«Общаемся без конфликтов»
статья по психологии на тему

«Общаемся без конфликтов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaemsya_bez_konfliktov.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Белгорода

ТЕМА:  «Общаемся без конфликтов»

Костина Евгения Леонидовна,

педагог-психолог, МБОУ СОШ № 17 г.Белгорода

                         

Белгород

АННОТАЦИЯ К ЗАНЯТИЮ

  1. Тема: «Общаемся без конфликтов»
  2. Направление деятельности: психологическое (развивающее)
  3. Целевая группа: учащиеся в возрасте 15-16 лет, 10 класс.
  4. Продолжительность занятия: 30 минут.
  5. Оборудование, оснащение: бейджики, макет островов и корабликов  рефлексии, карандаши,  листочки, часы.
  6. Тип занятия: развивающее  занятие с элементами тренинга.
  7. Форма проведения занятия: групповая.
  8. Используемые методы: объяснительно-иллюстративные (метод словесного изложения, беседа, метод демонстрации), практические (письменные и устные задания),  репродуктивный метод, метод рефлексии.
  9. Список литературы:
  1. Дубровина И.В.Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте – М.:1995-126 с.
  2. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. -176с.
  3. Смирнова Е. Е. Психология общения. - С-Пб., Каро,  2005 – 205с.
  4. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997- 192 с.
  5. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999- 272 с.
  6. Ресурсы Интернет.

КОНСПЕКТ

Цель: создание условий для развития навыков бесконфликтного общения.

Задачи:

  1. Снять психоэмоциональное напряжение  у участников, установить эмоциональный контакт
  2.  Способствовать развитию навыков невербального общения.
  3. Способствовать развитию  навыков конструктивного взаимодействия.
  4. Развитие умения принятия чужой точки зрения, навыков убеждения.
  5. Развитие доброжелательности, эмпатии, этических норм поведения.
  6. Развитие рефлексии.

Вводное слово.

Здравствуйте! Занимайте, пожалуйста,  свои места (садятся в круг). Сегодня на занятии мы сосредоточим наше внимание на процессе коммуникации в повседневной жизни. Поговорим о том, что такое общение, почему оно так важно в жизни каждого человека,  как общаться без конфликтов.

Но прежде чем мы продолжим нашу совместную деятельность, я предлагаю вам для создания благоприятной обстановки, выполнить небольшое упражнение.

Упражнение    «Подарок»

        Цель: создать непринужденную обстановку для общения; раскрепостить группу.

Материалы: не требуется.

       Ход проведения: учащиеся последовательно по кругу дарят друг другу  пожелания или чувства. Первый дарит второму, называя его по имени. Второй благодарит первого и дарит свой подарок третьему.

   Обсуждение: в конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Замечательно, а теперь вернемся к нашей теме «Общаемся без конфликтов»

Давайте поделимся своими мыслями о том, что значит общение для каждого из вас.

…Ответы….

 Спасибо за ответы.

 Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Приведите, пожалуйста, примеры из литературы или кинематографа, где человек находился в условиях полного одиночества.

…..Ответы…..

Молодцы, спасибо.

Итак, общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов.  

Искусство общения очень важно. Существуют три составляющих для эффективного и бесконфликтного общения. Для того чтобы выделить эти составляющие вам необходимо выполнить несколько упражнений.

Упражнение: «Личностная дистанция»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Материалы: не требуется

Ход проведения: Участники группы делятся пополам и встают в две шеренги, друг напротив друга. По команде участники, стоящие в одной  из шеренг, начинают приближаться к тем, кто стоит напротив. Участник, к которому приближаются, в момент, когда появляется ощущение оптимальной дистанции, говорит стоп. Затем те, кто двигался, возвращается на место, и участники меняются ролями.

Обсуждение: Для эффективного взаимодействия с людьми необходимо соблюдать определенную дистанцию с собеседником. Вы наверно не раз отмечали, что некоторые люди предпочитают при общении очень близко находиться от партнера, стараться прикоснуться к нему. При этом Вы не раз наблюдали, как партнер при таком общении старается отодвинуться, отгородиться. Это не неприязнь к человеку, это означает, что собеседник вторгся в переделы личной дистанции человека, в зону которой допускаются очень немногие близкие люди. Считается, что личное расстояние составляет примерно 50 - 60 см. Но у каждого оно свое. Так же существует социальная дистанция (взаимоотношения между коллегами)  120 - 215 см., публичная  дистанция (публичные выступления) 360 - 750 см.

Упражнение «Позиция в общении»

Цель: развитие навыков невербального общения.

Материал: не требуется

Ход проведения: Участники делятся на пары. Один из участников пары, исполняющий роль слушателя, в ходе диалога меняет положение. Слушатель принимает следующие положения: лицом стоя, спиной стоя, лицом сидя, спиной сидя.

Обсуждение: Наиболее комфортные положения, возникающие в ходе упражнения.

Выход на три позиции в общении: «сверху», «снизу», «на равных».

Сейчас мы испытаем друг на друге дар убеждения.

            Ребята сейчас мы проведем небольшую игру под названием «Завтрак с героем»

Цель: Развития умения принятия чужой точки зрения, развитие  навыков убеждения.

Материалы: Бумага, карандаши.

Ход проведения: Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 2-х  минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Обсуждение:

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

…Ответы…

Замечательно,  теперь вы убедились, насколько важно в нашей жизни умение понимать и принимать чужую точку зрения. 

Помимо общения словами, есть невербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

Подведение итогов.

Подведём итоги, мы говорили сегодня об общении,  развивали навыки убеждения,  убедились, насколько важно в нашей жизни умение понимать и принимать чужую точку зрения. А теперь давайте ответим на вопросы:

  1. Понимать собеседника важно……
  2. Мир без общения – это…
  3. Главные качества для общения это……
  4. Предотвратить конфликтную ситуацию можно с помощью……
  5. Для меня общение без конфликтов - это….
  6. Я научился………
  7. Для меня на занятии было познавательным то, что…….
  8. Главными составляющими эффективного и бесконфликтного общения для меня являются…..

Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть и общие для всех.

Вот древние заповеди общения:                                                  

  • доверяйте тому, с кем общаетесь,
  • уважайте того, с кем общаетесь,
  • общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

 Итоговая  рефлексия.

Хорошо. Сегодня наша работа, по-моему, мнению, была очень продуктивной и насыщенной. К сожалению, наше общение подошло к своему логическому завершению.

Упражнение 3. Острова.

Цель: получение обратной связи от участников занятий.

Материалы: Макет островов, макет корабликов   (см. Приложение 1)

Ход проведения: Я предлагаю завершить нашу встречу выражением своих мыслей, чувств, эмоций от проделанной работы. У меня в руках карта, предлагаю каждому  нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты,   который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например, состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется чувством удовлетворения, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Следовательно, нужно нарисовать кораблик, дрейфующий между островами Удовольствия, Радости и Просветления.

Урок окончен. Спасибо за внимание.












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"

Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....

Презентация на тему "Общаемся без конфликтов"

Данная презинтация может быть использована как для индивидуальной консультации, так и в групповой форме(классный час, тренинг, дискуссия и др.) с подростками ; содержит информацию о способах выхода из...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...

Как общаться с ребенком без конфликтов

Каждый родитель периодически испытывает сложности в общении со своим ребёнком. Это нормально. Ситуация усугубляется, когда сложности вызывают напряжение, а напряжение перерастает в конфликт. Положение...

"Взрослый" ребёнок. Как правильно общаться с подростком, чтобы избежать конфликтов.

Как-то неожиданно ваш малыш вырос. Стал колючим, неуправляемым...И всё чаще слышится родительское: "Как с ним тяжело!". Однако, в этой ситуации вчерашнему ребёнку ещё тяжелее....