План-конспект занятия с подростками по теме «Отказы»
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Занятие проводится в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развитие навыков общения подростков".  Адресат занятия - подростки 12-14 лет. Целью занятия является структирирование имеющихся у подростков представлений о психологических  особенностях ситуаций отказа, рефлексия и интеграция личного опыта,  развитие навыков корректного отказа окружающим людям и принятия ситуаций отказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_otkazy.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме «Отказы»

Занятие проводится в рамках реализации образовательной программы «Развитие навыков общения подростков»

Адресат: подростки 13-15 лет

Цель: структурировать имеющиеся у подростков представления о психологических особенностях ситуаций отказа, обеспечить рефлексию и интеграцию личного опыта, развить навыки корректного отказа окружающим людям и принятия отказа.

Продолжительность: 2 часа (45, 45)

  1. Информирование подростков о цели и задачах занятия
  2. Разминка «Ассоциации».

Подросткам предлагается записать ассоциации к словам «согласие», «отказ», «нет», «да».

3. Упражнение-дискуссия «Слово «Нет» в моей жизни».

Подросткам предлагается вспомнить о ситуациях, когда им нужно было кому-либо отказать в чем-либо. В ходе групповой дискуссии обсуждаются вопросы: «Могу ли я отказывать?», «Какие у меня в подобных ситуациях возникают мысли и чувства?», «Приходилось ли мне попадать в ситуации, когда отказывали мне?».

4. Упражнение «Почему мне трудно сказать «нет»?»

Если разобраться в причинах, легче изменить ситуацию. Вот несколько отправных точек для поиска первопричин. Отметьте подходящие для вас варианты в бланке.

  • Не хочу казаться бессердечным
  • Хочу, чтобы меня считали любезным человеком
  • Не хочу спорить
  • Хочу, чтобы меня оставили в покое
  • Надеюсь, что в другой раз мне не откажут в ответной услуге
  • Испытываю чувство вины по отношению к просителю
  • Без меня они ни за что не справятся
  • Если не я сделаю, то кто?
  • Если я скажу «нет», то меня не будут больше любить
  • Не уверен, действительно ли я хочу сказать «нет»

Какие еще причины ты можешь назвать?

5. Упражнение-обсуждение «Как люди воспринимают безотказного человека?»

Акцентируются сложности, с которыми сталкиваются «безотказные» люди::

- такие люди соглашаются со всем подряд

- таких людей считают скучными

- такие люди хотят, чтобы их все любили

- такие люди хотят всем угодить

-таких людей легко использовать

- таких людей не воспринимают всерьез

- такие люди раздражают окружающих (все догадываются, что их «да» неискреннее)

- общение с такими людьми вызывает досаду

- такие люди заставляют других испытывать угрызения совести

6.Упражнение-обсуждение «Почему иногда полезно говорить «нет»?»

В ходе обсуждения психолог обращает внимание подростков на то, что отказ может быть:

- способом позаботиться о себе,

- проявлением истинного «Я» человека, с его желаниями, возможностями, слабостями и ограничениями (общение без обмана);

- способом противостоять манипуляциям.

7. Мини-лекция «Отказ без обид»

Психолог знакомит подростков с алгоритмом и правилами аргументированного отказа, акцентирует внимание на разнице между отказом и отвержением.

Алгоритм отказа

  1. Выслушать просьбу спокойно и доброжелательно
  2. Попросить разъяснения, если что-то не ясно
  3. Оставаться спокойным и сказать «нет»
  4. Объяснить, почему вы говорите «нет»
  5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений

Как сказать «нет», не обидев человека

  1. Объясни причину (но не оправдывайся)
  2. Пообещай подумать (попроси время для принятия решения и, возможно,  подготовки к более обоснованному отказу)
  3. Предложи выполнить просьбу в другой раз (при наличии реальной возможности)
  4. Похвали идею, прежде чем отказать
  5. Предложи свой вариант («Я совсем не разбираюсь в компьютерах и не могу помочь тебе с ремонтом, но знаю хорошего мастера и дам тебе его телефон»)
  6. Преврати все в шутку («Я бы с радостью поехала с вами, но через час моя карета превратится в тыкву, поэтому я спешу домой!»).
  7. Попроси дополнительную информацию для нахождения компромисса или отказа в дальнейшем («Насколько подробной должна быть моя презентация»)
  8. Помоги в другом («Боюсь, я не смогу дотащить диван со склада до твоего дома, но с удовольствием помогу тебе определиться с выбором в магазине»).
  9. Крайний вариант – смена темы.

10.Крайний вариант - использование техники «заезженной пластинки» (спокойное и монотонное повторение слова «нет»)

8. Тренинг по развитию навыка отказа

8.1. Упражнение «Неуверенный, уверенный и агрессивный ответы».

Цель: рефлексия собственных установок в общении, дифференцировка представлений об уверенной, неуверенной и агрессивной моделях поведения.

Подросткам предлагается придумать три типа ответов для каждой ситуации.

Ситуация 1: В гостях предлагают блюдо, которое тебе не нравится

Ситуация 2: Подруга хочет поделиться с тобой впечатлениями прожитого дня, а ты совершенно не настроена ее выслушивать.

Ситуация 3. В метро пожилая женщина категорично настаивает на том, чтобы ты уступил ей место.

Ситуация 4: Мама просит помочь ей с уборкой, а у тебя другие планы.

8.2. Упражнение «Десять вариантов отказа»

Цель: расширение репертуара используемых подростками вариантов отказа.

Подросткам предлагается вспомнить ситуации, когда им было сложно отказать кому-либо. Составляется список ситуаций. Задача каждого участника группы – придумать 10 вариантов того, как можно было бы отказаться от выполнения той или иной просьбы.

8.3. Упражнение «Вежливый отказ»

Цель: освоить алгоритм аргументированного отказа.

Пары подростков разыгрывают ситуации отказа одной из сторон. Следует обсуждение.

Ситуация 1. Подруга просит тебя дать списать домашнее задание, выполнение которого отняло у тебя много времени и сил. Ты – принципиальный противник подобных ситуаций.

Ситуация 2. Близкий родственник просит тебя занять ему крупную сумму денег для развития бизнеса. Он уже несколько раз начинал новые проекты и у него ничего не получалось. Он задолжал уже почти всем своим родственникам.

Ситуация 3. Друзья зовут тебя на экскурсию, о которой вы заранее договорились, а тебе лень.

Ситуация 4. Педагог настаивает, чтобы ты посещал внеурочные занятия по его предмету, а у тебя в это время другие важные дела.

Обсуждение занятия. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»

Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...

План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"

План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...