ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2051»
Юридический адрес: проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2, г. Москва, 111674
ОКПО: 40259009 ОГРН: 5147746437229 ИНН/КПП: 7721854629/772101001
Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru Сайт: sch2051uv-new.mskobr.ru
Принята на заседании педагогического
совета
от « »
Протокол №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Психология человека»
Социально-гуманитарное направление
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 16 - 18 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель (разработчик):
Тверитинова Т.А.
г. Москва
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе авторской программы («Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых).
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ России от 31 марта 2021 года № 287.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации в связи реализацией Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 — 2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N Р-11 об открытии классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.
В системе непрерывного педагогического образования важным звеном является целенаправленная работа с учащимися старших классов по подготовке их к осознанному выбору профессий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология человека» (далее - Программа) разработана в рамках гуманитарного профиля обучения как элективный курс.
Программа разработана на основе интеграции общего и дополнительного образования и направлена на создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. Ориентирована на обучающихся, которые проявляют интерес к педагогической профессии.
Актуальность данной Программы обусловлена рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации в связи реализацией Программы развития педагогических образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 — 2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 29 октября 2020 г. N Р-11 об открытии классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования. И необходимостью формирования у обучающихся представлений о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессионального самоопределения.
Программа составлена на основе учебных пособий Р.С. Немова «Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов», рекомендованной Главным управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ, Я.Л. Коломинский «Основы психологии», Пономаренко Л.П., Белоусовой Л.В. «Основы психологии для старшеклассников».
Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи:
- формирование общих представлений о психологии как науке;
- знакомство с основными теоретическими и прикладными знаниями психологии;
- создание условий для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
- способствование осмыслению специфики педагогической профессии;
- развитие необходимых психологических качеств для будущей профессии;
- мотивирование обучающихся на самопознанию и развитию своих способностей;
- обучение эффективному деловому общению, умению конструктивно выстраивать межличностные отношения;
- оказание помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей.
Программа рассчитана на 2 года обучения (10 - 11 классы, 36 часов ежегодно). Курс психологии рассчитан на подростков 16 – 17 лет, соответственно, программа строится с учетом возрастных интересов девушек и юношей.
Программа включает в себя следующие разделы:
10 класс
- Введение в психологию
- Я – человек. Кто я?
- Психика
- Сознание
- Человек привычки
- Человек воли
- Человек нравственный
- Индивидуально-психологические особенности личности
- Эмоционально-волевая сфера личности
11 класс
- Эмоции и чувства
- Личность
- Общение
- Межличностные отношения
- Жизненное самоопределение
- Рефлексия
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам, которые важны для девушек и юношей в силу возрастных особенностей развития.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
- гуманизация образования;
- интеграция предметов;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- природосообразность материала;
- доступность образования;
- логичность и системность изложения материала;
- полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:
- Обучающиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
- Еженедельные уроки психологии позволяют обучающимся сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах.
- Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый обучающийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Курс «Психология человека» имеет теоретико-прикладную направленность, то есть в каждой теме предусматривается психологический практикум, в котором старшеклассникам предлагаются: психотехнические игры и упражнения, игры-коммуникации, анализ конфликтных ситуаций, рефлексивные упражнения.
Занятия содержат следующие элементы:
- Ведется индивидуальная работа в тетради, которые хранятся у старшеклассников, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает обучающимся определенную степень психологической безопасности.
- Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
- В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми юношеского возраста.
- Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и/или обсуждение, благодаря которому обучающиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.
- Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
- Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения, выполнения самостоятельного задания, или выполнения тестового задания в электронной форме.
Программа предполагает использование следующих методических приемов:
- устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
- «универсализация» трудностей через использование проективных форм «Одна девушка...», «Большинство людей...»;
- обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
- тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное обращение обучающихся к собственным затруднениям;
- контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» учащихся (уровень личностной ассимиляции знаний).
В ходе изучения курса учащиеся будут участвовать в проектно-исследовательской деятельности, создавать проекты, которые будут представляться по окончании курса. Поэтому в учебном плане предусматривается работа над проектами.
В ходе реализации Программы предполагается использование различных форм проведения занятий, таких как лекция, семинар, лабораторно-практические занятия, игры, творческие работы по темам (например, «Педагогические сочинения, размышления, статьи»), дискуссии, реферирование книг, статей в педагогической прессе, изучение и описание работы лучших педагогов, составление библиографии по темам. Особое место отводится метапредметным занятиям с групповой формой работы. Литература к теоретическим и практическим частям программы дана в таком объеме, чтобы она могла быть использована как обучающимися, так и педагогами.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что в процессе занятий обучающиеся старших классов имеют возможность максимально самореализоваться, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительной особенностью данной Программы является создание системы личностно-ориентированного обучения детей, склонных к выбору профессии педагога.
Формируемые в процессе занятий компетенции:
1. Компетенции позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти компетенции дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности.
2. Компетенции позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти компетенции помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
3. Компетенции самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какими они есть. Эти компетенции позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
4. Компетенции управления и самоуправления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5. Компетенция самостоятельного принятия решения – способность принимать конструктивные, взвешенные решения.
6. Компетенция решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами.
7. Компетенции работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти компетенции позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
8. Компетенции творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Учебно-тематическое планирование
10 класс (первый год обучения)
Раздел Предмет и задачи психологии. Психология практическая и научная. Отрасли и методы психологии Темы занятий Предмет и задачи психологии. Психология практическая и научная. Отрасли и методы психологии. |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Ввести обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию. Сформировать представления об основных теоретических сведениях научной психологии. Основные понятия Психология, психика человека, сознание, предмет психологии, отрасли психологии |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них.
| - готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей
|
Раздел Я – человек. Кто я? Темы занятий Я – человек. Содержание понятия. Кто я? Моя индивидуальность. Подготовка сообщения на тему «Человек, на которого я бы хотел быть похожим». |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Индивидуальная работа «Я сам о себе» и/или «Я глазами других людей». Актуализация значений (объяснительных схем), определяющих содержание психологического знания обучающихся о человеке (подростке). Основные понятия Человек. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- способность различать житейское и научное толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- способность формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- способность применять знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
- получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
- опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения.
| - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей
|
Раздел Что такое психика и как она устроена. Темы занятий Психика человека и психика животного. Интеллектуальное поведение животных. Грани психического Психические процессы и функции. Высшие психические функции. Внимание, как психический процесс. Виды внимания. Свойства внимания. Изучение особенностей внимания и методы его развития. Память, как психический процесс. Процессы памяти. Виды памяти. Личностные проявления памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания. Мышление, как психический процесс. Виды мышления. Этапы мыслительной задачи. Характеристика мыслительных операций. Качества умственной деятельности. Единство мышления и речи. Индивидуальные особенности мышления. Методы диагностики интеллектуальных особенностей человека. Нужда и потребность. Эмоции, чувства и ощущения. |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Представления о познавательных процессах. Анализ видов, структуры, механизмов познавательных процессов. Индивидуальные особенности внимания. Навыки регуляции произвольного внимания. Обучить приемам развития. Представления о свойствах и видах памяти, механизме запоминания. Выявление индивидуальных особенностей памяти, освоение мнемотехник. Представления о понятии мышления, процессах и операциях мышления. Освоить приемы развития логического мышления. Понимание особенностей гуманистической теории личности. Представления об иерархии потребностей. Основные понятия Познавательные процессы, внимание, виды внимания, распределение, переключение, устойчивость и концентрация внимания, механизм развития внимания. Память, виды памяти, запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание, мнемотехника. Мышление, виды мышления, анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия, абстрагирование. Гуманистическая психология, потребность, самоактуализация. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- способность различать житейское и научное толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- способность формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности.
| готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей. |
Раздел Сознание Темы занятий Бытие и сознание. Три уровня сознания Психологические защиты Я в структуре самосознания |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Структура и функции самопознания, понятие «Я-концепции». Представление о механизмах психологической защиты, видах психологической защиты. Развитие навыков распознавание и анализа особенностей проявлений психологических защитных механизмов. Основные понятия Самосознание, Я-концепция, самооценка, самоотношение, самоуважение. Психологическая защиты, механизмы психологической защиты, вытеснение, проекция, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.
- опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности.
| - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
|
Раздел Человек привычки Темы занятий Я и мои привычки. Принятие себя. Привычка и поведение. Привычки общения. Полезные и вредные привычки. Привычка как способ работы над собой. |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели «Привычка свыше нам дана ..., или, о чем написал поэт?» Управление поведением как управление образами нашего сознания. «Человек привычки» как сила, которая нами управляет. Сколько у человека привычек? Вредные и полезные привычки. Кому и зачем нужны вредные привычки? Привычки общения: о стереотипах в восприятии людьми друг друга. Выявление ресурсов коммуникации и коммуникативных барьеров - феноменология общения «по привычке». Как быть с плохими привычками: борьба с самим собой или? Как происходит отучивание от привычек? Конструктивное и защитное поведение. Основные понятия Привычки, конструктивное поведение. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность различать житейское и научное толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- способность формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
- получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности.
| - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Человек воли Темы занятий Воля и психика. Человек и воля. Сила воли |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Высшая психическая функция как функциональный орган человека (А.А. Ухтомский, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин). Как мы учимся управлять собою и другими людьми. Насильственное и ненасильственное управление. Насилие явное и скрытое. Слабоволие и способы его понимания, или, о чем мы спрашиваем, задавая вопрос: «У тебя есть сила воли?» Сила воли как способность управлять своим умом. Основные понятия Высшие психические функции, воля, управление людьми, сила воли |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности.
| - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Человек нравственный Темы занятий Человек как индивид, как субъект, как индивидуальность и как личность. Быть личностью. Хороший человек с плохим характером – кто это? Личность и подвиг. |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Представления о психологии личности, путях формирования личности. Рассмотреть основные теории личности в психологии. Основные понятия Личность, теории личности, психоаналитическая теория, бессознательное, сознательное, бихевиоризм, стимул, реакция, социальное научение. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность осуществлять ориентацию в динамично изменяющейся культурной ситуации;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Индивидуально-психологические особенности личности Темы занятий Организм, нервная система и темперамент. Основные свойства темперамента. Отличительные признаки темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Методы диагностики темперамента. Темперамент и характер. Структура характера. Классификация черт характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера. Методы изучения характера. Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Условия формирования способностей. Талант и одарённость. Методы изучения способностей. Психологические основы профессиональной ориентации. Общее понятие о профессиональной пригодности и. Психологическая структура профессиональной деятельности. Формула профессии. Профессиональные интересы, склонности и способности. Методы диагностирования профессиональной пригодности. |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Представления о способностях, факторы, влияющие на развитие способностей. Сущность понятия интеллект. Определение уровня интеллекта. Представления о понятиях творческих способностях и креативности. Определить соотношение креативности и интеллекта. Отработка приемов активизации мыслительной деятельности. Представления о психодинамических особенностях личности, истории развития учения о темпераменте. Углубленное самопонимание, развитие навыков самоанализа. Понятие характера. Освоение индивидуальных особенностей и черт характера, развитие навыков самоанализа, самовоспитания. Основные понятия Способности, задатки, талант, трудолюбие, интеллект, социальный интеллект, коэффициент интеллектуальности. Творчество, творческие способности, креативность, мозговой штурм. Психодинамические особенности личности, темперамент, типы нервной системы, холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Характер, черты характера. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Эмоционально-волевая сфера личности Темы занятий Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных процессов и состояний. Эмоции и чувства как продукт работы организма. Стресс и фрустрация, аффект, агрессивность. Методы изучения чувств. Природа и сущность волевой регуляции. Волевые свойства личности. Структура волевого действия. Воспитание и развитие воли. |
Содержание Осваиваемые учебные действия(умения) и модели Сформировать представления о понятии «стресс», проанализировать влияние стресса и дистресса на организм человека. Выработать пути адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Представления о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний. Овладение некоторыми приемами аутотренинга и релаксации, навыками преодоления негативных эмоциональных состояний. Представления об эмоциональной сфере. Формирование важности эмоциональной регуляции жизнедеятельности. Навыки идентификации эмоционального состояния. Основные понятия Стресс, дистресс, стрессовая ситуация, тревога, неспецифическая реакция организма. Саморегуляция, аутогенная тренировка, релаксация, визуализация, ресурсные состояния. Эмоциональная сфера, эмоции, чувства, аффект, настроение. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность регулировать и разрешать конфликты;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
11 класс (второй год обучения)
Раздел Эмоции и чувства Темы занятий Понятия об эмоциях и чувствах, их физиологические основы. Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, стресс. Способы выражения эмоций и чувств. Трудные состояния, их типология. Психологический стресс: что с ним делать? Основы саморегуляции. Теоретические вопросы психологии горя: виды, феноменология, динамика. Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего эмоционального состояния) |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Представления об эмоциональной сфере. Формирование важности эмоциональной регуляции жизнедеятельности. Навыки идентификации эмоционального состояния. Основные понятия Стресс, дистресс, стрессовая ситуация, тревога, неспецифическая реакция организма. Саморегуляция, аутогенная тренировка, релаксация, визуализация, ресурсные состояния. Эмоциональная сфера, эмоции, чувства, аффект, настроение. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность регулировать и разрешать конфликты;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Личность Темы занятий Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я свой возраст? Личность и ее проявления: понятие о личности. Природа личности и ее формирование. Направленность и способности личности: потребности, интересы, склонности, способности, задатки. Понятие о характере. Черты характера. Акцентуации характера. Практикум: «Я и моя самооценка». Практикум: «Акцентуации характера». |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Представления о психологических особенностях личности юношеского возраста. Понимание образа Я, представление о самооценке. Основные понятия Юность, самооценка, образ Я, мировоззрение |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность регулировать и разрешать конфликты;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Общение. Межличностные отношения Темы занятий Психология человеческих отношений. Понятие общения. Виды, структура и уровни общения. Психологические способы воздействия в процессе общения. Вербальные и невербальные средства общения. Язык телодвижений. Жесты и их значение. Зоны и территории общения. Трансактный анализ общения. Теория Э.Берна. Трудности в общении. Проблема застенчивости в общении. Конфликт и способы его разрешения. Практикум: «Стратегия моего общения». Практикум: «Коммуникативные игры». Межличностные отношения в малых группах. Социально-психологический портрет коллектива (классификация А.Н.Лутошкина). |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Основные представления о психологии общения. Представление о понятии общения. Анализ структуры и средств общения. Понятие невербальное общение, овладение приемами невербальной коммуникации, развитие навыков интерпретации невербальных сигналов в общении. Представление речевого общения, распознавание эмоционального состояния людей по интонации, влияние интонации на межличностное общение. Понятие о позициях в общении, представление об эго-состояниях личности. Анализ преимуществ и недостатков разных позиций в общении. Представление о стилях общения. Анализ эффективных стилей общения, освоение правил этикета. Представления о неконструктивном общении. Понимание сущности манипуляции, анализ причин манипуляции. Развитие навыков распознавания и противостояния манипулирования. Представление межличностного восприятия. Анализ основных феноменов межличностного восприятия. Развитие способности понимания влияния механизмов восприятия на процесс общения. Понятие конфликта. Представление о различных стилях конфликта. Углубленное самопонимание, определение собственного стиля поведения в конфликте. Понятие барьеры общения. Представления об основных психологических феноменах, препятствующих эффективному общению. Понятие конструктивное общение. Представления о приемах управления эмоциями и конструктивного реагирования на негативные эмоции. Формирование выработки собственных способов конструктивного общения. Представления о способах расположения к себе партнера. Овладение навыками самопрезентации. Анализ функций знаков внимания. Понятие лидер и лидерства. Представление о типах лидерства, стилях управления коллективом. Представление о психологических качествах лидера. Основные понятия Общение, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения. Речевое общение, интонация, темп речи. Эго-стояния, позиции в общении. Духовное и межличностное общение, примитивное общение, манипулятивное общение, светское общение, этикет. Манипулирование, типы манипулятивных систем. Межличностное восприятие, первое впечатление, эффект ореола, ошибка превосходства и привлекательности, каузальная атрибуция. Барьер общения, факторы, затрудняющие общение, стереотипизация. Конструктивное общение, приемы конструктивного общения. Знаки внимания, комплимент, похвала и поддержка, самопрезентация. Конфликт, конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Лидер, лидерство, типы лидеров, стили управления. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность инициировать, поддерживать и регулировать персональные отношения с другими на основе уважения их ценностей, верований, культуры;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность регулировать и разрешать конфликты;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
- способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности.
| - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей.
|
Раздел Жизненное самоопределение. Рефлексия Темы занятий Мотивы. Мотивация деятельности. Временная перспектива будущего. Практикум: «Модель моей будущей жизни» (программа развития временной перспективы). Содержание курса «Психология человека» |
Содержание Осваиваемые учебные действия (умения) и модели Понимание смысла жизни, выбора цели жизненного пути, продумывание жизненного плана. Формирование навыков постановки ближайших и дальних целей. Учет индивидуальных особенностей при выборе профессии. Влияние мировоззрений и жизненных ценностей на выбор профессии. Учет индивидуальных особенностей при выборе профессии. Основные понятия Собственная картина мира, самоопределение, жизненная перспектива, успех. Профессиональная перспектива. |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- способность получать знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
- способность раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия психологии;
- способность проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
- способность оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций.
- умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
- умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
- умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
| - умение вычитывать научный текст психологического содержания;
- умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
- умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
- умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
- получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
- способность получать необходимую информацию из различных источников, ориентироваться в них;
- способность критически относиться к информации с учетом ее технической инфра-структуры, контекста (социокультурного и идеологического);
- способность применять полученную информацию с учетом цели деятельности;
- способность осуществлять ориентацию в динамично изменяющейся культурной ситуации;
- способность инициировать, поддерживать и регулировать персональные отношения с другими на основе уважения их ценностей, верований, культуры;
- способность формулировать свою позицию и отстаивать ее при столкновении с чужой волей, умение обосновывать свою позицию, противостоять чужому давлению и настаивать на своем, используя адекватные языковые средства;
- способность удерживать две или более позиций одновременно, находить точки их соприкосновения и принимать решение с учетом разных позиций;
- способность регулировать и разрешать конфликты;
- способность управлять своими действиями и достигать намеченной цели, несмотря на разного рода помехи и усталость, в том числе в познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- способность осознавать свои чувства, желания и побуждения;
- способность принимать решение в ситуации конфликта побуждений и чувств, а также умение брать на себя ответственность;
• способность встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности. | - готовность проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
- готовность проявлять бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
- готовность осуществить осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- готовность понимать профессиональную деятельность как возможность участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
|
В ходе изучения курса психологии в 10 классе учащиеся должны знать/понимать: ∙ Что такое психология ∙ Отличие житейской и научной психологии ∙ Основные отрасли современной психологии ∙ Что такое познавательные процессы: память, внимание, мышление ∙ Что такое личность, индивид, индивидуальность ∙ Структура личности ∙ Что такое мотив, мотивация, саморегуляция ∙ Что такое темперамент, характер ∙ Что такое эмоции и чувства ∙ Основные характеристики чувств ∙ Что такое дружба В ходе изучения курса психологии в 11 классе учащиеся должны знать/понимать: ∙ Что такое психологическая культура личности и проявление ее в общении и отношениях; ∙ Что такое общение ∙ Что такое невербальное и речевое общение ∙ Какие существуют позиции и стили общения ∙ Что такое межличностное восприятие ∙ Какие существуют феномены межличностного восприятия ∙ Что такое конструктивное общение ∙ Что такое конфликт ∙ Какие существуют стили поведения в конфликте ∙ Что такое малая группа и коллектив ∙ Принципы правления конфликтом ∙ Кто такой лидер. Какие бывают типы лидерства ∙ Что такое деловое общение Формы аттестации и оценочные материалы Механизм оценивания результатов: 1. Владение фактами: - установление причин фактов; - установление взаимосвязей между фактами; - отличие основных фактов и фактов второстепенных. 2. Владение проблематикой: - формулирование проблем по теме; - умение отыскать возможные пути решения проблемы. 3. Владение понятиями: - раскрытие содержания понятий; - установление взаимосвязей между понятиями; - практическое применение понятий. 4. Владение правилами и приемами: - формулирование правил, требований, приемов; - раскрытие содержания правил, требований, приемов; - характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов. 5. Проверка навыков: - моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение; - выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение; - самоанализ результатов выполнения подобных действий. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся Примерные нормы оценки знаний учащихся. Отметка «зачтено» ставится, если учащийся полностью или в основном усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «не зачтено» ставится, если учащийся полностью не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя Оценка тестовых работ Отметка «зачтено» - если правильно выполнено от 50 до 100% работы. Отметка «не зачтено» - если правильно выполнено менее 50% работы
Организационно-педагогические условия реализации Программы Условия, необходимые для реализации программы Педагогический класс – кабинет, где есть возможность для показа видеороликов, презентаций, с партами и стульями для обучающихся. Материалы и оборудование: - Оборудование: компьютер, звуковоспроизводящее оборудование, видеовоспроизводящее оборудование.
- Материалы: бумага для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный материал с тестами, анкетами.
- Электронные материалы: созданные презентации, электронные варианты текстов, видеоролики, короткометражные фильмы, обучающие фильмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - «Психология» 10-11 класс А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 2007.
- Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В, Основы психологии для старшеклассников: пособие для преподавателя: в 2 ч. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002
- Преподавание психологии в школе (3-11 кл.) учебно-методическое пособие под ред. И.В.Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М., 2007г.
- Коломенский Я.Л. «Основы психологии» Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся. – Минск,1998.
- Лобанов А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум. – Минск, 2014.
- Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – СПб., 1997.
- Пономаренко Л.П. Психология для старшеклассников: пособие для педагога. – М., 2003.
- Рогов Е.И. Психология познания. – М., 1998.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие для педагогов и подростков. – М, 1998.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд. – СПб., 2002.
|