Разработка урока по теме "Межличностный конфликт"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Цель урока: Способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт».

Задачи урока:

  • Создать условия для развития коммуникативных навыков учеников.
  • Содействовать развитию культуры отношений в группе, умению выслушивать другого человека и уважительно относиться к его мнению в спорных вопросах, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают и принимают позицию партнёра.
  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
  • Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.

Методы работы: технология проблемного обучения

Формы работы: фронтальная, работа в парах

Тип урока: изучение новых знаний.

Основные понятия: конфликт

Термины: конфликтная ситуация, терпение, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnyy_konflikt.rar1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Н.В.АРХАНГЕЛЬСКОГО»

Технологическая карта урока:

«Конфликты в межличностных отношениях»

Предмет: Обществознание 6 В класс.

Автор: Учитель истории и обществознания

Чупров Пётр Иванович

С. Мужи, 2020г


«Конфликты в межличностных отношениях»

Цель урока: Способствовать формированию понятий «конфликт», «межличностный конфликт».

Задачи урока:

  • Создать условия для развития коммуникативных навыков учеников.
  • Содействовать развитию культуры отношений в группе, умению выслушивать другого человека и уважительно относиться к его мнению в спорных вопросах, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают и принимают позицию партнёра.
  • Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
  • Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.

Методы работы: технология проблемного обучения

Формы работы: фронтальная, работа в парах

Тип урока: изучение новых знаний.

Основные понятия: конфликт

Термины: конфликтная ситуация, терпение, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План изучения нового материала:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Причины конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Основные стадии (этапы) конфликта.
  5. Способы поведения в конфликтной ситуации.

УМК: 

  1. Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2016.  – 111 с.
  2. раздаточный материал для работы в парах
  3. рабочие тетради.
  4. Видеоролик«Bridge» https://www.youtube.com/watch?v=7MwA0u5Xot4
  5. Шрек сцена за столом https://www.youtube.com/watch?v=YCZqbR8TYtg 
  6. Презентация

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска.

План-конспекта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Приветствует учащихся, устанавливает дисциплину, настраивает учащихся на урок.

Приветствуют учителя, соблюдают тишину, готовятся к уроку.

II.Мотивация к учебной деятельности

Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Мост» и ответить на проблемный вопрос:

Что нам показывает видеосюжет?

После ответа учащихся, учитель предлагает учащимся определить тему урока и записать  в тетрадь.

Вы близки к названию нашей темы урока, а тема у нас такая «Межличностный конфликт», записываем в тетрадь.

Смотрят видеоролик, обсуждают происходящее, дают примерные ответы на вопрос:

- Фильм про ссору, конфликт, столкновение и др.

 Учащиеся предлагают свои варианты темы урока:

1. Ссора между друзьями;

2. Конфликты между людьми.

III.Актуализация знаний

Задает проблемные вопросы.

Что такое деятельность?

Какие виды деятельности вы знаете?

При каких видах деятельности могут возникать конфликты?

Остановимся на общении, что мы называем общением?

Какие средства общения вам известны?

Какие правила общения вы знаете?

К чему приводят нарушения правил общения?

Дают примерные ответы:

Деятельность – это занятие человека, для удовлетворения его потребностей.

-Труд, игра, общение, учеба.

- при общении, игре, труде, учебе.

- взаимные деловые и дружеские отношения людей.

- речь, невербальное общение, переписка в Интернете (соц.сетях)

- выслушивать собеседника, принимать его точку зрения.

К ссорам, обидам, к конфликту.

IV Изучение нового материла

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Причины конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Основные стадии (этапы) конфликта.
  5. Способы поведения в конфликтной ситуации.

  1. Понятие «конфликт»

Что мы обозначаем словом конфликт? Назовите не менее 5 ассоциаций которые вам приходят в голову.

Составим ассоциограмму в парах и используя ее составим определение понятию конфликт. (Приложение 1)

- Работая с текстом параграфа на странице 77:

1)  Дать определение  «межличностный конфликт»;

2) Приведите примеры межличностного конфликта

  1. Причины конфликта

 Прочитав текст на стр. 77 учебника, выявите в нем причины конфликтов;

Ребята, сейчас обратите внимание на слайд, вам нужно выполнить следующее задание:

- соотнести причины с ситуациями и подобрать к ним соответствующие картинки из презентации

(Слайды презентации, приложение 2).

Сейчас, открываем страницу 76 учебника и выделяем основные ступени развития конфликта.

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта).

Как вы, ребята, думаете, что происходит на этой ступени?  Мы понимаем, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику, как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень –проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая, мы выбираем определённый вариант поведения.

Записываем схему со (слайда 9) (Приложение 3)

Называют примерные ассоциации:

Спор, драка, проигрыш, оскорбления, обиды, диалог, победа, поражения, война, сражение, стенка на стенку.

- Составляют и записывают ассоциограмму в парах, записывают определение с слайда.

- Работают с текстом в парах (стр. 77 учебника);

Записывают в тетрадь:

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Учащиеся записывают в тетрадь: спор, драка и т.д.

Учащиеся читают и обсуждают текст параграфа.

Грубость, насмешки, оскорбления, нежелание уступать, плохое настроение.

Учащиеся работают с презентацией и записывают в тетрадь соотнесенные причины с ситуациями

(слайды 5-7)

Учащиеся читают на странице 76 учебника и выделяют ступени развития конфликта и записывают в тетрадь:

1. Возникновение конфликтной ситуации.

2.  Осознание  конфликта.

3. Проявление конфликтного поведения

4. Углубление конфликта

5. Разрешение конфликта

Рассматривают схему.

Записывают в тетрадь.

(слайд 8)

Учащиеся дают примерный ответ.

Участники осознают, что находятся в ссоре.

Записывают схему

V. Закрепление

Для закрепления материала посмотрим видеофрагмент из мультфильма «Шрэк» 2004 года, и соотнесем с текстом учебника на стр. 80-81.

Как вы считаете, что стало причиной конфликта в данной ситуации?

Соотнесите поведение персонажей с схемой, которая дана в учебнике, кто и как себя проявлял в данной ситуации.

Смотрят видеофрагмент,

Отвечают на вопросы, соотносят поведение персонажей с теоретическим материалом данным в учебнике.

Стр.80-81

VI.Рефлексия

Задает вопросы:

1. Чему научил вас урок?

1. Какое основное понятие вы изучали?

2. Что вы делали, чтобы раскрыть смысл данного понятия?

3.Возможна ли жизнь без конфликта?

4. Конфликт – это всегда плохо?

В заключении я хотел бы отметить, что конфликты всегда несут негативные и плохие последствия, и люди начинают ссориться, портятся отношения друг с другом.

«Ребята, давайте жить дружно?»

Домашнее задание:

1.  Привести различные примеры из мультфильмов, в которых конфликт заканчивался положительно.

Дают примерные ответы:

- конфликт

Работали с текстом, составили ассоциограмму.

- нет

- конфликт не всегда плохо, потому что в споре рождается истина.

Записывают домашнее задание.


Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка урока английского языка в 9 классе по теме "Семейный конфликт"

УМК: Биболетова "Enjoy English", 9 класс;Цель: развитие коммуникативных умений обучающихся;Задачи: 1) обеспечить тренировку лексического материала по теме урока в серии лексических упражнений; 2) позн...

Разработка урока в 10 классе «Семейные отношения, конфликты в семье»

Тема урока: «Семейные отношения, конфликты в семье»Тип урока: урок обобщения новых знаний.Вид урока: урок - дебатыЦель урока: повторение и  закрепление лексического материала по теме «Семейные от...

Разработка урока "Гуманитарное право в условиях международных конфликтов"

Материал разработан для урока обществознания в 9, 11 классе, может быть использован для проведения внеклассного мероприятия. Урок направлен на отработку умений работать с документальными источник...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Разработка урока английского языка в 9 классе по теме "Война и военные конфликты"

В разработке урока (учебник "Английский язык" Афанасьева О.В., Михеева И.В. для школ с углубленным изучением иностранного языка) представлен конспект урока с презентацией. Тип урока: обобщение и систе...

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...