Методические разработки уроков
учебно-методический материал по обж (8 класс) по теме

Полкунов Валерий Юрьевич

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖ

Тема урока: «Защита населения от последствий селевых потоков»

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению мер по защите населения от последствий селевых потоков

Задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
  • формировать  активную позицию сотрудничества со сверстниками;
  • формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету ОБЖ.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:
  • развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать   проблемы;
  • развивать умение работать с текстом;
  • формировать  умение  принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
  • формировать умение слушать и  слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
  • выработать алгоритм действий при заблаговременном оповещении об угрозе схода селевого потока и при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия;
  • развивать навыки по определению потенциально опасных при данной ЧС мест.

Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;
  • контурные карты;
  • физическая карта России;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный блок

1. Организационный момент

- Позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно приняться за дело.

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

2. Актуализация опорных знаний

- Предлагаю вспомнить тему прошлого урока «Сели и их характеристика», ответив на вопросы теста, выбрав все верные ответы. Слайд 2-3.

Учащиеся выполняют задания, записывая ответы на листочках.

Тест

1. Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется:

А. обвалом;

Б. селевым потоком;

В. оползнем.

2. Каковы основные условия формирования селевых потоков:

А. вулканическая деятельность;

Б. рыхлые горные породы;

В. осадки;

Г. землетрясение;

Д. крутые горные склоны.

3. Основным поражающим фактором селей являются:

А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды;

Б. взрывная волна;

В. раскаленные лавовые потоки.

4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на:

А. маломощные;

Б. среднемощные;

В. крупномощные;

Г. мощные;

Д. супермощные;

Е. катастрофические.

5. В чем опасность маломощных селевых потоков?

А. могут вызвать частичную закупорку отверстий  водопропускных сооружений;

Б. разрушение строений, дорог;

В.полную блокировку отверстий водопропускных сооружений  и повреждение бесфундаментных строений.

После решения теста учащиеся осуществляют самопроверку и оценивают свою работу. Слайд 4.

Проверь себя:

1- Б;

2- Б, В, Д;

3- А;

4- А, Б, Г, Е;

5- А.

Поставь оценку:

«5» -10-9 ответов

«4» – 8-7 ответов

«3» – 6-4 ответа

Учитель выставляет отметки.

3. Мотивация и целеполагание

- Как сообщает Международный Красный Крест, в результате селей в мире ежегодно погибает до 5 000 человек, получают ранения около 100 000 человек.

- Как же защитить население, проживающее в селеопасных районах от последствий этого стихийного бедствия? Вот об этом и пойдет речь на уроке.

- Тема нашего урока «Защита населения от последствий селевых потоков». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на картинку «пятёрка» на слайде 4.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II. Организационно - деятельностный этап

4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Слайд 5. Чтобы попасть на слайд 5, необходимо навести курсор на картинку в любом месте  на слайде 1.

- Меры защиты от селей - это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Ситуационная задача.Слайд 6.

- Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Через несколько минут заслушивают ответы учеников. Учитель подводит итог.

- Все меры защиты от селей можно разделить на три группы.

Слайд 7.  Первая  группа мер- это ТЕХНИЧЕСКИЕ меры, которые заключаются в строительстве противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений — локализация или изменение пути  схода  сели, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Слайд 8. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса.

Способы:

облесение;

террасирование склонов;

профилактический спуск озер и др.

Слайд 9.ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах.

Цель:

-предотвратить человеческие жертвы;

- уменьшить возможный ущерб;

- ослабить селевые процессы. 

Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др. 

5. ФизкультминуткаСлайд10.

- А сейчас немного отдохнем и выполним упражнения для шейного отдела позвоночника.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
  • «Метроном»: наклоны головы вправо-влево.
  • «Сова»: поворот головы вправо-влево.
  • «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

6. Продолжение темы

- Давайте разберём, что необходимо делать при угрозе схода селя.

Слайд11- 12.Ситуация 1. При заблаговременном оповещении.

- Посмотрите на картинки и попробуйте описать алгоритм действий. Выслушиваются высказывания учащихся. Потом на слайде появляется алгоритм действий.

1.Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации.

2. Внесите имущество со двора и балкона в дом.

3. Укройте ценное имущество от воздействия влаги.

4. Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

5. Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи.

6. Вынесите из дома химически опасные вещества.

7. Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место.

Естественные безопасные места (склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях).

Слайд 13. Ситуация 2.При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия:

1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны.

2.Предупредите соседей, знакомых, родных.

3.Самостоятельно выходите  в безопасное место.

Слайд 14. Ситуация 3.При захвате человека потоком селя:

Оказать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю.

7. Практическая работаСлайд 15.

- Сейчас наша задача выяснить, где в  России находятся селеопасные районы?

Для этого давайте вспомним условия возникновения селя. Ответы учащихся.

- Сделайте  вывод, в какой местности могут возникнуть селевые потоки? Ответы учащихся.

- Вспомните, какие горы располагаются натерритории России. Ответы учащихся.

Задание

На контурной карте отметьте селеопасные районы России:

- Северный Кавказ (Кавказские горы)

- Урал (Уральские горы)

- Южная Сибирь ( Алтай и Саяны)

- Курильские острова

- полуостров Камчатка

- остров Сахалин

- Чукотка (Чукотский полуостров).

После нанесения на контурную карту  необходимых географических объектов осуществляется проверка. Слайд 16.

III.  Рефлексивно-оценочный блок

8. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу,  давайте подведем итоги.

- Перечислите меры по снижению опасности возникновения селей.

- Назовите селеопасные районы России. Покажите их на физической карте России.

        

9. Домашнее заданиеСлайд 17.

  • Параграф 4.5.
  • Составить памятку туристу, который отправляется в селеопасные районы страны.

10. РефлексияСлайд 18.

Метод «Микрофон»:

- Что запомнилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Где эти знания пригодятся в жизни?

- О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?

Используемая литература:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита населения от п оследствий селевых потоков

Слайд 2

Решите тест Горный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, называется: А. обвалом; Б. селевым потоком; В. оползнем . 2. Каковы основные условия ф ормирования селевых потоков: А. вулканическая деятельность; Б. рыхлые горные породы; В. осадки; Г. землетрясение; Д. крутые горные склоны. 3. Основным поражающим фактором селей являются: А. удары движущихся масс горных пород, грязи и воды; Б. взрывная волна; В. раскаленные лавовые потоки.

Слайд 3

Решите тест 4. Селевые потоки по воздействию на различные сооружения подразделяются на: А. маломощные; Б. среднемощные; В. крупномощные ; Г. мощные; Д. супермощные; Е. катастрофические. 5. В чем опасность маломощных селевых потоков? А. могут вызвать частичную закупорку отверстий водопропускных сооружений; Б. разрушение строений, дорог; В. полную блокировку отверстий водопропускных сооружений и повреждение бесфундаментных строений.

Слайд 4

Проверь себя Поставь оценку 1- Б; 2- Б, В, Д; 3- А; 4- А, Б, Г, Е; 5- А. «5» -10-9 ответов «4» – 8-7 ответов «3» – 6-4 ответа

Слайд 5

Меры защиты от селей Это способы и средства, направленные на уменьшение или ликвидацию селевой опасности.

Слайд 6

Ситуационная задача Представьте себе ситуацию – вы руководитель селеопасного района. Составьте план своих действий по профилактике опасного явления.

Слайд 7

Классификация мер защиты 1.ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ - строительство противоселевых сооружений. Цель возводимых сооружений: локализация или изменение пути схода селевого потока, остановка потока с помощью дамб, каналов, плотин и др.

Слайд 8

Классификация мер защиты 2. МЕЛИОРАТИВНЫЕ — мелиорация селевых бассейнов в целях регулирования поверхностного стока как важнейшего элемента селевого процесса . Способы: облесение; т еррасирование склонов; п рофилактический спуск озер и др. Мелиорация — это работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

Слайд 9

Классификация мер защиты 3 . ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ — регулирование хозяйственной и иной деятельности в селеопасных районах. Цель : - предотвратить человеческие жертвы; - уменьшить возможный ущерб; - ослабить селевые процессы. Сюда входят мероприятия, направленные на максимальное сохранение лесного покрова на склонах гор, ограничение нагрузки на горные пастбища, контроль и оповещение в селеопасных районах и др.

Слайд 10

Физкультминутка Упражнение «Черепаха» наклоны головы вперёд - назад Упражнение «Метроном» наклоны головы вправо - влево Упражнение «Сова» поворот головы вправо-влево Упражнение « Тыква» круговые движения головой в одну и другую сторону

Слайд 11

Что необходимо делать при угрозе схода селей Включите телевизор, радио и выслушайте рекомендации Внесите имущество со двора и балкона в дом При заблаговременном оповещении Укройте ценное имущество от воздействия влаги Плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия 1. 4 . 3 . 2 .

Слайд 12

Что необходимо делать при угрозе схода селей Выключите газ, электричество, воду, погасите огонь в печи Вынесите из дома химически опасные вещества При заблаговременном оповещении Выйдите из дома (здания) и перейдите в безопасное место Естественные безопасные места ( склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях) 5 . 6 . 7 .

Слайд 13

Что необходимо делать при угрозе схода селей 1.Срочно выйдите из дома (здания), из опасной зоны 2.Предупредите соседей, знакомых, родных При получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия 3.Самостоятельно выходите в безопасное место

Слайд 14

Что необходимо делать при угрозе схода селей О казать пострадавшему помощь всеми имеющимися средствами. Такими средствами могут быть шесты или канаты, подаваемые спасаемым. Выводить спасаемых из потока нужно по направлению потока с постепенным приближением к его краю. При захвате человека потоком селя

Слайд 15

Практическая работа Задание Н а контурной карте отметьте селеопасные районы России : - Северный Кавказ (Кавказские горы) - Урал (Уральские горы) - Южная Сибирь ( Алтай и Саяны) - Курильские острова - полуостров Камчатка - остров Сахалин - Чукотка (Чукотский полуостров)

Слайд 16

Кавказские горы Уральские горы Алтай и Саяны 4. Курильские о-ва 5. п-ов Камчатка 6. о. Сахалин 7. Чукотский п-ов 1 3 2 7 6 5 4 Проверка

Слайд 17

Рефлексия Что запомнилось на уроке? Что было самым интересным? Где эти знания пригодятся в жизни? О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...