Жестокость и мы
классный час по психологии на тему

Суббач Яна Игоревна

Профилактика жестокого обращения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhestokost_i_my.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час с психологом  «Жестокость и мы». 5 класс.

Цель: профилактика асоциального, жестокого поведения; формирование «правильных» морально-нравственных ценностных установок.

Задачи:

  1. Определить и понять сущность и причины жестокого поведения
  2. Выработать способы и методы борьбы с жестокостью
  3. Сформировать морально-нравственные установки у детей, препятствующие проявлению жестокости

Формы и методы работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая дискуссия, диалог.

Используется мультимедиа, магнитофон, ватман, цветные карандаши заготовки открыток и капель-компонентов эликсира.

Общая задача детей понять, что такое жестокость, где с ней  можно встретиться, как преодолеть и как не допустить. В конце дети «варят» эликсир с компонентами против жестокости, который остается в классном уголке.

Итог классного часа (материальный): большой плакат с «эликсиром против жестокости», у каждого ребенка в процессе работы появляется закладка с высказыванием Сухомлинского, а также открытка от другого ребенка с советом «Как не стать жестоким»

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня очередная наша с вами встреча.. Сегодня мы поговорим об очень серьезных вещах..и начать бы я хотела  с просмотра нескольких фотографий. (слайд 1)-сцены жестокости

Что вы видите на этих фото?-ответы ребят.

Подумайте о чём сегодня пойдёт речь? (слайд 2)

Правильно..мы поговорим о жестокости в нашем мире.

Тема сегодняшней нашей встречи очень актуальна. Как вы думаете..почему?-ответы ребят.

И действительно, всё чаще с экранов телевизоров, со страниц газет, из сети интернет мы узнаём про драки, убийства, злые шутки, издевательства над животными..и это не только где-то там..это здесь, оно рядом с нами.

В ходе нашей сегодняшней встречи мы выясним хорошо это или плохо быть жестоким человеком, быть рядом с таким человеком и попытаемся приготовить эликсир против жестокости.

И  продолжить разговор мне бы хотелось басней

Эзопа «Солнце и ветер».(слайд 3)

Вот Солнце и Ветер, чтоб знать, кто сильней,
решили помериться силой своей
и путника взяли, как спора предмет:
кем будет он раньше разут и раздет.

Как принялся путника Ветер трепать,
пытаясь одежду и обувь сорвать!
Но тот ещё крепче затянет кушак,
и ветер его не разденет никак.

А Солнце пригрело, взглянув из-за туч,
направив на путника ласковый луч –
и снял он рубаху, штаны и картуз,
сложил аккуратно у речки под куст
и, чтоб освежиться, сам в воду полез
совсем без сапог и подштанников без.

Вот такая история..

Представьте, что солнце и ветер – это мы с вами. И скажите о чём идёт речь в басне. …(Дети могут совещаться в парах)..-ответы детей (пример-о добре, о зле, о ласке, о том, что силой не всегда всего можно добиться..и тп.)

Хорошо..молодцы..а если слишком сильно пригревать..хорошо ли это…а бывает ли легкий ветерок полезен иногда и приятен??-Бывает..иногда нужно, чтобы и солнце и ветер действовали одновременно. –мысли и ответы детей-от солнца могут быть ожоги-в жизни –избалованность, лень, гиперопека, иногда нужен контроль виде ветра.

Вы все правильно говорите, действительно, иногда своим мыслями, поведением..силой, принуждением мы можем сделать только хуже, а добрыми делами, поступками и отношением можем добиться многого.

Ну вот, мы с вами выяснили, что много где можем встретить жестокость.. и все же..что это такое…Кто может сказать?-ответы

В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Сегодня я приготовила вам закладки со словами Сухомлинского:

Вывод; слова В.А.Сухомлинского

Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе.

Каждый из вас получит такую закладку за свое старание и работу.

Мне хочется привести вам еще высказывания:

  • Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.(Гельвеций) (слайд 5)
  • Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо) (слайд 6)
  • Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека) (слайд7)

Вы согласны, ребята, с этими высказываниями? Почему? Как вы их понимаете? –обсуждение

Хорошо, тогда скажите, какие качества сопровождают жестокость?-ответы-зло, зависть, трусливость и тп.

А есть ли в нас эти качества..а если есть, то жестоки ли мы…и если нет, то почему?-ответы про выбор каждого, про то, что в каждом есть и плохое и хорошее,но оно не проявляется и тп.

Действительно, мы сочетаем в себе много качеств, бывает даже противоположных..и про это есть одна притча..(Притча про волков.)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

А теперь давайте подумаем..какого волка кормим мы..и чем..супом и вермишелью..??-ответы детей-нет, поступками.. и какими же? Чем из повседневной жизни дома, в школе, на улице мы можем накормить нужного волка?-дети приводят примеры.

Давайте сейчас выстроим образ человека, который избавлен от жестокости, злости, зависти и тп.

Сейчас я буду называть  качества человека, встречающиеся в наше время и мы вместе выберем те, которые вы хотели бы иметь для себя и этого человека (слайд 4)

Бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость,  хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.-подчеркнутые берутся

Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели. И мы с вами выстроили человека с положительными качествами. Посмотрите на него.

А «жестокость» отнесли к отрицательным качествам.

Этот человек –добродетель..призывает нас сохранить в себе не только добро, покой и честность, но и веселье, хорошее настроение, бодрость духа и тела.

Давайте немножко разомнемся…звучит музыка-разминка.

Ну вот мы и зарядились энергией от человечка-добродетели..и снова возвращаемся к нашему разговору.

Как вы уже говорили..жестокость она рядом..вот и сейчас я вам предлагаю обсудить ситуации, которые тоже находятся рядом..среди нас..а конкретно приклеены к парте. Кто нашел??Читаем.(ситуации приклеены под партой)

Ситуация №1

Вы стали свидетелем драки в школе между старшеклассниками…Ваши действия?

Ситуация №2

Вы часто являетесь свидетелем того, как кого-то из Ваших знакомых обзывают, забирают вещи..портят их..Ваши действия?

Ответы, мысли, предложения детей.

Жестокость порождает желание властвовать. Теперь никто и никому не хочет подчиняться, уступать, кого-то слушаться. Везде мы показываем свою строптивость и гордыню. Постоянно пребывая в ссорах, раздорах, вражде с ближними, мы делаемся все более холодными, бесчувственными, жестокими, дикими, свирепыми. И мы начинаем кормить совсем не того волка..которого следовало бы… А можно ли этого избежать…как победить жестокость? Какие способы вы можете предложить?

У нас есть заготовки открыток – где вы можете дать советы друг другу – как не стать жестоким… (звучит музыка-дети работают)

Записав советы, вручите ее своему соседу.

Ну вот..совет как не стать жестоким у нас уже есть.

А теперь мы  создадим эликсир против жестокости. ( слайд11)

Подумайте, какие компоненты вы бы хотели смешать, чтобы не стать жестоким или преодолеть ее. Какими качествами должен обладать человек..Первый компонент за мной. (психолог подписывает одну из капель, а остальные – дети)

Кто придумал и написал компонент..подумайте также..все же..каким быть по жизни лучше..удобнее..вернее..правильнее жестоким или нет?. Если жестоким и злым-прикрепите на доску синий магнит..если добродетельным-желтый. А свои капельки наклейте на плакат.

Посмотрите какой у нас получился эликсир-психолог зачитывает несколько компонентов. А магнитики..многие решили для себя, что быть добрым, отзывчивым, терпимым все же лучше, чем быть злым и жестоким..но кое-кто все таки так не думает (был прикреплен синий магнит). Очень жаль, что силы этого человека идут на кормление не того волка..и возможно, что-то не так складывается в его жизни..но я надеюсь, что вместе с нашим эликсиром мы поможем ему разобраться в себе и стать человеком добродетельным.

Я хочу, чтобы созданный нами эликсир вы принимали как профилактическое средство, но а кто уже заболел жестокостью должен принимать его три раза в день.

Учитесь общаться с собой и другими людьми. Умейте прощать обиды.

И закончить классный час я бы хотела словами : Добрый, … эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто . Не хвалитесь добротой, не делайте зла!

До скорой встречи!

Занятие рассчитано на 40 минут. Дети активно вступают в диалог, высказывают свое мнение, разбирают ситуации, «варят» эликсир против жестокости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Презентация"Жестокие родители - жестокие дети"

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Жестокие родители - жестокие дети". работа по профилактике насилия в семье....

"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...

Жестокое обращение с детьми. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) (памятка для педагогов)

Памятка для педагогов. Признаки, позволяющие определить факты жестокого обращения с ребенком...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...