тренинги
статья по психологии по теме

Яковлева Виктория Юрьевна

Тренинг – это одна из современных форм интенсивного обучения. Во всем мире тренинг является наиболее эффективным и быстрым инструментом развития и внутренних изменений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЫ И Я — ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Занятие для подростков 11—12 лет

Цель

Развитие у подростка способности видеть непохожесть людей друг на друга.

Задачи 

  • Актуализация знаний подростков о многообразии мнений, убеждений, привычек и обычаев.
  • Сравнение способов поведения приятия и неприятия.
  • Развитие у ребенка способности к сопереживанию и сочувствию.
  • Вербализация подростком своих чувств и переживаний по поводу толерантного общения.

Условия

Группа состоит из двенадцати человек.
Занятие продолжается два часа.

Этапы занятия

  • Ритуал начала занятия.
  • Разминка.
  • Мозговой штурм.
  • Ролевая игра.
  • Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал начала занятия

Участники приветствуют друг друга.

Разминка

Упражнение «Передай движение по кругу»

Все стоят в кругу.
Ведущий. Пожалуйста, подумай, какое простое движение ты можешь начать делать. Все начнут выполнять свои движения одновременно и при этом будут наблюдать за действиями соседа слева. По моему сигналу надо изменить движение и начать выполнять то, которое в данный момент делает сосед.

Упражнение «Видение других»

Ведущий. Внимательно рассмотрите друг друга. Постарайтесь запомнить детали внешнего облика каждого. Повернитесь, пожалуйста, спиной в круг — чтобы не видеть других. А теперь кто хочет проверить свое внимание?
Вспомни, какая прическа у Тани? Есть ли заколки?
И т.д.

Упражнение «Кто что знает?»

Все садятся на стулья.
Ведущий. Сейчас вам предстоит вспомнить, когда и при каких обстоятельствах каждый из вас узнал о том, что люди бывают разных национальностей. Мы будем передавать мяч друг другу и рассказывать об этом.

Мозговой штурм

Упражнение «Найди отличия»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Посмотрите на них и скажите, чем отличаются дети разных национальностей? Постарайтесь назвать как можно больше черт и качеств.
Молодцы, вы назвали много отличий.

Творческое задание

Ведущий. Представь себе, что твоя семья переезжает в другой район. Тебе предстоит перейти в новую школу. Какое отношение к себе ты можешь встретить в новом классе?
А какое отношение тебе бы хотелось встретить?
Поставь себя на место мальчика или девочки 12—13 лет, переехавших в другую страну. Представь, что ты иностранец, приехавший со своими родителями жить в Россию. Твоя семья не могла по каким-то причинам оставаться на родине.
Придумай и расскажи историю этого переселенца от его имени. Придумай, как его зовут, из какой страны и почему он приехал к нам, какие чувства он испытывает, оставив родной дом, город, страну.
Дети пишут рассказы, затем читают их и выражают свое отношение к творениям друг друга.
 

Ролевая игра

«Вынужденный переселенец»

Выбирают один рассказ, герой которого становится главным действующим лицом ролевой игры.
Ведущий.
Сейчас кто-нибудь сыграет роль героя нашего рассказа. Требуются два добровольца. Мы разделимся на две группы. Члены каждой группы будут изображать учеников двух различных классов. В одном классе дети признают право другого быть иным, способны положительно относиться к непохожести, умеют сочувствовать. В параллельном классе ученики проявляют нетерпимость к чужим убеждениям, привычкам, обычаям, не признают у человека права быть другим.
Классы готовятся к встрече новичка, обдумывают варианты своего поведения.
Ведущий.
Итак, новичок пришел в класс, ученики которого относятся нетерпимо к тем, кто отличается от них. Что происходит?
Дети показывают вариант нетерпимого поведения по отношению к новичку.
Ведущий.
Новичок пришел в класс, ученики которого положительно относятся к непохожести людей друг на друга. Что происходит?
Дети показывают вариант толерантного поведения по отношению к новичку.

Обсуждение игры

  • Как чувствовали себя новички в своем новом классе?
  • Каково было находиться в роли одноклассников новичка? 
  • Какую роль было играть легче и приятнее?
  • Какая ситуация более реальна для нашей школы?
  • Что ты думаешь о собственных возможностях общаться толерантно?

Упражнение «Лестница»

Ведущий. Представь себе, что на этой лестнице нужно разместить людей разных национальностей. На самой верхней ступеньке стоит человек самой «лучшей» национальности. Чем ниже ступень, тем «хуже» национальность. Люди самой «плохой» национальности — на самой нижней ступени...
Кто хочет рассказать, что у него получилось?
Ты можешь объяснить, почему именно так заполнил свою лестницу?
Что ты думаешь об этой лестнице?

Упражнение «Мы все одной крови»

Ведущий. На этом плакате фотографии детей разных национальностей: русский, украинка, цыганка, азербайджанка, армянка, дагестанец. Рядом расположены наши фотографии. Посмотрите на лица и скажите, чем они похожи? Что у них общего?
От несущественных признаков сходства дети переходят к более существенным.
Ведущий.
Мы нашли много общего на этих фотографиях. А в чем их главное сходство?
Верно, все они люди, все хотят прожить достойную человеческую жизнь.

Рефлексия

Дети вспоминают, что было сегодня на занятии, говорят, какими мыслями хотелось бы поделиться, какие чувства они испытывают сейчас, когда занятие заканчивается.

Зоя ШАШКОВА,
педагог-психолог
Центра детского творчества
Дзержинского района
г. Волгограда



Предварительный просмотр:

В чем же принцип, суть методики?

Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так,как это делали наши предки и еще способны делать наши дети.

Тестирование памяти.

Для того, чтобы контролировать свой рост, необходимо периодически (допустим, один раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

ТЕСТ 1. Попросите, чтобы Вам прочитали 20 слов с паузой в 10 - - 15 секунд . Например : дом, кружка, дождь, стол, машина, пароход, ручка, телевизор, кухня, земля, резинка, лыжи, скрепка,сова, самолет, дерево, балкон, море, свет, поворот. Воспроизведите эти слова в том же порядке . В случае , если слово "выпало" - одна ошибка , стоит не на месте - 0,5 ошибки .

ТЕСТ 2. Аналогично , только с цифрами : 1, 4, 2, 5, 1, 8, 6, 7, 8, 9, 18, 3, 26, 4, 0, 5, 4, 34, 9, 10.

ТЕСТ 3. Тестирование уровня яркости образов . Закройте глаза и представьте любой цветок . Можно, например, розу . Оценку производить по следующей шкале :

Не вижу - 0 

Еле заметные черты, которые быстро исчезают - 1 

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый - 2

Устойчивый черно-белый образ - 3

Устойчивый цветной образ - 4

Устойчивый цветной образ видно с открытыми глазами - 5

Можете изменить его цвет, форму и т.д. - 6 

Тренировка ритма внимания. В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать) . Если внимание пытается "уйти" , постарайтесь его вернуть . Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове ?

Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а "носится" в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы . Нужно начинать выполнять упражнения с 5 - 7 секунд , пос тепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут .

Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

Запечатление - стирание. Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 - 5 секунд, стараясь "сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 - 5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 - 5 раз меняйте способ запечатле- ния-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения . Это позволит очень быстро двигаться вперед .

Занимайтесь целый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назначайте себе твердого, конкретного времени дня, не откладывайте удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема.

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово- дите до 50 раз . Ваша задача - научиться по желанию "повто- рять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг.

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой".

Запечатление - удержание. В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голо- ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем закройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству- ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по другому, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень. Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения .

Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению . В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб- ражения.

Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению .

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффек- тивность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

Остановись , мгновенье. В течении дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить . Например : художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения . Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". Причем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение от- дыха и свежести в голове.

Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг. Упражнение 1.5. Мгновенное фото. Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д.,закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, пе- реходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото',видеть (и отвернувшись) на любом фоне за- поминаемую картину.

Живая фотография. Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи- вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего. Упражнение 1.7. Манипуляция 'фотографией'. Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача усложняется.

Сфотографированные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определенном направлении. Тренируйтесь до тех пор,пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

Фигуры. Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру.Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу ру.Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности запоминаете разноцветные спички или палочки(количество,место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае,если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Умение видеть главное и особенности. Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача-выкладывать из спичек ассоциации,которые они у Вас вызывают.(Hапример,трактор может вызвать ассоциации,соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р'). Спички можно ломать, класть в любом положении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача после того, как закончили диктовать слова по составленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается ко- личество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае,если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

Обработка состояния 'пустоты' в голове и яркости воображения. Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать приятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая,сколько это будет возможно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуете,что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения предмета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у человека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень.За счет этого 'шума' человек устает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения.

Запоминание слов. Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интерва- ла между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличения числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходимо довести до 2000.

Опыт показывает - такой способ дает хорошие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д. Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог получен- ным навыкам и знаниям:

1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении.

2. Они должны быть в движении.

3. связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе 'похожести'. Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет,тет- радь,носки,воздух.

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:

Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко- торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ.Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять не получается. Тогда отк- рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае- тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп- ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела.

Связка слов через сокращение образов (метод запоминания). Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина- нии определяется присутствием в образе большего обьема первого слова. Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные.

Идеальный вариант - это синтез всех приемов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания - уме- ния - навыков) нужно связывать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Доведите их до 100 пар и только после этого переходите к следую- щему упражнению.

Оживление (метод запоминания). Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те- перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме- там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми.

Всего "оживить" Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле.

Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

Взаимодействие с образами (метод запоминания). Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото- вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ.

Представьте, что Вы на основании "похожести" : цвета, ка- ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

"Перетекание". Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50.

На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1,5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двигали слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой.

Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Таким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки уме- ния (знание - умение - навык).

Метод Цицерона. Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.

Правила запоминания :

а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.



Предварительный просмотр:

ИГРОТЕКА

Продолжение. Начало см. №22 , 23/2000 г.

ФОТОГРАФИЯ

Вариант 1

Ведущий. Представьте, что, для того чтобы попасть в нашу группу, каждому из вас заранее нужно было прислать фотографию.
Она должна отразить вас как человека обаятельного, талантливого, с чувством юмора.
За минуту, отведенную для обдумывания, вы определяетесь с местом, где сделать фото, и позой: вы сидите, стоите, лежите, а может быть, летите. Для того чтобы сделать фото, вы отправляетесь в фотомастерскую, где опытный фотограф выполнит ваш заказ.
Итак, я — фотограф, и моя мастерская к вашим услугам. Каждый из участников, приходя в мастерскую, объясняет мне, как он хочет быть снят. Ваша задача — создать такую фотографию, которая дала бы возможность другим составить довольно правильное представление о вас. Когда приготовления будут позади, по моей команде вы произносите «Cheese» и замираете на пять секунд. Фото готово. В роли конкурсного жюри мы предлагаем выступить группе, ее задача — охарактеризовать конкурсанта по фотографии, высказать свои предположения о нем и вынести решение о приглашении этого человека в группу.

Участники тренинга высказывают свое мнение, хозяин фотографии принимает информацию и всех благодарит.
В процессе обсуждения члены группы делятся впечатлениями о проделанной работе, говорят о своих ощущениях, высказывают друг другу пожелания.

Вариант 2

В группах, где участники знакомы между собой, предлагается другой вариант этого упражнения. Так же, как и в первом варианте, ведущий предлагает членам группы «прислать» фотографию на конкурс. Однако создать ее должен фотограф. Всем участникам раздаются карточки с именами участников группы, с этой минуты все становятся и клиентами и фотографами.

Фотограф предлагает обстановку, в которой он хотел бы снять клиента, выбирает наряд и позу, наиболее полно, на его взгляд, отражающую данного человека. Когда все приготовления закончены, фотограф дает команду: «Три, два, один. Замри!» Пять секунд участник, которого «снимают», находится в неподвижной позе. По истечении времени следует команда: «Отомри!» Фото готово. Группе, как и в первом варианте, предлагается выступить в роли конкурсного жюри. Но в данном случае разговор идет не только о человеке, запечатленном на фотографии, но еще и о работе фотографа. Удалось ли ему представить своего клиента таким, каков он есть, или он смог представить его в ином, не знакомом для окружающих свете? Какова основная идея снятого эпизода и каковы творческие находки мастера? И, конечно, всех интересует мнение клиента: понравилась ли ему фотография? Один за другим фотографы создают снимки своих клиентов, заботясь о качестве работы, удовлетворенности заказчика и одобрении окружающих.

ПОДАРИ МНЕ ЦВЕТОК!

Ведущий. Сейчас мы будем осваивать пространство, в котором нам предстоит прожить вместе определенный период. Под музыку вы двигаетесь по залу и стараетесь всем телом ощутить комнату. Пройдите ее по периметру, диагонали, кругу и т.д. Не спешите, прислушивайтесь к своему телу, отследите, в какой части комнаты вам наиболее комфортно. Итак, три минуты.

Теперь, когда вы почувствовали атмосферу комнаты, когда ваше тело приобрело уверенность, походите по комнате спиной вперед. Не торопитесь, двигайтесь медленно, прислушивайтесь к своим ощущениям, к тому, что происходит с вашим телом. Что изменилось? Появились ли новые ощущения, чувства, мысли? За три минуты вы сумеете ответить на все эти вопросы.

А теперь вытяните руки тыльной стороной ладони кверху, закройте глаза и медленно под музыку начинайте двигаться по знакомому вам пути. Что происходит с вами, с вашими ощущениями? Какие мысли приходят в голову? Чем отличаются ваши нынешние ощущения от тех, которые были раньше? На чем вы больше фиксируете свое внимание? Если в момент движения вы коснулись кого-то, не открывая глаз, пожмите друг другу руки. Вы сделали очень хорошую работу для себя и своего тела.

Сейчас мы продолжим, это задание будет отличным от трех предыдущих. Представьте, что у каждого из вас в руках букет цветов и их столько, сколько членов группы. Двигаясь по уже хорошо знакомому пространству, вы, встречаясь с каждым из участников, дарите ему тот цветок, который, на ваш взгляд, ему больше всего подходит, и в нескольких словах объясняете ему, почему именно этот цветок вы хотите ему подарить. Ни один человек не должен остаться без вашего цветка. Таким образом, при завершении упражнения каждый из вас, подарив свои цветы, получит новый букет.

Примечание. Перед выполнением этого упражнения необходимо провести разогревающие игры и психотехники.
В период разогрева, когда участники начинают включаться в групповой процесс, переход от индивидуальной работы к групповой должен быть мягким. Он должен вызвать интерес к сотрудничеству и дать положительный эффект от совместной деятельности.

САМОЕ-САМОЕ!

Упражнение предполагает социометрию качеств или характеристик, как профессиональных, так и человеческих, в зависимости от целей тренинга и специфики группы.
Участникам предлагается перечислить четыре самых важных, на их взгляд, качества... Группы учителей, как правило, называют глубокое знание предмета, владение методикой преподавания, знание психолого-педагогических дисциплин, положительный психологический климат в педколлективе. Группы менеджеров характеризуют факторы успеха; они относят к ним: успешное составление стратегии действия, постановку целей и задач в руководстве, работу с клиентами, непрерывное совершенствование. Подростки, рассматривая человеческие качества, отмечают честность, доброту, интеллигентность, смелость.
Когда качества, или характеристики, выдвинуты, ведущий записывает каждое на большом листе бумаги. Затем эти листы развешивают в разных местах комнаты. Обращаясь к группе, ведущий дает пояснения.

Этап 1

Ведущий. На каждом листе написано одно из качеств, которое, на ваш взгляд, является главным в вашей профессии (в человеке). Сейчас нужно провести ранжирование этих качеств по степени важности. Обдумав и составив для себя список приоритетов, вы подойдете к листам и поставите на каждом из них цифру, которая соответствует номеру качества в вашем списке. Такую работу нужно проделать с каждым из предлагаемых качеств.

Этап 2

Ведущий. Работа по определению степени важности представленных качеств завершена. Каждый из вас подойдет к тому листу, где он поставил цифру 1.
Итак, у нас образовались маленькие группы, в которых людей объединяет предпочтение ведущего качества. Теперь в течение пяти минут каждая группа должна обменяться мнениями, почему первенство отдано этому качеству, выработать общую линию своего понимания этого качества как лидера среди других, подобрать или придумать пословицу, поговорку, частушку или строчки из песни, которые придали бы более яркий образ выбранному качеству.

Этап 3

Ведущий. Теперь каждая из малых групп должна представить свою точку зрения на значимость выбранного качества и подтвердить это представлением творческого задания всей группе.
В процессе представления и обсуждения группа приходит к выводу, что все названные качества взаимодополняют друг друга и каждое из них достойно занять ведущее место. На этом упражнение можно завершить, а можно, особенно если речь идет о профессиональных качествах, и продолжить. Сформировать группы по качеству, занимающему второе место, далее третье, затем четвертое. Как правило, такая подробная работа способствует достаточно глубокому анализу и переосмыслению определенных устоявшихся мнений у некоторых членов группы. Иногда после проведения этого упражнения группа делает заявку на более серьезную и подробную работу с тем или иным качеством.



Предварительный просмотр:

 

ИГРОТЕКА

Я веду тренинговые занятия в детской группе вот уже три года. Мои клиенты — младшие подростки, дети 10–11 лет. Цель наших занятий — развитие навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
Любая тренинговая группа имеет свой «жизненный цикл». Первая стадия характеризуется зависимостью участников от ведущего, их стремлением установить четкие правила. Потом наступает стадия конфликтов, проявления агрессивности по отношению к участникам группы и тренеру. Затем, при умелом ведении группы, она приходит к сплоченности, доверительному отношению и продуктивному решению проблем (К. Рудестам. «Групповая психотерапия»).
Детская группа — не исключение, ее развитие проходит такие же стадии.
Лично для меня самый тяжелый период — это стадия агрессии. Дети в большинстве случаев не проявляют негативные чувства открыто. Это связано и с высоким уровнем тревоги, который существует в этот период в группе, и с социальными установками. В социуме не приветствуется откровенное предъявление «негативных» чувств. Подростковая субкультура в этом смысле более открыта, здесь можно быть агрессивным по отношению друг к другу. Но не в присутствии взрослого! Учителям, родителям обычно предъявляется социально желательная картинка взаимоотношений.
В тренинговой группе подростки внешне выполняют все правила, здесь принятые, но пытаются разрушить их, при этом агрессивно утвердить себя. Причем такое поведение характерно как для мальчиков, так и для девочек. Это очень опасная ситуация для групповой работы. Даже в присутствии ведущего группа пытается создать свой собственный внутренний мир, построенный на своих законах. Получается такая своеобразная игра в кошки-мышки. Открыто обсуждать возникшую ситуацию довольно сложно, так как способности к рефлексии у участников еще недостаточно развиты.
В этом году я проводила специальное занятие, направленное на отреагирование тех негативных чувств, которые возникли в группе. Оно было проведено по принципу игры-путешествия. Фантастический сюжет и выбранные роли позволили детям быть откровенными.
В игре нам удалось обсудить и проблемы, которые возникли в группе, и ситуации из личной жизни, когда ребята сталкивались с агрессией, и значение отрицательных чувств для человека. Конечно, работа с переживаниями, возникшими в ходе занятия, продолжилась и на последующих встречах.
Главный итог этого занятия я вижу в том, что дети открыто продемонстрировали негативные чувства, а взрослые их адекватно восприняли. Это позволило нам в дальнейшем быть откровенными друг с другом.
Хочу предупредить, что в ходе занятия у детей могут возникнуть острые переживания. Тренер должен быть готов к работе с такими ситуациями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Я — древний человек»

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие. На этот раз на машине времени. Путь наш лежит в далекое-далекое прошлое. Мы отправимся в ту эпоху, когда на Земле был первобытно-общинный строй, и на некоторое время превратимся в древних людей. Что вы знаете об этом времени? Как тогда жили люди?
Ведущий вместе с детьми перечисляют особенности этого периода: люди жили племенами; поклонялись богам, олицетворяющим огонь, воду, ветер; охотились; воевали друг с другом; главой племени был вождь.
Детей просят закрыть глаза и представить себя в машине времени. Звучит музыка, и путешествие начинается. Ведущий просит каждого представить себя древним человеком, свой облик, свои занятия. После этого все участники открывают глаза, садятся в круг. Каждый рассказывает о себе в том времени.

Наскальная живопись

Ведущий. Вспомните, что от этого периода осталась наскальная живопись. Древние художники с помощью угля, растительных красителей рисовали то, что их волновало. И вот сейчас у каждого из нас есть такая возможность.
На доске, стенах развешиваются большие листы бумаги (формат А3), раздаются мелки, уголь. Дети рисуют. Хорошо, если в это время будет звучать музыка, помогающая детям войти в образ. Закончив, участники могут посмотреть работы других, задать интересующие вопросы.

Два племени

Ведущий просит детей разделиться на два племени. Для этого может быть использован следующий прием.
Все сидят в кругу. Тренер просит подняться двух самых сильных, смелых и ответственных людей. Первые вставшие объявляются вождями соседних племен. Дальше каждый вождь набирает себе племя: по очереди называет имя одного участника группы и приводит доводы, зачем он ему нужен. Например: «Петя. Он мне нужен в племени, так как он очень хорошо умеет бегать». При этом необходимо называть какое-то реальное качество.
Если количество участников нечетное, то за последнего оставшегося игрока можно провести аукцион: вождь должен привести как можно больше доводов, почему этот участник нужен именно ему в племени.
Для детей, изображающих вождей, эта процедура является своеобразным конкурсом, а для последнего, нечетного участника — способом психологической поддержки.
Это упражнение является хорошим социометрическим срезом. Здесь можно увидеть симпатии и антипатии участников группы. Ведущий должен быть готов к проявлению негативного отношения к отдельным участникам. Такие дети должны чувствовать поддержку со стороны взрослого и других участников происходящего.

Зеркало

Ведущий сообщает, что два племени объявили войну друг другу. Перед началом войны племена исполняют ритуальный танец, поднимающий боевой дух воинов, настраивающий их на предстоящее сражение.
Для этого предлагается провести игровое упражнение «Зеркало». Племена встают в два круга. Один участник в каждом круге по сигналу ведущего исполняет танец, остальные повторяют за ним. По сигналу ведущего танец начинает следующий участник и т.д. Звучит ритмичная, агрессивная музыка.
Здесь очень важно правильно подобрать музыку. Она должна быть динамичной и агрессивной. Эта игра — разминка, способствующая актуализации переживаний.

Война племен

Два племени садятся друг против друга. Ведущий просит их представить, что у них появились уникальные, фантастические возможности для проведения боевых действий. Они могут использовать любые виды воздействия, кроме тех, что несут мгновенное уничтожение всех участников войны.
Каждое племя по очереди говорит, какое боевое действие оно готово применить против своего противника.
Противная сторона думает и говорит о том, какие средства защиты оно будет использовать (они также могут быть фантастическими), а затем наносит собственный удар и т.д.
Побеждает сторона, которая последней называет действие, против которого противники не могут придумать защиты.
Например:

— Мы вас шишками закидаем.
— А мы над нашим племенем построим купол, и вы не сможете в нас попасть.
— А мы построим подземный ход и незаметно ночью проберемся в лагерь...

Этот вариант словесного ведения боевых действий подходит для детей, обладающих хорошей речью и богатым воображением. Как правило, начало игры наполнено сильными переживаниями. Однако по мере развития «боевых» действий накал страстей пропадает.
После этого упражнения необходимо в обязательном порядке провести рефлексию.

Борьба руками

Участники делятся на пары (пара — представители разных племен) и встают друг против друга, вытянув вперед руки. Важно проследить за тем, чтобы в паре были дети с примерно равными физическими возможностями. По сигналу ведущего начинается борьба руками: участники надавливают на руки соперника, заставляя его сойти с места. Побеждает тот, кому удалось заставить соперника первым сделать шаг.
После этого упражнения проводится подведение итогов войны: ничья или кто-то выиграл.
В любом случае война окончена, необходимо переходить к мирному сосуществованию.

Тарелка

Все сидят в максимально тесном кругу. Звучит тихая музыка для релаксации. Ведущий наливает воды в глубокую тарелку, заполняя ее примерно на половину.
Ведущий. Вода — знак мира, добра и любви. Это божество, которому поклоняются все племена. И сейчас в знак примирения мы совершим ритуал. Мы все закроем глаза и будем молча передавать друг другу эту тарелку в любом порядке и направлении.
После того как тарелка побывала у всех участников, упражнение прекращается. Затем все участники берутся за руки и каждый по очереди благодарит всех.

Рефлексия

Путешествие подошло к концу и ведущий просит всех занять наиболее удобное место в зале. Все закрывают глаза, звучит музыка, и машина времени переносит участников в сегодняшний день.
Ребята садятся в круг, и в обязательном порядке проводится рефлексия всего занятия.
При этом могут быть заданы следующие вопросы.
Что понравилось? Что нет?
Какие чувства возникли при выполнении того или иного упражнения?
Были ли в группе ранее ситуации, вызывавшие негативные чувства со стороны участников?
Были ли в жизни ситуации, когда вы испытывали похожие чувства?
Что делали в такой ситуации?
Вопросов и тем для обсуждения может быть много. Все зависит от особенностей участников группы и ведущего. Главное, чтобы у всех без исключения детей была возможность отреагировать переживания, возникшие в ходе тренинга.

Татьяна ЗЕМСКИХ, психолог



Предварительный просмотр:

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

Тренинг для родителей

В 1997–1998 учебном году по вечерам и по субботам приходили в лицей родители наших учеников. 170 пап и мам участвовали в тренинге для родителей «Родительская любовь». 181 лицеист (с 7-го по 11-й классы) приняли участие в подготовке этой встречи. Детьми был предоставлен бесценный материал для встречи с родителями — искренние ответы на вопросы анонимной анкеты «Родительская любовь».

ПЛАН ПОДГОТОВКИ

1. Проведение анонимного анкетирования детей.
2. Обработка анкет. (Ответы выписываются на отдельный лист, на поля выносятся темы для разговора с родителями.)
3. Подборка и тщательное изучение специальной литературы.
4. Приглашение родителей на тренинг за одну-две недели до встречи (запись в дневнике, телефонный звонок, пригласительный билет).
5. Подготовка списка литературы для каждого родителя.

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Любишь ли ты родителей?
2. Как родители проявляют свою любовь к тебе?
3. Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?
4. Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)? Что не устраивает тебя в этих отношениях?
5. Продолжи предложение: «Трудные родители — это ...».
6. Как ты представляешь себе теплое, душевное отношение родителей к тебе?

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА. ЗНАКОМСТВО И РАЗМИНКА

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «визитку» — пишет крупными буквами на небольшом листке плотной бумаги имя родителя и прикрепляет булавкой к груди.
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Встреча организована по многочисленным просьбам ваших детей. Она пройдет в виде тренинга. Психологический тренинг — это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. Участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Тема сегодняшнего тренинга — «Родительская любовь».
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. На тренинге можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались. Если захотите, можно рассказать о себе.
(Каждый участник тренинга по кругу представляется.)
Ведущий.
 Спасибо. Предлагаю вам задать любой вопрос соседу справа. Несколько секунд на раздумывание.
(Иногда участники тренинга изъявляют желание задать вопросы нескольким людям. Просьба удовлетворяется. После вопросов и ответов у участников уходят страх, скука, душа просыпается, в глазах появляются свет, доброта и осмысленность.)
Ведущий. Продолжаем знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: «Мне нравится в себе...».
(Участники отвечают по кругу. Если ведущий видит, что уже создана доброжелательная атмосфера, то переходит к основной теме. Если люди чувствуют себя «зажато», то ведущий предлагает выполнить еще одно задание.)
Ведущий. Вам предлагают выбрать себе друга, одного из четырех — Атоса, Портоса, Арамиса или Д’Артаньяна. Краткая характеристика каждого: Атос — человек скрытых, тайных, загадочных знаний; Портос — добрейшей души человек; Арамис — романтическая натура; Д’Артаньян — ловкий, предприимчивый человек, легко находит выход из любой ситуации. Прошу вас по кругу сообщить о своем выборе.
(Участники называют имена мушкетеров. Иногда просят разрешения выбрать двоих. По условиям теста — нельзя. Ведущий объясняет присутствующим, что означает их выбор.)
Ведущий: По одной версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает, по другой — родственную душу.
Спасибо всем за участие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека — о родительской любви.
Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно — как мы проявляем это чувство.
«Мне хочется, чтобы я почаще понимала, что я дорога своим родителям, чтобы чаще звучали ласковые слова, чтобы в семье не было скрытности, чтобы не считали, что я ребенок и ничего не понимаю», — так говорят дети о родительской любви. И мы любим их, наших родных детей. Но так ли? Правильно ли?
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть и чувствовать ее. Наша задача — научиться проявлять любовь к ребенку, согревать его своей душевной добротой. Сегодня мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителями и ребенком.
Итак, ваши дети ответили на шесть вопросов анонимной анкеты. Сейчас я прочитаю некоторые ответы, после чего хотелось бы услышать ваше мнение об услышанном. Для примера я взяла ответы одной группы (десятый класс) в сокращенном варианте.
(Примечание: в скобках после ответа детей курсивом отмечены комментарий ведущего и темы для разговора с родителями.)
Вопрос: Любят ли тебя родители?
Ответы

Да, любят, но не очень.
Не знаю.
Да, любовь проявляется во всем.
Не знаю.
Наверное, да, но я этого не чувствую.
Конечно, любят.
Мама — да, отец — нет: он уже бросил двоих своих предыдущих детей.

Вопрос: Как родители проявляют свою любовь к тебе?
Ответы

Никак не проявляют: каждый день мама кричит на меня, читает нотации, а отцу наплевать на меня. (Ругань вызывает недоверие ребенка к родителям, приводит ко лжи.)
Стараются многое для меня сделать, устраивают различные поездки и т.д.
Мама прямо говорит, всегда делится своими проблемами. Папа говорит, что сейчас делает все, чтобы в будущем нам легче жилось, что всегда поможет. (Позиция родителей — чем помочь?)
Я знаю, что они меня любят, но иногда я специально говорю им, что они меня не любят, когда сильно ссорятся между собой. (Ссоры родителей на глазах у детей — неизгладимое впечатление для детской души. Любовь в семье делится между всеми ее членами.)
Всегда интересуются, как прошел день, целуют, как-то ласково называют. (Здесь родителям можно дать практическое задание — «Нежные слова».)
Волнуются за меня всегда, и иногда чересчур следят за моим настроением. По возможности делают какие-то подарки.
У меня все есть, кажется, большего со стороны родителей и не может быть: и любовь, и преданность, и интерес.., но я думаю, что это не все, чего-то недостает, а чего — не знаю.
Они внимательны, всегда готовы помочь, не игнорируют.
Они заботятся обо мне, наверное, как все родители. Может, они думают, что этого достаточно, но для меня — нет, чтобы понять, что они меня любят. (Отсутствует проявление любви.)
Никак.
Проявляют в чрезмерной заботе. (Чрезмерная опека.)
Не знаю.
Внимательность, беспокойство, интерес ко всем моим делам. (Задайте родителям вопрос: Как проявлять интерес к делам ребенка?)
Если есть любовь, то она всегда видна. И я ее вижу.

Вопрос: Хватает ли тебе душевного тепла со стороны родителей?
Ответы

Да.
Нет.
Нет.
Душевная теплота не всегда проявляется в каких-то действиях. Иногда большее внимание уделяется моему брату. Но тепло идет от сердца. Его можно увидеть в глазах человека.
Мне душевной теплоты хватает.
Я в нем не нуждаюсь.
Вполне, мне кажется, что его даже много.
Мне этого тепла не видно, я прекрасно обхожусь без него (Тревожность, обида, агрессия, уход в себя.)

Вопрос: Одинаково ли родители относятся к тебе и брату (сестре)?
Ответы

Конечно, нет. Как можно одинаково относиться к людям неодинаковым по своим качествам, привычкам. Поэтому то, что мне говорят, что любят одинаково, — ерунда, например, отец привез сестре подарок из Москвы (!) за 400 рублей, а мне?
Нет, не одинаково, но все устраивает.
Нет, младшего брата они на руках носят.
Да, все устраивает.
С папой у нас с сестрой несколько натянутые отношения, наверное, это возрастное. И поэтому папа как бы отдалился от меня. А может, я сама виновата? Да, именно, так оно и есть.
(По такой же схеме продолжается обсуждение ответов на пятый и шестой вопросы.)

Ведущий: Прошу вас поделиться своими впечатлениями об услышанном.
(Родители охотно делятся впечатлениями, своим опытом проявления любви к ребенку. Некоторые вспоминают, что сами росли в «холодных» семьях и перенесли этот неудачный опыт проявления любви в свои семьи.)
При этом разговоре ведущий может процитировать некоторые важные, на его взгляд, мысли известных педагогов и психологов. Привожу два примера.

Аллан Фром «Азбука для родителей»

Пути проявления любви к ребенку:

— уважение его желаний;
— проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость);
— отдавать все свое свободное время без остатка.

Родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу.

С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»

Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет — мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем.

Татьяна РЯЗАНЦЕВА,
преподаватель этики и психологии
Ухтинского технического лицея
им. Г.В. Рассохина,
г. Ухта, Республика Коми



Предварительный просмотр:

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ПОДАРКИ ПО КРУГУ

Арт-терапия взаимоотношений

Черти не мелом, а любовью.

В. Хлебников

— Может ли взрослый помочь ребенку справиться с проблемой? — спросили как-то у школьников.
— Может, если поймет проблему так же, как ребенок, — был ответ.
Вспоминается история про кафе «Гулливер». Вся мебель там была такой огромной, что даже самый высокий человек, сидя на стуле, не доставал ногами до пола. Трудно было дотянуться до края стола, а разглядеть потолок и вовсе не удавалось — так он был далеко. Люди чувствовали себя неуверенными, беззащитными и вскоре перестали ходить в кафе. Они не хотели быть маленькими. Вывод напрашивается сам собой — взрослым стоит почаще вспоминать, как это — быть детьми.
Проблемы понимания и взаимопонимания актуальны в любом возрасте. Ведь потребность в изменении структуры своего мироощущения, образа «Я», системы отношений с другими людьми в реальной жизни появляется у человека довольно часто.
Описанная ниже методика арт-терапевтического занятия может с успехом использоваться как в работе с детьми, так и со взрослыми. Творчество, общение, межличностное взаимодействие создают условия для реализации потребности человека в признании, поощрении; для личностного роста, самопринятия, самовыражения.
Арт-терапевтические занятия дают хорошие результаты в процессе коррекции взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Общие замечания

Число участников 10—12 человек.
Круг из стульев, в центре которого на полу лист ватмана; рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.

Материалы

Лист ватмана большого формата, листы плотной бумаги или картона формата А4, клей, пластилин, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный материал (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки и т.п.).

Этап 1. Настрой

Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. (Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.)
Ведущий. Сейчас у вас есть уникальная возможность подарить кому-либо из присутствующих или самому себе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием. Дарить можно на время или насовсем.
Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана (до окончания этого этапа).
Приведу примеры «подарков» взрослых.
Шишка сосны со словами: «Дарю всем участникам занятия. Пусть это будет символ последней набитой в жизни шишки».
Кленовый лист, который сопровождался поэтической строкой: «Я — желтый лист, в тебя влюбленный. Я — желтый лист, а ты — зеленый».
Капелька воды на листе бумаги — радость, предназначенная для всех присутствующих.
Одна из студенток показала блестящую бусинку, сказав при этом, что это — одиночество, которого никому на свете не желает, поэтому вынуждена оставить себе.
Бывает, что ребенку трудно расстаться с какими-либо предметами (цветными стеклышками, ракушками и т.п.), поэтому он делает подарок самому себе. Нельзя упрекать человека в жадности, если тот не хочет отдать что-либо в общее пользование. Добро не стоит искать посредством принуждения. Тем более что к концу занятия такие дети, «заражаясь» общей альтруистической атмосферой, с удовольствием предлагают использовать их «сокровища» в создании композиций. А это уже поступок!
Ведущий. Попробуйте из подарков-символов на листе бумаги сделать композицию, придумайте ей название, расскажите сюжет.
Это задание может выполняться несколько раз по желанию участников.
Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции. Как реагируют те, чьи подарки отвергнуты.

Этап 2. Индивидуальная работа

Ведущий. Займите места за столами для индивидуальной работы.
На листе плотной бумаги сделайте композицию из природного материала, придумайте сюжет и название. Не забывайте, что подарки можно брать только с разрешения. Относитесь к ним бережно. Наряду с природным материалом используйте другие предметы, краски, пластилин, клей — все, что необходимо для создания задуманной композиции.
Е
сли в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, то они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков. А для индивидуальной работы используют новые материалы.

Этап 3. Вербализация и рефлексивный анализ

Участникам предлагается разложить работы на полу внутри круга, а самим занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции (название, сюжет). Описывает чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники группы могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе задача ведущего — поддерживать в группе заинтересованность и проявление эмпатии.
Предложу еще один вариант проведения этапа вербализации.
После того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль.
В этом варианте отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.

Этап 4. Заключительный

Участники дарят друг другу свои композиции с самыми добрыми пожеланиями. Ведущему необходимо проследить, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. Если такое случилось, то ведущий может попросить их для себя или сделать из них выставку. Понятно, что многие композиции невозможно унести или долго хранить из-за хрупкости природного материала, размера и других причин. Главное, чтобы никто из участников арт-терапии не присутствовал при уничтожении работ.

Данная техника проявляет удивительные ассоциации: капелька воды — символ детской слезы, шишка — символ судьбы, прозрачное стеклышко — символ правды, мутное — символ лжи, разноцветные листья — годы, раковина улитки — тайна, кристаллы соли — покаяние, парашютики одуванчика — детство, плотный колос пшеницы — верность, корни травинки — дружба и др.
Ассоциативное мышление, фантазия, творческие способности человека ярко проявляются в его композициях. Покажу это на примере некоторых работ студентов педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.
Композиция «Закат» выполнена в виде озера, на котором среди цветущих кувшинок плавает красивый белый лебедь. Это последний день жизни прекрасной птицы. Смотрит лебедь на свое отражение в воде и думает, что совсем еще не выглядит старым, что еще бы пожить, да вот подняться в небо вместе с другими он уже не может. А рыбы из воды любуются умирающей птицей и перешептываются: «Вот бы каждому так — дожить до старости и сохранить свои перья белоснежными».
«Пленница» — рисунок красной розы, с лепестков которой капает печаль. Поверх рисунка укреплены ветки растения с острыми крупными шипами. Свою композицию студентка комментировать не захотела. Было видно, что она очень взволнована и с трудом сдерживает слезы. Другие участники группы решили помочь «Пленнице» и сделали серию композиций, на последней из которых роза возвышалась над колючими ветками, а рядом «вырос» еще один гордый и сильный цветок.
Отмечу, что рисунок этих «освобожденных» роз студентка бережно носила в тетрадке до конца учебного года.
«Что было? Что есть? Что будет?» В этой композиции прошлое — в виде старых сухих растений. Настоящее — река с соснами на берегу. Будущее — зерна кукурузы на желтом фоне, как символ надежды.
«Такая разная жизнь», «Полосатая жизнь» — эти работы по сюжету сходны с предыдущей.
«Одиночество» — пронзительно-яркая звезда в ночи.
«Судьба» — торговец веерами посылает ветры добрые и злые. Сколько тех и других будет в жизни?
«Дар» — дорога, в конце которой чаша для жертвоприношений, а затем — рог изобилия. Основная идея композиции — отдать, прежде чем получить.
В этой технике ярко проявляется и «Я-концепция» человека, особенности самопринятия. Так, например, многие учителя (студенты-заочники), приступая к выполнению задания, заранее просят их извинить за возможную неудачу: «Простите, но я не умею рисовать; у меня нет творческих способностей; не смогу придумать сюжет, историю...» и т.п. Тем самым они изначально занижают самооценку и программируют себя на неуспех.
А ведь «Нарисуй ангела, и он появится»! (В. Каппони и Т. Новак)
Итак, на арт-терапевтическом занятии важно создавать ситуации успеха, формировать положительное отношение к результатам деятельности и друг к другу. Известно, что поведение человека проще и эффективнее регулировать поощрениями, нежели наказаниями. В арт-терапии принят запрет на все виды наказующих действий. Так что чертите любовью...

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии младшего школьника
Ульяновского государственного педагогического университета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"

Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь"  Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...

Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"

Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.·         формировать общий командный дух путем спло...

Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...