Методические разработки
материал по психологии на тему

Вишнякова Ольга Юрьевна

Методические разработки коррекционно-развивающих занятий, классных часов с участием психолога, психологических бесед и консультаций...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»

Парфеньевского муниципального района Костромской области

Разработка занятия по психологии в 4 классе

«Обида»

Разработала и провела:

педагог-психолог

Вишнякова О.Ю.

Парфеньево 2014г.

Данное занятие было проведено в 4 «а» классе, оно входит в курс «Психологические Уроки в 4 классе» .

Ребята в классе очень разные, одни идут на контакт сразу, другие очень стеснительны, замкнуты. Пять человек в данном классе обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития. Тема данного занятия была выбрана по запросу классного руководителя, с целью узнать, что коллектив класса думает про понятие обиды,  как они поведут себя в той или иной ситуации, мы сможем узнать проиграв, похожие ситуации с помощью тренинговых упражнений.  

Цель: 

  • развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения;
  • формирование конструктивных навыков эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях;
  • обучение детей техникам ауторелаксации и снятия первичных агрессивных импульсов.

1. Приветствие "Привет ".

Участники садятся в круг, на занятие приходит «Хомячок – говорун», ребята приветствуют его, называя свое имя, он в ответ приветствует их.

 2. Упражнение «Новое, хорошее».

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ребята, что хорошее, новое  произошло у вас за прошедшие дни (обсуждение по кругу).

 3. Обсуждение понятия "Обида".

Цель: осознание личностного смысла понятия «обида», её позитивных и негативных сторон.

Ребята, что значит для вас "обида", или какие ассоциации вызывает у вас это слово? (ответы детей)

Психолог: У всех нас обида бывает разной. У одних из нас, обида быстро забывается, тает, как снежинка на тёплой руке. А у других она живёт долго, и тогда она напоминает иголку в ботинке - постоянно колет нас и заставляет нас грустить или злиться на обидчика.

Обсуждение:

1. Помните ли вы долго свою обиду или быстро прощаете обидчика?

4. Ролевое проигрывание ситуации "Меня обидели".

Ребята вспомните какой - нибудь конфликт со сверстниками или взрослыми, который произошел у вас, и расскажите как вы себя вели в данной ситуации (ответы детей).

Сейчас я вам раздам ситуации агрессивного поведения, ваша задача проиграть ситуацию, и выбрать наиболее подходящий способ разрешения конфликта.

Образцы ситуаций для ролевого проигрывания на занятиях.

Ситуация 1

Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Что ты сделаешь, чтобы разнять их?

Ситуация 2

Ты очень обидел своего друга. Попробуйте помириться с ним.

Ситуация 3

Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой (предметом), как у одного из ребят из вашего двора. Как можно попросить её?

Ситуация 4

Катя и Света на школьной площадке. Они находят на земле яркую ручку. Обе тянутся к ней. Света выхватывает ручку из руки Кати. Она настаивает, что увидела ручку первая и, значит, имеет на неё право. Света прячет ручку за спину и кричит, что ручка её. как помирить девочек?

Ситуация 5

Вы одолжили учебник своему другу, и он его потерял. Что вы чувствуете? Как поступите со своим другом?

Ситуация 6

Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нём. Что вы чувствуете? Как попытаетесь решить ситуацию?

Ситуация 7

Сосед по парте во время тестирования заглядывает к вам в листок и навлекает на вас неприятности. Что вы чувствуете? Что будете делать, чтобы избежать неприятностей?

Ситуация 8

Ваша мама заставляет вас мыть посуду, когда вы опаздываете в кино. Как вы поступите?

Ситуация 9

Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась. Как поступить Свете в этой ситуации?

Ситуация 10

Одна когда Лёня был в школе он поссорился и затеял драку со своим одноклассником Пашей. Учительница поставила Лёне плохую оценку за поведение и сообщила по телефону его маме о том, что Лёня устроил драку в школе. Что делать Лёне?

В роли обидчика, и в роли обиженного должны побывать все участники.

Обсуждение:

1. Что вы чувствовали находясь в роли обидчика?

2. А что вы чувствовали находясь в роли обиженного?

3. Как вы считаете, всегда ли обидчик преследует цель причинить моральную или физическую боль?

4. Что чувствует обидчик получая агрессивный отпор?

Вывод: Практически всегда, независимо от причины конфликта, многие из нас используют однообразный набор реакций, это в основном проявление вербальной и физической агрессии: это прибегание к грубым формам оправдания, к оскорблениям, либо вступление в драку.

Ребята, подумайте и назовите другие возможные варианты реагирования в конфликтных ситуациях (ответы).

По проигрыванию ситуаций, мы видим, что существует бесконечное множество вариантов реагирования на конфликты, и нужно уметь найти и выбрать один из наиболее безопасных для окружающих.

Упражнения «Гимнастика мозга» - перекрестные движения, сова.

5. Арт- терапия "Чемодан с обидой".

Закройте глаза и представляйте себе то, что я буду читать.

"Представь, что у тебя в комнате есть большой чемодан, который закрывается на ключ. Может быть, это старомодный кожаный чемодан или современный пластиковый либо металлический. Представь себе ключ от него... Это волшебный чемодан, в которой ты хранишь всё, что тебя волнует, беспокоит или раздражает. Можешь нарисовать это внутри чемодана или возле него".

Дети рисуют - 3 минуты, а потом показываю свои рисунки друг другу.

Представляете, какой груз мы носим с собой!

Обсуждение:

1. Что меня больше всего обижает?

2. Какие мелочи меня нервируют?

3. Что я делаю, когда волнуюсь?

4. Что я могу сделать, чтобы восстановить душевное равновесие? (отложить решение на некоторое время, чтобы достаточно хорошо обдумать его).

6. Упражнение "Посчитай до десяти"

Ребята, для того чтоб быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы- техники, помогающие быстро "выпустить пар", когда человека разозли, обидели. самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать.

Ребята, вспомните своё внутреннее состояние в одной из проигранных ситуаций (обиду, злость, гнев) и попытайтесь воспроизвести его ответы детей). А теперь задержите дыхание и, прежде чем начать что- то делать или говорить, посчитайте до десяти.

Обсуждение:

1. как вы себя чувствуете?

2. Изменилось ли первоначальное намерение выбора способа реагирования?

3. Каким оно было изначально и каким стало сейчас?

4.Кому это упражнение помогло сдержаться?

7. Креативное письмо "То, что дарит мне радость"

Материал: разрезанные пополам по вертикали листы бумаги формата А4 (2 половинки листа для каждой группы) и склеенные между собой так, чтобы получилось подобие длинного папируса. Наверху получившегося "папируса" надпись "То, что дарит мне радость".

Психолог: Иногда мы чувствуем себя беспокойными, ранимыми и тревожными, а порой даже злыми и ожесточенными, забывая о тех вещах, которые делают жизнь приятней, интересной, счастливой и ценной. Часто это мелочи, о которых мы обычно вспоминаем только если они отсутствуют. таким образом, в повседневной жизни мы упускаем возможность почувствовать себя по - настоящему счастливыми. Какую роль в этом играют внешние обстоятельства, а какую - наше внутреннее состояние?

Разбейтесь на 4 группы.

Инструкция: Вспомните радостные мгновения в своей жизни и запишите их на папирусе. В этом списке могут быть мимолётные переживания - тёплый весенний воздух, запах свежего хлеба в пекарне. Каждый, кому что- то приходит в голову, записывает это на листе. На выполнение задания даётся 5-7 минут. Каждая группа должна записать как можно больше "мелочей".

Затем дети собираются вместе, каждая четверка рассказывает о своей работе и показывает свой список или кто - то из участников четверки зачитывает его вслух.

Обсуждение:

1. Удалось ли вам (каждой группе) живо описать как можно больше "мелочей", которые дарят нам радость?

2. Наслаждаетесь ли вы каждым мгновением или постоянно находитесь в спешке?

3. Как вы понимаете пословицу: "Каждый сам кузнец своего счастья"? (каждый из нас делает себя счастливым или несчастным).

        10. Рефлексия.

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

11. Ритуал выхода "Улыбка"

После занятия на последнем кадре была проведена «Минутка на снятие психоэмоционального напряжения – Капелька»



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»

Парфеньевского муниципального района Костромской области

Профориентационное занятие для старшеклассников

«Время выбирает нас»

Подготовила и провела

Педагог-психолог Вишнякова О.Ю.

2014г.

Цель: Формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Упражнение "10 качеств".

Участникам раздается 10 карточек, на каждой из которых они должны написать по одному своему качеству (личностной особенности), а затем сами участники ранжируют карточки по значимости. 
При обсуждении обратить внимание на то, какие характеристики у каждого из ребят преобладают – позитивные или негативные; что для каждого из них наиболее значимо; насколько ярко проявляются качества, стоящие по рангу на последних местах, хотел бы подросток избавиться от них?
 

3. Упражнение "Ищу друга". (Аналог игры "Резюме", когда составляется резюме при приеме на работу). 

Участникам дается задание написать объявление о поиске друга, показав себя в самом выгодном свете, чтобы с ним обязательно захотелось подружиться. Объявления складываются вместе и по очереди зачитываются ведущим.

Участники стараются угадать, кто автор объявления. Например: "Ищу друга. Я человек открытый, общительный, лидер по натуре. Люблю делать другим приятное: дарить подарки, устраивать сюрпризы. Всегда приду на помощь в трудную минуту.  Обладаю хорошим чувством юмора. Вам будет приятно со мной дружить. Друг, отзовись!"
При обсуждении обращается внимание на поиск и выделение позитивных характеристик.
 
4. Психогеометрический тест. (Характеристика стиля личности, личные "профили" работы и профессии)

Участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике. 
Характеристика "треугольников"

"Треугольники" хорошо уравновешенны, они сконцентрированы на "верхушке":  целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Иногда их описывают как "ролевые модели".
Данной характерной чертой "треугольников" является стремление управлять и считаться "правыми". Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командные игроки.

 Характеристика "квадратов"

Квадрат – самая упорядоченная фигура. "Квадраты" упорно работают, привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты "квадратов" проявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов. Скажите им, что сделать, и они сделают.

"Квадратов" нельзя отнести к тем, кто силён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. "Квадраты" не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчуждённости и холодности, а любовь к деталям иногда ведёт к педантизму.

Характеристика "кругов"

"Круги" дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы всё проходило гладко. Для "кругов" важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении.
С другой стороны, иногда "круги" слишком стараются угождать и не умеют говорить "нет". Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. "Кругам" не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями. А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.

Характеристика "загогулин" (кривых, волн)

Форма загогулины символизирует творчество. "Загогулины" интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других.
Однако "загогулины" часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм. "Загогулина" не способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке.

Характеристика "прямоугольников"

"Прямоугольникам" свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. "Прямоугольники" обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми поветриями. "Прямоугольники" часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.

5. Упражнение "Шаг за шагом".

Участники друг за другом описывают день бизнесмена (продавца, врача и т.д.). Можно описать шаг за шагом день или всю карьеру, как рядового специалиста, так и выдающегося в той или иной деятельности.
Например, первый участник описывает начало рабочего дня, последний – его завершение. Игра должна проходить динамично. Во время обсуждения обратить внимание на требования к профессии, на ее плюсы и минусы, на личностные качества, которые актуальны для данной профессии.

6.  Завершение. Упражнение "Корзина пожеланий".

Все желают друг другу что-то приятное и "бросают" свои пожелания в "корзину". Затем, перемешивают и вытаскивают каждый себе пожелание.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...