Трудовое право
план-конспект урока по праву (11 класс)

Варакина Елена Николаевна

Открытый урок-практикум по правоведению в 11классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ «Труд и трудовое право»

ЦЕЛИ УРОКА: содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение; формировать правовую культуру учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, раздаточный материал (статьи Трудового Кодекса РФ, задачи по теме).

ПЛАН:

  1. Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.
  2. Трудовая деятельность в законах РФ.
  3. Трудовой договор. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.
  4. Правовые ситуации.

  1. Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?»

- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. (принудиловка)

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

- Деньги зарабатываю. (средство существования)

А третий на этот же вопрос ответил:

- Строю Шартрский собор! (служение великой цели)»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

  1. О чем притча? Как вы ее понимаете?
  2. Какое отношение она имеет к теме сегодняшнего задания?
  3. Какую роль, на ваш взгляд, играет труд в жизни каждого человека? Почему?

(Ответы учащихся)

Историческая справка.

История человечества свидетельствует о решающем значение труда в общественном развитии и развитии человека.

Труд-первое и основное условие человеческой цивилизации. Человек стремясь улучшить условия своего существования, преобразует среду обитания.

Давайте попробуем выяснить, какие изменения произошли в ходе трудовой деятельности человека? ( Развивается речь, мышление, сознание, память)

Скажите, какие блага даёт трудовая деятельность кроме развития человека и общества? (Человек посредством труда удовлетворяет свои потребности, а значит труд является экономической категорией благ).

О роли труда жизни людей не однократно высказывались великие люди:

  1. «Труд избавляет человека от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» Вольтер (Комментарий учащихся)
  2. «Всякого человека должно судить по его делам» М.Сервантес (Комментарий учащихся)
  3. «Самое важное в каждом деле - пересилить момент, когда вам не хочется работать» И.П.Павлов (Комментарий учащихся)

Но не только Великие люди восхваляли труд. Простой народ тоже отводил главную роль труду в своей жизни.
Приведите примеры народной мудрости, раскрывающие роль труда для человека.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • И швец, и жнец, и на дуде игрец.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Дело мастера боится.

Затем проводится беседа, направляемая следующими заданиями и вопросами (с записью определений в тетради)

  1. Самостоятельно сформулируйте понятие «труд».

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

  1. Какие виды труда вы знаете?

(умственный, физический, квалифицированный, неквалифицированный)

  1. Как вы считаете, какой труд важнее? Почему?
  2. Что мы приобретаем благодаря труду? (материальные и нематериальные блага)
  3. Может ли человек прожить без труда?

II. Трудовая деятельность в законах РФ.

а) ознакомьтесь с текстом статьи 37 Конституции (основные принципы трудовой деятельности)

б) Трудовой кодекс РФ (1.02.2002г.)

Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения.

Участники трудовой деятельности: работники и работодатели.

  1. Предложите, какие права и обязанности есть у работника и у работодателя.

При рассмотрении прав и обязанностей работника и работодателя может быть использована таблица.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что права работника – это обязанности работодателя и, наоборот, права работодателя – обязанности работника.

Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь

Работа, рабочее место

Обязанность, предоставить

Обязанность выполнять

Исполнение трудовых функций работником

Право использовать

Право получать

Зарплата

Обязанности выплачивать

Обязанность соблюдать

Дисциплина труда

Право требовать

Право иметь

Отдых

Обязанность предоставить

Обязанности соблюдать

Беречь имущество

Право требовать

III. Трудовой договор.

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем об условиях предоставления работы (бессрочный, срочный – не более 5 лет)

Трудовая книжка — официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина.

Задания для групп:

  1. Познакомьтесь со статьями 56, 57, 58, 77 ТК РФ и выясните:                                                                 а) что такое трудовой договор;                                                                                                                         б) кто выступает в качестве сторон трудового договора;                                                                                               в) в чем состоят существенные и несущественные условия трудового договора;                              

 г) как определяются сроки трудового договора;                                                                                          д) как регламентируется прекращение трудового договора.

  1. Изучите статьи 63, 65, 66, 92 ТК РФ и выясните:                                                                                                    а) с какого возраста заключается трудовой договор;                                                                                   б) какие документы необходимы при заключении трудового договора;                                          в) что такое трудовая книжка, какие сведения в нее вносятся, каков порядок ее ведения и хранения;                                                                                                                                                                     г) какова продолжительность рабочего времени несовершеннолетних.
  2. Познакомьтесь со статьями 70, 265-269 ТК РФ и выясните:                                                                          а) каковы особенности регулирования труда несовершеннолетних;                                                   б) какого рода деятельность для них запрещена;                                                                                                                                                                                           в) возможна ли для них работа в выходные, праздники;                                                                                                                                                                                 г) какие дополнительные гарантии устанавливаются для этой категории.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают тексты и задания к ним.

 

ТЕКСТ 1

Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15 летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.                

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?                                                                                                                                                а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора                                                   б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю                                                                     в) Ленивица выполнила свои обязанности в соответствии с трудовым договором

г) Права Метелицы были нарушены

Свой выбор аргументируйте.

ТЕКСТ 2

Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать  денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

Трудовой договор.

«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о ниже следующем:

  1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
  2. Договор является договором по основной работе.
  3. Вид договора: на неопределенный срок.
  4. Срок испытания: 3 месяца.
  5. Права и обязанности работника: участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время; соблюдать трудовую дисциплину;                                                                                                      бережно относиться к театральному инвентарю.
  6. Права и обязанности работодателя:                                                                                               вовремя выплачивать зарплату;                                                                                             обеспечивать безопасные условия труда.
  7. Особенности режима рабочего времени:                                                                            ненормированный рабочий день;                                                                                                  работать 7 дней в неделю.
  8. Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.
  9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер,

 Адрес: дом папы Карло.

Подпись

Работодатель:

Карабас Барабас, директор кукольного театра,

Адрес: ул.Кукольная, 10.

Подпись

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?    

 а) Трудовой договор можно признать недействительным                                                                                  б) Права работодателя были нарушены                                                                                                                      в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере                                                                       г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте.

        ТЕКСТ 3

Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, сильный мороз ходила в лес за хворостом.

Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.

Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?                                                                                                                                                  а) Для несовершеннолетних  приемлема только устная форма договора                                                        б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних                                                                                                     в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы                                                                 г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора

Свой выбор аргументируйте.

Учащиеся заполняют «словарь урока»:

Труд

Трудовое право

Трудовая книжка

Трудовой договор

IV. Правовые ситуации по теме «Трудовое право»

1ситуация (ст.63,66, 92 ТК РФ)

Место действия - кабинет работодателя. За столом сидит начальник. Входит подросток.

-Здравствуйте. Я прочел в объявление в газете и хочу устроиться на работу в вашу фирму.

-Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?

-Мне 14. Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и вас не подведу.

-Ну что ж, пожалуй, возьмём тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?

-Спасибо. А   мне  нигде расписаться не надо?

-О чём ты? Ты что, не доверяешь нам?

-В общем, у тебя, как и у всех, 6-дневная рабочая неделя и 10-часовой рабочий день.

-Хорошо, я согласен!

Ошибки:

1) 14-летнего подростка можно принимать на работу только с согласия родителей;

2) не составлен трудовой договор

3) не оформлена трудовая книжка

4) рабочая неделя не должна превышать 24 часа (до 16 лет)

2 ситуация (ст. 265, 267 ТК РФ)

Место действия - кабинет начальника предприятия. Он разговаривает с рабочим этого предприятия.

-Вот, Иванов,  по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

-Через три месяца будет 18.

-Ну, вот что, хотим мы тебя с завтрашнего дня поставить в смену, пойдёшь в шахту со 2 бригадой. Парень ты здоровый, сильный, думаю, справишься! Месяц поработаешь, а потом очередной отпуск на 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

-Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только март.

-Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Ошибки: 

1)До 18 лет человек считается несовершеннолетним;

2)  До совершеннолетия за ним закреплены льготы - отпуск в летнее время, причем  более продолжительный, чем у взрослых.

3)не допускается использование труда несовершеннолетних на вредных, опасных работах, а так же на подземных работах.

3 ситуация

Прием на работу молодого специалиста в должности «учитель» по срочному трудовому договору (ст.58,59, 67,70 ТК РФ)

Сцена: кабинет директора, заходит молодой специалист:

Молодой специалист: Здравствуйте.

Директор: Здравствуйте.

Молодой специалист: Я пришел трудоустраиваться, мне сказали, что у Вас есть вакансия по должности «учитель истории».

Директор: Да есть, какое у Вас образование? Что заканчивали? Стаж работы по должности «учитель истории» имеете?

Молодой специалист: У меня высшее образование по специальности «учитель истории». Я закончила НГПУ в этом году, стажа работы не имею, но проходила педагогическую практику в разных школах города Нижнего Новгорода.

Директор: Нам нужен учитель истории в старших классах и нам нужно хорошее качество работы, сможете осилить и дать хорошее качество?

Молодой специалист: Не знаю, постараюсь не подвести.

Директор: Тогда давай сначала заключим с Вами срочный трудовой договор на один год с испытательным сроком, а там посмотрим, если справитесь, то заключим с Вами бессрочный трудовой договор.

Молодой специалист: Хорошо.

Директор: Напишите заявление, укажите в нем на то, что хотите работать по срочному трудовому договору. И можете уже сейчас приступить к работе. Заместитель директора покажет Вам рабочее место.

У нас секретарь находится в отпуске, выйдет через неделю, тогда и заключим с Вами трудовой договор и оформим приказ.

Вопрос: Какие нормы трудового законодательства нарушены и почему?

 Ответ:

1. Заключение срочного трудового договора с учителем по основной работе не соответствует положениям статьи 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которые закрепляют правила заключения срочных трудовых договоров, определяя при этом, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (часть пятая статьи 58), направлены на защиту прав работника от произвольного определения работодателем срока заключения трудового договора и носят гарантийный характер (Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 1094-О).

2. Испытательный срок.

В соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня;

3. Форма трудового договора

В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

4 ситуация

Увольнение учителя по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением штатов учреждения (ст. 81, 82,180, 371, 373 ТК РФ)

 

Сцена: кабинет директора, заходит учитель.

 Учитель: Вызывали, Вера Васильевна?

 Директор:  Да, Елена Николаевна, проходите. Помните, 2 месяца назад я Вас устно предупредила, что у нас проходит процедура по сокращению штатов и возможно, вы будете сокращены с должности учителя истории, в связи с нехваткой бюджета?

 Учитель:  Да помню. Но я была на больничном, лежала в больнице.

 Директор:  Это неважно! Прошло уже 2 месяца с момента предупреждения. Пока вы были на больничном, мы провели всю процедуру сокращения согласно трудовому кодексу, предупредили профсоюз, учитывали преимущественное право каждого учителя истории и решили, что именно Вы попадаете под сокращение.

 Учитель:  Как же так? Я веду 22 часа в неделю, мои две коллеги ведут по 25 недельных часов, а Вы решили меня сократить? Кто же будет вести мои часы? Потом я хорошо работаю, не имею дисциплинарных взысканий.

 Директор:  Ваши часы будут распределены между двумя коллегами по 11недельных часов каждому. Итого у них будет по 36 недельных часов, что не является нарушением.

 Учитель: А профсоюз одобрил моё увольнение, Вы учитывали мнение профсоюза?

 Директор:  Елена Николаевна, Вы член профсоюза?

 Учитель: Да.

 Директор: Закон не обязывает работодателя учитывать мнение профсоюза и поэтому, Мы не обязаны спрашивать их мнения.

 Учитель:  У нас же была вакансия учителя МХК, переводите меня на должность учителя МХК хотя бы. Почему Вы мне не предлагали перевод?

 Директор:  Мы вчера приняли на эту должность другого работника. Сегодня у нас нет вакансии. Поэтому, Елена Николаевна, вот приказ о Вашем увольнении по сокращению, подпишите его и идите.

 

 Вопрос: Какие нормы трудового законодательства нарушены работодателем?

  Ответ:

 1.О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

 2. В соответствии с частью 3 статьи 81 и частью 1 статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу, т.е. увольнение по сокращению численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии со статьёй 81 ТК РФ так же не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности.

 Данная норма обязывает работодателя предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии от даты уведомления и до даты увольнения.

 Работодатель может предложить увольняемому работнику должность работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком.

 3. В случае сокращения члена профсоюза, в соответствии  со статьями 82, 371, 373 ТК РФ, работодатель обязан согласовывать с выборным органом первичной профсоюзной организации увольнение члена профсоюза с направлением в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Труд и трудовое право

Слайд 2

План урока Понятие «труд». Роль труда в жизни человека. Трудовая деятельность в законах РФ. Трудовой договор. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Правовые ситуации.

Слайд 5

Словарь урока Труд - ц елесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей.

Слайд 8

Словарь урока Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют трудовые правоотношения.

Слайд 10

Работник Линии сравнения Работодатель Право иметь Работа, рабочее место Обязанность, предоставить Обязанность выполнять Исполнение трудовых функций работником Право использовать Право получать Зарплата Обязанности выплачивать Обязанность соблюдать Дисциплина труда Право требовать Право иметь Отдых Обязанность предоставить Обязанности соблюдать Беречь имущество Право требовать

Слайд 11

Словарь урока Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем об условиях предоставления работы (бессрочный, срочный – не более 5 лет) Трудовая книжка — официальный персональный документ, содержащий записи о трудоустройстве гражданина.

Слайд 12

Задания для групп I группа: статьи 56, 57, 58, 77 ТК РФ II группа: статьи 63, 65, 66, 92 ТК РФ III группа: статьи 70, 265-269 ТК РФ

Слайд 13

I группа: статьи 56, 57, 58, 77 ТК РФ

Слайд 14

II группа: статьи 63, 65, 66, 92 ТК РФ

Слайд 15

III группа: статьи 70, 265-269 ТК РФ

Слайд 16

Правовые ситуации 1ситуация (ст.63,66,92 ТК РФ)

Слайд 17

Правовые ситуации 2 ситуация (ст. 265, 267 ТК РФ)

Слайд 18

Правовые ситуации 3 ситуация (ст.58,59,67,70 ТК РФ)

Слайд 19

Правовые ситуации 4 ситуация (ст. 81, 82,180, 371, 373 ТК РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс

Фельдман С.К. урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс  Урок по праву для 11 класса(базовый или профильный уровень) ТЕМА: ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (11 КЛАСС...

Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.

Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

"Трудовое право" - урок по праву в 11 классе

Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека...

Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»

Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...

Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...

Практическая работа по праву раздел "Трудовое право"

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию для отработки знаний и умений по разделу "Трудовое право"...