Мир вокруг меня 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Окунцева Татьяна Николаевна

 

Разработана программа  «Мир вокруг меня”(модифицирована)с использованием методического конструктора (Д. Григорьев, П. Степанов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_menya_6_klass.docx83.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА К  ФАКУЛЬТАТИВУ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ» 6 КЛАСС.

Пояснительная записка

Разработана программа  «Мир вокруг меня” (модифицирована) с использованием методического конструктора (Д. Григорьев, П. Степанов).

«Весь огромный мир вокруг меня,  надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире».     В. Бианки

Пояснительная записка.

В современном обществе каждый человек живёт в своём мире.

Объектом учебно – воспитательного процесса является  ученик с его индивидуальными физическими, психическими, эмоциональными, интеллектуальными особенностями, одним словом, личность.

Любая личность должна иметь активную жизненную позицию, постоянно воспитывать себя и воздействовать на окружающих. В становлении личности ученика  большую роль играют учителя, администрация, социальные педагоги, психолог, педагоги дополнительного образования.

Цель воздействия на обучающегося: достижение оптимального развития его как личности на базе усвоения универсальных учебных действий, формирования личностных ценностных качеств.

Ребенок с интеллектуальным недоразвитием долго подготавливается к восприятию информации посредством стимуляции активности мышления и языкового общения, лишь приближаясь к познанию на рациональном уровне и изредка включаясь в восприятие на высшем психическом уровне. И если он в этом направлении сам начинает проявлять активность, то это означает следующее: созданы предпосылки к возможному самостоятельному освоению рационального способа познания окружающего мира при активном участии в этом процессе взрослого.

Необходимо помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера. Самое важное, что обучающиеся могут вынести из школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества жизни. К таким, качествам, прежде всего, относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки.

Обобщая все вышеизложенное, хочу обратить внимание  на то, что реализация данной коррекционной работы возможна только при условии создания на занятиях модели социального успеха обучающегося.

 Для одних - это любимые игрушки, фильмы или заветные места, города, а для других - это внутренний мир, его мысли, чувства, мечты. Каждый человек индивидуален и имеет право выбирать свой мир, в котором он хочет жить. Человека почти всегда что-то привязывает к жизни, если такой опоры нет, то у него нет цели в жизни, нет цели в жизни, нет того, кому он мог быть полезным. Такой человек чувствует себя никому не нужным, он лишён радости от результатов своей деятельности.

Важно создать пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка, и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития.  Надо поддерживать его стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других.

Программа факультатива «Мир вокруг меня” рассчитан на 68 часов, ориентирована  на обучающихся 6 классов и  реализована как индивидуально, так и с отдельно взятым классом или группой.

Занятия проводятся в форме дискуссий,  арт-терапии, бесед различных видов игр,  поисковых исследований.

Особенности возрастной группы обучающихся, которым адресована программа:

  1. Программа рассчитана на обучающихся  подросткового возраста.
  2. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».
  3. Центральное новообразование отрочества - чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.
  4. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.

Отличительные особенности программы:

1. Программа способствует созданию благоприятных условий для разностороннего раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, что не всегда удаётся создать на уроке;  развитию у детей интереса к творческому созиданию; желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; умению рационально организовывать своё свободное время.

2. Ведущий  вид  факультативных занятий - игровой.

В ходе реализации программы обучающиеся получают знания и формируют умения общения в социуме.

3. К реализации данной программы педагог – психолог может привлечь учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся.  

Цель программы:

  • создавать условия для развития возможностей учащегося  познавать себя, ощущать и затем осознавать себя частью социума;
  • привить  потребности в самовоспитании, выработке активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью и собственной судьбе;
  • формировать  эмоциональную  стабильность и положительную самооценку.

Задачи:

  •  Создание комфортных условий для самовыражения ученика и развития  его интеллектуального, творческого потенциала  ученика.
  • Формирование культуры межличностных отношений.  Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми).
  • Расширение социальных возможностей, объяснение в доступной для детей форме представлений о социальной компетентности, успешности, активности, о возможных мотивах поведения людей в разных ситуациях.
  •  Обучение понимания себя и умение «быть в мире с собой».
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  •  Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
  •  Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  • Коррекция образа «Я».

Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.

Обучающие.

  • Овладения знаниями о социальных  нормах поведения жизни человека.
  • Знакомство с национальными семейными традициями. Усвоение и сохранение традиций своей семьи.
  • Формирование знаний о базовых общечеловеческих  ценностях  (человек, семья, Отечество,  гуманизм, знания, труд, культура).

Развивающие.

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем, формирование коммуникативной культуры.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие умения работать с информационными источниками, обрабатывать информацию.

Воспитательные.

  • Воспитание  социально активной и функционально грамотной личности.

Для реализации программы «Мир вокруг меня» используются следующие виды деятельности.

  • Ведущая - игровая.  Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения и создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка.
  • Проектная. Данный  вид деятельности решает воспитательные задачи: рост ответственности подростков за свой муниципалитет; формирование ощущения  наполненности жизни значимыми вопросами и делами, реализацию потребности социальной активности.
  • Проблемно-ценностная. На занятиях школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на взаимоотношения, складывающиеся в подростковой среде, семейном социуме, обсудить некоторые положительные и отрицательные моменты взаимоотношений, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников.
  • Коммуникативная. На занятиях организуются условия  для постоянного взаимного общения  обучающихся: рассмотрение ситуаций, анализ деятельности, участие в дискуссиях.

Предполагаемые  результаты:

1)  Обучающийся, имеющий познавательную мотивацию, владеющий мыслительными операциями, которые позволяют ему успешно применять в своей жизни универсальные учебные действия.

2) Физически и психически здоровый ученик.

3) Толерантная личность, который имеет опыт общения с окружающими.

4)  Ученик ответственный, обязательный, умеющий преодолевать трудности.

5) Творческая личность, способная осознавать себя в различных социальных ролях.

6)Снижение тревожности связанной со школой и пребыванием в коллективе сверстников.

7)Сформировать положительный образ себя и адекватной самооценки.

Направления работы:

  1. «Учение с увлечением». Прививать навыки умственного труда,  формировать навыки мыслительной  деятельности.

Формы  работы:выполнение упражнений, заданий, тренинги по развитию психических способностей ученика, воспитание увлечённости к объекту своего внимания.

  1.  «Здоровым быть здорово!»Показать значимость физического и психического здоровья

Формы  работы:участие в  диспутах о здоровом образе жизни.

  1. «Золотое правило нравственности». Формирование у учащегося   нравственных ценностей общества

Формы работы:занятия  «Воспитай себя», «Узнай себя и других».

  1. «Учусь жить в мире». Передача  знаний, умений и навыков социального общения  со сверстниками и  взрослыми - воспитание чувств честного партнёрства.

Формы работы:занятие на тему «Семицветная радуга».

  1.  «Мир профессий». Формирование основ профессиональной культуры.

Формы  работы:занятие «Всё о профессиях и людях»

  1. «Я и моя семья».  Организация сотрудничества с родителями ученика с целью развития его личности.

Формы внеклассной работы:

        1) образные рисунки о семье; семейные традиции,

        2) организация совместных с родителями творческих дел, проектов,

        3) консультации и индивидуальные беседы с учеником и его родителями.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ.

        В результате психокоррекционной работы у обучающегося развивается потребность самостоятельно использовать рациональный способ познания средствами мышления и языкового общения.

 На данном коррекционном этапе мы наблюдаем следующие изменения:

 — диалог со сверстниками и  взрослым переходит от общения на сенсорном уровне к общению на уровне практического интеллекта. Обсуждаются не только ощущения, чувства, эмоции, но, в первую очередь, представления, образующие какое-либо понятие, обсуждение происходит в конкретной ситуации;

 — начинается процесс отождествления ребенком себя с положительным взрослым;

 — задействованы все, фиксируемые на прошлых занятиях, состояния:

  • сотрудничество;
  • доверие;
  • созидание;
  • постижение понятий.

        На основе мотива воспроизведения состояния созидания, который быстро становится устойчивым, так как это состояние эмоционально значимо для детей, стимулируем и воспроизводим состояние постижения базовых общечеловеческих ценностей, определяющих успешность социализации личности.  Обучающийся  вовлекается в обсуждение своих ощущений, реакций, пониманию того, что человек не может быть средством достижения цели, что для достижения цели не все средства хороши, не всегда сильный прав и т.п.

        Одновременно стимулируется процесс усвоения информации культурного содержания, у воспитанников появляются первые попытки самоконтроля. Таким образом преодолевается неприятие детьми «положительного» взрослого как объекта подражания и развивается потребность в усвоении информации культурного содержания.

 Содержательная — культурная, материальная (предметная) — основа предлагаемых нами занятий представляет собой подборку произведений искусства, которые информируют детей о социальном качестве жизни человека.

        Занятия проводятся только с подгруппой, как с наиболее успешной в усвоении понятий социализации и показывающей благоприятный прогноз развития в целом.

Психокоррекционная работа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно-информационного пространства, социума.

        Обучающийся  начинает осознавать себя как положительную личность, расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями.

        На каждом занятии прорабатывается только один ключевой момент — одно звено психокоррекционного процесса.

Структура коррекционных мероприятий представлена двумя направлениями:

  • развитие адекватного отношения к другому, что образует серию «Адекватное отношение к другому»;
  • развитие адекватного отношения к себе, что образует серию «Мир дома моего».

Психокоррекционные и развивающие задачи планируются и реализуются в логической последовательности по мере продвижения  обучающихся в желаемом направлении.

Данная программа «Мир вокруг меня» построена на использовании трёх типов игр, каждый из которых направлен на формирование определенных результатов:

Первый тип — игра с ролевым акцентом — будет обеспечивать достижение воспитательного результата первого уровня. Тема «Одноклассники, сверстники, друзья» рассматривается через ролевые игры, способствующие приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни, формированию позитивных взаимоотношений  в подростковой среде.

Второй тип— игра с деловым акцентом — основана на социальном варианте и способствует приобретению школьниками  знаний о семейных традициях, ее особенностях, понимания социальной реальности повседневной жизни. Участие  в работе насоставлением генеалогического древа своей семьи, что позволяет сформировать значимое  для подростка чувство коллективного и индивидуального авторства.

Третий тип  — социально-моделирующая игра — способствует приобретению опыта самостоятельного общественного действия. На этом этапе школьники принимают участие в проекте и приобретают опыт  самостоятельного  вида общественной деятельности.

Методическое обеспечение программы «Мир вокруг меня»

Разделы программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактичес-кий материал

Техническое оснащение занятий

Формы

 подведения итогов

1

Учение с увлечением.

Учусь жить в мире.

Общение  в социуме.

Традиционное занятие, комбиниро-ванное занятие, лекция, тренинг, игра (деловая, ролевая).

Приёмы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог

Методы: словесный, наглядный, практический

 Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии.

Компьютер, телевизор,  магнитофон.

 Опрос,

презентация творческих работ

2

Здоровым быть здорово!

Я и моя семья.

Практическое занятие, мастерская, гостиная, дискуссия, диспут

Приёмы: беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериало иллюстраций

Методы: репродуктив-

ный, частично-

поисковый, исследовательский

Дидактичес-

кие карточки, памятки, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи.

Декорации, микрофоны, компьютер

Открытое занятие для родителей, концерт, экзамен, выставка, конкурс проектов

3

Золотое правило нравственности.

Общество.

Мир профессий.

Турнир, деловая игра.

Приёмы: беседа, наблюдение, работа по образцу, игры

Методы: коллективно-

групповой, практический, наглядный

Научная и специальная литература, дидактические карточки.

 Компьютер, телевизор.

Анализ работ, самоанализ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учебно-тематический план программы «Мир вокруг меня»

Тема раздела

Количество

часов

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

Учение с увлечением. Учусь жить в мире. Общение в социуме.

25

1.Ознакомительное занятие.

Принятие правил.

Игра «Кто  Я? Какой Я в общении?  Какая Я в общении?  Что Я знаю о себе?».

1

2 Разбор жизненных ситуаций по общению среди сверстников.

Упражнение  «Правильное», «красивое», «понимающее» и «принимающее» общение.

Нарисуй «Моё общение».

1

3. Игра «Умеем ли мы общаться».

 Диспут  «Плюсы» и «Минусы» общения в социуме (обсуждение в парах, группах).

Разбор пословиц про общение.

1

4.Правила общения (нарисуй своё правило).

Упражнение  «О чём, можно вести разговор?».

Игра «Испорченный телефон», «Кто виноват?».

1

5.Презентация «Вербальное – невербальное общение».

Игра «Определи общение».

1

6.Презентация  с разбором жизненных ситуаций «Мотивы деятельности».

Диспут «Учиться всегда надо?»

1

7. Упражнение «Мои интересы и увлечения».

 Рисунок или лепка «Что Я хочу рассказать о своих интересах и увлечениях».

1

Презентация «Жизнь это..»

Разбор пословиц  о ЖИЗНИ.

Упражнение «Что я знаю о  жизни и  чему могу научить других».

1

9.«Яимоидрузья».

Разбор пословиц о друзьях.

Игра «Давайте жить дружно».

Нарисуй знак «Моя дружба».

1

10. Диспут  «Мы такие разные и этим интересны друг другу, почему?».

Продолжи предложение «Я знаю… Я могу…»

1

11. Продолжи предложение  «Настоящий друг это…»

Деловая  игра  «Ищу  друга».

1

12. Диспут «Можно ли разделять поступки на  мои и поступки других людей  в социуме ?»

1

13.Упражнение «Хорошие, адекватные и правильные поступки – это..».

Диспут «Могу ли Я повлиять  на  поступки моих сверстников».

1

14.Презентация  с разбором жизненных ситуаций «Конфликт».

Упражнение «Я конфликтный – неконфликтный человек?»

1

15.Игра «Я  выбираю  доброжелательность».

Рисунок «Моя доброжелательность».

16.Игра – диалог  «Я. Ты. Он. Она – вместе…»

Упражнение «Письмо другу».

1

17. Диалог « Умение общаться».

Игра «Кто прав, а кто виноват?»

Упражнение «Качества человека».

1

18.  Упражнение «Мой круг друзей, какие они?» Рисунок – коллаж «Мои друзья».

1

19. Упражнение «Похожие и неповторимые люди».

Игра «Интересы и увлечения».

1

20. Мимика. Автопортрет человека.

Упражнение «Что можно сказать о другом человеке?».

Нарисуй настроение.

1

21. Социальная компетентность.

Упражнение  «Я слушаю себя», «Я слушаю других», «Я умею  слушать и слышать».

Игра «Будь внимательный».

1

22.Упражнение «Что Я могу рассказать о своих друзьях». Обобщение темы.

Письмо другу о своих увлечениях.

1

23. Диспут «Явмире …  Мир  вомне».

«Разговорочеловеке, воспитанности, счастье».

24. Самосовершенствование личности.

Упражнение « Образ «Я».

25. Итоговое занятие «Учение с увлечением. Учусь жить в мире».

Игра «Я знаю как себе помочь».

Здоровым быть здорово! Моя семья.

20

1.Упражнение «Моя семья. Традициивмоей семье».

Рисуночный тест  «Я в семье».

1

2.Диспут « Какая должна быть семья?»

Рисунок «Моя семья».

1

3.Часобщения:«Намирсмотритедобрымиглазами»  (нравственныеотношениявсемье).

Пословицы о семье.

1

4. Семейный отдых.

Рисунок «Семья дружная, спортивная, интересная».

1

5.Самые замечательные фотографии о себе и своей семье.

Игра «Я фотограф».

Рисунок «Семья в выходной день».

1

6.Универсальноедревосемьи.

Рисунок моей семьи в лучах солнца.

1

7. Семья и близкие люди.

Упражнение «Что я знаю о своей семье», «Что я знаю о близких мне людях».

1

8. Лицо, внешность, характер человека.

Упражнение «Качества близкого  человека».

1

9.Презентация «Заглянитевсемейныйальбом».

«Я сейчас», «Я через 5 лет», «Я через 10 лет».

1

10.Письмо лучшему другу  «Моя  самая  счастливая  семья», «Желаю тебе..»

1

11. Диспут «Быть  родителем – особое  искусство, почему?».

Рисунок «Я родитель».

1

12. Совместный отдых с родителями.

Коллаж, рисунок, лепка семейного отдыха.

1

13. Продолжи предложение «Здоровый образ жизни зависит от…»

Упражнение «Плюсы и минусы  нашего здоровья».

1

14.Бытьздоровым - это  здорово!

Упражнение «Моё здоровье в моих руках».

1

15.Мир дома моего.

Упражнение «Мой будущий дом».

1

16. Рисуночный тест «Семья рыбок».

17. Время и люди.  «Я во времени». Игровое сообщество. Компьютеры и люди.

18. Презентация «Вредные привычки, какие они?»

Упражнение «Я и мои привычки».

19. Диспут «ЗОЖ и Я, так ли это?»

Рисунок «Знак моего  ЗОЖ».

20. Итоговое занятие «Здоровым быть здорово!»

Игра «Я знаю, как себе и тебе   помочь»

Золотое правило нравственности. Общество. Мир профессий.

23

1.Человек среди людей. Человек, индивид, личность.

Игра-дискуссия «Толерантен ли  ты?»

Рисунок или лепка «Знак толерантности».

1

2. Адекватное отношение к другому человеку. .«Какая  я буду?», «Моё будущее».

1

3.Что Я могу рассказать о других.

Упражнение «Это я. Это он. Это она. Это они».

1

4. Диспут «Мое настоящее и будущее зависит от меня?»

1

5.Законы  общения «Ты  среди  людей»

Каким человеку следует  быть?  (рисунок)

Час  общения «Добро. Зло. Толерантность».

1

6.Ситуация социальной успешности. Взаимоотношения в социуме.

«Как стать хорошим, добрым и верным».

1

7.Часобщения«Счастье, когда  тебя  понимают».

Игра  «Человек  и  закон» «Вокруг  тебя–Мир»

Час общения  «Человек среди  людей»

1

8.Что я знаю о мире профессий.

Игра «Угадай профессию»

Рисуночный тест.

9.Личность и самоопределение. «Что у меня есть?», «Мое настоящее».

1

10.Моя профессия.

«Я могу. Я хочу. Мне надо».

1

11. Моя  будущая  профессия.

Рисуночный тест.

1

12.Ошибки  при выборе  профессии.

 Рисуночный  тест.

1

13. Письмо другу «Что я узнала  о  мире  профессий».

1

14. Мир профессий. «Люди и разнообразие профессий».

1

15. Характер людей и «Цвет моего характера».

1

16.Итоговое занятие.  «Что я узнала о «Мире» вокруг меня». Рефлексия.

1

17.Проступок и прощение.

Плюсы  и минусы в общение.

«Хорошо и плохо».

1

18. Установочное занятие  «Партнер». Взаимоотношения с противоположным полом.

1

19. Поступки людей в социуме.

«Хорошие люди, какие они?».

1

20.Самосовершенствование.

«Моя самостоятельность».

1

21.Мой «Мир» в котором «Я» живу.

 Письмо «Мир вокруг меня».

1

22.Итоговое занятие «Золотое правило нравственности. Общество. Мир профессий».

1

23.Итоговое занятие  по курсу «Мир вокруг меня».

Рефлексия.

1

Итого

68

Предполагаемые результаты реализации программы «Мир вокруг меня»

1.Результаты первого уровня.

Обучающиеся приобретут социальные  знания   о  нормах этики и морали, значимых правилах общения с людьми разных возрастных групп,  базовых общественных  ценностях: дружбе, уважении, гуманизме, моральной и правовой ответственности за совершенный поступок; сформируют  навык  коллективных действий.  Работа по созданию итогового  продукта способствует развитию  творческих способностей и позволит получить навык в работе в социуме.

2.Результаты второго уровня.

Обучающиеся        приобретут знания о семейных традициях, о способах организации быта и досуга  людей разных национальностей. Школьники углубят знания  по истории собственной семьи. Начнут работу по созданию генеалогического древа семьи, которая может быть продолжена в дальнейшем. Деятельность над итоговым продуктом будет способствовать активному сплочению классного коллектива, коллектива  родителей. Ученики получат  навыки самообразования и работыпроводимые на данном этапе позволят  сформировать   умения по взаимной оценке продуктов, созданных сверстниками,  публичных выступлений, коммуникации в общении.  

3. Результаты третьего уровня.        

Обучающиеся научатся выстраивать взаимоотношения с людьми, устанавливать и развивать коммуникативные связи.

Отслеживание  результатов обучения.

Объектом личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока.

Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося  - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

Смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.

Морально-этическая ориентация- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

В основе оценивания лежат следующие принципы:

  • важность;
  • объективность;
  • открытость;
  • простота.

Формы оценивания должны быть просты и удобны в применении. Оценивается не сам ученик, а его деятельность. Отслеживание определенных результатов внеурочной деятельности обучающихся возможно через:  

  • портфолио  обучающегося;
  • участие школьников в творческих конкурсах.  

Главная цель, которую ставит перед собой педагог-психолог, разрабатывающий критерии оценивания, - показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе.

Четко сформулированные критерии оценивания являются своего рода соглашением о  «правилах игры», то есть содержат перечень признаков, по которым   будут оцениваться результаты  ученической деятельности.

Критерии оценивания – четкие эталоны, положения, с помощью которых собственно и осуществляется оценивание, учителю необходимо разработать самостоятельно, а иногда и совместно с учениками.

Важную роль в развитии школьника имеет умение  давать самооценку собственной деятельности.

Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.

Именно самооценка учеников помогает учителю собирать максимально много полезной оценочной информации, в частности о затруднениях обучающихся на разных этапах выполнения проекта, что позволяет делать содержательную коррекцию образовательного процесса.

Правильно организованная рефлексия позволяет создать положительный настрой, способствующий дальней успешной деятельности обучающихся.

Список литературы:

  1. Воронкова В.В.; Перова М.Н.; Эк В.В.; Алышева Т.В.; Кмытюк Л.В.; Сивоглазов В.И.; Шевырёва Т.В. Лифанова Т.М.; Бородина О.И.; Мозговой В.М.; Казакова С.А.; Евтушенко И.В.; Грошенков И.А. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9: В 2 сб. Под редакцией В.В. Воронковой изд. Центр ВЛАДОС, 2010 год.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

  1. Ковынева М.В. Методика активного обучения и  воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия “Здравствуй, школа!”. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.
  2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. — М., 1998.
  4. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2003.
  5. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
  6. Парсонс Г.Л. Человек в современном мире / Пер. с англ., под ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985
  7. Пахомова Н.Ю. Метод  учебного   проекта  в образовательном учреждении. — М., 2003.
  8. Сгибнева Е.П. Классные часы / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. - Изд. 5-е, исправл. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.С е р г е е в И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.:АРКТИ, 2003.
  9. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г/