План-конспект занятия с подростками по теме «Манипуляции»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10 класс)

Владимирова Ирина Михайловна

Представлена структура занятия с подростками 13-15 лет по теме "Психологические манипуляции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия с подростками по теме «Манипуляции»

Цель занятия: формирование у подростков общих представлений о природе, сферах проявления и видах манипуляций

Адресат: подростки 13-15 лет.

Продолжительность: 2 часа (45, 45)

1. Информирование подростков о цели и задачах занятия

2. Разминка "Ассоциации"

Подросткам предлагается записать ассоциации к слову "манипуляция", а затем выделить среди них положительные и отрицательные варианты.

3.Упражнение-обсуждение "Мои представления о манипуляциях"

Подросткам в устной форме делятся своими мнениями о содержании понятия "манипуляция".

4. Упражнение "Выбери определение"

Подросткам предлагается текст с несколькими определениями понятия "манипуляция" и предлагается выбрать наиболее удачное, на их взгляд, а также обосновать свой выбор.

5. Упражнение-обсуждение "Просьба и манипуляция"

В ходе группового обсуждения психолог обращает внимание подростков на то, что просьбы звучат конкретно, корректно и всегда оставляют право выбора, при этом человек не испытывает чувства вины, стыда или иных неприятных эмоций.

6.Мини-лекция

Психолог знакомит подростков с причинами, признаками, видами, эмоциональными мишенями и наиболее распространенными приемами манипуляций, приводит примеры манипуляций в идеологической (пропаганда), экономической (реклама, торговля) и социальной (воспитание, образование) сферах, уделяет особое внимание особенностям манипуляций в подростковой среде.

Психологическая манипуляция - это скрытое управление человеком, в результате которого манипулятор удовлетворяет свои потребности, скрываемые от объекта манипуляций. Это корыстное воздействие на другого человека, то есть в ущерб его интересам.

Основные признаки манипуляции

  • Манипуляция – это вариант психологического воздействия на человека, группу или общество.
  • В результате манипуляции меняется мотивация человека.
  • Скрытый характер воздействия.
  • Стремление получить односторонний выигрыш. Жертва манипуляции всегда оказывается в проигрыше, действует себе во вред.
  • Насильственный характер, игра на слабостях, на эмоциях и чувствах (страх, вина, любовь, жалость, неуверенность в себе, гордость и др.).
  • Антигуманный характер. Другой человек рассматривается как средство для достижения своей цели.

Виды манипуляций

  • осознанные (человек понимает суть своего воздействия) и бессознательные (человек не отдает себе отчет в мотивах своего поведения)
  • бытовые (возникают между близкими людьми) и профессиональные (возникают в профессиональных отношениях)
  • одиночные (разовые) и последовательные (сценарные, реализуют заранее продуманную стратегию действий)

7.Упражнение "Плюсы и минусы манипуляций"

Каждый подросток записывает на отдельном листе бумаги свои представления о положительных и отрицательных сторонах манипуляций. Следует обсуждение в группе.

8. Упражнение "Личность манипулятора"

Подросткам предлагается обсудить, какие индивидуальные особенности отличают человека, склонного к манипулятивному общению с другими людьми, а также то, на какие сигналы можно ориентироваться, чтобы распознать манипулятора.

9. Упражнение "Манипуляции в моей жизни"

Подросткам предлагается  вспомнить и рассказать о случаях из жизни, когда они сталкивались с манипуляциями. В ходе групповой дискуссии обсуждаются вопросы: "Где можно столкнуться с манипуляциями?", "Как я понял, что мой манипулируют?", "Какие мысли и чувства у меня возникали в подобной ситуации?", "Как я мог защитить себя ?"

10. Упражнение "Ситуации"

Подросткам предлагается проанализировать ситуации и раскрыть эмоциональный подтекст (эмоциональные мишени манипуляций) и цели говорящих. В ходе обсуждения подросткам предлагается ответить на вопросы: "Кто попадал в похожие ситуации?", "Какими приемами вы сами пользуетесь чаще?"

Список ситуаций:

Ситуация 1. "Если ты меня любишь, то ты купишь мне кроссовки" (манипуляция любовью).

Ситуация 2. "Если ты не исправишь двойку, я лишу тебя карманных денег" (манипуляция страхом).

Ситуация 3."Сам не можешь сделать, все время я тебе помогаю» ("ты все равно ни на что не способен, без моей помощи" (манипуляция неуверенностью в себе).

Ситуация 4. "Опять двойку получил по математике? Тогда будешь мыть посуду" ("мне лень мыть посуду, но неудобно просить тебя об этом", манипуляция чувством вины).

Ситуация 5. "Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же отличник". (манипуляция чувством гордости).

Ситуация 6. "Мария Ивановна, можно я не пойду на контрольную, у меня просто так сильно болит живот" (манипуляция чувством жалости).

Подведение итогов

Завершение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект тренировочного занятия по плаванию на тему:«Закрепление техники плавания способом баттерфляй (дельфин)»

Группа: группа начальной подготовки 2 года обучения(НП-2Тип занятия: Обучающий. Цель: Закрепление знаний, навыков и умений плыть способом баттерфляй (дельфин)...

План-конспект открытого занятия по боксу на тему "Ответные и контратакующие комбинации"

План-конспект открытого занятия по боксу в группе УТ-2 на тему "Ответные и контратакующие комбинации"...

План - конспект открытого занятия Воробьёвой Е.М. Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик"

Карта занятия Тема занятия: «Поздравительная новогодняя открытка со вставкой из шёлка. Выполнение рисунка на ней в технике "Холодный батик" Цель занятия:Создание условий для ...