Рабочая программа ОБЖ 7 класс
рабочая программа по обж (7 класс) по теме

Никульшина Татьяна Ивановна

Рабочие программы курса ОБЖ на 2013-14 учебный год разработаны на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.). Программа рассчитана для работы в 5-7-х классах – по 0, 5ч. В неделю, 8-х и 11-х – по 1 ч., в 10-х – по 2ч. (из них 1ч. – на учебные сборы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа ОБЖ 7 класс193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. -  Москва: «Просвещение», 2010.)

Структура курса ОБЖ в 5-9 классах при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Настоящая рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю, что соответствует региональному компоненту учебного плана. В связи с тем, что взятая за основу авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т., Хренников Б.О.) предполагает изучение предмета ОБЖ в количестве 35 часов на изучение тем программы в 7 классе количество часов уменьшено в 2 раза. Количество модулей, разделов и их количество не изменены. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

№ модуля, раздела, темы

наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

11

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

7

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

4

2

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

1

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

1

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

3

2

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

1

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

1

1

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

3

1

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

1

1

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

4

Р-III

Основы здорового образа жизни

7

2

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

7

2

P-IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4

2

Тема 7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

2

Резерв

2

Всего часов

35

17

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ   7 класс

Р-1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

2 ч

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

1 ч

      Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений. Стихийные бедствия, опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения

2 ч

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы.   Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

       Сели и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе селя. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

 1ч

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их  профилактика.

 Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения

Р-3

Основы здорового образа жизни

2 ч

6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

2 ч

 Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.  Физическая культура и закаливание. Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.

         Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавших.

Резерв

2 ч

Всего

17ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера;

уметь

  • оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной  защиты (домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Календарно-тематическое планирование уроков ОБЖ в 7 классе на 2013-2014 учебный год.

Название

темы, раздела

программы

К-во часов

№ урока

Тема урока

Тип и форма урока

Тема

практической

работы

Дата/класс

Всего

В т. ч. пр. р

Р-1

Основы комплексной безопасности – 7 ч

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера - 1 ч

1

1

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Урок формирования новых знаний


2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия - 2 ч

1

2

Землетрясения. Извержение вулканов

Урок формирования новых знаний

1

3

Обвалы, снежные лавины

Комбинированный урок

Тест № 1

Землетрясения.

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия - 1 ч

1

1

4

Ураганы, бури, смерчи.

Комбинированный урок

Практическая работа № 1

Кроссворд «Обвалы, оползни и лавины»

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия - 1 ч

1

5

Наводнения. Цунами. Сели.

Комбинированный урок

Тест № 2

Бури, ураганы, смерчи.

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия -  2ч

1

6

Лесные и торфяные пожары.

Комбинированный урок

Тест № 3

Наводнения, цунами, сели.

1

7

Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.

Комбинированный урок

Тест № 4

Природные пожары.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 4ч

2

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения - 1ч

1

8

Защита населения от ЧС геологического происхождения

Урок обучения умениям и навыкам

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения - 1ч

1

9

Защита населения от ЧС метеорологического происхождения

Урок обучения умениям и навыкам

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения - 1ч

1

10

Защита населения от ЧС гидрологического происхождения

Урок обучения умениям и навыкам

5

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения - 1ч

1

11

Защита населения от ЧС биологического происхождения

Урок обучения умениям и навыкам

Р-3

Основы здорового образа жизни - 2 ч

6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека - 2 ч

1

12

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Комбинированный урок

1

13

Ответственность несовершеннолетних.

Комбинированный урок

Тест № 5

Ответственность несовершеннолетних.

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи - 2ч

7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях - 2ч

1

1

14

Первая помощь. Кровотечения

Урок формирования новых знаний

Практическая работа № 2

Наложение кровоостанавливающего жгута.

1

1

15

Первая помощь. Ушибы и переломы. Транспортировка

Урок обучения умениям и навыкам

Практическая работа № 3

Наложение повязок на рану.

Резерв - 2ч

1

1

16

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

Практическая работа № 4

Наложение шины.

1

17

Обобщающий урок

Урок обобщения и контроля знаний

Тест № 6

Первая медицинская помощь при травмах

Итого – 17ч


Источники информации

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
  2. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.

Литература для учителя:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  6. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  7. Конституция РФ.
  8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  9. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7-й класс /А.Г. Малов-Гра. М.: АСТ; Астрель, 2008.
  10. Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
  11. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал.
  12. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал.
  13. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  14. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  15. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.
  16. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
  17. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Городияш. – Волгоград: Учитель, 2007.
  18. Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
  1. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
  2. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: Практическое пособие/ Под ред. Е.П. Кузмичева. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
  4. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  6. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».
  8. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: метод. Пособие / Н. И. Хромов. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  9. Яншин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни / В.Н. Яншин. – М.: Айрис-пресс, 2006.

УМК для учащихся:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред.     А. Т. Смирнова. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.: ил.
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  2. Конституция РФ.
  3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
  4. ОБЖ:Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
  5. Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ОООИздательство АСТ», 2004.
  7. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров: Практическое пособие/ Под ред. Е.П. Кузмичева. – М.: Издательство «Весь Мир», 2006.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
  9. Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об охране окружающей среды», «О безопасности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...