Экономическая игра "Бизнес-старт
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)

Сарикова Лидия Семёновна

Экономическая игра "Бизнес-старт рассчитана на учащихся 10-11 классов на повторительно-обобщающем уроке по теме "Современная экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biznes-start.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономическая игра «Бизнес-старт». (Повторительно-обобщающий урок по теме «Современная экономика»)

Цель: повторить, обобщить и закрепить пройденный материал; формировать умения учащихся самостоятельно ориентироваться в экономических отношениях; содействовать выработке  экономически грамотного поведения.

Тест-анкета «Можешь ли ты стать предпринимателем?»

Предприниматель – это не только профессия, но и особый склад мышления. Не каждый им может стать. Я предлагаю вам тест, который поможет проверить ваши способности «делать миллионы»:

1. Каким способом легче всего «делать деньги»?

А) много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно, вкладывать имеющиеся деньги в дело;

Б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастья в лотереях;

В) постепенно делать карьеру, пройдя все ступени, вплоть до руководящей, или заняться политикой.

2. Какой размер прибыли может, по вашему мнению, побудить богатейших людей мира заключить сделку?

А) от полумиллиона до миллиона;  Б) до десяти миллионов;  В) десять миллионов и выше.

3. С каким высказыванием Вы согласны?  А) Чем больше денег, тем больше удовольствия;  Б) деньги означают власть;   В) деньги вызывают много зависти.

4. Известна ли Вам так называемая «игра по письму»? Вы кладёте в конверт небольшую сумму денег, находите жертву, которая тоже отсылает деньги, и в конечном счёте, Ваше капиталовложение возвращается к Вам в многократном размере. Какую роль Вы готовы при этом сыграть?

А) не участвовать; Б) участвовать и зарабатывать при этом;  В) быть инициатором игры.

5. Придаёте ли Вы значение тому, что о Вас упоминали в разделе «Светская жизнь» в различных газетах»?  А) я был бы этому очень рад;  Б) нет;  В) обо мне и так часто пишут.

6. Каким способом можно выиграть на скачках?   А) рисковать высокими ставками;

Б) экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;

В) купить лошадь победителя.

7. Кто, по Вашему мнению, имеет наибольший шанс быстро и надёжно стать богатым?

А) режиссёр, актёр, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;

Б) адвокат, врач, политик;     В) глава фирмы, издатель.

8. Как Вы относитесь к бизнесу между приятелями?

А) когда-нибудь они дадут мне взаймы;  Б) деньги и дружба несовместимы;

В) я готов брать взаймы у друзей, но не давать в долг.

9. Будьте откровенны: если Вам удастся стать миллионером, будете ли Вы наслаждаться этим?    А) да;   Б) я бы продемонстрировал своё наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотре на меня свысока;         В) нет.

10. Куда вложили бы Вы свои миллионы?

А) в недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;

Б) в акции и другие ценные бумаги;

В) Я сделаю так, как решит моя жена или родные

11. Если у Вас есть пара миллионов, будете ли Вы стремиться заработать дополнительно?

А) да, не обязательно крупную сумму, и от мелкой не откажусь;

Б) конечно;          В) нет, поскольку мне хватает.

12. Укажите Вашу фамилию, имя, отчество, кем мечтаете стать, кто Вы по гороскопу, какие у Вас увлечения?

Когда тестирование закончено, следует составить краткие характеристики участников игры, в которых отметить, кем по знаку Зодиака является игрок, кем он хочет стать, на что рассчитывает в жизни, как относится к деньгам, его увлечения.

Звучит музыка…

1. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на экономической игре «Бизнес-старт». Чем только не одаривает бизнес тех, кто взялся за него с единственной целью – заработать. А вы знаете, что означает слово «бизнес»?

После ответов ребят:

Правильно, бизнес – это хозяйственная деятельность (дело), приносящее доход или дающая другую выгоду. А бизнесмен – это человек, занимающийся бизнесом. Он как бы включается в азартную игру с огромным количеством хитроумнейших комбинаций, неожиданных ходов, тонких расчётов. Он входит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание положения дел на рынке.

Сегодня вам нужно проявить все эти качества, сделать первый шаг в большой мир бизнеса. Но прежде, чем начать, я сообщу нашим гостям, что на игре (по результатам анкеты) присутствуют будущие финансисты, программисты, стоматологи, военные,  повара, проводники, косметологи, директор крупного предприятия и олигарх.. От первоначального капитала в виде «дядюшкиного» наследства не отказался бы никто, но большинство из них  хотели бы  всего достичь своими усилиями. Они знают способ, которым легче всего делать деньги – это много работать, быть хорошо информированным, рисковать и конечно, вкладывать имеющиеся деньги в дела. Они хоть и считают, что деньги вызывают зависть, но к бизнесу между приятелями относятся положительно, надеясь, что когда-нибудь они дадут взаймы. Если кому-то удастся стать миллионером, то они будут этим наслаждаться, свои миллионы будут вкладывать в недвижимость, имущество и собрание предметов искусства. Конечно, будут стремиться заработать дополнительно. И я надеюсь, что кто-нибудь из них станет спонсором для родной школы.

То есть,  из анкеты видно, что в бизнесе многие из них разбираются, а как на самом деле, мы сейчас и увидим.  Приветствуем участников.

(Другой вариант: ведущий по очереди представляет участников, зачитывая те характеристики, которые делали после анализа результатов тестирования. Например: «Иванов Иван – стрелец, натура яркая с богатым воображением и интуицией. Настойчив в достижении цели, от первоначального капитала в виде наследства не отказался бы, но считает, что реальнее всего достичь своими усилиями. Мечтает стать директором крупного предприятия, увлекается чтением приключенческой литературы, футболом, хоккеем».

Итак, на старт.  Давайте познакомимся с заповедями бизнесмена:

1. Первая из них гласит: Всё зависит только от меня самого (что, сколько, какое – решаю сам).

2. В следующей  заповеди говорится: «Удача сопутствует образованным». Было время, когда можно было стать Генри Фордом, окончив только начальную школу. Но сегодня – настоящий коммерсант – это высокообразованный специалист.

Предлагаю вам прочитать записанные на доске слова

Объявляется первый конкурс «Знание экономических терминов» (каждому игроку предстоит объяснить по два термина).

1.

Что такое инвестиция?

Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности

2.

Что означает словосочетание «фондовая биржа»

Организационный рынок по купле-продаже ценных бумаг

3.

Что за профессия – брокер-посредник?

Человек, содействующий совершению сделок между продавцом и покупателем.

4.

Как вы понимаете слово «вексель»?

Ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определённой суммы в определённый срок.

5.

Что такое маркетинг?

Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основана на изучении ранка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателя.

6.

Консорциум. Как вы себе это представляете?

Соглашение нескольких банков или крупных предприятий о совместном осуществлении определённых операций.

7.

Аукцион. Что это?

Продажа с публичного торга, способ продажи товаров на  основе конкурса покупателей.

8.

Что такое «трастовая компания»

Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций.

9.

Дивиденд

Доход, прибыль, получаемая владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.

10.

Ноу-хау. Что это?

Научно-технические, коммерческие и другие сведения, которые дают определенные преимущества предприятию или лицу, их получившему.

11.

Лицензия

Официальное разрешение на торговлю, проведение операций и т.д.

12.

Что такое «эмбарго»

Запрещение ввоза в страну и вывоза из неё товаров и валюты.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий: Теперь мы знаем всё или почти всё необходимое для того, чтобы открыть своё предприятие. Но сначала предоставляем слово жюри для оглашения результатов первого конкурса (слово жюри).

Ведущий: Второй конкурс называется «Своё дело».

Перед вами плакат с названиями предприятий. Вам необходимо выбрать одно из них и определить тот вид деятельности, которым вы будете заниматься. Обоснуйте свой выбор и объясните, как собираетесь работать, нужно ли, по вашему мнению, предприятие нашему району, посёлку?

Названия на плакате:

  1. индивидуальное предприятие «Иванов и К»;
  2. акционерное общество закрытого типа «Ломстроймаш»;
  3. смешанное товарищество  «Будаговоинтур»;
  4. детективное частное агентство «Три богатыря»;
  5. акционерное общество открытого типа «Публичная артель»;
  6. кредитно-финансовое учреждение «Время – деньги»;
  7. малое многопрофильное предприятие «Колумб».

На подготовку отводится две минуты. После этого игроки «защищают» свой выбор и отчётливо отвечают на вопросы жюри.

Ведущий: Молодцы, ребята! И смекалки и юмора вам не занимать. Теперь посмотрим, как вы будете выкарабкиваться из экстремальных ситуаций, но прежде выслушаем жюри.

 

(Жюри объявляет итоги второго конкурса).

Ведущий: объявляет третий конкурс.

Предприятие, которое вы возглавляете, столкнулось с серьёзной проблемой. Каждому участнику предлагается выбрать конверт, в котором вы найдёте описание проблемной ситуации. Вам отводится одна минута, чтобы объявить, как вы намерены выйти их сложившейся ситуации.

Возможные задания:

  1. Вас, директора предприятия, преследуют вымогатели. Как Вы поступите, что предпримете?
  2. Ваше предприятие на грани банкротства. Какие экстренные меры будете принимать?
  3. Ваше предприятие получило прибыль в 300 млн. рублей. Как Вы ею распорядитесь?
  4. Вы завезли партию напитков. Как организовать её реализацию?
  5. Сотрудники Вашего предприятия объявили забастовку. Ваши действия?
  6. Вам необходимо получить кредит. Как убедить банк в надёжности Вашего предприятия?

Следующее задание: соотнесите цифру с буквой

1. Натуральное хозяйство

З) Тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг

2. Экономика

И) Натуральное хозяйство

3. Потребности

К) Хозяйство, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом

4. Цель экономики

А) Хозяйство, при котором всё производится только для себя

5. Потребители и производители

Е) прибыль

6. Доход

Д) основные участники экономики

7. Производство, распределение, обмен и потребление

Г) Поддержание и продолжение жизни людей

8. Производитель

Б) Область общественных отношений по поводу производства и потребления материальных благ

9. Наиболее древняя форма хозяйства

В) Нужда человека в чем-либо

10. Товарное хозяйство

Ж) основные проявления экономики

Пока участники готовятся, звучит музыка. Затем выступают игроки. Жюри оценивает их ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс. Многоярусная экономика. Экономический продукт и экономические циклы.

урок для 7 класса по экономике. Рассматриваются понятия ВВП,ВНП, многоярусность  современной экономики, экономический рост....

Экономический проект "Школьная экономическая компания"

проект создания школьной экономической компании...

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

«Справочные материалы по курсу экономической географии России» «Экономические районы и хозяйство» (Пособие для учащихся 9 классов)

Из опыта работы. «Справочные материалы по курсу экономической географии России»«Экономические районы и хозяйство»(Пособие для учащихся 9 классов)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...