Урок по профориентации "Дороги которые мы выбираем"
план-конспект урока по психологии (8 класс) по теме

Голева Александра Валерьевна

Конспект урока по профориентации с презентацией для 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_golevoy_po_proforientatsiyu.rar2.03 МБ

Предварительный просмотр:

             

Урок по профориентации

 "Дороги которые мы выбираем"

(Автор А.В. Голева, педагог-психолог МБОУ СОШ №38 г.Сургут)

Цель: 

  •  Активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах профессиональной деятельности.
  • Расширение и актуализация информационного поля  в вопросах профориентационной компетентности обучающихся специализированных (коррекционных) классов VII вида.

Задачи:

  • Образовательные:

         - расширить знания учащихся о профессиях;

        - познакомить с новыми современными профессиями;

        - формировать интерес к профессиям;

  • Развивающие:

          -развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,      

            самостоятельность; культуру речи;

          - развивать коммуникативные способности при работе в группах;

          - развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

          -активизировать учащихся  к познавательной, творческой  деятельности;

  • Воспитательные:

  - воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных    

    профессий;

 - воспитывать уважение к своим товарищам.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

а) словесные (использование объяснений, пояснений);
б)
наглядные (использование мультимедийной презентации);
в)
практические (выполнение практических заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом);
г)
диагностические (рефлексия, самооценивание,).

Оптимальное число учащихся: 12-15 человек.

Участники: ученики 7-8 классов

Продолжительность: 40 мин.

Тип урока:  комбинированный

Вид урока: урок-игра

Форма урока:   групповая

Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны-«звёзды», памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски)

ТСО:  мультимедийная установка, компьютер, экран. Презентация  (Приложение 1)

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:  (слайд1)

- Добрый день! Я рада встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет  присутствовать доброжелательная атмосфера.

II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися:

Сегодня мы с вами проведём урок-игру. Тему этого урока вы назовёте сами, когда решите анаграмму.

Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.

На слайде анаграмма:  ОДГОРИ   ОТКОРЕЫ   ЫМ    БИРВЫАМЕ

Тема урока: Дороги которые мы выбираем

Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за определённый стол.

Психолог  даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.

Те, кто выбрали:

– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;

– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;

– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;

– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.

Мы познакомимся с престижными, редкими и новыми профессиями, узнаем о предмете труда этих профессий, поговорим о способах выбора профессии.

III. Основная  часть:

Задание 1

Начнём с игры. Какая команда назовёт больше профессий на заданные буквы.

На слайде даны буквы К, М, Ф, П. Нужно написать профессии, которые начинаются на эти буквы.

Подводим итоги игры, зачитываем названия профессий, называем предмет труда каждой профессии

- Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

-Сегодня на уроке вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего урока, вы определитесь с выбором будущей профессии.

 - Цитата дня: (слайд 4)  «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

                                                                                                            Дж. Голсуорси

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах,  могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)

(показ изображений древнего человека - слайд 5)

  - Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание.  Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании  каких профессий вы  можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся  особый талант  (показ людей разных современных  профессий)

( слайд 6-12)

Где можно получить информацию о профессиях?

Ребята перечисляют: книги– справочники, СМИ, интернет.

Учитель показывает слайд с адресами интернет– сайтов профориентации.

– портал “Учёба.ру, раздел “Профессия”.

– справочник профессий на сайте E-xecutive.

– www. zarplata.ru

– Сайт “Профориентация: кем стать”, раздел “Как выбрать профессию?” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/  

– Человеческие ресурсы Урала “Профориентация” [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation 

– Сайт “Find – Job.ru” “Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/ 

Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии вы знаете?

После ответов обучающихся учитель показывает слайд:

Бренд-менеджер, букмекер, диджей, имиджмейкер, риелтор, крупье, логистик, маркетолог, мерчендайзер, продюсер.

Ребята вместе с учителем дают характеристику предмета труда каждой профессии.

В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.

Почему их называют редкими?

Педагог-психолог показывает слайд с перечнем редких профессий.

Дегустатор, кинолог, лесник/егерь, художник-мозаичник, специалисты по запахам, ремюер, священник, стеклодув, трубочист, частный детектив/сыщик.

Задание 2: (слайд 17)

(слайды 18-22)

- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.

Для справки:

Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.

Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.

Риэлтер - специалист по сделкам с  недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.

Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.

А сейчас проведём игру – дискуссию “Кто нужен нашему городу”.

Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

Обсуждение:

1. Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

Выводы жителей города.

Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.

Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

Житейский способ выбора профессии.

ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;

ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.

РЕФЛЕКСИЯ

  • Итоговый круг с высказываниями участников.

Я думаю, что все знания о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора.. А на протяжении всего занятия вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.

Что понравилось?
Что было полезным?
Что узнали нового?

Желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дороги, которые мы выбираем…"

Ни я, ни кто другой не можетПройти эту дорогу за вас,Вы должны пройти ее сами.                      Уолт Уитмен...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Для эффективной работы по английскому языку учителя могут использовать ИКТ.Создание проекта трудоемкое дело, поэтому хочу поделиться опытом работы над стартовой презентацией, созданной учителями на ку...

Вики-проект "Дороги,которые мы выбираем" для 9 класса

Этот продукт  -двуязычный коммуникативный проект- создан учителями английского языка на курсах Intel- обучение для будущего. Так как создание проекта дело трудоемкое,хочется поделиться стартовой ...

Классный час "Пути, которые мы выбираем"

Классный час для 9 класса о нравственных ценностях, путях выбора жизненного пути подростков с использованием фрагментов беседы с патриархом  Алексием II....

Сценарий классного часа по теме "Дороги, которые мы выбираем" (материал подходит для проведения урока мужества)

Классный час по этому сценарию проводился во время  Публичного отчёта школы в рамках проекта "Созвездие воинской славы": "Памями Дмитрия Рябинкина посвящается" в 2008году...

Урок чтения и осмысления рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» в технологии развития критического мышления.

Данный урок поможет учащимся войти в мир американского писателя О. Генри, развить воображение, , научиться вести диалог с текстом....

урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)

Урок "Дороги, которые мы выбираем (по рассказам Ирины Курамшиной «Сыновний долг» и «Остановка на Самотеке»)" предназначен для изучения в сарших классах, может бы...