РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа по психологии (5 класс)

Сыч Наталья Владимировна

Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от  интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_5d_kl_-_2020-2021_35_ch.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

«Согласовано»

Анохина Н. В.

заместитель директора по УВР


          «31» августа 2020   г.

                                                        «Утверждено»

                                       приказом директора гимназии от

                                         

                                       «      » сентября 2020    г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по психологии
(социальное, духовно-нравственное направление)

5 д класса

 (основное общее образование)

Количество часов: 35

Программа составлена на основе

программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной, программы по развитию познавательных процессов «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенкова.

Составитель: Сыч Н.В.,
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский

2020 – 2021 г.

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Практическая значимость курса.

Рабочая  программа составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, дополнена методическими рекомендациями и материалами из программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, разделами по воспитанию коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов «Навстречу» Н. Юдиной, разделами по развитию познавательных процессов «36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенкова.

Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от  интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться  к  школьному обучению в средней школе.

Целью данной программы является - повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.

В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:

  • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
  • формирование устойчивой учебной мотивации детей;
  • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
  • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
  • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями.

Место курса в базисном учебном плане: 35 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 35 минут.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа к курсу «Психология. Адаптация к школе» обеспечивает достижение учащимися 5 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

  • адаптироваться в динамично развивающемся мире;
  • осознавать свои личностные, профессиональные, жизненные ценности;
  • отделять оценку поступка от оценки человека;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Ученик имеет возможность научиться:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и т.д.;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

  • способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
  • приемам самопознания;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • построения рассуждений;
  • умение концентрировать и переключать своё внимание;

Ученик имеет возможность научиться:

  • строить отношения с людьми других мировоззрений;
  • общаться  и  сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • выстраивать дружеские взаимоотношения;
  • смотреть в будущее и ставить перед собой цели школьных достижений;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится:

  • навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», преодолевать разрыв между этими областями; слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;
  • регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • концентрировать и переключать внимание.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Психология, как наука

Что такое: наука психология.

Правила групповой работы.

Легенда о трех зеркалах.

Практикум развития «Я-образа».

3

Слушание объяснений учителя,

анализ выступлений  одноклассников,

практическое занятие

Развитие коммуникативной культуры

Формирование группы "Разрешите представиться".

«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».

Я в мире людей.

Познай самого себя

Общение в моей жизни.

Секреты эффективного общения.

Конфликт  или взаимодействие?

Способы решения конфликтов

Комплимент - дело серьезное.

«Путешествие в Страну "Дружбы"»

«А без друзей на свете трудно жить…»

Мастерская пантомимы

Легко ли быть учеником?

Чего я боюсь?

На ошибках учатся.

Трудно ли быть настоящим учителем?

Работа с негативными переживаниями

Ставим цели

Рисуем проблему

Мы и наш класс

20

Слушание объяснений учителя,

 анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, просмотр презентаций одноклассников.

Развитие познавательных процессов

Мышление – это успех

Учимся мыслить играя

Лабиринты мышления

Кодирование слов с помощью цифр

Академия логических задач

Путешествие по реке творческих способностей

Катавасия

Крепкий орешек

Копилка интересных фактов

Литературная угадайка

«Всякая всячина»

Наше время истекло

12

Слушание объяснений учителя,

выполнение заданий, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, участие в онлайн-конкурсах.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема урока

Кол- во часов

Дата

план

факт

1.

Психология как наука. Что такое наука психология? Правила групповой работы.

1

2.

Легенда о трех зеркалах.

1

3.

Практикум развития Я-образа.

1

4.

Развитие коммуникативной культуры. 

"Разрешите представиться".

1

5.

«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».

1

6.

Я в мире людей.

1

7.

Познай самого себя

1

8.

Общение в моей жизни.

1

9.

Секреты эффективного общения.

1

10.

Конфликт  или взаимодействие?

1

11.

Способы решения конфликтов

1

12.

Комплимент - дело серьезное.

1

13.

«Путешествие в Страну "Дружбы"»

1

14.

«А без друзей на свете трудно жить…»

1

15.

Мастерская пантомимы

1

16.

Легко ли быть учеником?

1

17.

Чего я боюсь?

1

18.

На ошибках учатся.

1

19.

Трудно ли быть настоящим учителем?

1

20.

Работа с негативными переживаниями

1

21.

Ставим цели

1

22.

Рисуем проблему

1

23.

Мы и наш класс

1

24.

Развитие познавательных процессов

Мышление – это успех

1

25.

Учимся мыслить играя

1

26.

Лабиринты мышления

1

27.

Кодирование слов с помощью цифр

1

28.

Академия логических задач

1

29.

Путешествие по реке творческих способностей

1

30.

Катавасия

1

31.

Крепкий орешек

1

32.

Копилка интересных фактов

1

33.

Литературная угадайка

1

34.

«Всякая всячина»

1

35.

Наше время истекло

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...