План-конспект занятия с подростками по теме «Как защититься от манипуляций»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Представлена структура занятия с подростками 13-15 лет по теме "Защита от манипуляций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме «Как защититься от манипуляций»

Цель занятия:  углубить и структурировать  имеющиеся у подростков представления о способах противодействия психологическим манипуляциям

Адресат: подростки 13-15 лет.

Продолжительность: 1 час (45 минут

1. Информирование подростков о цели и задачах занятия

2. Разминка - упражнение"Марионетки"

В парах подростков распределяются роли "кукловодов" и "марионеток". Каждой паре дается задание придумать и разыграть маленькую сценку кукольного представления, где кукловоды управляют всеми движениями "Марионеток". Следует обсуждение, в ходе которого акцентируются чувства участников.

3.Упражнение «Невидимый поводок»

Одному из подростков нужно придумать простое действие, которое он может совершить, а может и не совершить в зависимости от обстоятельств (простоять на одной ноге минуту, похлопать кого-либо по плечу, лечь на пол). Затем он должен огласить свои намерения. Другие участники, услышав об этом намерении, должны попытаться отговорить игрока от этого "поступка". Можно использовать любые доводы в рамках правил приличия. В роли «жертвы» давления по очереди оказывается каждый подросток. В ходе обсуждения акцентируется внимание подростков на использованных способах давления, чувствах "жертвы" и способности противостоять влиянию извне.

4.Упражнение  «Мои правила»

Цель – актуализация способов противодействия манипуляторам.

Подросткам предлагается написать на листе бумаге свод рекомендаций для того чтобы распознавать и уметь давать отпор манипуляторам.

5. Мини-лекция "Как защититься от манипуляций"

Подросткам сообщается основная информация о мерах противодействия психологическим манипуляциям.

Общие установки

1. Развитие самопознания. Чем лучше человек знает собственные особенности, слабости, уязвимости, тем проще ему разглядеть манипуляцию.

2. Совершенствование критического мышления, умения находить причинно-следственные связи.

3. Бдительность в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми (лучше не давать о себе никакой информации; так же необходимо помнить, что вся информация, размещаемая в социальных сетях, становится достоянием общественности).

 4. Развитие чувствительности к своих эмоциональным реакциям и телесным ощущениям.

5. Осознание и адекватная демонстрация личных психологических границ.

6. Развитие навыков ассертивного поведения.

7. Поиск поддержки (друзей, семьи, специалистов, с которыми можно говорить о своих переживаниях).

Конкретные методы

1. Уход или избегание контакта (смена темы разговора, игнорирование вопроса, равнодушное молчание, ссылка на отсутствие времени, сокращение или  полное прекращение общения).

2. Сделать скрытый мотив манипулятора явным. Для этого можно напрямую сказать о том, что вас беспокоит или спросить: "Зачем вам это нужно?", "Куда вы клоните?", "Скажите прямо, чего вы хотите?".

3. Использование открытых и уточняющих вопросов.

4. Нестандартное (неожиданное) поведение.

5."Отключение" эмоций (стереотипы манипулятора эмоционально окрашены).

5 Применение техник контр-манипуляции.

Упражнение «Скажи «нет»

Цель: развитие навыков ассертивного поведения.

Подросткам нужно в парах разыграть ситуации, в которых необходимо продемонстрировать умение отказывать.

Ситуация 1: Вы хотите уйти из компании, а друг продолжает занимать вас разговором. Вы говорите...

 Ситуация 2: Друг просит одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему...

Ситуация 3: Друг занял у вас деньги, и все время забывает вернуть. Вы заявляете ему...

Ситуация 4: В компании знакомые уговаривают вас выпить, но вам не хочется. Вы отвечаете...

Ситуация 5: Вас совестят друзья за то, что вы не хотите идти с ними в незнакомую компанию. Вы отвечаете...

Следует обсуждение.

Упражнение-дискуссия "Если манипулятор-"я"

Участникам предлагается вспомнить и обсудить ситуации, когда в роли манипулятора оказывался каждый из них.

В ходе общего обсуждения акцентируется внимание подростков на негативных аспектах частого использования манипуляций (потеря доверительных отношений с близкими людьми, разрушении деловой репутации и отношений и способах противодействия (самопознание, анализ эмоций и др.).

Подведение итогов

Завершение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»

Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...

План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"

План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...