Человек как результат эволюции
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Презентация к учебнику Боголюбова 10 класс по теме "Человек как результат эволюции". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1_chelovek_kak_rezultat_evolyutsii.pptx461.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Слайд 2

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Слайд 3

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле

Слайд 4

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Слайд 5

Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад

Слайд 6

Факторы антропогенеза

Слайд 7

Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество.

Слайд 8

Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека – человек есть результат природных изменений

Слайд 9

Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса – труд есть главная причина появления человека

Слайд 10

Человек – биосоциальное существо « Человек » — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо .

Слайд 11

Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке Анатомия, физиология Инстинкты Рефлексы Способность к полезному труду Сознание и разум Свобода и ответственность

Слайд 12

Отличия человека от животного Мышление и членораздельная речь Сознательная целенаправленная творческая деятельность Преобразует окружающую действительность, создает материальные и духовные блага Изготавливает орудия труда и использует их для производства материальных благ Удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности

Слайд 16

Домашнее задание Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «человек»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о такой характеристике человека как индивид; − одно предложение, раскрывающее сущность понятия индивидуальность . Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, со­ставь­те слож­ный план, поз­во­ля­ю­щий рас­крыть по су­ще­ству тему « Био­со­ци­аль­ная при­ро­да че­ло­ве­ка». План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

Слайд 17

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Био­ло­ги­че­ская при­ро­да человека , ин­стинк­тив­ное поведение , фи­зио­ло­ги­че­ские потребности , фи­зи­че­ское развитие , воз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия психики .

Слайд 18

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Био­ло­ги­че­ская при­ро­да человека , ин­стинк­тив­ное поведение , фи­зио­ло­ги­че­ские потребности , фи­зи­че­ское развитие , воз­раст­ные осо­бен­но­сти раз­ви­тия психики . Пояснение . Биологическая при­ро­да че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся в его анатомии, физиологии: он об­ла­да­ет кровеносной, мышечной, нерв­ной и дру­ги­ми системами.

Слайд 19

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека». 1) вос­про­из­вод­ство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых

Слайд 20

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека». 1) вос­про­из­вод­ство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых Пояснение. Биологические по­треб­но­сти — по­треб­но­сти без удо­вле­тво­ре­ния которых не­воз­мож­но физическое су­ще­ство­ва­ние человека. Потребности че­ло­ве­ка в са­мо­ре­а­ли­за­ции и об­ще­нии — потребности другого, выс­ше­го порядка, от­ра­жа­ю­ще­го социальную сущ­ность человека.

Слайд 21

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе

Слайд 22

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе Пояснение. Свойства человека, имеющие социальную природу — это способность к совместной преобразовательной деятельности, стремление к самореализации и устойчивые взгляды на мир и свое место в нем. А умение приспосабливаться к природным условиям и потребность в воде, пище, отдыхе — это свойства человека, имеющие физиологическую природу.

Слайд 23

ПРОЯВЛЕНИЯ КА­ЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ A) способность к про­дол­же­нию рода Б) спо­соб­ность приспосабливаться к усло­ви­ям природной среды B) способность на­кап­ли­вать знания и тру­до­вые навыки Г) спо­соб­ность видеть цель своих действий Д) спо­соб­ность оценивать себя и других 1) социальная 2) биологическая Установите со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми качеств че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих качеств: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Слайд 24

Пояснение . К со­ци­аль­ной природе от­но­сят­ся качества, ко­то­рые вырабатываются у че­ло­ве­ка в обществе. К био­ло­ги­че­ской природе ка­че­ства которые за­ло­же­ны в че­ло­ве­ке природой. A) способность к про­дол­же­нию рода — биологическая. Б) спо­соб­ность приспосабливаться к усло­ви­ям природной среды — биологическая. B) способность на­кап­ли­вать знания и тру­до­вые навыки — социальная. Г) спо­соб­ность видеть цель своих действий — социальная. Д) спо­соб­ность оценивать себя и других — социальная. Ответ: 22111.

Слайд 25

Проверка домашнего задания

Слайд 26

1)смысл понятия, например: «человек — биосоциальное существо, обладающее мышлением и членораздельной речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2)два предложения с информацией об общественной формации, опирающейся на знания курса, например: — «Индивид является единичным представителем человеческого вида»; — «Индивидуальность представляет собой совокупность уникальных отличительных признаков человека как биологических, так и психических».

Слайд 27

Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. В чём проявляется биологическая природа человека? а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности; в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) роль наследственности в развитии человека; б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями; в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

Слайд 28

Для ИГЗ

Слайд 29

Ученые наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника — могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

Слайд 30

Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. отрицательный ответ на вопрос о целенаправленном характере действий птиц. 2. обоснование ответа, например: - целенаправленное действие характеризуется сознательно поставленной и продуманной целью и она присуще только человеку, и связана с возможностью предвидеть результаты, придумывать наиболее целесообразные способы ее достижения, ясно осознавать образ желаемого результата; действия птиц связаны с инстинктами, то есть изначально запрограммированы; 3. принципиальное отличие действий животных от действий человека при защите своих детей, например: - животные используют при защите только органы тела, данные природой, в данном случае, это крылья, лапы; а человек может применять орудия труда, усиливающие его физические способности - оружие, специально созданные социальные институты, органы безопасности, суд и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Приспособленность организмов к среде обитания - результат эволюции

Урок биологии для 9,11 класса.Материал содержит пояснительную записку, презентацию. С презентацией можно познакомиться по ссылкеhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=348053&d_no=346720&ex...

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Материалы к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Человек как результат биологической и социокультурной эволюции"...

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Результаты эволюции : многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания".

Данная презентация предназначена для использования на уроке биологии в 9 классе "Результаты эволюции" по программе Пономарёвой. Презентация используется на всех этапах урока....

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Основные отличия человека от животного. Человек, индивид, личность. Потребности и интересы. Мышление и  речь....

Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"

Презентация к уроку биологии 9 класса  "Результаты эволюции"...

Зачет по биологии "Видообразование как результат эволюции"

Данную тестовую работу можно использовать в виде зачета по пройденной теме....