Рабочая программа ОБЖ 8 класс
рабочая программа по обж (8 класс) на тему

Рабочая программа ОБЖ 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_8_klass_na_2010-2011_1.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено.

Руководитель МО

_________

«____» ___________ 2015г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР

_________

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю.

Директор школы

__________

«____» ___________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

преподавателя-организатора ОБЖ

                           Камалова Шавката Котиб-Угли

по учебному предмету

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

8 класс

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдением человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).

По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.

Настоящая учебная программа входит в состав первой части комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с 5 по 11 классы;
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих

задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.

Тематический план 8 класс.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Р-I

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Пожарная безопасность

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Р-III

Основы здорового образа жизни

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Всего часов

35

Примечание:

  • темы 1, 2, 3, 4 представляют часть содержания темы 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» учебной программы;
  • тема 5 представляет часть содержания темы 4 «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера» учебной программы;
  • тема 5 и тема 6 представляют часть содержания темы 5 «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций» учебной программы;
  • тема 7 представляет часть содержания темы 7 «Здоровый образ жизни и его составляющие» и темы 8 «Факторы, разрушающие здоровье» учебной программы;
  • тема 8 представляет часть содержания темы 10 «Основы медицинских знаний» и темы 11 «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях» учебной программы.

Содержание учебной программы.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

 Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

  1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  1. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  1. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

  1. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного,

техногенного и социального характера

4.1.      Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Раздел П.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III. Основы здорового образа жизни .

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие.

  1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная

сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

  1. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем

Профилактика инфекций.

  1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Тема 10. Основы медицинских знаний.

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен 

знать:

  • потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, их последствия и классификацию;
  • основные меры по профилактике наркомании.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Календарно-тематическое планирование.

(Базовый уровень  1 ч/неделю,  всего 35 часов)

учебник Смирнова, Хренникова «Просвещение», 2010

Дата

проведения

Номер урока

Тема урока

Домашнее

задание

План

Факт

Р-I.   Основы комплексной безопасности  (16 ч.)

Тема 1.   Пожарная безопасность.  (3 ч.)

03.09.

1/1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

§ 1.1

10.09.

2/2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

§ 1.2

17.09.

3/3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

§ 1.3

Тема 2.   Безопасность на дорогах.  (3 ч.)

24.09.

1/4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

§ 2.1

01.10.

2/5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

§ 2.2

08.10.

3/6

Велосипедист — водитель транспортного средства

§ 2.4

Тема 3.   Безопасность на водоемах.  (3 ч.)

15.10.

1/7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

§ 3.1

22.10.

2/8

Безопасный отдых на водоемах

§ 3.2

29.10.

3/9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

§ 3.3

Тема 4.   Экология и безопасность.   (2 ч.)

12.11.

1/10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

§ 4.1

19.11.

2/11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки.

§ 4.2

Тема 5.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.  (5 ч.)

26.11.

1/12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

§ 5.1

03.12.

2/13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

§ 5.2

10.12.

3/14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

§ 5.4

17.12.

4/15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

§ 5.6

24.12.

5/16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

§ 5.8

Р-II.   Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.  (7 ч.)

Тема 5.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения. (4 ч.)

14.01.

1/17

Обеспечение радиационной безопасности населения.

§ 5.3

21.01.

2/18

Обеспечение химической защиты населения.

§ 5.5

28.01.

3/19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

§ 5.7

04.02.

4/20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

§ 5.9

Тема 6.   Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.   (3 ч.)

11.02.

1/21

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

§ 6.1

18.02.

2/22

Эвакуация населения

§ 6.2

25.02.

3/23

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

§ 6.3

Р-III.   Основы здорового образа жизни.   (8 ч.)

Тема 7.   Здоровый образ жизни и его составляющие.   (8 ч.)

04.03.

1/24

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

§ 7.1

11.03.

2/25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

§ 7.2

18.03.

3/26

Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества

§ 7.3

01.04.

4/27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

§ 7.4

08.04.

5/28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

§ 7.5

15.04.

6/29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

§ 7.6

22.04.

7/30

Профилактика вредных привычек

§ 7.7

29.04.

8/31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

§ 7.8

Р-IV.   Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.   (4 ч.)

Тема 8.   Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.   (4 ч.)

06.05.

1/32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение

§ 8.1

13.05.

2/33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами

§ 8.2

20.05.

3/34

Первая медицинская помощь при травмах

§ 8.3

27.05.

4/35

Первая медицинская помощь при утоплении

§ 8.4

ЛИТЕРАТУРА

  1. СмирновА. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 8 кл. — М.: Просвещение, 2010.
  2. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. — М.: Вентана-Граф, 2002.
  3. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника / Под общ. ред.
  4. К. Шойгу. — М., 2004.
  5. Альтшулер В. М, Надеждин А. В. Наркомания: дорога в бездну: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 2000.
  6. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Главный ред. академик РАМН В. И. Покровский. — М.: Научно-практическое объединение «Медицинская энциклопедия»; Крон-Пресс, 1994.
  7. Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: Метод. пособие для учителя: 7—9 кл. / А. Г. Макеева. — М.: Просвещение, 2005.
  8. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т Смирнов, Б. И. Мишин. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...