

Урок 23. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек среди людей»

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 24. Человек славен добрыми делами

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 25. Человек славен добрыми делами

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 26. Будь смелым

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 27. Будь смелым

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 28. Человек и человечность

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 29. Человек и человечность

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 30. Нравственные основы жизни

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 31. Нравственные основы жизни

1

Раздел III. Нравственные основы жизни

Урок 32. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Нравственные основы жизни»

1

Раздел IV. Итоговое повторение

Урок 33. Итоговое повторение

1

Раздел IV. Итоговое повторение

Урок 34. Итоговое повторение

1

7 класс

Цели обучения: Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, характеризуя  более сложные системы и  абстрактные понятия. Систематизировать обществоведческую информацию с целью определения своего места и роли в обществе.

2-я линия развития личности.  Давать оценку  не только поступкам, но и комплексным сложным общественным явлениям. Учиться договариваться  с другими, осознавая значимость коммуникации в межличностном общении и определении своего места в обществе.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать  последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной ситуации.  Выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.  

п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по рабочей

программе

1.

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе

14

2.

Глава 2. Человек в экономических отношениях

14

3.

Глава 3. Человек и природа

4

4.

 Итоговое повторение

2

Итого:

34 ч

Требования к уровню подготовки  в конце 7-го класса

Интеллектуально-познавательные действия:

Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений;
  • о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;
  • о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;
  • об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации; о
  • структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.

Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

 Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

Занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.

Определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.

Определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.

Определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.

Отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.

Нравственно-оценочные, личностные действия:

Действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.

        Выстраивать линию своего поведения в ситуациях:

  • моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,
  • связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;
  • моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.
  • нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.

Межпредметные связи  

История, 7-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.
Литература, 7-й класс:
 общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География, 7-й класс:
 закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Биология, 7-й класс:
 общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7  КЛАСС

Разделы

Темы уроков

Кол. часов

Срок

Факт

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 1. Что значит жить по правилам

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 2. Что значит жить по правилам

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 3. Права и обязанности граждан

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 4. Права и обязанности граждан

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 5. Почему важно соблюдать законы

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 6. Защита Отечества

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 7. Защита Отечества

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 8. Что такое дисциплина

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 9. Что такое дисциплина

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 10. Виновен-отвечай

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 11. Виновен-отвечай

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 12. Кто стоит на страже закона

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 13. Кто стоит на страже закона

1

Раздел I. Регулирование поведения людей в обществе

Урок 14. Практикум по теме: «Регулирование поведения  людей в обществе»

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 15.Экономика и её основные участники

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 16. Экономика и её основные участники

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 17. Золотые руки работника

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 18. Золотые руки работника

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 19. Производство: затраты, выручка, прибыль

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 20. Производство: затраты, выручка, прибыль

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях руд

Урок 21. Виды и формы бизнеса

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 22. Виды и формы бизнеса

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 23. Обмен, торговля, реклама

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 24. Обмен, торговля, реклама

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 25. Деньги и их функции

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 26. Деньги и их функции

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 27. Экономика семьи

1

Раздел II. Человек в экономических отношениях

Урок 28. Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

Раздел III. Человек и природа

Урок 29. Воздействие человека на природу

1

Раздел III. Человек и природа

Урок 30. Охранять природу-значит охранять жизнь

1

Раздел III. Человек и природа

Урок 31.Закон на страже природы

1

Раздел III. Человек и природа

Урок 32. Практикум по теме: «Человек и природа»

1

Раздел IV. Итоговое повторение

Урок 33. Итоговое повторение

1

Раздел IV. Итоговое повторение

Урок 34. Итоговое повторение

1

8 класс

Цели обучения: Развивать умения по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, связывая  в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом. Рассматривать современное  глобальное общество с позиций толерантности  и осознания единства, стоящих перед ним задач.

2-я линия развития личности.  Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения. Уметь общаться с людьми, преодолевая и предотвращая конфликты.

3-я линия развития личности. Делать мировоззренческий и гражданско-патриотический выбор (подтверждать его аргументами и фактами) в ситуациях, характеризующих развитие современного общества. Понимать и принимать последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной обстановке. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию и иную, учиться договариваться с людьми иных позиций.

 

п/п

Наименование

Раздела

Кол-во часов по рабочей

программе

1.

Глава 1. Общество и человек

6

2.

Глава 2. Сфера духовной культуры

8

3.

Глава 3. Экономика

13

4.

Глава 4. Социальная сфера

6

5.

Обобщающий урок по курсу

1

Итого:

34 ч

Требования к уровню подготовки  в конце 8-го класса

Интеллектуально-познавательные действия:

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
  • о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять информацию  в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

Определять и объяснять своё отношение:

  • к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
  • к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
  • к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
  • к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии;
  • Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

Нравственно-оценочные, личностные действия:

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

  • с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием  общечеловеческих ценностей;
  • с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;
  • с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
  • с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.

Межпредметные связи

История, 8-й класс: наращивание единой с обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

Литература, 8-й класс: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.

География, 8-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.

Биология, 8-й класс: общие закономерности развития и функционирования человеческого организма, позволяющие устанавливать взаимосвязи проявлений биологического и социально-психологического в поведении человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 8 КЛАСС

Разделы

Темы уроков

Кол. часов

 Сроки

Факт

Раздел I. Личность и общество

Урок 1. Человек, индивид, личность

1

Раздел I. Личность и общество

Урок 2. Становление личности

1

Раздел I. Личность и общество

Урок 3. Что такое общество

1

Раздел I. Личность и общество

Урок 4. Развитие общества

1

Раздел I. Личность и общество

Урок 5. Глобальные проблемы современности

1

Раздел I. Личность и общество

Урок 6. Повторение по разделу "Общество и человек"

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 7. Духовная жизнь

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 8. Мораль

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 9. Долг и совесть

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 10. Моральный выбор

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 11. Образование

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 12. Наука

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 13. Религия

1

Раздел II. Духовная сфера

Урок 14. Повторение по разделу "Духовная сфера"

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 15. Экономика и её роль в жизни общества

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 16. Главные вопросы экономики

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 17. Понятие собственности

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 18. Рыночная экономика

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 19. Производство

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 20. Предпринимательская деятельность

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 21. Роль государства в экономике

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 22. Распределение доходов

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 23. Потребление

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 24. Семейная экономика

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 25. Понятие безработицы

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 26. Мировая экономика

1

Раздел III. Экономическая сфера

Урок 27. Повторение по разделу "Экономическая сфера"

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 28. Социальная структура общества

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 29. Многообразие социальных групп

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 30. Социальные статусы и роли

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 31. Нации и межнациональные отношения

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 32. Отклоняющееся поведение

1

Раздел IV. Социальная сфера

Урок 33. Повторение по разделу "Социальная сфера"

1

Раздел V. Итоговое повторение

Урок 34. Итоговое повторение

1

9 класс

Цели обучения: Развивать умение по применению обществоведческих знаний в жизни.

1-я линия развития личности. Понимать и объяснять разнообразие  современного мира, связывая  в целостную картину различные понятия и факты общественной жизни современной России и мира в целом.  Способность  воспринимать законы как механизмы и регуляторы  деятельности людей

2-я линия развития личности.  Из оценок ситуаций и явлений формулировать принципы и правила своего поведения с установкой на необходимость руководствоваться  нравственными и правовыми понятиями, нормами и правилами.

3-я линия развития личности. Понимать и принимать  последствия своего выбора  и правила поведения в той или иной ситуации. В дискуссии с теми, кто придерживается иных оценок, обосновывать свою позицию  с точки зрения приверженности гуманистическим и  нравственным, демократическим ценностям, патриотизму, гражданственности.

п/п

Наименование

раздела

Кол-во часов по рабочей

программе

1.

Глава 1. Политика

14

2.

Глава 2. Право

19

3.

Итоговое повторение

1

Итого:

34 ч

Требования к уровню подготовки  в конце 9-го класса

Интеллектуально-познавательные действия:

Добывать и критически оценивать информацию:

  • о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
  • о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).

Представлять  информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.

Нравственно-оценочные, личностные и коммуникативные действия:

Определять и объяснять своё отношение к проблемам:

  • манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;
  •  социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;
  • «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;
  •  тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.

Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.

 Нравственно-оценочные, личностные действия:

Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:

  • с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;
  • с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;
  • с  рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;
  • с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.

Межпредметные связи  

История, 9-й класс: оформление единой с  обществознанием системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей; активный перенос общественно-исторических знаний и умений в ситуации, моделирующие актуальные для подростка жизненные задачи.

Литература, 9-й класс: систематический курс развития отечественной литературы, позволяющий прослеживать закономерности отражения общественно-исторических явлений Новейшего времени в произведениях литературы и судьбе писателей.

География, 9-й класс: закономерности взаимодействия общества и природы в глобальном контексте мировой экономической системы.

Биология, 9-й класс: общие закономерности развития жизни на Земле, позволяющие устанавливать взаимосвязи биологических и социальных процессов. Перечень требований к результатам обучения по программе «Российская и всеобщая история, 5–9-е классы» представлен ниже в удобной для контроля форме таблицы требований.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 9 КЛАСС

Разделы

Темы уроков

Кол. часов

Сроки

Факт

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 1. Что такое политика

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 2. Политическая власть

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 3. Государство: признаки, функции, теории происхождения

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 4. Формы правления

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 5. Политические режимы

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 6. Правовое государство

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 7. Гражданское общество и государство

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 8. Пути влияния граждан на власть

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 9. Политические партии и движения

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 10. РФ: форма государства

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 11. Особенности законодательной власти России

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 12. Особенности исполнительной власти России

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 13. Особенности судебной власти России

1

Раздел 1. Политическая сфера

Урок 14. Повторение по разделу "Политическая сфера"

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 15. Что такое право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 16. Источники права

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 17. Правоотношения

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 18. Правонарушения: виды, признаки

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 19. Юридическая ответсвенность

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 20. Правоохранительные органы

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 21. Конституция РФ. Основы конституционного строя России

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 22. Права и свободы человека и гражданина

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 23. Права и свободы человека и гражданина

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 24. Гражданское право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 25. Трудовое право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 26. Семейное право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 27. Административное право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 28. Уголовное право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 29. Повторение по разделу "Политическая сфера"

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 30. Социальные права граждан

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 31. Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 32. Гуманитарное право

1

Раздел 2. Человек и его права

Урок 33. Повторение по разделу "Право"

1

Раздел 3. Итоговое повторение

Урок 34. Итоговое повторение

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература основная

Для учителя:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  5. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  6. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.  5-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.  
  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов].
  8. Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Для учащихся:

  1. Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.
  2. Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.
  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.
  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.
  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.
  6. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  7. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  8. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  9. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».
  10. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев и др.] / Под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

Литература дополнительная

Для учителя:

  1. Нормативные и программные документы.  ФЗ «Об образовании  в РФ».
  2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения.
  3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы»
  4. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин.
  5. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова.
  6. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик.
  7. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова.
  8. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков.
  9. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко.
  10. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова.
  11. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной.
  12. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов.
  13. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева.
  14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс.
  15. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская.
  16. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача.
  17. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев.
  18. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко.  
  19. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева.
  20. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева.  
  21. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова.
  22. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.].
  23. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов.
  24. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.
  25. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова.
  26. Экономика для колледжей: базовый курс.

Для учащихся

  1. Баранов П.А Обществознание: полный справочник.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / И. Кравченко.
  4. Обществознание: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса.
  5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева.

 

Перечень ЦОРов и ЭОРов

 standart.edu.ru fgos.isiorao.ru educom.ru

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                     http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                           http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  http://www.50.economicus.ru — 50 лекций по микроэкономике.  http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.                              http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс.                         hup://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.                               http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.                                                               http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                  http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.                        http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                                http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.     nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                             http://www.chelt.ru — журнал «Человек и труд».     http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.                                     http: //www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии.    http://www.russianculture.ru/ — Культура России.                                    http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.                                                                                                                       http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».                           http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».                                         http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).                                http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам.                                                          http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова

Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова

·        Рабочая программа создана на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова

     Рабочая программа создана на основе·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....