Рабочая программа по профориентации "Я в мире профессий"
рабочая программа по психологии (9 класс)

Мехнина Татьяна Васильевна

Данная программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации и направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройству общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики» и воспитание социальной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya_v_mire_professiy.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Программа «Я в мире профессий» является программой социально-педагогического направления, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р)      
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
  •  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

и основывается на опыте работы педагогов-психологов по психологической профилактике коррекционно-развивающих занятий Е.Д.Шваб.

Данная программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков в области профориентации и направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройству общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики» и воспитание социальной компетентности.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы обусловлена социальным заказом по результатам анкетирования учащихся общеобразовательной  школы, их родителей. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут,  и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

   Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные  интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и общество.

   Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Педагогическая целесообразность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а помочь подготовить его к успешному решению этой задачи должна  данная программа.

Новизна дополнительной общеразвивающей  образовательной программы «Я в мире профессий» рассматривается как система социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению подростков в условиях современного динамичного рынка труда. Программа дополнена рядом психологических разработок по саморегуляции личности, проведению профориентационной пробы, развитию познавательных и личностных сфер учащихся, связывающими между собой знания учащихся о своих индивидуальных особенностях с будущим выбором профиля обучения и требованиями профессий, соответствующих этому профилю.

Цель: создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,  профессионального самоопределения, профессиональной ориентации учащихся

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о современном «рынке профессий».
  • Сформировать умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  • Формировать знания о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  • Познакомить  с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные:

  • Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.
  • Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  • Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей региона, его развития и благополучия.
  • Формирование понимания социально-экономических особенностей и перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего региона.

Развивающие:

  • Развитие  потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  • Формирование положительного отношения к себе, осознания своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  • Формирование  навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
  • Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение (при взаимном уважении).
  2. Гуманистический принцип – создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости  и ценности каждого ученика.
  3. Принцип  культуросообразности – творчество школьников должно осваиваться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых живут.
  4. Принцип коллективности – опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для самопознания, самоопределения.

Принцип диалогичности – духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе взаимодействия педагога и учащихся в творчестве, содержанием которого является обмен ценностями.

Организационные условия реализации программы:

   

Программа является интегрированной – изучает определённую область знаний (профориентация) и смежные с ней направления (психология, экономика, право). Системность обучения и воспитания позволяет построить образовательный процесс от формирования мотивации к деятельности до развития самостоятельности, профессионального самоопределения.

Воспитанники занимаются в свободное от основной учёбы время. Обучение организуется на добровольных началах всех сторон – участников образовательного процесса: дети – родители – педагог.

Психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер. Детям предоставляется возможность удовлетворять свой интерес.

По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует формированию коммуникативной культуры детей, уверенности в своих силах, развитию самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

По целевой установке программа является образовательной (знания не только усваиваются детьми, но и активно используются в их жизнедеятельности).

Программа ориентирована на обучающихся 8-9 классов: в 8 классе – 12 часов, в 9 классе - 12 часов и проводятся с конца января по апрель.

Формы занятий

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. При проведении занятий используются как групповые формы организации занятий, так и индивидуальные.

На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций, психотренинг, психодиагностические процедуры, поэтому требует работы специалиста педагога-психолога. Изучение отдельных тем курса предусматривает виртуальные экскурсии на различные предприятия и учреждения.

Ожидаемые результаты:

В результате усвоения курса «Я в мире профессий» обучающие должны знать:

  • возможности рынка образовательных услуг региона – Красноярского края;
  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  •  карьера, виды карьеры;
  •  общение;
  • самооценка;
  • компенсация способностей;

и уметь:

  • пользоваться правилами выбора профессии;
  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • представлять свои возможности потенциальному работодателю;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • проектировать свою профессиональную карьеру

Содержание программы

Программа для 8 класса состоит из 12 часов и предполагает изучение внутреннего мира подростка, личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Обучающиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.

Программа для 9 класса состоит из 12 часов,  усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется взаимодействию подростков, моделированию действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей.  Обучающиеся  приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела (темы) программы

Общее количество часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

8 класс

Изучение личностных особенностей подростков

16

1.1

Занятие самопознания и откровенности (Вводный контроль)

1

Лекция с элементами тренинга, диагностика

Знакомятся с содержанием программы, режимом работы, проходят вводный инструктаж по ТБ,

участвуют в тренинговых упражнениях, в стартовой диагностике

1.2

Мой внутренний мир

1

Занятие-путешествие

Знакомятся с компонентами целостности личности, с правилами поведения в группе, участвуют в путешествии «Ключи в мой внутренний мир», в анкетировании

1.3

Личность

2

Беседа в форме «Вопрос-ответ» с исследованием своего типа личности

Знакомятся с понятием «личность», пишут письмо себе, проходят тестирование

1.4

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе

1

Занятие с элементами тренинга

Обобщают знания о себе, работают в парах, проходят тестирование «Мои взаимоотношения с одноклассниками»

1.5

В человеке все должно быть прекрасно

1

Занятие-дискуссия

Составляют словесный портрет, участвуют в дискуссии, в играх

1.6

Жизненные ценности

1

Занятие-планирование

Осваивают навыки целеполагания, вырабатывают стратегию их достижения, работают по методике «Солнышко»

1.7

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

2

Занятие – анализ

Анализируют индивидуальные особенности психических процессов, находят их связь с профессиональной деятельностью

1.8

Исследование самооценки

1

Занятие - исследование

Определяют свою самооценку, работают в группах по выработке правил поднятия самооценки

1.9

Самореализация

2

Занятие – исследование

Выявляют личностный потенциал по опроснику самоактуализации, вырабатывают пути самореолизациии

1.10

Личностный профиль

1

Занятие-игра

Презентация индивидуальности, игра «Автопортрет»

1.11

Игровые пробы

1

Занятие-игра

Участие в играх, соотношение своего образа с различными профессиями

1.12

Что? Где? Когда?

1

Интеллектуальная игра

Активизируют процесс самоопределения, принимают участие в командной игре

9 класс

Моделирование действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей

12

2.1

«Пришельцы»

1

Профориентационная игра

Распределяют между собой роли, в ходе обсуждения определяют критерии развития общества, ищут пути самореализации

2.2

«Три судьбы»

1

Игра-диспут

Выбирают трех добровольцев на главные роли, участвуют в пресс-конференции

2.3

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределение

1

Занятие-исследование

Соотносят самооценку со своим профессиональным выбором

2.4

«Бизнес-риск-мен»

2

Занятие-практикум,

бланковая игра

Определяют свой темперамент, пытаются соотнести со своим профессиональным планом; моделируют особенности деятельности современных предпринимателей

2.5

Профессии наших родителей

4

Занятие-практикум, экскурсия

Определяют профессии родителей,

2.6

«Торг»

1

Занятие-практикум

Работают с опросником ДДО «Я предпочту»,

бланковая игра «Торг»

2.7

«Я – компаньон»

2

Занятие-виртуальная экскурсия

Знакомятся с  особенностями  коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами

2.8

«Перекресток»

1

Занятие – исследование

Определяют наиболее предпочитаемые  сферы труда, работают с активизирующим опросником

2.9

«Будь готов!»

2

Занятие – исследование

Работают с опросником, с меню профессий, изучают возможности рынка образовательных услуг региона Вологодской области

2.10

«Престижные профессии»

1

Экскурсия

Совершают экскурсию в отделение Сбербанка, знакомятся с профессией «Банковское дело»

2.11

«Как поживаешь?»

2

Занятие-практикум

Определяют профессиональные цели, учитывая потребности общества

2.12

«Мне предложили работу» (итоговый контроль)

1

Итоговое занятие – ролевая игра

Составляют резюме, итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Название темы

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

8 класс Изучение личностных особенностей подростков

1.1

Занятие самопознания и откровенности (вводный контроль)

Цель: самопознание, тренировка способности к самораскрытию.

Теория: ознакомление с содержанием программы, режимом работы. Вводный инструктаж по ТБ.

Практика:

  1. Анкета жизненного и профессионального самоопределения (Приложение 1)
  2. Упражнение «Зато»
  3. Релаксационное упражнение «Активизируем свои жизненные цели»
  4. Рисунок «Внутренняя сущность»
  5. Упражнение «Закончи предложение»
  6. Упражнение «Живая анкета»

1

31.01

1.2

Мой внутренний мир

Цель: создание положительной мотивации к изучаемому курсу; освоение своего внутреннего мира.

Теория: интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «внутренний мир человека».

Практика:

  1. Правила поведения группы
  2. Анкета «Что я знаю о себе»?
  3. Релаксационное упражнение «Ключи в мой внутренний дом»
  4. Упражнение «Моя тайная комната»

1

07.02

1.3

Личность

Цель: ознакомление обучающихся с понятием «личность», «индивидуальность», пути формирования личности.

Теория: понятия «личность», «индивидуальность»

Практика:

  1. Упражнение «Индивидуальность личности»
  2. Упражнение «Я уникальный»
  3. Познакомься сам с собой ( письмо себе, любимому)
  4. Тест Д. Холланда по определению типа личности (Приложение 2)
  5. Перечень профессий для предпочтительного выбора
  6. Работа с листом ответов к методике Д. Холланда

1

14.02

1.4

Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе

Цель: обобщить знания  о себе; настрой на усиление процесса познания и понимания самого себя.

Теория: коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера. Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа.

Практика:

  1. Упражнение «День бывает»
  2. Продолжи предложение «Я для себя и я для других»
  3. Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками» (Приложение 3)
  4. Советы по взаимоотношениям в коллективе

1

21.02

1.5

В человеке все должно быть прекрасно

Цель: формирование эстетического вкуса и культуры отношения к себе.

Теория: понятия «чистота», «здоровье», «эстетика».

Практика:

  1. Упражнение «Комфорт – это…»
  2. Составление словесного портрета «Мой идеал»
  3. Дискуссия «Почему у людей разных профессий возникают разные взгляды на одни и те же вещи (явления)»
  4. Упражнение «Благородный поступок»

1

28.02

1.6

Жизненные ценности

Цель: пробуждение интереса к поиску смысла жизни; решение своих жизненных проблем.

Теория: формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Практика:

  1. Анкета «О смысле жизни» (Приложение 4)
  2. Методика «Солнышко» (мои лучшие качества)
  3. Поле ценностных ориентаций в отношении разных профессий
  4. Тест «Мои ценности» (Приложение 5)
  5. Упражнение «Параллель  между ценностями»

1

07.03

1.7

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

Цель: анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.

Теория: понятия «восприятие», «внимание», «память», «мышление».

Практика:

  1. Упражнение «Запомните буквы»
  2. Дискуссия «10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала»
  3. Опыты: определение объема кратковременной памяти, уровня смысловой памяти, зрительной памяти (карта Сперлинга), проверка слуховой памяти, роль осмысления и запоминания, избирательный характер памяти.
  4.  Решение задач
  5. Упражнение «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

1

14.03

1.8

Исследование самооценки

Цель: оценивание себя и успешности своих действий.

Теория: понятие самооценки. Роль самооценки и разных её деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Практика:

  1. Определение самооценки (Приложение 6)
  2. Правила поднятия самооценки

1

21.03

1.9

Самореализация

Цель: открытие своих способностей и использование их в жизни.

Теория:  понятие «самореализация»

Практика:

  1. Выявление общего личностного потенциала: опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) (Приложение 7)
  2. Пути самореализации по А. Маслоу

1

04.04

1.10

Личностный профиль

Цель: расширение знаний о себе.

Практика:

  1. Игра «Мои пути самореализации»
  2.  Упражнение «Успех – это…»
  3. Игра «Автопортрет»

1

11.04

1.11

Игровые пробы

Цель: соотношение своего образа с различными профессиями, определение лидерских качеств личности.

Практика:

  1. Игровая проба 1
  2. Упражнение «Кто есть кто»?
  3. Игровая проба 2
  4. Упражнение «Мои ощущения»

1

18.04

1.12

Что? Где? Когда?

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения; информирование о форме профессиональной подготовке.

Практика:

  1. Игра «Что? Где? Когда?»

1

25.04

Итого: 12 часов

9 класс Моделирование действий человека, связанных с достижением жизненных благ и ценностей

2.1

Профориентационная игра «Пришельцы»

Цель: осознание труда как человеческой и общественной ценности

Практика:

  1. Упражнение «Кто я?» и «Какой я?»
  2. Упражнение «Ассоциации»
  3. Игра «Пришельцы»

1

31.01

2.2

Игра – диспут «Три судьбы»

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути.

Практика:

  1. Опросник «Мои личностные и профессиональные планы»
  2.  Игра- пресс-конференция

1

07.02

2.3

Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределение

Цель: определение самооценки и соотнесение ее со своим профессиональным выбором.

Теория: взаимосвязь самооценки с профессиональным выбором.

Практика:

  1. Определение самооценки по Ю. И. Киселеву
  2. Игра «Формула самооценки»

1

14.02

2.4

«Бизнес-риск-мен»

Цель: определение свойства нервной системы и соотнесение с будущей профессией.

Теория: темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Практика:

  1. Тест «Вот такой у меня темперамент!»
  2. Определение акцентуаций характера «Что вы знаете о себе» (К. Леангард) (Приложение 8)
  3. Игра  ««Бизнес-риск-мен»»

1

21.02

2.5

Профессии наших родителей

Цель: знакомство с профессиями родителей

Практика: составление диаграммы профессий родителей

1

28.02

2.6

«Торг»

Цель: моделирование действий, связанных  с достижением различных жизненных благ и ценностей

Практика:

  1. Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)
  2. Полигон профессиональных предпочтений
  3. Игра «Торг»

1

07.03

2.7

«Я – компаньон»

Цель: знакомство старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами

Теория:  знакомство с особенностями коммерческой деятельности.

Практика:

  1. Бланковая игра «Я - компаньон»
  2. Упражнение «Закодируй профессию»
  3. Упражнение «Профессия – необходимое качество»
  4. Анкетирование по карте интересов А.Е.Голомштока (Приложение 9)

1

14.03

2.8

«Перекресток»

Цель: раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

Теория: Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Практика:

  1.  Упражнение «Ассоциации»
  2. Активизирующий опросник «Перекресток»

1

21.03

2.9

«Будь готов!»

Цель: осознание мотивов выбора профессии.

Теория: мотивы  и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры.

Практика:

  1. Тест «Матрица выбора профессии»
  2. Игра «Выбор профиля»
  3. Упражнение «Мой принцип выбора профессии»

1

04.04

2.10

«Престижные профессии»

Цель:

Практика:

  1. Работа с опросником
  2. Экскурсия в отделение Сбербанка, знакомство с профессией «Банковское дело»

1

11.04

2.11

«Как поживаешь?»

Цель: формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества.

Практика:

  1. Знакомство с правилами выбора профессии, ошибками и затруднениями
  2. Игра «Советчик»
  3. Методика «Как поживаешь?»

1

18.04

2.12

«Мне предложили работу (итоговый контроль)

Цель: формирование умения устраиваться на работу.

Теория:  «Советы при трудоустройстве»

Практика:

  1. Составление резюме
  2. Сюжетно-ролевая игра «Мне предложили работу»
  3. Анкета жизненного и профессионального самоопределения.

1

25.04

Итого:   12 часов

Информационно - методическое обеспечение

  • иллюстрированная литература;
  • фотоматериалы;
  • книги;
  • MULTIMEDIA – поддержка программы:

тематические презентации;

видеоматериалы ВУЗов России;

электронное сопровождение: «Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия»

CD-ROM :«Профориентация», «Диагностическая работа психолога в школе»; музыка для релаксации

  • источники Интернета:

http://www.nica.ru/dictionary/spr_vuz

http://www.edu.ru

http://www.ucheba.ru/vuz-spec/7445.html

http://www1.ege.edu.ru

http://www.profigrama.ru

http://www.proforientator.ru

  • методики диагностики

Литература

  1. Архипов А.П. Страхование: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/А.П. Архипов.  М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.

  1. Гудырин С.Н. Маркетинг: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/С.Н. Гундырин, А.Н. Гундырина. -2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.

  1. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж.-М.:ВАКО, 2008. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

  1. Розанова Н.М. Моя фирма: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/ Н.М. Розанова - М.: Вита-Пресс, 2006. – 96 с.: ил.

  1. Тесленко И.Б. Менеджмент: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: Предпрофильная подготовка учащихся/И.Б. Тесленко, С.В. Федин, Н.В. Федина.-2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006. – 64 с.: ил.

  1. Профессионализм педагога в условиях профильного обучения. Сборник статей научно-практической конференции 16-17 марта. Департамент образования вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», издательский центр, Вологда, 2006 г.

Литература с диагностическим материалом.

  1. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Крапивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой.  – М.: ВАКО,  2009. – 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

  1. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги/ авт.-сост. О.Н Рудякова. – Волгоград Учитель, 2008.- 99 с.

  1. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях./ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 416 с. (Сердце отдаю детям)

  1. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб.- 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.

  1. «Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения/Автор-составитель  Г.И. Колесникова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 281 с.- (Библиотека школьника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по профориентации "В мире профессий"

Данная разработка будет полезна учителям технологии, воспитателям, классным руководителям коррекционных школ VIII вида....

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Классный час по профориентации «В мире профессий»

Классный час по профориентации  «В мире профессий».Цель – познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личн...

Социальные проект по профориентации "В мире профессий"

Проект  направлен на формирование у обучающихся по адаптированным образовательным программам профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и индивидуальных осо...

Классный час по профориентации "В мире профессий"

Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального  самоопределения, расширить    знания    учащихся   о   профессиях. направленности...

Презентация к классному часу по профориентации "В мире профессий"

Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального  самоопределения, расширить    знания    учащихся   о   профессиях. направленности...

Рабочая программа Профессионального самоопределения «В мире профессий»

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на обучающихся 10-ого класса основной школы, их профессиональное определение после окончания средней школы.Главна...