Программа по ОБЖ для 10 класса авторы Ким; Горский.
рабочая программа по обж (10 класс)

Смирнов Александр Владимирович

В тематическом и поурочно-тематическом планировании, программа опирается на материалы учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов (авторы С. В. Ким, В. А. Горский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kim_s_programma_obzh_10_klass_2020_10_klass.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 14" города Сарова

РАССМОТРЕНА


Согласовано


УТВЕРЖДЕНА

на заседании школьного         ______________________


____

методического объединения учителей технологии, физической культуры и ОБЖ
Протокол от 31.08. 20020г. №1


31.08.2020г.


31.08.2020г.

Рабочая программа по

Основам безопасности жизнедеятельности

10 класс

                                                                      Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ                                                                                                                                          

                                                                                                   Смирнов А.В.

Саров

2020 г.

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» (10 класс)

I. Пояснительная записка

  Рабочая программа разработана для обучающихся 10 класса, средней (полной) общеобразовательной школы, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации в области образования и безопасности жизнедеятельности и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.  Рабочая программа составлена на основе:

          Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : «Вентана-Граф», 2019.— (Российский учебник).

В тематическом и поурочно-тематическом планировании, программа опирается на материалы учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10—11 классов (авторы С. В. Ким, В. А. Горский) М.: «Вентана-Граф», 2019. (Российский учебник).  Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника, осознание ответственности за благополучие и безопасность общества.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  1. информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;
  2. организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей, обучающихся старшего школьного возраста.  В программе определен объем содержания образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», дано примерное распределение учебных часов по разделам и темам.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.

    Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Основными целями изучения предмета ОБЖ являются:

- содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;

- содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

- формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;

- осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни — любви, равноправия, заботы, ответственности;

- профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.  

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе направлен на достижение следующих целей, которые обеспечиваются решением следующих задач в образовательном процессе:

- обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;

- воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;

- развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность. 

         В результате изучения, основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе обучающийся должен знать/понимать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;  
  • правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;  
  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;  
  • о здоровом образе жизни;  
  • об оказании первой помощи при неотложных состояниях;  
  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;  
  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;  
  • правила поведения населения при авариях;  
  • классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;  
  • организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;  
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;  
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;  
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;  
  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;  
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;  
  • основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою;  
  • основные способы передвижения солдата в бою;  
  • государственные и военные символы Российской Федерации; - средства массового поражения и их поражающие факторы. 

Обучающийся должен уметь:  

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;  
  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;  
  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:  

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;  
  • оказания первой помощи пострадавшим;  
  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, а также:
  • пользоваться индивидуальными средствами защиты; 
  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;  
  • обращаться к старшим (начальнику);
  • действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия,  
  • соблюдать воинскую вежливость;
  • правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия;  
  • выполнять воинское приветствие;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
  • определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты;  
  • оказывать первую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.  

3. Описание места учебного предмета

   Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «ОБЖ» на этапе основного общего образования, в том числе: в X классе по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю (всего – 34 часа), по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы.  

Контроль знаний осуществляется путем промежуточной и итоговой аттестации в форме: практическая работа (занятие), контрольная (итоговая) работа, тестовые задания. Основная форма контроля – тест. Промежуточная проверка знаний: КР - тест – 1 час в каждом классе.  

Контрольная итоговая работа – тест, в уч. году - 2 (1 в 1 полугодии, 1 во 2 полугодии) в каждом классе.

   Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. В основе педагогического процесса могут применяться

формы организации учебной деятельности:

-      Комбинированный урок;  

  • Урок-лекция;  
  • Урок-практикум;  
  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);  

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематический срез знаний;  
  2. Тематическое бумажное тестирования;  
  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;  
  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;  
  5. Итоговые контрольные работы;
  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).  

4. «Выпускник научится» в соответствии требований обучения по курсу ОБЖ:  

  Метапредметные результаты (приобретаемые): 

  • умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией:

поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  • формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему;
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в ЧС; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
  • выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
  • применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
  • умения коммуникативные:
  • взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
  • выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
  • умения регулятивные (организационные):
  • саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
  • владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
  • владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения.  

Предметные результаты (формируемые): в ценностно-ориентационной сфере:

•        ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;

• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений; в коммуникативной сфере:

•        умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации

  • умение сотрудничать с другими людьми, выполнять необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
  • стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
  • в эстетической сфере:
  • умение оценивать с эстетической точки зрения красоту окружающего мира;
  • умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);
  • в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
  • грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
  • соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
  • соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
  • знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
  • умение оказывать первую помощь;
  • правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере; 
  • в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
  • накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
  • выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
  • соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
  • умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.

5 Содержание учебного предмета

10 класс

 Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в ЧС. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Раздел 2. Военная безопасность государства

 

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность 

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз 

Вооруженные Силы РФ. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания 

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях 

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.  

Тематическое планирование 10 класс

№ п/п

Название модуля, раздела, главы

Кол-во часов

 

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

15

Глава 1.

Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

5

Глава 2.

Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства

5

Глава 3.

Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях

5

Раздел 2 Военная безопасность государства

10

Глава 4.

Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность

5

Глава 5.

Вооруженные Силы РФ на защите государства от военных угроз

5

Раздел 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

Глава 6.

Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания

5

Глава 7.

Оказание первой помощи при неотложных состояниях

4

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№ темы

Наименование раздела, темы

Кол-во

часов

1

2

3

Глава 1

 Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

5

1.1

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания

1

1.2

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

1

1.3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1

1.4

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1

1.5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания

1

Глава 2

Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства

5

2.1

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности

1

2.2

Защита национальной безопасности государства от военных угроз

1

2.3

Защита личности, общества, государства от угроз социального характера

1

2.4

Противодействие экстремизму

1

2.5

Противодействие терроризму, наркотизму в РФ

1

Глава 3

Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях

5

3.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

1

3.2

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в ЧС

1

3.3

Защита населения и территорий от ЧС природного характера

1

3.4

Защита населения и территорий от ЧС техногенного характера

1

З.5

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование

1

Глава 4

 Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность

5

4.1

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения

1

4.2

Защита населения и территорий от радиационной опасности

1

4.3

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения

1

4.4

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности

1

4.5

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

1

Глава 5

 Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз

5

5.1

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы

1

5.2

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации

1

5.3

Воинская обязанность и военная служба

1

5.4

Права и обязанности военнослужащих

1

5.5

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил РФ

1

Глава 6

 Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания

5

6.1

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья

1

6.2

Здоровый образ жизни и его составляющие

1

6.3

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики

1

6.4

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики

1

6.5

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем

1

Глава 7

 Оказание первой помощи при неотложных состояниях

5

7.1

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок

1

7.2

Правила оказания первой помощи при травмах

1

7.3

Первая помощь при кровотечениях, ранениях Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах

1

7.4

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация

1

Всего часов

34

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Контрольный итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

Итоговый тест по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс, авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, разработан в соответствии с основными положениями ФГОС основного общего образования. Тест сос...

Спецификация к итоговому тесту по музыке для 6 класса, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой.

Спецификация к итоговому тесту по музыке 6 класс, по программе "Музыка 5-7 класс" авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.В спецификации представлены цели итоговой работы, документы её определяющие.Раскры...

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....

Контрольные работы по музыке в 5 – 7 классах (по программе «Музыка. 5 – 7 классы», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева)

Контрольная работа предназначен для мониторинга освоения знаний по предмету На выполнение работы по музыке отводится 40 минут. Предлагаемые задания способствуют развитию познавател...